Взрыв аккумулятора: из-за чего происходит, последствия, как избежать. Взрыв аккумулятора автомобильного


взрыв аккумулятора — теория и практика — DRIVE2

У меня зазвонил телефон. На проводе — знакомый ремонтник: "Приезжай, есть интересная для тебя тема — на эвакуаторе притянули машину, в которой рванул аккумулятор!" Вот же засада — тема действительно интересная, но как снег на голову, никакой возможности подъехать нет, занят другими делами.

"Слушай, — отвечаю, — сфотографируй, что ли, хоть на мобильник — очень надо". А нужны мне были эти фотографии, потому что мало кто из наших читателей верит, что взрыв аккумулятора возможен вообще. Подтверждение тому — обсуждение статьи "С донорской помощью" ("Автобизнес" №2 14.01.10) на форуме abw.by.

С тем, что зарядка разряженной батареи сопровождается выделением водорода, никто из участников форума не спорил. Что водород с кислородом образуют взрывоопасный гремучий газ — тоже. Не верили наши читатели в то, что, во-первых, реально получить нужную для воспламенения концентрацию смеси водорода с кислородом. Дескать, водорода выделяется немного, он легкий, поэтому не скапливается, а быстро улетучивается. Во-вторых, чтобы рвануло по-настоящему, гремучего газа должно накопиться в достаточном для полноценного взрыва объеме, но что таковым может быть воздушная прослойка между электролитом и крышкой батареи — сомнительно. Кое-кто был готов поверить, что аккумулятор может распереть газами изнутри, но никак не в возможность взрыва.

Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На фотографиях видно, что стенки и крышка оплавились, значит, их разорвало не давлением газов изнутри. Определенно пластик поврежден огнем.

Но если было пламя, должна быть и искра, от которой пламя возгорелось. Интересуюсь: "прикуривали"? Оказалось — нет. Как моему знакомому рассказал владелец, беда произошла при движении, когда автомобиль подкатывал к светофору. По его словам, сначала был хлопок, но насколько серьезный оборот приняло дело, стало понятно, когда автомобиль остановился на светофоре и из-под капота повалил дым. Пришлось выскакивать из машины, хвататься за огнетушитель.

Но где собралось достаточное для взрыва количество гремучего газа? На снимках видно, что повреждения корпуса батареи доходят только до какого-то уровня. Скорее всего, это и есть уровень электролита в банках. В таком случае похоже, что уровень был ниже нормы. Понятно, что чем ниже уровень электролита, тем больше газа скапливается под крышкой батареи.

Однако нужна еще искра. Ремонтник, который сделал для меня снимки, рассказал, что был свидетелем взрыва аккумулятора, но не на автомобиле, а прямо в мастерской. Аккумулятор был подключен к стационарному зарядному устройству. Кто-то в этот момент работал с "болгаркой". Как искра от круга "болгарки" долетела до батареи, стоявшей в отдаленном углу, никто объяснить не может, тем не менее это произошло. Вид у аккумулятора после взрыва, по словам знакомого, был похожим на то, что изображено на фотографиях. Как видим, источники искры могут быть самыми невероятными.

Где она образовалась в нашем случае, сказать трудно. Судя по тому, что на снимках видны оголенные пластины, можно предположить, что электролит "выкипел" ниже кромок пластин. Если по какой-то причине между положительными и отрицательными пластинами выше уровня электролита произошло короткое замыкание, оно могло быть источником искры. В то же время электролит мог выплеснуться при взрыве — я сам был когда-то свидетелем этого. Поэтому остается только догадываться, что же все-таки на самом деле привело к такому редкому, но весьма опасному явлению.

Проще сказать, как его избежать. Прежде всего, нужно контролировать уровень электролита и своевременно доводить его до нормы, что позволит поддерживать минимальным объем, в котором может накапливаться гремучий газ. Приходится сожалеть, что проверить уровень нельзя, когда в банках не предусмотрены пробки, а корпус батареи выполнен из непрозрачного пластика. Во-вторых, требуется периодически проверять величину напряжения на клеммах аккумулятора при работающем генераторе. Если напряжение превышает 14,5 В, это свидетельствует о неисправности генератора, которая ведет к интенсивному "выкипанию" электролита, а это понижение уровня и выделение большого количества веществ, необходимых для образования взрывоопасного газа.

Наконец, необходимо соблюдать технику безопасности. В частности, при запуске двигателя методом "прикуривания" напрямую между собой следует соединять только плюсовые выводы донорского и разряженного аккумуляторов. "Минус" от донорского аккумулятора требуется подключать не к "минусу" разряженной батареи, а подальше от него. Наилучшим местом для крепления "крокодила" отрицательного пускового провода является "масса" запускаемого двигателя. Этот же зажим по окончании процедуры для уменьшения риска взрыва гремучего газа следует отсоединять первым.

Сергей БОЯРСКИХABW.BY

www.drive2.ru

Взрыв аккумулятора автомобиля - Легкое дело

Причины взрыва аккумулятора на автомобиле и как его предотвратить

Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи являются достаточно безопасным источником питания. Но с одной оговоркой. Если их правильно эксплуатировать и соблюдать правила техники безопасности. Если подходить к обслуживанию АКБ халатно, то аккумулятор может и взорваться. Многие скажут, что этого не может быть. Ещё как может. Но при определённом стечении обстоятельств аккумулятор в автомобиле взрывается. Поскольку внутри аккумулятора залит раствор кислоты, такой взрыв может нанести вред здоровью окружающих. Давайте, поговорим о том, как не допустить взрыва аккумулятора автомобиля.

Электрохимические процессы, протекающие в аккумуляторе

Чтобы понять причины взрыва автомобильного аккумулятора, нужно вкратце рассмотреть, что происходит у него внутри.

Свинцово-кислотные аккумуляторы могут находиться в заряженном и разряженном состоянии, а также в процессе перехода между ними. Когда происходит переход между этими пограничными состояниями АКБ, плотность электролита и напряжение аккумулятора изменяются по линейной зависимости.

Напряжение на выводах заряженной батареи равно 12,7─12,9 В. Если аккумулятор испытал глубокий разряд, то напряжение на токовыводах может опуститься меньше шести вольт. Принцип действия батарей свинцово-кислотного типа основано на протекании электрохимических реакций в электролите (это водный раствор серной кислоты). При подключении к выводам АКБ внешней нагрузки начинается реакция взаимодействия оксида свинца с электролитом. В ходе её протекания идёт образование PbSO4 из металлического свинца.При этом на положительных электродах идёт восстановления оксида свинца (PbO2 ), а на отрицательных окисляется Pb. При заряде аккумулятора процесс идёт в обратном направлении. Когда заканчивается сульфат свинца, начинается электролиз воды, при котором на катоде выделяется водород, а на аноде кислород. Именно эти газы при неаккуратной эксплуатации могут привести к взрыву аккумулятора автомобиля.

Реакции, которые проходят на электродах аккумулятора, представлены ниже. При разряде процесс идёт слева направо. При заряде батареи реакция идёт в обратном направлении.

Как можно видеть по этим реакциям, при прохождении процесса разряда в аккумуляторной расходуется серная кислота из электролита и происходит понижение его плотности. В процессе заряда, наоборот, увеличивается плотность электролита. На финальной стадии зарядки рекомендуется постоянно следить за процессом и избегать электролиза воды. В этот момент из-за образования кислорода с водородом создаётся впечатление закипания электролита. Электролиз воды нежелателен, поскольку в этом случае идёт повышенный расход воды и выделяются газы. Это кислород с водородом, смесь которых называют гремучей. Подробнее об устройстве и принципе действия аккумулятора читайте по ссылке.Вернуться к содержанию

Причины взрыва АКБ

Как понятно из сказанного выше, взрыв автомобильного аккумулятора происходит в результате воспламенения смеси водорода и кислорода. Но взрыв не происходит вдруг и на ровном месте. Для этого должны быть выполнены некоторые условия. Их нужно понять, чтобы ваш аккумулятор при эксплуатации не взорвался.

Электролиз воды в аккумуляторе при движении автомобиля идёт постоянно. Редко в бортовой сети авто держится идеальное напряжение. К тому же генератор при различных оборотах коленчатого вала вырабатывает разное напряжение. Если оно превышает 14,1 вольта, то начинается довольно активный процесс электролиза воды. Пузырьки кислорода и водорода поднимаются на поверхность и создаётся впечатление, что электролит кипит. Из-за каких причин кипит аккумулятор на машине подробно описано по ссылке. В штатном режиме ничего страшного в этом газообразовании нет.

Водород и кислород выходят из электролита и накапливаются под крышкой. Производители современных аккумуляторов предусматривают в крышке корпуса АКБ систему газоотведения. Через неё газы выходят из аккумулятора и рассеиваются. Такая эксплуатация взрывом не грозит. Чтобы гремучая смесь без проблем выходила наружу, выходные отверстия должны быть чистыми и не забитыми пылью.

На мощность взрыва аккумулятор влияет именно объем накопленной смеси водорода и кислорода. Поэтому важно обеспечить нормальное газоотведение и стабильную работу генератора с регулятором напряжения. Ведь если напряжения заряда АКБ от генератора будет постоянно завышаться, то газы будут образовываться и выделяться более интенсивно. Следовательно, неисправное оборудование в электросети автомобиля является фактором дополнительно увеличивающим риск возникновения взрыва АКБ.

Ещё один момент – это уровень электролита в банках. Если он сильно снижен, то увеличивается объем свободного пространства, где накапливается газ. Если запустить контроль за уровнем электролита и не доливать дистиллированную, это также повышает риск взрыва. Точнее, увеличивает его мощность, если газовая смесь взорвётся.

Дополнительный фактор риска – это чехол для аккумулятора автомобиля. Владельцы авто часто делают их для того, чтобы утеплить АКБ и предохранить от грязи. Это дело полезное, но нельзя допускать, чтобы чехол закрывал выводы на корпусе для удаления газа. В противном случае газ будет накапливаться.

Причиной взрыва смеси газов может стать искра от электрических контактов, зажигалки, спичек, сигареты и т. п. Искра также может возникать между клеммами и выводами аккумуляторной батареи при плохом контакте. Искру может провоцировать ненадёжное соединение, окисление, загрязнение. Ведь все это нарушает контакт и вызывает искрение и, как следствие взрыв.

Как видите, обычная небрежность в обслуживании аккумуляторной батареи может вызвать её взрыв. Или, по крайней мере, усугубляет его последствия.

Как избежать взрыва аккумулятора?

Теперь, зная о причинах взрыва автомобильного аккумулятора, можно сформулировать рекомендации по предотвращению этого ЧП. Чтобы свести риск взрыва к минимуму нужно, соблюдать следующие правила:

  • держите в исправном состоянии электропроводку и контакты в бортовой сети авто. Изношенные детали нужно заменять, окисленные контакты зачищать. То же самое касается клемм и токовыводов аккумулятора. Помните, что искрение в непосредственной близости от АКБ, может спровоцировать взрыв;
  • содержите в исправном состоянии генератор и регулятор напряжения. На аккумулятор не должно подаваться повышенное напряжение. Тогда процесс электролиза и газообразования будет сведен к минимуму;
  • при одевании чехла на аккумулятор не забудьте сделать в нём прорези в местах, где он закрывает газоотводящие отверстия;
  • держите аккумуляторную батарею в чистоте. Особенно обращайте внимание на чистку отверстий в корпусе, через которые уходят выделяющиеся газы;
  • никогда не допускайте искрения и открытого огня рядом с АКБ. Не пытайтесь подсвечивать аккумулятор зажигалкой или спичками, когда проверяете уровень электролита. Для его проверки используйте стеклянную трубочку;
  • регулярно проверяйте уровень электролита и доливайте дистиллированной воды при необходимости.

Соблюдайте эти простые рекомендации и ваш аккумулятор не взорвётся. Помните, что речь идёт о вашей безопасности.

Ещё раз хотелось бы напомнить, что внутри аккумулятора находится разбавленная кислота. Это едкое вещество, которое представляет опасность для человека. При работах по обслуживанию АКБ всегда надевайте резиновые перчатки и защитные очки. Это несложно, зато защитит ваше здоровье.

На сегодня всё. В заключение посмотрите видеоматериалы ниже, а также пишите отзывы в комментариях. Подробнее о том, что такое аккумуляторная кислота. читайте в статье по ссылке.Вернуться к содержанию

Примите участие в опросе!

http://akbinfo.ru

legkoe-delo.ru

Полезные советы

1 Марта 2011

Почему аккумулятор взрывается?

При несоблюдении правил обслуживания, главное из которых заключается в своевременной доливке дистиллированной воды в банки аккумуляторных батарей для поддержания уровня электролита над пластинами (10-20 мм. в корпусах старых конструкций и 20-40 мм. - в новых), у автомобильных аккумуляторов снижается работоспособность в режиме пуска двигателя и уменьшается надёжность их работы.

Из теории работы свинцовых автомобильных аккумуляторов известно, что процесс их заряда (на автомобиле или на стационарном стенде) сопровождается разложением воды, находящейся в электролите, на газ - водород и кислород. Часть выделяемого кислорода (в атомарном состоянии имеет отрицательный заряд) оседает на жилах решёток положительных пластин, окисляя их и сокращая ресурс аккумуляторной батареи. Другая часть выделяющегося кислорода и водорода выходят из электролита на поверхность, создавая видимость его «кипения», скапливаются под крышками в каждой банке автомобильного аккумулятора.

Если отверстия в пробках не забиты грязью и нет препятствий, то газ легко рассеивается в окружающей среде через эти отверстия. Газ, состоящий в основном из смеси кислорода и водорода (в некотором количестве в этой смеси присутствуют и другие газы) при наличии искры (открытого пламени) горит во взрывном режиме. Сила взрыва и его последствия целиком зависят от количества (объема) газа, скопившегося к этому моменту в закрытом пространстве.

Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора (при сбоях в работе регулятора напряжения) увеличивается интенсивность газообразования внутри аккумуляторной батареи и, следовательно, возрастает его выделение. При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объём под крышками банок внутри корпуса автомобильного аккумулятора, что пропорционально увеличивает силу возможного взрыва.

Скоплению газа около батареи может способствовать применяемое утепление аккумуляторной батареи в зимнее время с целью поддержания её теплового баланса. В описанных условиях любое появление искры (от неисправной электропроводки, либо наличие открытого огня, к примеру - сигареты) опасно для автомобильного аккумулятора - происходит взрыв и разрушение корпуса аккумуляторной батареи.

Детали корпуса при разрушении могут причинять повреждения окружающим предметам и людям. Возникновение искры возможно также от проводов в местах соединения их с полюсными выводами в момент возникновения нагрузки на автомобильный аккумулятор или при тряске (когда длительное время полюсные выводы аккумуляторной батареи и внутренняя поверхность наконечников не очищаются от окислов, нарушается нормальный электрический контакт).

Образование искры возможно также между деталями внутри самой аккумуляторной батареи, когда уровень электролита значительно ниже верхних кромок пластин. Вот так, нарушения техники безопасности и режима обслуживания аккумуляторной батареи, отклонение технических показателей компонентов электрооборудования от установленных норм, служат причиной скопления выделяющегося «гремучего» газа внутри банок, возникновения взрыва и разрушения корпуса автомобильного аккумулятора.

Если внутренние соединения в батарее после взрыва газа сохраняют работоспособность (проверяется разрядом на вилку-пробник), то можно полагать, что дефекта в батарее нет и не было, а причина взрыва связана с несоблюдением правил эксплуатации и внешней искрой. Наличие трещин на боковых стенках корпуса аккумуляторной батареи и повреждения внутренних перегородок между банками автомобильного аккумулятора свидетельствуют о низком уровне электролита.

В банках с нормальным уровнем жидкости стенки корпуса защищены ею от давления взрыва и не получают повреждений - трещины в таком случае могут быть только на крышке. Такой случай является негарантийным и не может являться основанием для бесплатной замены аккумуляторной батареи или возмещения её стоимости, даже если он имел место в момент действующего гарантийного срока, определённого изготовителем.

Справедливости ради, надо отметить, что автоматические системы заливки на производстве автомобильных аккумуляторов иногда, очевидно, из-за сбоев автоматики, недоливают электролит в аккумуляторные батареи и в некоторых случаях они выходят в продажу с неполным объёмом заполнения банок, что создаёт опасность скопления газов и взрыва. Такое на практике встречается. Поэтому важно при установке новой аккумуляторной батареи на автомобиль проводить контроль за наличием нормального уровня электролита в каждой банке (при наличии пробок, конечно). Иногда это позволяет избежать неприятностей.

www.ufa-akb.ru

Взрыв аккумулятора: из-за чего происходит, последствия, как избежать

Теория маленького взрыва

Словосочетание «взрыв аккумулятора» слышал, наверное, каждый автомобилист. Это своего рода страшилка, о событиях которой все осведомлены, но мало кто видел ее своими глазами. Из-за чего взрывается аккумулятор автомобиля и чем это чревато?

Электролиза не избежать

Начнем, как положено, с химии. Каждый АКБ – это система из шести двухвольтовых кислотно-свинцовых батареек. В заряженном аккумуляторе положительные электроды (пластины) покрыты оксидом свинца, а отрицательные – губчатым свинцом. По мере разряда, Pb O2 восстанавливается при взаимодействии с сернокислотным электролитом до сульфата свинца, а свинец на отрицательных пластинах окисляется до того же самого PbSO4 . Понятное дело, на характеристики реакции сильно влияют различные присадки к активной массе пластин, но в упрощенном виде она выглядит так.

А что происходит при зарядке? Тут-то мы и приближаемся к взрывоопасной теме. При зарядке, сульфат свинца в ходе электролиза снова становится свинцом, его оксидом и серной кислотой. Это электролиз – именно он возвращает аккумуляторы к началу жизненного цикла, он же может сделать этот цикл последним.

Во время зарядки аккумулятора не весь ток идет на расщепление сульфата. Разлагается и вода, благодаря чему практически все аккумуляторы требуют более-менее регулярной доливки дистиллированной «ашдва-о». Получается простая реакция:

2h3O = 2h3 + O2.

Именно она делает аккумулятор взрывоопасным. Весь вопрос, насколько.

Взрыв без разрушений

Электролиз начинается в жидком электролите при напряжении свыше 1,2 В. Для заметного протекания реакции, нужен ток напряжением более 2В. А 2,5 В и выше – это уже промышленные величины, при таком напряжении осуществляется электролиз на заводах по производству водорода. Именно поэтому, аккумулятор не состоит из одной большой банки – напряжение 12 В вызвало бы такое кипение электролита, что батарею разнесло на куски за считанные секунды. В банках «здорового» рабочего аккумулятора наблюдается напряжение 2,1-2,2 В. Исходя из цифр выше, этого достаточно для постоянного медленного протекания электролиза. Именно медленного, потому что видимое кипение электролита при зарядке начинается от зарядных токов свыше 14,5 В.

Теперь посчитаем, сколько водорода необходимо для полноценного взрыва. Даже если мы будем считать для небольшого помещения, 3*3*2 метра, цифры окажутся внушительными. Водород становится взрывоопасен при концентрации в воздухе выше 4%. Так что, на взрыв такой комнаты понадобится 18*0,04=0,72 кубометра. Для «выкипания» такого количества водорода, придется израсходовать 32 моль воды, а это почти 0,6 литра! При стандартном зарядном токе АКБ столько испарит только за 2 недели. Не забываем, что комната имеет сообщение с окружающей средой, так что даже если забыть снять батарею с зарядного на время отпуска, водород не взорвется, а рассеется и выветрится.

Хуже, если батарея начисто лишена вентиляции. Небольшие отверстия на крышке и пробках для того и сделаны, чтобы выводить ни для кого не опасный избыток водорода и кислорода в окружающую среду. Если мусор и земля полностью их «запечатают», водород начнет скапливаться внутри корпуса. Таким же образом может повлиять термочехол на аккумулятор, если ткань чехла плотно закрывает газоотводные клапаны. В таких случаях, конечно, не миновать взрыва. Но не стоит пугаться, выглядеть это будет не так, как взрывы машин в блокбастерах. Чаще всего, микровзрыва, достаточного для того, чтобы разворотить внутренности АКБ, водитель ничего даже не замечает. Максимум, вспухнет корпус аккумулятора. Так что, слово «взрыв», которое так пугает на первый взгляд, здесь верно скорее теоретически, чем практически.

AGM и GEL – панацея от выкипания?

Бытует мнение, что AGM и GEL аккумуляторы, благодаря технологии изготовления, совсем не требуют долива воды. Так ли это? Батареи первого типа внутри проложены стекловолокном, пропитанным электролитом. Электролит аккумов второго типа при помощи силикагеля доводится до консистенции желе. На поверку, эти АКБ пусть и медленнее, но расходуют воду. Они просто пересыхают изнутри и в какой-то момент перестают функционировать. В таком случае, доливка всего нескольких миллилитров воды, может оживить такую батарею. Важно, чтобы было, куда доливать.

В чем же отличие AGM и GEL от типичных аккумуляторов? В том и дело, что именитые производители добавляют в свои VRLA-батареи (так называют оба класса в сумме) присадки, которые способствуют рекомбинации водорода и кислорода. Однако, некоторые бренды помельче, так делают далеко не всегда. Ведь клиент платит за модную технологию! Которая сама по себе не делает аккумулятор необслуживаемым, и уж тем более, вечным. Дьявол, как водится, в деталях.

«Тяжелый смог окутал Вашингтон…»

Другой распространенный страх автомобилистов, наряду со взрывом аккумулятора — опасные испарения при зарядке. Далеко не все могут подзаряжать батарею за пределами своей квартиры, как советуют эксперты. Неужели, необходимость домашнего заряда непоправимо отравляет воздух в жилище?

Присмотримся к страхам подробнее. Про смехотворность взрыва водорода мы уже сказали. На втором месте среди «зарядных фобий» стоит возможность отравиться сероводородом. Здесь, химия щелкает по носу

фантазеров: чтобы сульфат-ион восстановился, нужны на порядок более высокое напряжение и сила тока. Сернистый ангидрид (SO2) легче образовать «в стенах» аккумулятора, но и для такой реакции в аккумуляторе не могут возникнуть условия, даже теоретически.

Есть и более ядовитые соединения, выброс которых народная молва преписывает зарядке. Это арсин и стибин. Говорить о первом абсурдно – он является производным мышьяка, а мышьяк в качестве присадок к активной массе АКБ не добавляют уже пару-тройку десятилетий. А вот стибин мог бы образоваться внутри батареи, но катод, в ходе функционирования аккумулятора, не повреждается. А именно в катодах АКБ содержится сурьма. Но даже если бы стибин выработался в ходе эксплуатации, он бы тут же прореагировал с сульфатом свинца, восстановившись до металлической сурьмы.

Единственное, чего стоит бояться при домашней зарядке – аэрозоль серной кислоты. При кипении электролита, мельчайшие частицы кислоты перемешиваются с выходящим из отверстий в пробках воздухом. Аэрозоль вызывает кашель, раздражает слизистые оболочки, в остальном же он не опасен. Для человека. А вот для ткани и бумаги, аэрозоль очень вреден. За длительное время, он доведет до ветхости и то, и другое. Поэтому, рядом с заряжающимся аккумулятором лучше не держать важные бумаги или одежду.

akb-moscow.ru

Причины взрыва аккумулятора

У свинцовых стартерных аккумуляторных батарей, применяемых на автомобильной и тракторной технике различных типов, есть одна малоизвестная неприятная особенность, которую обязательно необходимо учитывать при эксплуатации. Дело в том, что в процессе заряда, на его заключительной стадии, в батарее начинается электролитическое разложение воды, содержащейся в электролите. При этом выделяются газы: водород и кислород. Часть выделяемого кислорода окисляет решетку положительных пластин, что приводит к ускорению ее коррозии. Водород и большая часть выделившегося кислорода выходят из электролита на поверхность, создавая видимость его кипения, и скапливаются под крышками в каждой ячейке аккумуляторной батареи. Если отверстия в пробках не забиты грязью и нет других препятствий, через них эта смесь газов выходит наружу и легко рассеивается в окружающую среду. Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой смесь, которая при наличии искры или открытого пламени горит во взрывном режиме. Сила взрыва и его последствия целиком зависят от количества (объема) газа, скопившегося к этому моменту. Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора (нарушена работа регулятора напряжения) увеличивается интенсивность образования газа внутри аккумуляторной батареи и, следовательно, его выделение. При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объем под крышками ячеек АКБ.

У свинцовых стартерных аккумуляторных батарей, применяемых на автомобильной и тракторной технике различных типов, есть одна малоизвестная неприятная особенность, которую обязательно необходимо учитывать при эксплуатации. Дело в том, что в процессе заряда, на его заключительной стадии, в батарее начинается электролитическое разложение воды, содержащейся в электролите. При этом выделяются газы: водород и кислород. Часть выделяемого кислорода окисляет решетку положительных пластин, что приводит к ускорению ее коррозии. Водород и большая часть выделившегося кислорода выходят из электролита на поверхность, создавая видимость его кипения, и скапливаются под крышками в каждой ячейке аккумуляторной батареи. Если отверстия в пробках не забиты грязью и нет других препятствий, через них эта смесь газов выходит наружу и легко рассеивается в окружающую среду. Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой смесь, которая при наличии искры или открытого пламени горит во взрывном режиме. Сила взрыва и его последствия целиком зависят от количества (объема) газа, скопившегося к этому моменту. Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора (нарушена работа регулятора напряжения) увеличивается интенсивность образования газа внутри аккумуляторной батареи и, следовательно, его выделение. При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объем под крышками ячеек АКБ.

У свинцовых стартерных аккумуляторных батарей, применяемых на автомобильной и тракторной технике различных типов, есть одна малоизвестная неприятная особенность, которую обязательно необходимо учитывать при эксплуатации. Дело в том, что в процессе заряда, на его заключительной стадии, в батарее начинается электролитическое разложение воды, содержащейся в электролите. При этом выделяются газы: водород и кислород. Часть выделяемого кислорода окисляет решетку положительных пластин, что приводит к ускорению ее коррозии. Водород и большая часть выделившегося кислорода выходят из электролита на поверхность, создавая видимость его кипения, и скапливаются под крышками в каждой ячейке аккумуляторной батареи. Если отверстия в пробках не забиты грязью и нет других препятствий, через них эта смесь газов выходит наружу и легко рассеивается в окружающую среду. Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой смесь, которая при наличии искры или открытого пламени горит во взрывном режиме. Сила взрыва и его последствия целиком зависят от количества (объема) газа, скопившегося к этому моменту. Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора (нарушена работа регулятора напряжения) увеличивается интенсивность образования газа внутри аккумуляторной батареи и, следовательно, его выделение. При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объем под крышками ячеек АКБ.

ru.bi-force.com

Ответы@Mail.Ru: Взрыв автомобильного аккумулятора

Сеня Знаток (315), закрыт 6 месяцев назад

Какое сопротивление должно быть в цепи автомобильного аккумулятора чтобы он взорвался?т. е. если напрямую к аккумулятору подключить проволку у которой сопротивление 0.01Ом, например, он взорвется?Вообще, какое минимально допустимое для кислотно-свинцовых аккумуляторов сопротивление?(Характеристика аккумулятора: AGM, Initial Current- 2.1A, 7a/h, 12V)

Александр Головцов Профи (940) 7 месяцев назад

С автомобильными такого не бывает. Мощности мало. Бывает взрывается накопившаяся смесь вдорода и кислорода внутри, но это по другим причинам.

Комментарий удален

Александр Головцов Профи (940) Да. Или будет плавить место контакта.

Комментарий удален

Остальные ответы

Alex Гуру (3843) 7 месяцев назад

Просто посадишь или медь загорится в проволоке. Зачем? Замыкай ломом. И то ничего не даст. Это тебе не Li ion.Извини не дочитал. А зачем . Посадишь и здашь в металлолом. А так хоть акк есть. Подумай.

Ислам Сулоев Просветленный (22980) 7 месяцев назад

1. Автомобильный аккумулятор, если он заряжен, расплавит всё, чем бы ты его не замкнул.Проверено тысячи раз.2. Автомобильный аккумулятор может стать причиной хлопка, взрыва, если хочешь, водорода, выделяющегося из него. Но для этого надо что бы помещение было плотно закрытым и не вентилируемым, а ты - сильно курящим. :-)3. Реально взрывается аккумулятор в одном случае - если он неисправен (коротнула банка), а ты параллельно ему подключил мощный "прикуриватель". Банки реально разрывает. Тоже проверено. Помню у нас к зиме купили мощнейший трансформатор с выпрямителем, дабы обеспечить запуск авто и тракторов в морозы. Аккумуляторы взрывались натурально. Пришлось от затеи отказаться.

Комментарий удален

Геннадий Карпов Просветленный (45943) 7 месяцев назад

Имею счастье взрывов автомобильных АКБ.Всё происходит просто.При большой нагрузке. ( ты вроде коротнуть хочкшь?) Происходит его кипение. Выделяется гремучий газ. Он в банках. Они вроде и закрыты, но дырочки есть. Он выходит наружу.Ну а тут как назло, твоя проволока (бывает прикуривают, и провода...) дают искру на клеммах. Ведб ты не прикручиваешь проволоку (провода) как клеммы, и присоединяешь.И БАБАХ, взрывается гремучий газ прямо в банках. На уроках химии так в бутылке опыты нам показывали. И банка разрывается, корпус разламывается, электролит вытекает....Приятного мало. Так, что не от нагрузки он взрывается, а по указанной причине. Нагрузка может быть вполне штатная. И просто в момент заводки, например, клемма искрит, плохой контакт, и он может взорваться. Не советую проводить опыты.Глаза от кислоты "проржавеют". Если успеешь, и под рукой будет раствор соды, то можно будет еще побороться за глаза. В армии напаивал клеммы, графитовым электродом от этого же аккумулятора. Ток большой, кипение, и произошел взрыв, но корпус остался цел, т. к. пробки были открыты. Глаза чудом не пострадали, да и в аккумуляторной всегда стоял раствор соды, как положено. Успел помыть лицо.Максимальное сопротивление рассчитывай по закону ОМА! Например предельный пусковой ток 100 А (в паспорте на каждый АКБ он указан, зависит от емкости и еще кой от чего). Напряжение 12 В (хотя в момент запуска оно проседает), вот и сосчитай, примени знания полученные на уроке физики в реальной ситуации.А если превышать этот ток, то плавятся клеммы, коробятся пластины... Он может и не взорваться, раньше расплавится. Если гремучий газ не получит искры. Поэтому всегда аккумуляторные отсеки имеют хорошую вентиляцию.

otvet.mail.ru

🚘 Может ли аккумулятор взорваться?

Многие из нас наверняка хоть раз задумывались над таким вопросом, как «Может ли взорваться АКБ автомобиля?» и, скорее всего, слышали о причинах подобных взрывов. В нашей сегодняшней статье мы расскажем о том, возможно ли возникновение такой ситуации или это выдумка?

Взрыв аккумуляторной батареи вполне может произойти при неверном обращении с ней. Также подобная ситуация может произойти при так называемом «прикуривании» аккумулятора от другого автомобиля, где причиной взрыва будет неверное подключение проводов. Если же Вы потратите немного своего времени для тщательного изучения этого вопроса, то будете во всеоружии и уже исключите полностью возможность взрыва.

Подключение зарядного устройства либо кабеля для «прикуривания»

Существует ряд общих законов для всех модификаций автомобилей, помогающие Вам безопасно подсоединить кабель, однако есть и нестандартные случаи, при которых они не действуют, что вполне может привести к возникновению опасной ситуации. Поэтому Вам, прежде чем «прикуривать» свою машину либо заряжать севшую АКБ, в первую очередь необходимо прочесть инструкцию по эксплуатации и убедиться, что автомобиль не имеет каких-либо иных точек для подключения кабеля, используемого для подзарядки.

Подозрительным Вам должно показаться необычное расположение аккумулятора Вашего автомобиля, например, в багажнике, а не под капотом, где он обычно находится. В такой ситуации довольно велика вероятность того, что использовать нужно блок перехода либо иной тип удалённого подключения.

Главная идея защищённого подключения заключена в присоединении системы «донора» (машины с заряженной АКБ) к электросистеме Вашего транспортного средства, где АКБ полностью разряжена. При проведении подобной процедуры, главное – соблюдать правильную полярность (кабель, отвечающий за положительный заряд, подключается строго к клемме АКБ со знаком «+» и наоборот). В противном случае это может привести к неисправности обоих ТС.

Давайте рассмотрим, как нужно правильно действовать в такой ситуации, как подключение «донорского» кабеля:

  1. В первую очередь необходимо удостовериться в том, что зажигание было выключено как в Вашем автомобиле, так и в «доноре».
  2. Далее присоедините провод к плюсовой клемме аккумуляторной батарее машины — «донора». Затем этот же кабель соединяем с опять же плюсовой клеммой аккумулятора разрядившегося.
  3. Так же подключаем провод со знаком «-».
  4. В последнюю очередь свободный конец кабеля (отрицательный) кладётся на любое из мест двигателя, состоящее из металла.

Так же происходит и подключение к аккумуляторной батарее устройства для её зарядки – к плюсовой клемме АКБ присоединяем положительный кабель ЗУ, далее отрицательный провод подключаем к металлу.

Можно, конечно, соединить провод, имеющий минусовое значение,  непосредственно с клеммой АКБ, имеющей ту же полярность, и это даже более простой способ. Почему же не рекомендовано делать именно так? Всё просто – потому что так не возникает ни малейшего риска взрыва аккумулятора.

Как происходит взрыв АКБ

Внутри аккумулятор автомобиля состоит из свинцовых  пластин, которые погружены в кислоту для выработки энергии. Подобная технология стала применяться примерно с XVIII века и считается не слишком результативной в плане соотношения электрической энергии на единицу массы АКБ. Однако аккумуляторы, изготавливаемые сегодня, отличаются более высокими характеристиками, позволяющие обеспечивать необходимое напряжение.

Среди недостатков АКБ свинцово-кислотного типа можно выделить, помимо неэффективного хранения энергии, ещё и то, что в составе их находятся весьма опасные компоненты. Наличие в АКБ свинца – это основная причина, по которой аккумулятор полагается утилизировать определённым способом, а серная кислота в составе батареи приводит к тому, что Вам приходится соблюдать повышенную осторожность, иначе это может закончиться весьма печально.

И всё же — почему и, главное, как аккумуляторные батареи автомобиля взрываются? Во время, например, зарядки АКБ, может быть образовано незначительное количество водорода, который, находясь в газообразном состоянии, достаточно легко воспламеняется (иногда это может произойти от малейшего толчка). Может случиться и так, что концентрация водорода будет намного выше – это происходит при избыточной зарядке АКБ, когда напряжение намного больше рекомендуемого.

Предотвращение взрыва АКБ

Существует две основных причины для возникновения взрыва аккумулятора – это водород, как уже говорилось выше, и искра, которая возникает в итоге подключения/отключения провода, применяемого для подзарядки АКБ. Именно поэтому не рекомендуется подключать его к минусовой клемме, а правильным вариантом считается присоединение к металлическому месту двигателя.

Повод выключить зажигание при соединении проводов с батареей — это возможный взрыв водорода при попадании на него искры, может случиться при присоединении к клемме АКБ кабеля, имеющего минусовое значение.

Спасибо за подписку!

Вторая причина взрыва автомобильного аккумулятора – взаимодействие водорода с источником воспламенения, находящимся внутри аккумуляторной батареи. Если в АКБ уровень электролита опускается (а это неизбежно начинает происходить спустя определённый срок), то пластины начинают взаимодействовать с кислородом и, как следствие, могут слегка менять свою форму.

Это приведёт в итоге к их значительному изгибу, при этом он будет становиться всё больше при утере напряжения, к примеру, в момент проворачивания стартера. Соприкосновение же пластин, скорее всего, приведёт к тому, что внутри АКБ возникнет искра, которая может воспламенить водород. А это, как Вы уже знаете, грозит взрывом аккумулятора.

АКБ с минимальным риском взрыва

Существуют и такие виды аккумуляторных батарей, которые не способны взрываться, например, с клапанным регулированием (VRLA). В таких АКБ электролит находится в специальных секциях, либо вообще может быть в гелеобразном состоянии. Соответственно, таким аккумуляторным батареям не страшны испарения, да и необходимость в доливе электролита тоже отпадает за ненадобностью. Также полностью отсутствует риск изгиба пластин, так как подвергаться воздействию кислорода они уже не будут.

Поэтому, если в Вашем автомобиле установлен аккумулятор типа VRLA, то можно не переживать о том, что он когда-нибудь взорвётся. Однако всё же лучше перестраховаться при подзарядке либо «прикуривании» и воспользоваться советом, который был дан для обычных АКБ – минусовой провод подключается к металлическим местам автомобиля.

Напоследок небольшой совет – при выполнении работы, связанной с любым типом аккумуляторных батарей, будьте предельно осторожны, и тогда всё обойдётся без неприятных последствий. Удачи!

 

olade.ru


Смотрите также