Выбор зарядного устройства для гелевых и AGM аккумуляторов. Зарядное устройство agm для автомобильного аккумулятора


CTEK MXS 7.0 и зарядка AGM аккумуляторов в гаражных условиях

Стандартную систему резервного питания нельзя представить без пуско-зарядного агрегата. Он должен точно учитывать не только параметры АКБ, но и быть в состоянии сделать батарее своеобразную профилактику с помощью специальных режимов. Такими возможностями обладает продукт из Швеции от компании СТЕК Sweden AB.

Особенности зарядного устройства СТЕК MXS 7.0 для AGM аккумуляторов и комплектация модели

Универсальный прибор для восстановления заряда батарей собран в пластиковом корпусе небольшого размера. Из него с одной стороны выходит провод для подключения к сети 220 В. С другого торца корпуса выходит провод с разъемом, к которому есть возможность подсоединения «крокодилов», клемм под болты, штекера для прикуривателя или индикатора состояния АКБ. На входе все провода оборудованы пластиковыми муфтами, предохраняющими их от повреждений. На лицевой стороне аппарата расположены 12 индикаторов. Четыре из них указывают, что идет зарядка AGM аккумуляторов, еще четыре сигнализируют о состоянии батареи. Остальные светодиоды отмечают подключение агрегата к сети, а также неполадки батареи. Режимный селектор представлен единственной кнопкой, которой выбирается соответствующий регламент подзарядки:
  • Десульфатизация.
  • Основной процесс.
  • Поглощение.
  • Буферный этап.
  • Зарядный цикл.
  • Индикатор сети и ошибки.
  • Восстановительный цикл.

Основные функции прибора

Полностью автоматическая модель CTEK MXS 7.0 в состоянии предложить автовладельцу восемь этапов подзарядки. В режиме Supply интеллектуальное зарядное устройство для AGM аккумуляторов обеспечивает питание бортовой сети автомашины при отключении штатного АКБ. Это позволяет сохранить все важные системные настройки транспортного средства.

Несмотря на то, что MXS 7.0 не вошел в рейтинг портативных приборов для заряда батарей, этот агрегат в состоянии выполнить целый ряд функций следующего характера:
  • Выполнение диагностики АКБ демонстрирует, насколько она готова принимать и удерживать заряд.
  • Возможность заряда при температуре окружающего воздуха ниже +5°C.
  • Восстановление батарей AGM в режиме 14,7В/ 7А.
  • Цикл восстановления сильно разряженной и сульфатированной автобатареи.
  • Функция профилактической подзарядки, которая контролирует вольтаж батареи с периодической подачей на нее электротока.

Как происходит зарядка автомобильных AGM аккумуляторов при помощи CTEK MXS 7.0

Подготовительные мероприятия не должны вызывать каких-либо трудностей, но требуют выбора соответствующей функции. Даже при неправильном подключении зажимов к АКБ защита не допустит ее повреждения.

Подключение устройства

Сперва следует подобрать соответствующий концевик и подсоединить разъемы, после чего зафиксировать клеммы или крокодилы к батарее. Технология восстановления не зависит от рейтинга АКБ – она одинакова для всех батарей Absorbent Glass Mat. Процедура подключения и отключения заключается в выполнении несложных процедур:
  • Подключить зажим красного колера к положительному контакту АКБ, а черного – к отрицательному (если автобатарея не снимается с авто, то черный провод подключают к шасси).
  • Включить агрегат в сеть 220 В.
  • После завершения процедуры подзарядки в первую очередь следует отключить аппарат от сети.
  • Сначала снять с батареи черный зажим, а затем – красный.

На некоторых автомашинах встречается подключение, когда заземлен положительный контакт АКБ. В этом случае схема подсоединения проводов для зарядки севших AGM аккумуляторов выполняется наоборот: красный зажим присоединяют к шасси, а черный к отрицательной клемме батареи.

Процесс подзарядки

Переход к этапу подзарядки начинается с выбора нужного режима. Делается это кратковременными нажатиями на кнопку «Mode». В случае с АГМ – выбирать следует индикатор с изображением «снежинки». Далее процесс идет по следующему алгоритму:

  • Загорается первый светодиод в верхнем секторе панели, указывающий на плавный старт зарядного цикла.
  • Через некоторое время происходит переход на второй уровень (основной), о чем свидетельствует второй индикатор.
  • Переход на третий этап сопровождается загоранием соответствующего индикатора. Этот цикл предназначен для поглощения и диагностики. На данном этапе заряд достигает 80%, агрегат можно отключить и спокойно заводить автомашину.
  • Батарею также можно оставить на подзаряде до уровня 95-100%.
Полностью заряженная АКБ будет обозначена зеленым светодиодом в верхнем секторе панели. Поддерживающий режим заряда выполняется импульсами тока до 0,8 А при падении напряжения 13 В, что способствует качественному обслуживанию AGM аккумуляторов и традиционных источников тока. При достижении на клеммах АКБ потенциала 13,1 В этот цикл прекращается. Программа зарядки отключается кнопкой «Mode» по аналогии с начальным этапом.

Оставить агрегат без присмотра на долгое время можно только после перехода в режим полного заряда. В случае если прибор не переключился в течение 45 часов в это положение, то следует предполагать, что у батареи есть неисправности. Поэтому процесс следует прервать вручную.

autobann.su

Режим заряда для АКБ по технологии AGM

имхо неплохо бы в народный мануал закинуть.

----------------

Преамбула: большинство ЗУ для авто акб на рынке имеют лишь регулировку по току, с выходным напряжением от 15 В и выше, что, как выяснилось, для AGM и гелевых батарей вредно.

Увы, в общем, в очередной раз убедился в справедливости истины - "хочешь чтобы было сделано хорошо - сделай это сам"

Остается только высказать свое "фи" производителям AGM аккумуляторов, по поводу того, что в сети практически не встречается информации по их режиму зарядки, а заодно и производителям и продавцам ЗУ, по поводу того что не могут дать точный ответ, как с помощью их устройств можно зарядить гелевые и AGM акб.

В итоге, удалось "откопать" мануал к AGM батарее VARTA Ultra Dynamic, уверен, что аккумуляторы AGM Bosch S6 аналогичны и инструкция также справедлива и для них.http://www.varta-automotive.com/elearning/de/pdf/VARTA_Bedienungsanleitung_ultra-dynamic.pdf

AGM аккумуляторы под брендом автопроизводителей, как в нашем случае BMW скорее всего являются продукцией вышеуказанных аккумуляторных брендов.

Вкратце инструкция по уходу за AGM батарей:

- Перезарядка требуется при достижении напряжения на клемах АКБ 12.2 В- ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗУ ТОЛЬКО СО СТАБИЛИЗАЦИЕЙ ПО ВЫХОДНОМУ НАПРЯЖЕНИЮ, С ОГРАНИЧЕНИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ В БУФФЕРНОМ РЕЖИМЕ НЕ БОЛЕЕ 13.8 В- Максимально допустимое напряжение заряда 14.8 В (при комнатной Т)- рекомендуемый ток заряда - 0.1С- батарея не должна нагреваться выше 45 градусов- полный заряд достигается после 24 часов зарядки- раз в полгода рекомендуется полная зарядка

Следует также иметь в виду, что возможно у других производителей AGM акб (Optima) немного отличные рекомендации по зарядкеhttp://www.optimabatteries.ru/instr.html

В частности, производитель допускает использование напряжения при зарядке до 14.2 - 15,0 В и ток заряда до 10 А и даже режим ускоренной зарядки до 15.6 В с током 25 АПри этом, в буферном режиме напряжение также не более 13.6 В.

Вопрос зарядки гелевых акб не исследовал, но по тому что находил создалось впечатление что они еще более строги к режиму заряда.

UPD от 07.04.2016Гелевые АКБ не используются они в авто в качестве стартерных, используются в качестве акб для всяких солнечных батарей, бесперебойников и т.п. Слишком дороги, требуют бережного и аккуратного обращения, чувствительны к перепадам температур и т.п.Многие производители (и Оптима в их числе) и продавцы из маркетинговых соображений акб выполненные по технологии AGM называет Gel. Но это разные технологии.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Подытоживая - в автоматическом режиме можно заряжать такие акб с помощью ЗУ с возможностью регулировки не только по току но и по напряжению. UPD от 07.04.2016

С удивлением, обнаружил свой пост шестилетней давности еще живым , значит тема актуальна.Дополню его следующей информацией, мне, кажется она будет полезной в плане длительного опыта эксплуатации AGM АКБ.

Итак, после историй с "выжиранием" АКБ вебастой и цезарем 6-ти летней давности (!) машина продалась с тем же АКБ, который вполне был живым. Живым - имеется в виду, что он не приносил каких бы то ни было проблем, при постоянной эксплуатации и небольших простоях авто (до двух недель).

Т.е. оригинальный BMW AGM АКБ прослужил 7 лет и надеюсь еще послужит будущему владельцу (хотя есть шанс что в салоне при продаже авто акб все-таки доканали).

За историю владения авто (7 лет) с этим АКБ он разряжался у меня до различной степени разряда порядка 7-10 раз . Рекорд разряда - показание на клеммах 4 В. Заряжал после это дня два, малым током малым напряжением дня 2-3, и зарядил, после чего АКБ продолжил нормальное функционирование.

Как показала история, АКБ выжирал все-таки цезарь саттелит. После того как сперли барсетку с единственной бесконтактной меткой, пришлось вызывать мастера снимать его и после этого все истории с внезапным разрядом прекратились.

Причины разрядов были следующие:- поначалу - цезарь саттелит + чрезмерное увлечение прогревом салона вебастой при малых пробегах. Все-таки лучше не подключать прогрев салона, а греть только двигатель, а затем, заведя его уже прогревать салон.- длительные перерывы в эксплуатации авто (более нескольких месяцев) при неснятой клемме АКБ. Если оставляете машину надолго, снимите клемму и заприте машину ключом. СОВЕТ: для того чтобы не заниматься акробатикой в багажнике (на е83) при подключении АКБ обратно, можно через подкапотные клеммы подсоединиться к другой машине, акб, заряднику и открыть багажник как обычно, с ключа.- китайская накидка с подогревом на задние сиденья, оставленная в заднем прикуривателе. Почему-то этот прикуриватель не отключался и накидака продолжала работать.

Общий вывод: - AGM АКБ при бережной зарядке - вещь практически вечная, допускающая несколько полных разрядов и дающая стабильный ровный ток- под бережной зарядкой я подразумеваю режим заряда описанный в первом посте.- ЗУ лучше выбирать тот, в котором вы вручную сможете выставлять ограничения по напряжению и току, и делать это осмысленно, понимая, какой тип АКБ вы заряжаете и каковы правила его зарядки рекомендованные производителем АКБ. Что лично я выбрал в качестве ЗУ я писал, но вполне возможно что за это время появились и другие модели-производители.

PS: мое ИМХО по некоторым вопросам из треда этой ветки- после длительного простоя в несколько месяцев, что со снятой клеммой, что с неснятой, лучше выкроить время и зарядить АКБ. Зачем вам сюрпризы в дороге?- заряд АКБ лучше производить при комнатной температуре, поэтому зимой, после разряда АКБ, лучше снимать его и заряжать в тепле. Чтобы просто открыть багажник (на е83) используйте подкапотные клеммы. Если возможности заряжать в тепле нет, устанавливайте малый ток, менее 0.1С, он "разогреет" электролит, но это конечно займет много времени- при малых пробегах-больших простоях полезно АКБ периодически дозаряжать. Для долгой и счастливой жизни, АКБ должен быть большую часть времени заряжен на "почти полностью", при этомтекущий уровень заряда АКБ можно узнать из напряжения на клеммах (см. таблицу в первом посте), при этом учтите, что емкость с годами уменьшается. Т.е. заряд 7-летнего АКБ до 100% не значит, что это заряд АКБ 100% до емкости 100 А/ч.

12.65 volts - 100%12.45 volts - 75%12.24 volts - 50%12.06 volts - 25%11.89 volts - разряжен в ноль.

Нажмите, чтобы раскрыть...

 

www.bmwclub.ru

Charger for AGM car batteries. Part 2. — DRIVE2

Я писал недавно в своем блоге про собранное мной зарядное устройство для зарядки гелевых AGM автомобильных батарей. Решил сделать вторую часть, дабы открыть подводные камни, с которыми столкнулся при его наладке и запуске в работу.Сейчас оно работает, и работает хорошо, в отличие от прославленной зарядки "СТЕК", которая выдает в основном режиме на AGM батарею аж все 15,4в дикой необузданной напруги, никак не вяжущейся с рекомендациями производителей этих аккумуляторов по предельному напряжению для них — 14,7 в.Но чтобы мое устройство заработало как мне надо ( а надо мне не менее 4 А тока с ограничением по напряжению 14,7 в в основном режиме), пришлось его доработать. Признаюсь, делал это с помощью консультаций автора оригинальной схемы, которую приведу здесь еще раз, а потом расскажу. что поменялось и почему.Итак, было:

Эту схему автор разработал и применил для зарядки маломощных батарей малыми токами. Под большие токи пришлось кое что поменять, в том числе изменилась и та схема, которую я приводил в части первой, как окончательную.По порядку. В итоге я еще доработал схему.

Дело в том, что автор первоисточника убедил меня отказаться от использования реле из-за его инерционности. То есть оно отработает, спору нет, только нет и гарантии, что за время его срабатывания не успеет сгореть TL431. Ток на нем хоть и мгновение, но будет убойный.По его совету я ввел в схему в цепь между базой Q1 и землей транзистор КТ814 ("комплимент" КТ815-му), а стабилитрон TL431 включил между его коллектором и базой, а между базой и эмиттером — резистор 1 ком. То есть зашунтировал TL431 транзистором, через который пошел основной ток.Вот окончательная схема:

Zoom

Этот транзистор установил на небольшой радиатор около 20 см2 ( при работе он греется где-то до 50 гр.С). Резистор R5 поставил 150 Ом. Этот номинал получился неким компромиссом, обеспечивающим в основном режиме достаточное смещение на транзисторе Q1 для его открытия и пропускания необходимого зарядного тока на аккумулятор, который ограничивается резистором R7, задающем порог открытия шунтирующего транзистора Q3, а в буферном режиме со стабилизированным напряжением 13,6в — ограничителем тока через транзистор Q4, чтобы он зря не грел воздух своим радиатором.Ввел также кнопку S1, зачем — объясню ниже.Теперь зарядка производится следующим образом. При разряженном аккумуляторе до 12,3 в (примерно 25% остаточного заряда) срабатывает таймер NE555 и включается основной режим зарядки максимальным током 4 А. По мере зарядки ток уменьшается а напряжение на батарее растет. Как только оно достигнет 14,7 в, таймер NE555 отрабатывает на отключение. Напряжение стабилизируется стабилитроном TL431 на уровне 13,6 в, ток продолжит уменьшаться и стабилизируется в конце зарядки на уровне 500 — 700 мА (зависит от состояния и емкости батареи). Этот ток является для батареи незначительным и она может находиться под ним сколь угодно долго.Теперь о кнопке. Она нужна, чтобы принудительно включить микросхему ( и соответственно основной режим зарядки) на аккумуляторе, разряженном до остаточного напряжения более 12,3 в, то есть частично разряженным, но не до 25% остаточной емкости. Основной режим позволит большим током быстро зарядить батарею до уровня напряжения 14,7 в ( это более 80%), чтобы не ждать долго зарядки малым током в буферном режиме.Вот собственно и все.Отгонял я новорожденный зарядник на нескольких полных циклах зарядки AGM батареи Varta емкостью 68 Ah, заряжая и разряжая ее. Устройство работает четко. Температуры элементов в норме. Транзистор Q4 греется в буферном режиме градусов до 50 на своем радиаторе, а в основном режиме — естественно холодный. Силовой транзистор Q3 на моем ацком радиаторе с кулером едва нагревается до 40 градусов (температуры измерял не тактильным методом, то есть пальцем, а бесконтактным термометром Fluke, верить можно).Вот такой в итоге аппарат получился ( на нем правда еще не было на момент фото кнопочки S1):

Пользуясь случаем, выражаю благодарность автору оригинальной схемы за помощь в ее доводке для работы с током 4 А и выше. По его словам, это первое устройство собранное по этой схеме для такого тока.

www.drive2.com

7 важных параметров зарядного устройства для AGM и гелевых АКБ © Солнечные.RU

Систему резервного питания невозможно представить без зарядного устройства. От того, насколько полно и точно зарядное устройство учитывает параметры аккумулятора, зависит, сколько он Вам прослужит.

 

Рассмотрим параметры зарядных устройств, на которые стоит обратить внимание при выборе:

  1. Возможность установки зарядного тока. Несмотря на то, что это кажется естественной функцией, в некоторых зарядных устройствах регулировка тока зарядки невозможна. Для того, чтобы свинцовый аккумулятор прослужил максимальное количество времени, необходим ток зарядки равный 10% номинальной емкости (например 14 А для емкости 140А*час). Зарядка меньшим током не страшна для аккумуляторной батареи, просто увеличится время заряда. А зарядка током, большим 10% приведет к сокращению её срока службы.

  2. Выбор типа аккумулятора. Большинство представленных на рынке зарядных устройств предназначены для использования совместно с автомобильными жидко-кислотными аккумуляторными батареями. Эти модели ни в коем случае нельзя использовать для гелевых или AGM аккумуляторов, поскольку конечное напряжение заряда у всех типов батарей разное. Мало того, у герметичных необслуживаемых AGM и гелевых аккумуляторов оно ниже, чем у жидко-кислотных, а зарядка повышенным напряжением приведет к необратимому выкипанию электролита и значительному сокращению их срока службы.
  3. Температурная компенсация. При заряде, любые аккумуляторные батареи нагреваются, кроме того очень редко в помещении, где они находятся, поддерживается стабильная температура около 20 градусов. Во время зарядки температура батарей может увеличиться на 10 градусов и конечное напряжение заряда с учетом термокомпенсации -0,03В/гр/12В должно быть меньше на 0,03*10=0,3В. То есть, например для AGM типа не 14,3 В, а 14,0 В. Отсутствие термокомпенсации в этом случае приведет к перезаряду и сокращению срока службы аккумуляторной батареи. Поэтому, качественное зарядное устройство обязательно должно иметь термокомпенсацию, желательно с выносным температурным датчиком (для максимальной точности измерения).

  4. Несколько стадий заряда. Для оптимального заряда свинцового кислотного аккумулятора необходимо использовать минимум 3-х стадийный режим. На первой стадии идет зарядка постоянным током (напряжение при этом растет), на второй — постоянным напряжением (ток при этом уменьшается), на третьей — поддержание заряженного состояния пониженным постоянным напряжением (буферный режим с минимальным током, компенсирующим ток саморазряда). В случае, если поддержание 100% заряда не требуется, достаточно 2-х стадийного режима. Автоматические ЗУ для гелевых и AGM АКБ обычно имеют 3 или 4 стадии зарядки.
  5. Корректное напряжение в буферном режиме. Зачастую встречаются зарядные устройства с некорректным напряжением для буферного режима, чаще всего 13,8 Вольт. Однако, например для AGM аккумуляторов напряжение в буферном режиме равно 13,3 В при температуре 25 градусов. И их круглосуточная эксплуатация с некорректным напряжением 13,8 В приводит к тому, что их срок службы сокращается примерно в 2 раза из-за постепенного выкипания электролита.

    Вы можете проверить наличие кипения медицинским стетоскопом или просто приложив ухо к аккумулятору. Примерно после 48 часов нахождения в буферном режиме, газовыделение должно прекратиться практически полностью.

  6. Регулируемая скорость вентилятора. При наличии вентилятора охлаждения и эксплуатации зарядных устройств в домашних условиях немаловажным может оказаться наличие регулируемой скорости вентилятора. Это позволит минимизировать шум работающего устройства, а если вентилятор обладает возможностью автоматического полного отключения, то работа будет абсолютно бесшумной.

  7. Рабочий температурный диапазон. Большинство бытовых моделей имеет температурный диапазон +5...+40 градусов. Более широкий диапазон обычно указывает на то, что подразумевается профессиональное использование, что в свою очередь косвенно говорит о высоком качестве. Кроме того, если Вы планируете заряжать аккумуляторы в неотапливаемом помещении, необходимо выбирать модель с широким температурным диапазоном.

 

Надеемся, приведенные выше советы помогут Вам сделать выбор зарядного устройства!

www.solnechnye.ru

Зарядка аккумуляторов — не всё так просто! — DRIVE2

Испортив первый AGM аккумулятор совершенно исправным зарядным устройством известного производителя около года назад, мы забеспокоились.Опущу рассказ о проблемах и поисках, сразу к делу.Оказалось, проблема серьёзная, но решаемая, Роберт Бош её уже решил. Мы воспользовались решением, и уже год не знаем проблем и радуем этим решением коллег и клиентов. Итак :

Зарядное устройство Bosch C3 — четыре режима, полностью автоматическийВходное напряжение: 220 – 240V ~50/60Hz

Выходное напряжение: 6/12V

Текущий заряд: 3,8A или 0,8А ± 10%

Тип батареи: 6V + 12V свинцовые батареи (WET, AGM,GEL, VRLA)Емкость батареи: 6V = 1,2 А/ч -14 А/ч12V = 14 А/ч -120 А/ч

Режимы:Режим 1 «6 V» — заряд (7,3 V / 0,8 A; емкость от 1,2 А/ч до 14 А/ч)Режим 2 «12 V» — заряд — мотоциклетные батареи (14,4 V / 0,8 A; емкость 1,2 — 14 А/ч)Режим 3 «12 V» — заряд — автомобили (14,4 V / 3,6 A; емкость от 14 А/ч до 120 А/ч)Режим 4 «12 V» — заряд — холодн. время года/AGM (14,7 V / 3,8 A; емкость от 14 А/ч до 120 А/ч)Особенности:Регенерация: автоматическое включение импульсного режима заряда при остаточномнапряжении батареи 7,5-10,5VРежим непрерывной подзарядки: после завершения режимов 1-4 осуществляется непрерывнаяподзарядка малым током (1,5А)

теперь С7 :шесть режимов, полностью автоматическийВходное напряжение: 220 – 240V ~50/60HzВыходное напряжение: 12/24VТекущий заряд: 7A или 3,5А ±10%Тип батареи: 12V + 24V свинцовые (WET, AGM, GEL, VRLA)Емкость батареи: 12V = 14 А/ч -230 А/ч24V = 14 А/ч -120 А/чРежимы:Режим 1 «12 V» — заряд — авто/мотоциклетные батареи (14,4 V / 7 A)Режим 2 «12 V» — заряд — Зима/AGM (14,7 V / 7 A)Режим 3 «12 V» — режим регенерации после глубокой разрядки (16,5 V / 1,5 A)Режим 4 «12 V» — режим «источник питания» (13,6 V / 5 A)Режим 5 «12 V» — заряд — грузовые автомобили (28,8 V / 3,5 A)Режим 6 «12 V» — заряд — грузовые автомобили — холодн. время года/AGM (29,4 V / 3,5 A)Особенности:Регенерация: автоматическое включение импульсного режима заряда при остаточномнапряжении батареи 7,5-10,5VРежим непрерывной подзарядки: после завершения режимов 1-4 осуществляется непрерывнаяподзарядка малым током (1,5А)Режим восстановления полностью разряженных батарейРежим «Backup» / «Источник питания»: устройство может быть использовано в качестведополнительного внешнего источника питания электронной системы автомобиля в то время,когда батарея заряжается.Аксессуары:Крепление на стену.Также альтернативные аксессуары от С3

! короче, эти устройства (что редко !) нужны и тем, кто хорошо разбирается в вопросе, и тем, кто ни бумбум, и не хочет. Просто подключи провода. Читать инструкцию, правда, никому еще не мешало…;)

Цены вполне адекватные, через Arttuning.ru можно купить и заказать по Москве и РФ.

…и еще! Взявшись разбираться с аккумуляторами, решил проблему и пальчиковых . Нашлось замечательное устройство, которое оживило большую часть моих запасов аккумуляторов AA и AAA, и позволило доверить ему разбираться с ними, не следить за часами, током …всё само!

Зарядное устройство TechnoLine BC-700 относится к классу продвинутых зарядников. Оно позволяет одновременно производить зарядку пальчиковых аккумуляторов формата AA и AAA, причём как никель-кадмиевых, так и никель-металгидридных. При этом, вы можете изменять ток зарядки для более быстрого результата или для продления срока службы аккумуляторов. Кроме того, зарядное устройство выдаёт вам информацию о токе зарядки и напряжении каждого элемента питания. Характеристики TechnoLine BC-700•4 слота для аккумуляторов•форматы AA и AAA•поддержка NiCd и NiMH аккумуляторов•ёмкость до 3000 мАч.•Ток зарядки — 200, 500 или 700 мА•Функции:•Датчики перегрева для предотвращения перезарядки аккумуляторов•Определение повреждённых аккумуляторов •Разрядка аккумуляторов•Оживление старых аккумуляторов несколькими циклами зарядки/разрядки•Тестирование — определение ёмкости аккумуляторов •Информация:•Ток зарядки•Время зарядки (затраченное)•Напряжение элементов•Заряженная ёмкость•Питание от сети 100-240 В, 50/60 ГцВо как!

www.drive2.ru

Зарядные устройства для аккумуляторов

Сегодня на рынке предлагаются как традиционные зарядные устройства, так и автоматические — с микропроцессорным управлением. При этом неоднократно доводилось слышать вопрос: какие лучше? Чтобы ответить на этот вопрос максимально корректно, мы обратились за консультацией к Айвару Лапе — специалисту в данной области.

Как известно, традиционные зарядные устройства заряжают постоянным током. Этот ток можно регулировать. Дальше — все просто: напряжение растет, ток падает (см. графики). Автоматические же устройства самостоятельно распознают тип аккумулятора — жидкостный, AGM или GEL, замеряют напряжение, сопротивление, и еще несколько параметров. На основе полученных данных устройство моделирует программу зарядки для каждой конкретной батареи. Некоторые “автоматы” умеют комбинировать режимы заряда, что позволяет отчасти восстанавливать подвергшиеся более-менее глубокой сульфатации пластины АКБ (см. врезку).

Применение

В принципе, автоматические устройства считаются универсальными — для всех типов батарей. При этом одна из главных сфер их применения — зарядка тех аккумуляторов, которые нельзя перезаряжать: то есть, AGM и GEL. Обычный жидкостный аккумулятор заряжается до достижения 14,8 Вольта, для AGM верхний предел — 14,6 Вольта, для GEL — 14,3 Вольта. И если для жидкостной батареи перезаряд не так критичен, то для AGM и GEL это чревато необратимыми последствиями. Можно ли заряжать AGM и GEL традиционными зарядками? В принципе — можно, но специалисты не очень рекомендуют это делать: это зарядка на свой страх и риск.

Плюсы и минусы

При всех плюсах автоматических устройств, есть один нюанс: сильно разряженный аккумулятор ими, как правило, не удается зарядить. У многих “автоматов” есть нижний порог, с которого они начинают заряжать. Если аккумулятор разряжен ниже этого порога, устройство попросту не включится. Задумка понятна. По мнению производителей аккумуляторов, если батарея просела ниже определенного предела — она не подлежит восстановлению. В наших экономических реалиях это утверждение, понятное дело, не всегда применимо, и глубоко разряженные аккумуляторы пытаются восстанавливать. А сделать это можно только при помощи традиционного зарядного устройства.

Другие нюансы

Еще одно свойство “автоматов” — некоторые модели иногда заряжают аккумулятор не до конца. Почему это происходит? Как вариант, устройство, следуя программе, отключается при достижении определенного напряжения. Но закавыка в том, что напряжение достигло нужной величины, а плотность электролита — еще нет. В принципе, зарядить до конца — можно, но для этого приходится держать аккумулятор на зарядке дольше. Иными словами, вопрос “что лучше” — будет, наверное, не совсем корректен. У каждого типа зарядных устройств есть свои плюсы и минусы, а выбор зависит от того, для каких целей это устройство приобретается.

Сульфатация

Одна из основных проблем жидкостных аккумуляторов — сульфатация: образование кристаллов сернокислого свинца — сульфата — на поверхностях пластин и стенках пор активной массы. В принципе, сульфатация — естественный электрохимический процесс внутри аккумулятора, возникающий при его разряде. Соответственно, при зарядке происходит десульфатация. Другое дело, что сульфатация может быть глубокой и трудно обратимой — то есть, кристаллы сернокислого свинца становятся крупными и слаборастворимыми. К этому приводят, например, частые глубокие разряды, хронический недозаряд, длительное хранение в разряженном состоянии и частые заряды током большой величины — то есть, ускоренные. Кристаллы сульфата образуют изолирующий слой, в результате чего не вся активная масса пластин участвует в работе. Каверзный нюанс: подвергшийся глубокой сульфатации аккумулятор заряжается даже быстрее, вот только и разряжается он быстро. А главное — емкость батареи уменьшается.

Алексей ИГНАТЕНКО, R?ga автомобильная

Вот зарядное устройство традиционного типа. Кстати, по словам специалистов, довольно частая ошибка — подключение аккумулятора к уже включенной зарядке: существует риск взрыва. Поэтому алгоритм следующий: присоединить клеммы (сначала — плюс, чтобы не искрило), потом — регулятор на ноль, затем — включить в розетку, и выставить зарядный ток не более 1/10, а лучше — 1/20 от емкости.

Микропроцессорное зарядное устройство — компактнее, величина тока вручную не регулируется: аппарат его выставляет сам. Можно выбрать только режим заряда: обычный или ускоренный.

Вот графики, иллюстрирующие процесс зарядки при помощи различных устройств. Сверху — зарядка с помощью традиционного устройства: напряжение растет, ток падает. Почему для автоматических устройств дается несколько графиков? Потому, что “автоматы” тоже бывают разные — например, с микропроцессором и без.

Поделиться:

autooboz.info


Смотрите также