Самостоятельно определяем срок годности аккумулятора автомобиля. Срок работы аккумулятора автомобильного


Раскрываем правду об эксплуатации и технических характеристиках акб

Небольшое вступление:

Автомобильный аккумулятор (стартерная аккумуляторная батарея) – химический источник тока. Электрический ток в батарее вырабатывается за счет взаимодействия электролита и активной массы электродов, нанесенной на решетку (токоотвод). Основным компонентом активной массы положительного электрода является диоксид свинца, отрицательного – губчатый свинец. В момент разряда, серная кислота взаимодействует с соединениями свинца, входящими в состав активной массы, в результате чего на поверхности и внутренних слоях обоих электродов образуется сульфат свинца (этот процесс называется сульфатацией). При заряде батареи, происходит обратная реакция – под действием электрического тока серная кислота выделяется в электролит в результате превращения сульфата свинца в активную массу, и на электродах вновь образуются диоксид свинца и губчатый свинец. Срок службы аккумулятора определяется многими факторами: коррозией положительных электродов, оплыванием активной массы, оголением электродов в результате снижения уровня электролита, загрязнением электролита различными примесями, замерзанием электролита в результате хранения батареи в разряженном состоянии, сульфатацией электродов по причине постоянной эксплуатации батареи в не полностью заряженном состоянии, коротким замыканием между электродами и др.

Понятия «гарантийный срок» и «срок службы» аккумулятора разные.

«Гарантийный срок» ввели производители батарей. Он начинает исчисляться с даты производства АКБ. Это срок, в течение которого производитель гарантирует безотказную работу батареи при соблюдении требований руководства по эксплуатации. В течение этого срока не требуется доливка дистиллированной воды в электролит, достаточно заводского запаса. Теоретически, при исправной работе электрооборудования автомобиля, при мягком климате, при достаточном ежедневном пробеге автомобиля (когда батарея успевает полностью зарядиться от генератора), в течение гарантийного срока можно забыть про обслуживание аккумуляторной батареи (за исключением содержания ее в чистом виде). Но на практике эти факторы совпадают редко.

Покупатели неверно расценивают это понятие и обычно считают, что если в течение гарантийного срока с батареей случилась какая-либо проблема, батарею можно вернуть по гарантии. Это не так! Заводская гарантия распространяется только на заводские дефекты, которые обычно всплывают в первые несколько месяцев эксплуатации. Если у вас аккумуляторная батарея проработала 1,5 года, и начались проблемы, в первую очередь ищите причину в автомобиле и в корректности эксплуатации АКБ.

«Срок службы» - это расчетное понятие, означает, сколько в принципе будет работать аккумулятор при идеальных условиях эксплуатации без нарушений требований руководства по эксплуатации. Срок службы аккумулятора, в первую очередь, ограничен износом электродов, который зависит от условий эксплуатации АКБ, а только затем от особенностей технологии производства. При нормальных условиях эксплуатации расчетный срок службы свинцово-кальциевых аккумуляторов (произведенных по кальциевой технологии) для легковых автомобилей – в среднем 5-6 лет. У нас есть подтверждённые факты, когда наши аккумуляторы работали 8-10 лет. Для грузовых автомобилей, как правило, применяют гибридные или малосурьмянистые батареи, в связи с более жесткими условиями эксплуатации. Срок службы таких батарей составляет в среднем до 4 лет. Аналитические агентства при расчете емкости рынка берут средний срок службы – 3 -3,5 года.

Почему гарантийный срок исчисляется с даты производства, а не с даты продажи?

Напомним, что аккумулятор – химический источник тока, а значит, химические и электрохимические реакции в нем протекают непрерывно, с момента схода батареи с конвейера. С повышением температуры окружающей среды при хранении и эксплуатации скорость химических и электрохимических процессов (а значит, и саморазряд, и износ) возрастает, с понижением температур – падает.

От чего зависит срок службы аккумулятора.

Срок службы аккумулятора определяется многими факторами: коррозией положительных электродов, оплыванием активной массы, оголением электродов в результате снижения уровня электролита, загрязнением электролита различными примесями, замерзанием электролита в результате хранения батареи в разряженном состоянии, сульфатацией электродов по причине постоянной эксплуатации батареи в не полностью заряженном состоянии, коротким замыканием между электродами и др.

Процедура «прикуривания» потенциально опасна.

Основная опасность процедуры «прикуривания» состоит в том, что современные автомобили оснащены большим количество электроники, которая может выйти из строя из-за скачков напряжения и тока в цепи. Но даже если прикуривать старый автомобиль, при некорректном выполнении прикуривания можно навредить и одной, и другой аккумуляторной батарее, проводке автомобиля, а иногда даже вызвать взрыв, сопровождающийся разбрызгиванием опасного электролита (серной кислоты). Более подробные рекомендации по ссылке

Токи, указываемые на этикетке, являются потенциалом аккумулятора.

У свежих только что сошедших с конвейера батарей пусковые токи имеют почти максимальное значение. После установки батареи на автомобиль и выполнении серии чередующихся разрядов-зарядов (разрядов при запуске двигателя и зарядов от генератора при движении), будет происходить разрабатывание активной массы электродов, что может увеличить емкость и ток холодной прокрутки в среднем на 5%. Если же батарея не используется по назначению, а хранится в магазине или на складе, то начинается неизбежный процесс саморазряда (у кальциевых батарей он минимальный, у гибридных и малосурьмяных выше). В результате величины тока, емкости и напряжения понижается. Причем, чем выше температура окружающей среды, в которой хранится батарея, тем выше скорость саморазряда. В процессе эксплуатации батареи электроды постепенно изнашиваются (происходит деградация активной массы и коррозия решеток), что сопровождается ростом внутреннего сопротивления в несколько раз, и батарея уже не выдает указанные на этикетке токи. То есть, в большинстве случаев на этикетках указан ток, который выдаст новая аккумуляторная батарея при 100%-ной степени заряженности и температуре не ниже -18 градусов Цельсия.

На этикетке «Форса» указаны токи, соответствующие 80-85%-ной степени заряженности батареи, т.е. в полностью заряженном состоянии фактическое значение тока холодной прокрутки выше величины, указанной на этикетке.

Конструкция аккумуляторов принципиально не менялась с 19 века

Считается, что первая свинцово-кислотная аккумуляторная батарея была создана в 1860 г. Гастоном Планте. Аккумуляторы такой батареи состояли из свинцовых листов, наложенных один на другой с прокладкой из грубого поролона. Эти листы сворачивались спиралью, к каждому из них припаивалась свинцовая лента для подвода тока. Такие блоки были погружены в разбавленный раствор серной кислоты. В 1880 г. ученик Планте Фор запатентовал изготовление электродов свинцового аккумулятора путем нанесения на свинцовые листы пасты, приготовленной из окислов свинца и серной кислоты. Сейчас свинцово-кислотные стартерные аккумуляторы имеют схожую конструкцию: блок электродов состоит из положительных и отрицательных электродов, изготовленных методом пастирования, и помещен в ячейку моноблока, заполненную сернокислым электролитом. Между электродами находится сепаратор из диэлектрического материала. Основным веществом положительного электрода является диоксид свинца, а отрицательного – губчатый свинец, как и во времена Планте. Однако усилиями многих ученых с 19 века удалось существенно повысить коэффициент полезного действия электродов свинцового аккумулятора за счет применения высокоэффективных добавок для свинцовой пасты, разработки специальных сплавов свинца и конструкции решетки, а также применения высокопористых, устойчивых к окислению сепараторов.

Глазок-индикатор не врет только в течение первого года эксплуатации АКБ.

Работа глазка-индикатора основана на разнице плотности цветного поплавка и плотности электролита. Но уже через 1-1,5 года показаниям «глазка» нельзя доверять, так как: плотность электролита может увеличиться по следующим причинам:- на поплавок могут налипнуть микрочастицы активной массы, которые уносятся образующимися при работе батареи газами,- большинство производителей батарей используют в технологическом процессе специальную пастирующую бумагу, которая под действием серной кислоты постепенно разрушается и затем остается в электролите в виде мелких взвешенных частиц, способных также нарушать работу поплавка,- постепенно при работе аккумуляторной батареи происходит стратификация электролита – расслоение, в результате чего в верхней части батареи остается электролит с меньшей плотностью, а в нижней части – с большей,- при понижении температуры окружающей среды в зимний период плотность электролита, как и любой жидкости будет увеличиваться, а в летний период – наоборот, уменьшаться. При оценке плотности электролита принято приводить ее значение к 25°С, поплавок не способен выполнять эту операцию, поэтому при температурах отличных от 25°С будет показывать не совсем корректное значение,- при работе аккумуляторной батареи в результате электролиза происходит разложение воды с выделением кислорода и водорода, что приводит к постепенному снижению уровня электролита. Через определенный период времени уровень электролита становится слишком низким для работы поплавка, хотя при этом остается нормальным для функционирования батареи.

akbexpert.ru

Срок службы аккумуляторной батареи

Очень весомую роль в автомобиле играет аккумулятор. Для максимального срока службы аккумулятора, целесообразно производить регулярное техническое обслуживание и следовать всем эксплуатационным правилам приведенным заводом производителем в технической документации.  

В последнее время в автомобилях все чаще начали применять аккумуляторные батареи, которые практически не требуют особого ухода со стороны владельца автотранспортного средства. Все работы по техническому обслуживанию сводятся к поддержанию аккумулятора в чистоте, дабы не допустить налета на поверхности батареи, через который может происходить утечка тока, приводящая к саморазрядке, а также необходимо проводить очистку вводных клемм от образования окиси, для качественного контакта. Для бюджетных аккумуляторных батарей целесообразно проводить проверку уровня электролита и его плотности, а в случае надобности проводить доливку в банки дистиллированной воды. Производить доливку в аккумулятор электролита строго запрещено, по причине того, что происходит испарение дистиллированной воды, а не кислоты. В случае если вы дольете электролит, то это может привести к увеличению его плотности в банках батареи и дальнейшему выходу из строя аккумулятора. Относительно плотности содержащейся кислоты, она будет зависеть от климатических и погодных условий, а также времени года, в которых эксплуатируется транспортное средство. В летний период плотность электролита должна быть немного ниже по сравнению с зимой.

Относительно срока службы АКБ, надо задуматься еще до того, как вы приобрели его в магазине так, как вашему выбору будет предложено купить уже готовый к работе, заправленный электролитом аккумулятор, либо сухозаряженную аккумуляторную батарею, которую необходимо заливать кислотой перед самой установкой на автомобиль.

 

Какой аккумулятор предпочтительней?

Можно с уверенностью отметить, что готовый к эксплуатации заправленный электролитом аккумулятор, будет более приемлемым вариантом, по причине того, что батарея будет заряжена и заправлена в заводских условиях качественным электролитом и на профессиональном уровне, что в свою очередь имеет положительное воздействие на срок эксплуатации. В случае сухозаряженной аккумуляторной батарей владельцу автомобиля самому необходимо будет приобретать, и заливать электролит, качество которого не может быть нормально проверено в домашних условиях.

Еще одним немаловажным фактором продления срока работы аккумулятора, считается качественная работа всего электрооборудования транспортного средства. Необходимо периодически проводить проверку напряжения на аккумуляторных клеммах при заведенном моторе. Номинальные показатели напряжения на клеммах при функционирующем моторе должно соответствовать нормам от 13,8 до 14,4 В. и недолжно зависеть от количества оборотов двигателя. Если вами будут замечены, какие либо отклонения от данных норм, необходимо искать поломку в электро-системе автомобиля.

В процессе эксплуатации необходимо избегать глубокой разрядки аккумулятора. Нужно помнить, что АКБ, которая находится в заряженном состоянии, прослужит намного дольше, нежели батарея с низким уровнем зарядки. Зачастую аккумуляторная батарея при кратковременных поездках в зимний период, просто не успевает заряжаться, из-за невозможности генератором в короткие сроки полностью восстанавливать заряд АКБ, максимально расходуемый зимой по причине возросших нагрузок при прогреве и эксплуатации транспортного средства. По этой причине могут возникнуть затруднения при пуске двигателя и увеличение скорости износа аккумулятора. Дабы предостеречь появление проблем данного рода, зимой после кратковременных поездок или долгого простоя автомобиля без работы, целесообразно подзаряжать аккумуляторную батарею при помощи зарядного устройства.

В случае длительного хранения АКБ нужно периодически, но не реже нескольких раз в течение трех месяцев подзаряжать его все тем же зарядным устройством. Это нужно делать по причине того, что во время длительного простоя аккумуляторной батареи кислота в банках имеет способность расслаиваться, то есть часть электролита с большей плотностью осаживается на дно, что приводит к возникновению токов саморазрядки и снижению емкости аккумулятора. А при помощи периодической подзарядки, электролит в банках батареи не расслаивается. Если придерживаться этого несложного совета, то сроки службы АКБ значительно увеличиваются. Сложилось ошибочное мнение у автомобилистов о том, что в зимнее время необходимо заносить аккумулятор для хранения в теплое помещение. Однако это не так, нормально функционирующая АКБ с качественным электролитом предназначена для работы при очень низких температурах, к тому же при морозе замедляется химическая реакция, что приводит к снижению процесса саморазрядки.

В процессе долгосрочного использования аккумулятора происходит сульфитация пластин и снижение емкости заряда. Для устранения небольшой сульфитации производят неоднократную зарядку-разрядку батареи. Зарядка аккумуляторной батареи производится специальным зарядным устройством с соответствующими номинальными данными. Разрядку легко произвести при помощи включенного света автомобильных фар.

Если ваш автомобиль находится в хорошем рабочем состоянии и запуск двигателя отрегулирован корректно, тем меньше будет разряжаться АКБ и тем больше будет срок ее эксплуатации.

 

Подитожим ... что необходимо выполнять для увеличения срока службы АКБ

-1. Поддерживать аккумулятор в чистоте.

-2. Проводить очистку клемм от образования окиси.

-3. Для бюджетных аккумуляторных батарей проводить проверку уровня электролита и его плотности.

-4.  Готовый к эксплуатации заправленный электролитом аккумулятор, будет более приемлемым вариантом.

-5. Номинальные показатели напряжения на клеммах при функционирующем моторе должно соответствовать нормам от 13,8 до 14,4 В.

-6. Необходимо избегать глубокой разрядки аккумулятора, АКБ, которая находится в заряженном состоянии, прослужит намного дольше.

-7. Зимой после кратковременных поездок или долгого простоя автомобиля без работы, целесообразно подзаряжать аккумуляторную батарею при помощи зарядного устройства.

-8. В случае длительного хранения АКБ нужно периодически, но не реже нескольких раз в течение трех месяцев подзаряжать его все тем же зарядным устройством

-9. Для устранения небольшой сульфитации производить неоднократную зарядку-разрядку батареи.

autokrot.ru

Как самостоятельно определить срок годности АКБ

23 978

06.01.2014

Авто и мото любителям

Как известно, при продаже аккумуляторов для автомобилей им предоставляется гарантийный срок эксплуатации, согласно которому оборудование должно безотказно работать в течение установленного времени. Однако при этом необходимо соблюдать правила использования и обслуживания. Выявленные за этот период недостатки должны быть устранены посредством гарантийного ремонта или аккумулятор заменяют исправным оборудованием.

Как правило, срок годности аккумулятора автомобиля зависит от того, на какой автомобиль он будет установлен. Что же касается гарантийного срока эксплуатации, то он обычно составляет около двух лет. Чаще всего имеющиеся недостатки данного прибора обнаруживаются в течение 8 месяцев работы. В этом случае его необходимо доставить в сервисный центр, где аккумулятор вскроют, установят причину неисправности и составят акт осмотра. Затем изделие будет отремонтировано, если подлежит ремонту.

Содержание статьи:

Реальный срок службы аккумулятора

Фактический срок службы аккумулятора значительно отличается от гарантийного. Его продолжительность зависит от качества самого прибора, условий эксплуатации автомобиля, правильного технического обслуживания и технических характеристик.

Что касается работы автомобиля, то его показатели могут иметь существенные различия. Например, автомобиль может использоваться только летом или на протяжении всего года. У разных авто среднегодовой пробег может варьироваться в рамках от 6 до 120 тысяч километров. Различия есть также в работе электрооборудования. В большей степени это касается регулятора напряжения и генератора.

На фактический срок службы аккумулятора также влияет режим работы транспорта и наличие дополнительного электрического оборудования. В результате действительный срок эксплуатации стартерных аккумуляторов для автомобиля сильно отличается по продолжительности.

Самым коротким  сроком службы характеризуется аккумуляторная батарея классического типа. Такие обычно устанавливаются на таксомоторах. Их режим эксплуатации довольно напряжен, поэтому износ электродов аккумулятора пропорционален пробегу автомобиля. В переводе на время, срок службы таких батарей составляет не более полутора лет.

Если же режим работы авто находится в средних рамках, то есть с пробегом примерно 20 тысяч километров в год, то продолжительность фактического срока службы увеличивается до четырех лет. Но следует отметить, что такой срок обусловлен правильным техобслуживанием АКБ.

Устанавливаемый срок эксплуатации

Согласно утвержденным правилам, продолжительность эксплуатации аккумуляторов для автомобилей раньше устанавливалась руководителем транспортной компании или начальником службы такси. Эти сроки основывались на требованиях ГОСТа. По нормативным документам аккумуляторная батарея должна прослужить полтора года с момента ввода в действие сухозаряженных батарей в эксплуатацию. Этот же срок определяется с момента поступления АКБ в продажу.

Как выбрать аккумуляторную батарею

При покупке стартерного аккумулятора для автомобиля необходимо знать следующие нюансы:

  • прежде всего, необходимо уточнить вид батареи, пришедшей в негодность, а также ее габариты, электрические показатели и способ крепления;
  • при выборе нового аккумулятора нужно ориентироваться на показатели старой АКБ, которые должны обладать такими же параметрами;
  • помните, что при одинаковой емкости у старой и новой батареи, значение пускового электричества может быть разным. Как правило, у новых батарей оно выше, что должно обеспечивать режим работы мотора в холодное время года;
  • при выборе нового аккумулятора нужно обращать внимание на расположение полюсных итогов, то есть на прямую и обратную полярность. Она должна быть такой же, как и у старой батареи. Дело в том, что если у вашего авто недостаточная длина проводов для подключения батареи, то установить АКБ с иной полярностью вам будет затруднительно;
  • необходимо правильно выбрать исполнение АКБ. Аккумуляторы бывают сухозаряженные, заряженные и залитые электролитом. Если вам нужно срочно заменить аккумулятор, то отдайте предпочтение батарее, залитой электролитом, поскольку она уже готова к эксплуатации. Что же касается сухозаряженной батареи, то ее потребуется сначала залить, затем пропитать и зарядить до достижения ровной плотности электролита по ячейкам;
  • непосредственно в магазине нужно достать АКБ из упаковки и проверить, цел ли корпус батареи, а также есть ли на нем все необходимые этикетки.

sdelais.ru

Как продлить срок службы автомобильного аккумулятора?

Срок службы автомобильного аккумулятора в среднем составляет 6 лет, но только при условии, что он правильно эксплуатируется. Сокращение срока эксплуатации аккумулятора автомобиля обусловлено следующими причинами:

  1. Несвоевременное техобслуживание;
  2. Неправильное обслуживание АКБ автомобиля.

Срок службы автомобильного аккумулятора

Если учитывать эти факторы, то срок работы аккумулятора автомобиля сокращается до 2-4 лет. Учитывая необходимость покупки новой батареи и расходы, с этим связанные, каждый водитель желает продлить срок службы АКБ до замены. Ниже приведены рекомендации, которые помогут отсрочить дорогостоящую покупку.

Регулярное обслуживание аккумулятора автомобиля

Окисление клемм АКБ – весьма распространенная проблема. Даже если батарея полностью работоспособна окислы создают барьер для протекания тока. К счастью их легко удалить механическим способом отверткой или плоскогубцами. В запущенных случаях повреждения аккумулятора может потребоваться помощь специалиста.

Поддержание чистоты батареи очень важно независимо от того, как часто вы пользуетесь автомобилем. Если авто не эксплуатируется в течение сезона двигатель нужно запускать регулярно. Заводите машину каждую неделю в течение нескольких минут и оставляйте мотор поработать. Соблюдение этих рекомендаций позволит сохранить АКБ в работоспособном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации аккумулятора.

Обслуживание АКБ — удаление окислов с клемм

Если не планируете пользоваться машиной продолжительное время, то полностью отсоедините клеммы от аккумулятора. Держите зарядное устройство для автомобильного АКБ в багажнике, если не уверены в полной работоспособности батареи.

Подготовка аккумулятора к зиме и его эксплуатация

Экстремальный температурный режим, как правило, сокращает ресурс АКБ. При низких температурах можно моментально разрядить АКБ, если пренебречь следующими советами. Приобретите специализированное одеяло-изоляцию и утеплите аккумулятор на зиму, чтобы защитить его от промерзания.

В сезон холодов чаще совершайте поездки, особенно если нет времени и желания для обслуживания авто. Если машина не эксплуатируется в зимний период, то ее желательно ставить в гараж и периодически включать двигатель для подзарядки аккумулятора. Низкие температуры могут повлиять на автомобиль в целом, но АКБ, как правило, страдают первыми.

Утепление аккумулятора зимой – защитный кожух

Отключение лишней электроники при неработающем двигателе

Наиболее распространенный способ быстро разрядить аккумулятор – это оставить включенными потребители тока (фары и стерео систему) при отключенном двигателе. В то время как включенный двигатель вырабатывает энергию для подключенных устройств, расходуя топливо, питание потребителей при отключенном двигателе берет на себя аккумулятор.

Вполне допустимо включать, например, стереосистему на непродолжительные периоды времени, однако ее работа напрямую от аккумулятора может полностью разрядить батарею. Для таких случаев в некоторых автомобилях предусмотрена система предупреждения, которая подает сигнал, если фары при заглушенном двигателе не выключены или автоматически отключает магнитолу. Если вы все-таки долго слушаете стерео систему, то периодически заводите двигатель на несколько минут. Он будет подпитывать аккумулятор и уменьшит расход заряда.

blog-mycar.ru


Смотрите также