Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора. Сопротивление автомобильного аккумулятора


Внутреннее сопротивление аккумулятора

Полное сопротивление свинцово-кислотного аккумулятора – это сумма таких величин, как сопротивление поляризации и омическое сопротивление. Омическое сопротивление является суммой сопротивлений сепараторов АКБ, электродов, положительного и отрицательного выводов, соединений между элементами и электролита. 

Что представляет собой внутреннее сопротивление и от чего оно зависит?

На сопротивление электродов оказывает влияние их конструкция, пористость, геометрия, конструкция решётки, состояние активного вещества, наличие легирующих компонентов, качество электрического контакта решёток и обмазки. Величины сопротивления решёток отрицательных электродов и губчатого свинца (Pb) на них примерно одинаковы. В то же время сопротивление перекиси свинца (PbO2), который нанесён на решётку положительного электрода, больше в 10 тысяч раз.

В процессе разряда свинцово-кислотного аккумулятора на поверхности электродов выделяется сульфат свинца (PbSO4). Это плохой проводник, который существенно увеличивает сопротивление электродных пластин. Кроме того, сульфат свинца откладывается в порах обмазки пластин и существенно уменьшает диффузию серной кислоты из электролита в них. В результате к концу цикла разряда свинцово-кислотного аккумулятора его сопротивление возрастает в 2─3 раза. В процессе зарядки идёт растворение сульфата свинца, и сопротивление АКБ возвращается к первоначальной величине.

Существенное влияние на сопротивление свинцово-кислотного аккумулятора оказывает величина сопротивления электролита. Эта величина, в свою очередь, сильно зависит от концентрации и температуры электролита. При уменьшении температуры сопротивление электролита растёт, и достигает бесконечности при его замерзании.

При плотности электролита 1,225 гр/см3 и температуре +15 С он имеет минимальное значение сопротивления. При уменьшении или увеличении плотности сопротивление увеличивается, а значит, растёт и внутреннее сопротивление аккумулятора.

Сопротивление сепараторов меняется в зависимости от изменения их толщины и пористости. Величина тока, которая протекает через аккумулятор, оказывает влияние на сопротивление поляризации. Пару слов о поляризации, и причинах, по которым она возникает. Первая причина заключается в том, что в электролите и на поверхности электродов (двойной электрический слой) изменяются электродные потенциалы. Вторая причина в том, что при прохождении тока, концентрация электролита меняется в непосредственной близости от электродов. Это приводит к изменению электродных потенциалов. Когда цепь размыкается и ток исчезает, электродные потенциалы возвращаются к своим первоначальным значениям.

К особенностям свинцово-кислотных аккумуляторов стоит отнести небольшое внутреннее сопротивление по сравнению с другими типами аккумуляторных батарей. Благодаря этому они могут за небольшое время отдавать большой ток (до 2 тысяч ампер). Поэтому их основная область применения – стартерные аккумуляторные батареи на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания.

Стоит также отметить, что внутреннее сопротивление АКБ при переменном или постоянном токе сильно зависит от его частоты. Есть ряд исследований, авторы которых наблюдали внутреннее сопротивление свинцово-кислотного аккумулятора при частоте тока в несколько сотен герц.Вернуться к содержанию 

Как можно оценить внутреннее сопротивление АКБ?

В качестве примера можно рассмотреть автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор ёмкостью 55 Ач, имеющий номинальное напряжение 12 вольт. Полностью заряженный аккумулятор имеет напряжение 12,6─12,9 вольта. Допустим, что к АКБ подключить резистор с сопротивлением 1 Ом. Пусть напряжение разомкнутого аккумулятора 12,9 вольта. Тогда ток теоретически должен быть 12,9 В / 1 Ом = 12,9 ампера. Но в реальности он будет ниже 12,5 вольта. Почему это происходит? Это объясняется тем, что в электролите скорость диффузии ионов не является бесконечно большой.

Схема АКБ с подключённым резистором

На изображении аккумуляторная батарея представлена в виде 2-полюсного источника питания. Он имеет электродвижущую силу (ЭДС), которая соответствует напряжению разомкнутой цепи, и внутренне сопротивление. На схеме они обозначены E и Rвн. Когда цепь замыкается, то ЭДС батареи частично падает на резисторе, а также на собственно внутреннем сопротивлении. То есть, происходящее в цепи можно описать следующей формулой.

E = (R + Rвн) * I.

На изображениях ниже можно посмотреть значения ЭДС автомобильного аккумулятора в разомкнутой цепи и напряжения при подключении нагрузки в виде двух автомобильных лампочек, соединённых параллельно.

ЭДС батареи

Напряжение под нагрузкой

Как уже говорилось, внутреннее сопротивление АКБ является условной величиной. Свинцово-кислотный аккумулятор представляет собой нелинейное устройство, внутреннее сопротивление которого меняется в зависимости от температуры, величины нагрузки, степени заряженности, концентрации электролита и прочих вышеперечисленных параметров. Так, что для проведения точных расчётов аккумулятора используются разрядные кривые, а не величина внутреннего сопротивления.

При этом в расчётах электрических цепей с аккумуляторами величина внутреннего сопротивления может использоваться. Естественно, что всегда величина внутреннего сопротивления берётся с учётом факторов, от которых она зависит (заряд или разряд, постоянный или переменный ток, частота тока и т. п.).

Итак, исходя из формулы выше, можно вычислить внутреннее сопротивление АКБ с ЭДС 12,6 вольта при разряде постоянным током 2 ампера.

r = (E ─ U) / I = (12,9 В – 12,5 В) / 2 А = 0,2 Ом.

Кстати, некоторые зарядные устройства позволяют измерять внутреннее сопротивление батареи. Например, ниже можно видеть величину внутреннего сопротивления заряженного автомобильного аккумулятора, измеренную зарядкой SkyRC iMax B6 mini. Правда, неизвестно, по какому принципу прибор вычисляет эту величину.

Внутреннее сопротивление автомобильной АКБ по показаниям SkyRC iMax B6 mini

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в комментариях.Вернуться к содержанию

akbinfo.ru

Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора

Внутреннее сопротивление аккумулятора – значимый параметр источника питания. Его постоянный контроль позволяет поддерживать аккумуляторную батарею в работоспособном состоянии. Ведь чрезмерный разброс провоцирует выход из строя АКБ, отдельных узлов автотранспорта.

Оценка технического состояния аккумуляторной батареи

Срок эксплуатации аккумуляторной батареи зависит от правильности проведения проверки. Данная процедура включает несколько этапов:

  1. Осмотр. Во время осмотра проверяют, в каком состоянии корпус, присутствуют ли микротрещины, пыль, загрязнения. Устанавливается состояние выводов, наличие окислений на электродах, штырях. Обнаруженную ржавчину удаляют при помощи специальных составов.
  2. Контроль процесса разряда. Для этих целей аккумуляторную батарею разряжают, заряжают и вновь разряжают. Силу тока, нагрузку поддерживают в требуемом пределе. Контролируя разряд, устанавливается истинное состояние электрических соединений, емкости АКБ. Разряд выполняют после демонтажа устройства.
  3. Электролит. Во время эксплуатации часть электролита испаряется. Для установления уровня используют трубочки или специальные элементы. Их погружают в отверстия до того момента, пока они не соприкоснутся с пластинами. Для восполнения объема используют дистиллированную воду.
  4. Плотность электролитического состава. Из-за сульфатации пластин часть емкости теряется. Выделяющаяся сера негативно сказывается на степени плотности электролита. Плотность постепенно снижается. Этот параметр учитывают, если тестируют кислотные аккумуляторные батареи.
  5. Использование нагрузочной вилки. Замер напряжения свинцовых источников питания выполняется при помощи нагрузочных вилок. По специальной шкале отслеживают состояние акб.

Проверка аккумулятора выполняется при помощи тестеров. С их помощью устанавливают соответствие параметров заданным нормам и требованиям.

Внутреннее сопротивление аккумулятора

Перед тем как проверить сопротивление автомобильного аккумулятора, необходимо изучить, что представляет собой этот показатель.

Внутреннее сопротивление аккумулятора рассчитывается по стандартной формуле. При определении учитывается электродвижущая сила, сила тока и нагрузка. В результате, получается условная величина, которая постоянно меняется.

Оно зависит и от:

  • Габаритов и геометрии.
  • Конструкции корпуса, решеток и банок.
  • Состояния электролитического состава.
  • Наличия легирующих веществ.
  • Состояния выводов.

При расчете сопротивления учитывается значение импеданса, в которое входит реактивная составляющая. Реактивная составляющая присуща емкостям, катушкам. Импеданс учитывается при определении реактивного сопротивления.

На внутреннее сопротивление аккумулятора влияет состояние электролита, его концентрации и температурного режима. Понижение температуры влечет рост данного показателя.

Определяя внутреннее сопротивление аккумулятора, учитывается и поляризация, которая зависит от силы тока. Возникает поляризация по таким причинам:

  • Изменение потенциала на поверхности выводов.
  • Изменение концентрации электролитического состава.

Минимальные показатели прослеживаются у кислотно-свинцовых источников питания. Поэтому они отдают ток в 2–2,5 тысячи ампер. Такие аккумуляторные батареи устанавливают в автотранспортные средства, которые укомплектованы ДВС.

Особенности измерения внутреннего сопротивления источника питания

Измерение внутреннего сопротивления аккумулятора проводят регулярно. Такие действия позволяют выявлять состояние источника питания, планировать замену. Ежегодно этот показатель увеличивается на 5–7 процентов. При увеличении на 8 и более процентов проводят анализ эксплуатационных условий, нагрузки. Для того чтобы выявить дефекты и нарушения, необходимо точно знать, как измерить внутреннее сопротивление.

Подача переменного тока

Этот способ отличается простотой реализации. Для этого требуется резистор ограничительный, трансформатор, а также конденсатор и вольтметр. Тесты проводят в течение 1,5–2 часов. За это время устанавливается величина напряжения для каждого элемента, который входит в состав источника питания. Для повышения точности результатов используют регистрирующий вольтметр.

При измерении проводимости на переменном токе получают значение, которое включает реактивную и активную составляющие. Для выделения требуемого показателя требуется подготовка частотной зависимости. При реализации этой методики возникают сложности, связанные с электрохимическими процессами.

Поэтому определить проводимость таким способом можно, если требуется общая оценка состояния аккумуляторной батареи. В остальных случаях подбирается другая методика тестирования.

Метод постоянной нагрузки

Этот способ используется автомобилистами и мастерами. Суть его заключается в стремительном разряде источника питания при постоянном токе. При помощи вольтметра измеряют напряжение, как с нагрузкой, так и без нее. Для расчета используют закон Ома.

Такую методику используют для тестирования крупногабаритных автомобильных аккумуляторных батарей. Для измерений используют высокоточные приборы, которые показывают точное значение. Допускается применение тестеров, в состав которых входит пленочно-угольный резистор.

Перед реализацией этого способа учитывают, что конденсатор измерительный агрегат не принимает во внимание. Поэтому учитывается только активная составляющая источника питания. Для проверки старых АКБ такой вариант не подходит. Ведь установить истинное состояние проблематично.

Применение этого способа невыгодно в том случае, если требуется установление состояния АКБ. Померить нагрузку с его помощью можно.

Короткоимпульсный способ

Его используют не так давно. Он обладает такими преимуществами:

  • Перед измерениями аккумуляторная автомобильная батарея не демонтируется. Это избавляет от хлопот, так как изъятие устройства занимает немало времени.
  • Напряжение снижается и повышается на короткий срок. Поэтому работоспособность компонентов, которые входят в состав, не нарушается. Для отслеживания напряжения используют вольтметр.
  • Во время испытания источник питания, внутренние компоненты не разрушаются. При этом тестирования проводят регулярно.
  • При помощи этой методики легко определить емкость источника питания. Ведь появляется возможность сравнения сопротивлений новой и эксплуатируемой батарей.

Такая методика применяется для установления величины внутреннего сопротивления, расчета токовых параметров, коротких замыканий, других параметров. Это необходимо для установления состояния автомобильного аккумулятора.

Зависимость состояния аккумулятора от внутреннего сопротивления

Среди представленных измерителей и тестеров, которые применяют для оценки состояния аккумуляторной батареи, ее основных характеристик, легко подобрать устройство с требуемым функционалом. Среди используемых приборов выделяют:

  • Устройства для оценки состояния АКБ по напряжению. При этом устанавливается определенная нагрузка. Для этих целей используют нагрузочные вилки.
  • Устройства для установления связи между состоянием источника питания и проводимостью.
  • Измерители спектров. С помощью таких приборов устанавливается зависимость импеданса на постоянном, переменном токе.

Применение стандартных измерительных устройств позволяет установить величину проводимости. При помощи современных тестеров, которые работают с определенными сигналами, устанавливается степень работоспособности автомобильного аккумулятора, величину емкости, период разряда и заряда.

Период непрерывной эксплуатации аккумуляторной батареи в определенной степени зависит от величины внутреннего сопротивления. И это особо важно в том случае, если автотранспорт активно эксплуатируется как в черте города, так и в сельской местности. Поэтому периодическое тестирование источника питания, установление основных характеристик дает возможность понять, когда стоит производить замену.

Видео про внутреннее сопротивление аккумулятора

Рекомендуем статьи на похожие темы

akbzona.ru

Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора

Если замкнуть плюс и минус аккумулятора, то получим ток короткого замыкания Ie = U / Re , как будто внутри есть сопротивление Re . Внутреннее сопротивление зависит от электрохимических процессов внутри элемента, в том числе и от тока.

При слишком большом токе аккумулятор испортится, и даже может взорваться. Поэтому не замыкайте плюс и минус. Достаточно мысленного эксперимента.

Величину Re можно оценить косвенно по изменению тока и напряжения на нагрузке Ra . При небольшом уменьшении сопротивления нагрузки Ra до Ra‑dR ток увеличивается от Ia до Ia+dI. Напряжение на выходе элемента Ua=Ra×Ia при этом уменьшается на величину dU = Re × dI . Внутреннее сопротивление определяется по формуле Re = dU / dI

Для оценки внутреннего сопротивления аккумулятора или батарейки я добавил в схему измерителя ёмкости резистор 12ом и тумблер (ниже на схеме показана кнопка), чтобы изменять ток на величину dI = 1.2 V / 12 Ohm = 0.1 А . Одновременно нужно измерять напряжение на аккумуляторе или на резисторе R .

Можно сделать простую схему только для измерения внутреннего сопротивления по образцу, показанному на рисунке внизу. Но всё же лучше сначала немного разрядить аккумулятор, и после этого измерить внутреннее сопротивление. В середине разрядная характеристика более пологая, и измерение будет более точным. Получится "среднее" значение внутреннего сопротивления, которое остаётся стабильным достаточно большое время.

Пример определения внутреннего сопротивления

Подключаем аккумулятор и вольтметр. Вольтметр показывает 1.227V . Нажимаем кнопку: вольтметр показывает 1.200V . dU = 1.227V - 1.200V = 0.027V Re = dU / dI = 0.027V / 0.1A = 0.27 Ohm Это внутреннее сопротивление элемента при токе разряда 0.5А

Тестер показывает не dU, а просто U. Чтобы не ошибиться в устном счёте, я делаю так. (1) Нажимаю кнопку. Аккумулятор начинает разряжаться, и напряжение U начинает уменьшаться. (2) В момент, когда напряжение U достигнет круглой величины, например 1.200V, я отжимаю кнопку, и сразу вижу величину U+dU, например 1.227V (3) Новые цифры 0.027V - и есть нужная разница dU.

По мере старения аккумуляторов их внутреннее сопротивление увеличивается. В какой-то момент вы обнаружите, что ёмкость даже свежезаряженного аккумулятора невозможно измерить, так как при нажатии кнопки Start реле не включается и часы не запускаются. Это получается потому, что напряжение на аккумуляторе сразу снижается до 1.2V и менее. Например, при внутреннем сопротивлении 0.6 ом и токе 0.5 А падение напряжения составит 0.6×0.5=0.3 вольта. Такой аккумулятор не может работать при токе разряда 0.5А, который требуется, например, для кольцевой светодиодной лампы. Этот аккумулятор можно использовать при меньшем токе - для питания часов или беспроводной мышки. Именно по большой величине внутреннего сопротивления современные зарядные устройства, вроде MH-C9000, определяют, что аккумулятор неисправен.

Внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора

Для оценки внутреннего сопротивления АКБ можно использовать лампу от фары. Это должна быть лампа накаливания, например, галогеновая, но не светодиодная. Лампа 60вт потребляет ток 5А.

При токе 100А на внутреннем сопротивлении АКБ не должно теряться более 1 Вольта. Соответственно, при токе 5А не должно теряться более 0.05 Вольта (1В * 5А / 100А). То есть, внутреннее сопротивление не должно превышать 0.05В / 5А = 0.01 Ома.

Подключите параллельно аккумулятору вольтметр и лампу. Запомните величину напряжения. Отключите лампу. Обратите внимание, насколько увеличилось напряжение. Если, допустим, напряжение возросло на 0.2 Вольта (Re = 0.04 Ома), то аккумулятор испорчен, а если на 0.02 Вольта (Re = 0.004 Ома), то он исправен. При токе 100А потеря напряжения будет всего 0.02В * 100А / 5А = 0.4В

С помощью лампочи можно также оценить ёмкость автомобильной батареи.

 

photo-ek.ru

Внутренее сопротивление аккумулятора

Внутренее сопротивление аккумулятора это сопротивление, которое оказывается прохождению через аккумулятор зарядному или разрядному току.

R = Ro + RnГде Ro – омическое сопротивление аккумуляторной батареиRn – сопротивление поляризацииСопротивление поляризации зависит от ЭДС поляризации, проходящего через аккумулятор тока:Rn = En/IpГде En – ЭДС поляризацииIp – сила тока разряда При понижении температуры электролита сопротивление поляризации увеличивается.

Омическое сопротивление является суммой сопротивлений электролита, пластин, перемычек и других токоведущих частей и мало зависит от температуры. Влияние температуры связано в основном с изменением сопротивления электролита. Так при температуре от -10 до -40 сопротивление электролита в 2-3 раза больше чем при температуре 25 гр. С. Кроме того удельное сопротивление электролита с увеличением концентрации серной кислоты снижается, но при достижении определённого уровня концентрации начинает снижаться. У 30% раствора серной кислоты, при температуре 20 гр. С, удельное сопротивление 1,33 Ом*см. при увеличении плотности (концентрации) восстанавливаются ионные связи, и уменьшается скорость диссоциации, следовательно, снижается количество свободных ионов. Это приводит к увеличению сопротивления электролита.Первоначальная концентрация серной кислоты в электролите свинцовых аккумуляторов, несколько больше концентрации при которой сопротивление электролита минимальна и составляет примерно 35 – 42%. Это необходимо для обеспечения запаса серной кислоты, которое требуется для разряда. Кроме того малая концентрация в конце разряда приводит к снижению разрядной ёмкости в следствии роста внутреннего сопротивления и более быстрого падения разрядного напряжения. В то же время излишне высокая концентрация приводит к ускоренной пассивации при хранении залитой батареи, и в процессе разряда.

Сопротивление сепараторов зависит от их толщины, пористости и сопротивления электролита в порах. Кроме того большую роль играет материял из которого они сделаны, особенно в зимний период при разряде стартерным током.Сопротивление решёток примерно 1,8 – 3 мОм., а сопротивление положительного и отрицательного электрода примерно 92 – 98% и 62 – 70% от сопротивления решёток соответственно. В процессе разряда на электродах откладывается сульфат свинца, что приводит к увеличению сопротивления до величины сопротивления решёток. Сопротивление заряженных аккумуляторов очень мало и составляет от нескольких сотых до нескольких тысячных долей Ом. В процессе разряда сопротивление возрастает многократно, поэтому у разряженной батареи оно значительно больше.

«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CТRL+ENTER»

"Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях"

avtolektron.ru

Внутреннее сопротивление аккумулятора

Как зависит сопротивление аккумулятора от температуры?

Сопротивление, оказываемое аккумулятором протекающему внутри него току (зарядному или разрядному), называется внутренним сопротивлением.

Полное внутреннее сопротивление аккумулятора складывается из сопротивления электродов, электролита, сепараторов, вспомогательных токоведущих деталей и сопротивления поляризации, которая появляется вследствие изменения электродных потенциалов при прохождении электрического тока.

Внутреннее сопротивление аккумулятора зависит от ряда факторов и изменяется в довольно широком диапазоне значений. Важную роль играют здесь конструктивные особенности АКБ, а также: ёмкость аккумулятора; степень его заряженности; концентрация электролита; количество и качество электролита; наличие сульфатации пластин; ток, при котором работает аккумулятор; внутренние обрывы… и, конечно же, температура.

При разряде аккумулятора сопротивление электродов и электролита возрастает. Во время разряда аккумулятора, количество активной массы на пластинах аккумулятора уменьшается, что приводит к уменьшению активной поверхности пластин, поэтому внутреннее сопротивление заряженного аккумулятора меньше, чем внутреннее сопротивление разряженного аккумулятора. В разряженном состоянии сопротивление аккумулятора более чем в два раза превышает значение сопротивления у полностью заряженного аккумулятора.

Внутреннее сопротивление аккумуляторов большой ёмкости меньше, чем внутреннее сопротивление аккумуляторов меньшей ёмкости. Как известно, аккумуляторы большой ёмкости крупнее и массивнее аккумуляторов малой ёмкости – у них больше рабочая поверхность пластин и больше пространства для диффузии ионов электролита внутри аккумулятора. Однако… это вовсе не обозначает, что чем тяжелее и крупнее аккумулятор, тем он лучше. Необходимо учитывать технологию изготовления аккумулятора. В мировом производстве аккумуляторов активно используются для изготовления токоотводов (решёток) три основные технологии:традиционное литьё, непрерывное литьё и экспандинг (эта технология заключается в перфорации заготовочной ленты, а затем растяжке полученной решётки – технология, позволяющая увеличить рабочую поверхность пластин). Соответственно, аккумуляторная батарея, изготовленная по технологии экспандинга, будет гораздо легче аккумулятора, изготовленного по технологии традиционного литья, но будет обладать лучшей токопроводимостью и меньшими внутренними напряжениями, что позволяет получить высокие характеристики АКБ.

 

Легенды об аккумуляторах в недобросовестной рекламе

 

По мере старения аккумуляторов их внутреннее сопротивление увеличивается. У нового аккумулятора внутреннее сопротивление самое маленькое. В основном оно определяется конструкцией токонесущих элементов и их сопротивлением. Но в процессе эксплуатации аккумулятора начинают накапливаться необратимые изменения – уменьшается активная поверхность пластин, появляется сульфатация, изменяются свойства электролита… и, как следствие внутреннее сопротивление аккумулятора начинает возрастать.

 

Существенное влияние на сопротивление аккумулятора оказывает температура.

При высокой температуре скорость диффузии ионов электролита выше, чем при низкой. Эта зависимость имеет линейный характер. С понижением температуры удельное сопротивление электролита возрастает и при температуре –40°C становится, примерно, в 8 раз больше, чем при температуре –30°C. Сопротивление сепараторов так же резко возрастает с понижением температуры и в том же интервале увеличивается, примерно, в 4 раза.

При низких температурах значительно ухудшаются условия пуска двигателя. Помимо того, что ухудшаются характеристики аккумуляторной батареи (увеличивается внутреннее сопротивление аккумулятора), увеличивается и момент сопротивления вращению коленчатого вала двигателя (из-за повышения вязкости масла).

В связи с этим в холодное время года аккумуляторные батареи должны иметь более высокую степень заряженности и иметь достаточное утепление.

 

Сеть магазинов «Орбита» предлагают вашему вниманию:защитные термочехлы для аккумуляторных батарей SHUBATMТермочехол SHUBATM надёжно защищает аккумулятор от негативного воздействия экстремальных температур и продлевает жизнь Вашего аккумулятора!

ПОДАРИТЕ СВОЕМУ АККУМУЛЯТОРУ «ШУБУ» и получите дополнительную уверенность в надёжности аккумулятора в момент запуска двигателя автомобиля вне зависимости от сезона:и в жару и в холод

 

 

 

.

 

Более подробную информацию Вы можете получить у продавцов-консультантовв наших магазинах или по телефону: 8 800 700-6339

 

orbyta.ru

Внутреннее сопротивление свинцовых аккумуляторов - Справочник химика 21

    Возможность работы в стартерном режиме обусловлена очень малым внутренним сопротивлением свинцовых аккумуляторов. [c.97]

    Внутреннее сопротивление свинцовых аккумуляторов невелико и лежит в пределах от 0,1 ома до нескольких десятитысячных ома. Внутреннее сопротивление старых аккумуляторов в силу постепенной сульфатации пластин всегда больше, чем у новых. [c.504]

    Сопротивление же каждого аккумулятора равно 0,0010 ома. В практике для вычисления полного внутреннего сопротивления свинцовых аккумуляторов часто пользуются эмпирической формулой  [c.221]

    Внутреннее омическое сопротивление свинцовых аккумуляторов невелико. Для самых малых образцов оно не превышает 0,1 Ом, [c.66]

    Внутреннее сопротивление. Внутреннее сопротивление щелочных аккумуляторов больше, чем свинцовых. В то время, как свинцовый аккумулятор имеет внутреннее сопротивление [c.149]

    Влияние температуры. С повышением температуры емкость аккумулятора возрастает. Одновременно ускоряются нежелательные реакции, ведущие к саморазряду. Верхним пределом температуры для работы свинцового аккумулятора является 40—50 °С. Ниже 0°С емкость заметно падает. В этом случае возрастает внутреннее сопротивление, усиливается поляризация и создаются условия для образования мелкокристаллических плотных осадков сульфата свинца, вызывающих пассивирование отрицательного электрода. Вследствие затрудненности диффузии концентрация кислоты в порах активной массы снижается и при температуре ниже 0°С возможно замерзание разбавленной кислоты. При сильных морозах рекомендуется заливать аккумуляторы кислотой плотностью [c.68]

    Внутреннее сопротивление обычных ламельных щелочных аккумуляторов выше, чем свинцовых. Это является их недостатком, так как затрудняет разряд аккумуляторов большим током. [c.89]

    В панцирных пластинах активную массу (окислы свинца) набивают в эбонитовые или пластмассовые панцири. Чаще всего панцири имеют вид либо отдельных трубок, либо ряда трубок, скрепленных боковыми стенками в одну сплошную пластину (рис. 207). В эбонитовых трубках сделаны прорези шириной 0,2 лш, они пропускают электролит, но хорошо задерживают от оплывания набитую в них активную массу. Внутрь трубок панциря для подвода тока вставлены штыри из свинцово-сурьмяного сплава (рис. 208). В последнее время панцири стали изготовлять из вини-пластовых трубок с относительно крупной перфорацией. Внутрь трубок вкладывают вторую тонкую трубочку из стеклянной ткани, хорошо задерживающей активную массу. Иногда панцири изготовляют из пластмассовой сетки (рис. 209, 210). Аккумуляторы с такими панцирями имеют меньшее внутреннее сопротивление, [c.471]

    Для химических источников тока с емкостно-индуктивным характером внутреннего сопротивления (рис. 23,а) величина последнего, измеренная на переменном токе, в резонансной точке может быть значительно меньше, а на индуктивной ветви больше значения, полученного методом постоянного тока. Такая зависимость наблюдается, например, у свинцовых аккумуляторов емкостью не более 700 а-ч, а также у небольших никель-кадмиевых аккумуляторов. [c.87]

    Для химических источников тока с индуктивным характером сопротивления (рис. 23,6) величина внутреннего сопротивления, измеренная методом переменного, тока, будет всегда, даже при небольших частотах, больше значения, измеренного методом постоянного тока. Это наблюдается, например, у свинцовых аккумуляторов емкостью более 800 а-ч. [c.88]

    Так, иапример, у элемента ЗС-У-30 внутреннее сопротивление равно 0,18 Oli, у стационарного свинцового аккумулятора С-1 — [c.279]

    Емкость щелочного аккумулятора не зависит от содержащегося в нем количества электролита, если пластины были целиком погружены в электролит. Применение тонких пластин в щелочных аккумуляторах имеет главной целью не увеличение емкости, как в свинцовых аккумуляторах, а уменьшение внутреннего сопротивления для некоторых типов батарей, находящихся в тяжелых условиях работы. [c.207]

    Ввиду малого внутреннего сопротивления (порядка 10 ома) свинцовые аккумуляторы сильно портятся от короткого замыкания. Их следует также предохранять от встряхивания (опасность вываливания анодной массы из решеток). Кислота должна быть очень чистой. Особенно опасны примеси железа, так как процесс Fe" " i i Fe + 0 ведет к большим потерям энергии на него. [c.435]

    Батарея из свинцовых стартерных аккумуляторов большой емкости 144 й-ч разряжается током 600 а. Э. д. с. батареи равна 6.3 в начальное напряжение 4.5 я. Каково внутреннее сопротивление батареи и каждого аккумулятора в отдельности  [c.221]

    Внутреннее сопротивление кадмиево-никелевых аккумуляторов при одинаковых габаритах больше, чем у свинцовых. Зависимость между внутренним сопротивлением и емкостью аккумулятора выражается следующей эмпирической формулой  [c.285]

    При одинаковой токовой нагрузке аккумулятор с тонкими электродами, имея более развернутую поверхность активной массы и меньшее внутреннее сопротивление, будет работать в стартерном режиме лучше, чем с более толстыми электродами. Количество активной массы, находящейся в аккумуляторе, значительно больше, чем теоретически необходимо для получения определенной емкости. Это соотношение характеризуется коэффициентом использования активной массы. В свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторах он не превышает 0,4. Уменьшение толщины электродов повышает его, но при этом снижается срок службы таких аккумуляторов. [c.11]

    Как это будет показано, начальное падение напряжения при разряде аккумулятора не может быть объяснено только внутренним сопротивлением аккумулятора. Было сделано предположение, что падение напряжения на клеммах аккумулятора в начале разряда обусловлено одновременно и внутренним сопротивлением, и поляризацией свинцового и перекисно-свинцового электродов. Это предположение базировалось на исследованиях Б. Н. Кабанова [1], который измерял перенапряжение при анодной поляризации гладкого свинцового электрода при различных плотностях тока. Им было показано, что в интервале плотностей тока 10 —10 а/см перенапряжение растет пропорционально логарифму плотности тока. [c.558]

    Выработать четкие критерии для оценки остаточной емкости аккумулятора на основании измеренных величин внутреннего сопротивления не удалось. Но ниже мы покажем решение задачи, которая может быть интересна разработчикам оборудования для эксплуатации источников тока. Задача состояла не в определении остаточной емкости источника тока, но в эффективном и безопасном его дозаряде при любом состоянии. Решение оказалось пригодным не только для щелочных аккумуляторов, но и для свинцово-кислотных. [c.226]

    Внутреннее сопротивление свинцового аккумулятора слагается из сопротивления электродных пластин (металла и активных масс и переходных контактов ааежду ними), электролита (в порах электродов и вне жх) и сепаратора. [c.106]

    Напряжение при разряде щелочных ламельных аккумуляторов значительно больше отличается от э. д. с., чем у свинцовых аккумуляторов, что, в частности, зависит от высокого внутреннего сопротивления ламельных аккумуляторов. Последнее объясняется, во-первых, большим сопротивлением при прохождении электрического тока через маленькие отверстия в стенках ламелей, во-вто- [c.497]

    Напряжение щелочных аккумуляторов ниже, чем свинцовых. Во время разряда оно изменяется с 1,35 до 1,1 в, оставаясь в среднем равным 1,2 е, затем быстро падает до 1 е и ниже. Внутреннее сопротивление сильно возрастает по мере разряда у аккумуляторов ШН оно выше, чем у КН (той же емкости). Железный электрод растворяется в электролите, даже когда аккумулятор не замкнут,— выделяется водород. Кадмий устойчив в щелочных растворах, однако он значительно дороже железа, из-за чего кадмиевый электрод содержит иногда до 5% железа. Кроме того, присутствие железа в электроде благоприятно влияет на свойства его активной массы, повышая ее пористость. Свежезаряженный ЖН-аккумулятор имеет э.д.с. 1,48 е, КН—1,44. Однако через короткое время э.д.с. снижается у обоих аккумуляторов до 1,35 в. [c.403]

    Больше внутреннее сопротивление относится к недостаткам щеловдых аккумуляторов, так как оно ограничивает силу раз-рядйого тока. Только в аккумуляторах специальных конструкций (МОЖНО получить ток значительной силы, почти такой же, как з свинцовых аккумуляторах. [c.149]

    Существенным 1гедостатком щелочных аккумуляторов является их больщое внутреннее сопротивление. Уже указывалось, что свинцовый и щелочной аккумуляторы одинаковой емкости имеют внутреннее сонрртивление соответственно 0,0016 и [c.161]

    Было бы весьма желательно провести замену свинцовых стартерных аккумуляторов гцелочными. Однако это встречает серьезные затруднения. Щелочные аккумуляторы обладают большим внутренним сопротив гением, которое пе позволяет отбирать ток нужной для запуска мотора силы. В качестве стартерных аккумуляторов могут применяться только и1елочные аккумуляторы специальных типов, у которых внутреннее сопротивление снижено за счет уменьпхения толнгины пластин. Такие аккумуляторы значительно дороже обычных, но в работе оии себя вполне оправдывают. [c.164]

    Внутреннее сопротивление (на единицу поверхности) хорошего свинцового акуумулятора составляет 0,006 Ом/дм Если такой аккумулятор работает с плотностью тока 12 А/дм , то падение напряжения на его внутреннем сопротивлении равно 0,07 В, что составляет 3,5% от значения э. д. с., равной 2 В. [c.205]

    Наличие сепараторов также увеличивает внутреннее сопротивление ХИТ. Фактором, определяющим внутреннее сопротивление ХИТ, является сопротивление активного материала и токоотводов. Так, в свинцовом аккумуляторе диоксид свинца — активная масса положительного электрода — является плохим проводником и поэтому правильно выбранная конструкция токоотво-да имеет очень важное значение. Сопротивление диоксида свинца превышает сопротивление токоотвода не менее чем в 10 раз. Удельное сопротивление губчатого свинца равно 1,83-10- Ом-см, диоксид свинца — 74-10 Ом-см, сульфата свинца — приблизительно ЫО Ом см. Так как при разряде аккумулятора губчатый свинец и диоксид свинца превращаются в сульфат свинца с высоким электрическим сопротивлением, а плотность электролита уменьшается с 1,28 до 1,1 г/см и ниже, то сопротивление аккумулятора по мере разряда увеличивается. [c.7]

    В современных свинцовых аккумуляторах ток между пластинами проходит по электролиту, находящемуся в порах сепараторов, поэтому от структуры пор будет зависеть внутреннее электрическое сопротивление аккумуляторов. Электрическое сопротивление се,параторо.в, пропитанных электролитом, обычно характеризуется одним из трех показателей  [c.46]

    Внутреннее сопротивление мар-ганцево-цинковых элементов во много раз больше внутреннего сопротивления аккумуляторов такой же емкости. Так, например, у элемента ЗС-У-30 внутреннее сопротивление равно 0,18 Ом, у стационарного свинцового аккумулятора С-1 — 0,004 Ом, у безламельного никель-кадмиевого аккумулятора КНБ-32—0,006 Ом, у серебряноцинкового аккумулятора СЦД25— 0,007 Ом. [c.199]

    Напряжение при разряде (заряде), кроме поляризации электродов, зависит также от падения напряжения на преодоление внутреннего омического сопротивления ХИЭЭ. Последняя величина слагается из омического сопротивления проводников первого рода (электродов), электросопротивления электролита и сепараторов. При разряде малыми плотностями тока падение напряжения внутри ХИЭЭ не имеет значения, но при больших плотностях тока оно может оказаться заметным. Например, в свинцовом автомобильном аккумуляторе омическое сопротивление электролита и сепараторов при комнатной температуре приблизительно равно 0,006 ом на 1 дм площади электродов. При плотности тока разряда 2а1дм падение напряжения составит около 70 мв, т. е. около 3,5% от э. д. с. аккумулятора. [c.465]

chem21.info

Ремонт, заряд, контроль и хранение АКБ

  • Ремонт и восстановление АКБ
  • Как зарядить аккумулятор?
  • Проверка НРЦ и плотности электролита
  • Проверка напряжения на батарее при работающем двигателе
  • Проверка наличия утечек в системе электрооборудования
  • Если батарея не запустила двигатель…
  • Как правильно хранить АКБ

(4.1) Ремонт и восстановление АКБ

Конструкция АКБ не предусматривает их ремонта в процессе эксплуатации в части замены блоков пластин в аккумуляторах, крышки или корпуса. Однако для диагностики Аккумулятор может быть подвергнут вскрытию и последующему ремонту.Если в новой АКБ обнаружен дефект, ее утилизируют.

Другое дело, если у АКБ незначительное повреждение пластмассовых корпуса или крышки, приведшее к течи электролита.Повреждения, не затронувшие целостность пластин и сепараторов в ячейках, поддаются ремонту с помощью тепловой сварки: поверхность места повреждения и фрагмент из аналогичной пластмассы одновременно нагревают до размягчения и плотно прижимают на 2-3 минуты.Затем, с помощью нагретого паяльника и специального пластмассового припоя обрабатывают края наложенного фрагмента.Трещины на корпусе и крышке можно заделать без наложения фрагмента, а только разогретым припоем.Если АКБ с поврежденным корпусом хранилась без электролита в поврежденной ячейке более недели, то после ремонта (и заливки электролита в ремонтную ячейку) такую АКБ необходимо подвергнуть двухкратному заряду-разряду для восстановления работоспособности ремонтной ячейки.

Чаще всего повреждения корпуса происходят, если АКБ не закреплена на установочной площадке, острые борта которой повреждают корпус по основанию (днищу).Иногда на крутых поворотах незакрепленную батарею повреждает вентилятор двигателя.Поэтому одно из условий для обеспечения ее нормальной работы — обязательное закрепление на рабочей площадке.

(4.2) Как зарядить аккумулятор?

Заряжать аккумулятор необходимо от источника постоянного (выпрямленного) тока.Можно использовать Зарядное для аккумулятора, любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения.При этом зарядное устройство для аккумулятора, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100% ее фактической емкости).

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, отрицательный — с отрицательным.

В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения.Оба эти метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи.При выборе зарядного устройства следует руководствоваться информацией, приведенной ниже.

Заряд при постоянстве тока

Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 С20(0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда).Это значит, что для батареи емкостью 60 А·ч ток заряда должен быть равен 6 А.Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.

Недостаток такого способа — необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.

Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения.Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (3 Ампера для батареи емкостью 60 А·ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения.При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60 А·ч).

Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов.Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.

Заряд при постоянстве напряжения

При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство.Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В — на 85-90%, а при напряжении 16 В — на 95-97%.Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.

В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) батареи.Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда до 20-25 А.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения).Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме.бычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4±0,1 В.При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда.Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется более суток.

Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении.Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения.С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи.Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью.Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете.Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.

(4.3) Проверка НРЦ и плотности электролита

Для того, чтобы замедлить старение АКБ, необходимо выполнять несколько основных требований по контролю за состоянием батареи и электрооборудования автомобиля.Проверка напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) проводится через 6-8 часов после выключения двигателя (или зарядного тока при заряде от внешнего зарядного устройства).Напряжение на клеммах батареи измеряется с помощью вольтметра.Значение НРЦ в зависимости от степени заряженности батареи приведено в табл. 1.Степень заряженности также однозначно связана и с плотностью электролита АКБ (рис. 4).

Степень заряженности, % Равновесное напряжение разомкнутой цепи (НРЦ), В,при различных температурах
+20…+25°C +5…−5°C −10…−15°C
100 12,70-12,90 12,80-13,00 12,90-13,10
75 12,55-12,65 12,55-12,75 12,65-12,85
50 12,20-12,30 12,30-12,40 12,40-12,50
25 11,95-12,10 12,10-12,20 12,20-12,30
0 11,60-11,80 11,70-11,90 11,80-12,00
Таблица 1 Зависимость напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) АКБ при различных температурах электролита

У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см³.Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%.У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см³.

Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см³), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий.При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектном аккумуляторе будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/см³), чем в остальных ячейках.

Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денсиметрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см³ или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см³.

Универсальный ареометр показан на рис. 5.При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки.Одновременно необходимо замерить температуру электролита.Результат измерения плотности приводят к +25°C.Для этого к показаниям денсиметра надо прибавить или отнять поправку, полученную с помощью табл. 2 (в соответствии со знаком указанного значения поправки).

Рис. 5 Универсальный ареометр

Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см³, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.

Температура электролита, °C Поправка, г/см³ Температура электролита, °C Поправка, г/см³
−65…−50 −0,06 −4…+10 −0,02
−49…−35 −0,05 +11…+24 −0,01
−34…−20 +26…+40 +0,01
−19…−5 −0,03 +41…+55 +0,02
Таблица 2 Температурные поправки к показаниям денсиметра при приведении плотности электролита к +25°C

(4.4) Проверка напряжения на батарее при работающем двигателе

Перед проверкой надо убедиться, что батарея заряжена до напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) не ниже 12,6 В или что плотность электролита не ниже 1,26 г/см³ при нормальном его уровне.Если АКБ недозаряжена, ее следует зарядить с помощью внешнего зарядного устройства.Уровень электролита надо довести до нормы, доливая дистиллированную воду.

После того, как батарея приведена в нормальное состояние, надо запустить двигатель и установить его обороты на уровне 1500-2000 мин−1.Затем необходимо включить дальний свет и измерить с помощью вольтметра напряжение на клеммах батареи.

Если напряжение находится в пределах 13,9-14,3 В, значит система работает в оптимальном режиме, который может обеспечить максимально возможный заряд АКБ.

Отклонение в меньшую сторону может стать причиной недозаряда, а в большую сторону — перезаряда.Хотя следует учитывать, что свои поправки может внести интенсивность эксплуатации автомобиля.Последствия длительной эксплуатации с такими отклонениями описаны в предыдущих разделах.

Нередко недозаряд батареи бывает следствием ослабления натяжения ремня привода генератора.

(4.5) Проверка наличия утечек в системе электрооборудования

Для такой проверки необходимо иметь амперметр с максимальной величиной измеряемого постоянного тока до 10 А.

Клемму, соединенную с массой автомобиля (и в отечественных, и в импортных автомобилях — отрицательная), отсоединяют от полюсного вывода батареи и в разрыв цепи включают амперметр.При этом все потребители автомобиля, в том числе сигнализация, должны быть выключены.

При исправном электрооборудовании и отсутствии утечек показание амперметра будет равно нулю.

В зависимости от особенностей электрооборудования конкретных автомобилей возможны схемные решения, при которых может иметь место ток в пределах 1-2 мА.Такие утечки не оказывают вредного влияния при бездействии автомобиля в течение 1-3 месяцев, поскольку за это время батарея потеряет всего 0,7-4 А·ч.При включенной сигнализации потребление тока может вырасти до 20-30 мА.Это значит, что время бездействия автомобиля не должно превышать в таком состоянии 3-х недель в летнее время и 10-и дней зимой.Иначе батарея разрядится от сигнализации настолько, что не сможет запустить холодный двигатель.

Если ток утечки больше 30 мА, необходимо найти и устранить причину этой утечки.

Для защиты батареи от утечек тока при длительном бездействии автомобиля рекомендуется отключать на это время клеммы бортовой сети от полюсных выводов аккумуляторной батареи, то есть снимать один из наконечников с полюсного вывода батареи.

(4.6) Если батарея не запустила двигатель…

Запуск двигателя необходимо производить кратковременными попытками по 5-10 секунд с паузами между ними не менее одной минуты.Если после 3-х попыток подряд двигатель не проявляет «признаков жизни», хотя стартер «крутит» его как обычно, необходимо прекратить бессмысленные попытки и поискать причину, из-за которой двигатель не работает.Только найдя и устранив неисправность, следует возобновить попытки пуска, иначе батарея разрядится.

Если же стартер плохо, очень медленно, «с натугой» проворачивает двигатель, это говорит о потере работоспособности батареи.Первым делом надо проверить плотность электролита в каждом аккумуляторе, а если нет пробок — напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) батареи.Проверку НРЦ следует проводить через 15-20 минут после попытки пуска.Если НРЦ ниже 12,5 В, значит батарея разряжена и ее необходимо зарядить.Плотность электролита у разряженной батареи будет примерно одинаковой во всех аккумуляторах.Одновременно с зарядом АКБ необходимо устранить причину ее глубокого разряда.Если же в одном из аккумуляторов плотность электролита значительно (более чем на 0,1 г/см³) ниже, чем в остальных, это говорит о возможном внутреннем коротком замыкании (КЗ).В этом случае, если батарея еще не исчерпала гарантийный срок, следует обратиться в сервисный центр или к продавцу (см. гарантийный талон).

Бывает, что, при попытке зарядить батарею, ее владелец видит отсутствие тока на зарядном устройстве.При этом НРЦ батареи не превышает 10 В.Вместе с тем плотность электролита близка к нормальной и практически одинакова (±0,01 г/см³) во всех аккумуляторах.Как правило, это говорит о наличии обрыва цепи между какими либо соседними аккумуляторами.

(4.7) Как правильно хранить АКБ

Хранить сухозаряженные батареи можно в любом неотапливаемом помещении.Единственное условие — они не должны подвергаться воздействию прямых солнечных лучей.Батареи в пластмассовых моноблоках лучше хранить в закрытых помещениях с минимальной освещенностью, так как яркий свет ускоряет процесс старения полимерного материала моноблока.

При хранении сухозаряженных батарей пробки должны быть плотно завернуты, а все герметизирующие выступы или специальные заглушки не должны иметь повреждений — тогда влага не попадет внутрь АКБ и после заливки электролита и пропитки она быстрее зарядится до нормального рабочего состояния.

При хранении батарей необходимо руководствоваться рекомендациями производителя.Обычно рекомендуют хранить АКБ в вертикальном положении выводами вверх на поддонах в заводской упаковке или на специальных стеллажах.

При хранении залитых батарей могут быть две ситуации.

  1. Хранение новых батарей перед вводом в эксплуатацию.
  2. Хранение в связи с временным перерывом в процессе эксплуатации.

В обоих случаях перед началом хранения необходимо определить состояние заряженности батареи, измерив плотность электролита в аккумуляторах.Если пробки не предусмотрены конструкцией, следует измерить НРЦ батареи.В случае, если плотность электролита ниже 1,26 г/см³ или НРЦ ниже 12,6 В, батарею следует зарядить согласно инструкции по эксплуатации.В АКБ с пробками после заряда уровень и плотность электролита надо довести до значений, указанных в инструкции.

Полностью заряженные необслуживаемые батареи можно хранить до одного года.При этом, в зависимости от их исполнения (сплав решеток, чистота электролита, вид сепараторов) и степени износа, а также температуры окружающей среды, саморазряд после года хранения может составить 25-60%.Минимальный саморазряд характерен для батарей с токоотводами из свинцово-кальциевых сплавов при температуре в хранилище не выше 0°C.Средний саморазряд при реальных условиях хранения в неотапливаемом помещении составляет 25-50% за год в зависимости от исполнения батареи.

Саморазряд батарей увеличивается по мере их эксплуатации.Поэтому, при хранении АКБ, работавших более 1,5-2 лет, необходимо не реже одного раза в три месяца проверять плотность электролита или НРЦ и при снижении их ниже допустимых значений, указанных ранее, заряжать хранящиеся батареи.Это позволит исключить глубокий разряд и образование льда в батарее, так как у сильно разряженных батарей электролит низкой плотности может замерзнуть.

При хранении АКБ в связи с временным перерывом в процессе эксплуатации непосредственно на автомобиле следует отключать батарею от бортовой сети.Если же это невозможно, необходимо в процессе бездействия подзаряжать батарею с периодичностью, определяемой на основании данных о потреблении энергии включенной сигнализацией.За время бездействия АКБ не должна разряжаться более, чем на 30%.

Сливать электролит из залитых батарей на время бездействия нельзя — иначе они не будут работать при заливке электролита после хранения.

Полюсные выводы АКБ на время хранения необходимо смазать нейтральной консистентной смазкой для защиты от окисления их поверхностей.

akbauto.by


Смотрите также