Устройство и принцип работы аккумулятора. Принцип работы аккумулятора автомобильного


Принцип работы аккумулятора, его устройство

Аккумулятор без преувеличения можно считать вторым сердцем транспортного средства. Для правильного выбора АКБ и ее эффективной работы полезно знать, из чего состоит аккумулятор, как работает аккумулятор автомобиля, основные характеристики и другие важные параметры.

История развития АКБ

Когда-то для запуска двигателя, необходимо было с усилиями крутить стартерный рычаг. Это очень изнурительное занятие. У современных автомобилей данную проблему решает автоаккумулятор. Отметим, что принцип работы автомобильного аккумулятора был описан больше 1,5 веков назад и на сегодняшний день он не изменился.

АКБ в системе автомобиля

Аккумуляторы «свинцового» типа имеют высочайшую надёжность, отличное качество в паре с доступной стоимостью, а также подлежат утилизации. Благодаря этому они востребованы, а процесс их развития активно движется вперед.

В последнее время возрастающей популярностью начинают пользоваться транспортные средства, имеющие электрический гибридный привод, а также электромобили. Доступны и постоянно модернизируются АКБ закрытого исполнения. Данные аккумуляторы не предполагают специального обслуживания, поскольку вещество, заливаемое внутрь (дистиллированная вода) почти не подлежит разложению. Предпринимались попытки заменить АКБ пневматическим оборудованием, обеспечивающим запуск силового агрегата, и особыми накопителями конденсаторного типа. Но все они не привели к желаемому результату.

Значимость аккумуляторной батареи растает. А потому нельзя недооценивать большое значение развития и усовершенствования производственных технологий «обыкновенного» аккумулятора.

Для чего нужна аккумуляторная батарея

АКБ имеет не меньшее значение для автомобиля, чем мотор – именно аккумуляторная батарея обеспечивает:

  • пуск силового агрегата;
  • питание электроэнергией устройств при неработающем двигателе;
  • помощь генератору при максимальных нагрузках.

Работая совместно с генератором, АКБ участвует в обеспечении переходных процессов, требующих тока высокой мощности, кроме того она стабилизирует пульсации тока в электросети.

как устроена АКБ

Классическая АКБ

До сегодняшнего дня широко применяются три вида электроаккумуляторов:

  • свинцово-кислотный аккумулятор — дата его создания начало ХХ столетия и на сегодня устройство аккумуляторной батареи автомобиля не изменилось;
  • с литиево-ионным аккумулятором автолюбители познакомились не так давно (около 15 лет назад) его конструкцию и скорость завоевания рынка называют революционной, впрочем, как и постоянное ее усовершенствование;
  • железо-никелевый аккумулятор безламельного типа тоже появился недавно, но его производственные затраты и конечная потребительская стоимость оказались слишком высоки, поэтому со временем он был вытеснен с рынка.

Свое долголетие свинцово-кислотная АКБ обеспечивает абсолютным лидерством ДВС. То, как устроен автомобильный аккумулятор максимально соответствует требованиям безопасности к источнику электрической энергии, который обеспечивает кратковременную выдачу ее с громадной силой, требуемой при старте силового агрегата машины. Другие типы аккумуляторных батарей, имея гораздо высокие значения ёмкости или не выдерживали такие мощные нагрузки, или технологии, используемые при производстве, был слишком сложными и дорогостоящими.

Устройство АКБ

Любой автомобиль укомплектован стартерным аккумулятором, который обеспечивает напряжение 12В. Давайте подробно разберем, из чего состоит АКБ и какие процессы происходят внутри в ходе работы.

Как устроен аккумулятор

Гальванический элемент

Их в стандартном аккумуляторе 6 штук. Они соединяются последовательно специальными перегородками и размещаются в специальный корпус.

Данные элементы являются основными составляющими аккумуляторной батареи. Каждый из них включает в себя два свинцовых электрода, имеющих разную полярность (плюс/минус), которые выполнены в виде решётчатых пластин. Блок с электродами погружается в электролит (38% раствор — серная кислота/дистиллированная вода). Ячейки у пластин заполняются рабочим составом.

Сепаратор

Материал пористого типа, имеющий свойства изолятора. Его задачей является защита электродов от замыканий.

Сепаратор не допускает циркуляцию рабочего раствора в блоке, одновременно предотвращая соприкосновение электродов с разными зарядами.

Перемычки

Перемычки у элементов, пластин/бареток и отводами полюсов АКБ выполнены из свинца. Они проходят через перегородку элемента. Отводы полюсов различаются по значению размеров. Положительный отвод в диаметре больше, чем отвод отрицательный. Это защищает от неправильного подключения АКБ я остается обязательным условием при производстве аккумуляторов.

Из-за переполюсовок срок качественной эксплуатации АКБ значительно сокращается, поскольку рабочий раствор разрушается.

Корпус АКБ

Призван обеспечить безопасность/целостность всей конструкции и выполняется из качественного изолирующего материала, который устойчив к взаимодействию с кислотами, серьезным колебаниям температурного режима и вибрациям.

Сегодня для изготовления корпуса применяется полипропилен. Корпус состоит из 2-х элементов — главная ёмкости и герметически закрываемая крышка. Для удобства крепления аккумулятора, снаружи корпуса расположены отбортовки.

Соединение перемычек у элементов

Для получения напряжения требуемой мощности на выходе каждый гальванический элемент соединен с соседним посредством межэлементных перемычек.

Всегда применяется соединение последовательного типа, когда положительный отвод одного из блоков подключен к отрицательному отводу своего соседа.

Рабочая смесь

Камера в аккумуляторе заполняется рабочей смесью – электролитом, которым заполняются ячейки свинцовых пластинок и сепараторные поры.

Конструкционной особенностью устаревших аккумуляторных батарей было присутствие пробки вверху гальванического элемента. Это позволяло при необходимости доливать рабочую смесь внутрь блоков. Современные АКБ специального обслуживания не предполагают.

Принцип работы АКБ

Разряд аккумуляторной батареи

В момент разряда АКБ отдает электроэнергию бортовым элементам, нуждающейся в ней. Происходит преобразование химических энергий, накапливающейся в аккумуляторе, в электроэнергию.

С подключенной нагрузкой аккумулятор утрачивает энергию – разряжается: объем дистиллята в составе электролита возрастает, соответственно, доля кислоты в растворе сокращается.

Разряд аккумулятора

Заряд АКБ

В момент заряда батарея копит энергию (электрическую), преобразующуюся в новую химреакцию. Зарядка может производиться от различных источников:

  • автогенератор;
  • внешний источник/зарядное устройство;
  • посредством выпрямителя.

Зарядка батареи от автогенератора начинается сразу после пуска силового агрегата автомобиля. У современных электромобилей зарядка аккумулятора (12В) осуществляется от высоковольтного источника. В процессе зарядки показатель концентрации кислоты возрастает, химическая энергия возвращается к исходным значениям, а затем вновь преобразуется в электроэнергию.

Заряд аккумулятора

Основные характеристики АКБ

Ёмкость

Данная характеристика обозначает способность батареи отдавать электроэнергию. Расчёт этого значения выполняется умножением показателей силы тока и времени. Единица измерения А/ч. Ёмкость батареи имеет зависимость от конструктивных особенностей (материал, взятый при производстве электродов и сепараторов, их качество, размер и пр.), кроме того от особенностей рабочего раствора (температурный показатель и значение плотности, объем заряженности и режим разряда). Показатель ёмкости существенно понижается при низкой температуре и небольшой плотности рабочей смеси.

Номинальная ёмкость выражает кол-во отдаваемой электрической энергии. Данное значение замеряется при соблюдении следующих условий:

  1. АКБ должна быть заряжена на 100%.
  2. Значение тока равняется 1/20 ёмкости при беспрерывном разряде в течение 20ч.
  3. Электролит должен иметь температуру 25C.
  4. Значение напряжения на выходе должно быть не менее 10,5В.

Это важнейший показатель, определяющий параметры электрооборудования, работающего в авто.

Ток холодной прокрутки (ТХП)

Данная характеристика необходима для определения пусковых свойств батареи при низкой температуре. Оно измеряется при минус 18C с полностью заряженной батарей.

Показатель ТХП не должен снижааться за отметку заданного показателя в течение установленного кол-во времени. Чем больше показатель ТХП, тем проще будет заводиться мотор в зимний период.

Коэффициент заряда (КЗ)

При заряде батареи необходим значительный объем энергии. Он гораздо больше объема, который АКБ отдает. Это связано с потерями в процессе нагрева и сопутствующими химреакциями.

Для полного заряда батареи необходимо 105-110%% электрической энергии, взятой с АКБ.

Напряжение гальванических элементов

Это напряжение между плюсовыми и минусовыми отводами гальванических элементов. На показатель влияет концентрация, а также температура кислоты в рабочей смеси.

У стандартной батареи любой гальванический элемент имеет показатель 2В.

Номинальное напряжение (НН) и напряжение на выводе

В соответствии с действующими стандартами показатель НН одного элемента АКБ равняется 2В. Поскольку элементы соединены последовательным способом, общий показатель напряжения равняется сумме значений всех значений. Отсюда получается общее напряжение батареи 12В.

Напряжение на выводе — показатель напряжения, которое измеряется на отводах полюсов АКБ.

Маркировка АКБ

Напряжение газовыделения

Показатель напряжения заряда, превышение которого провоцирует выделение газа. Данный показатель связан с температурным значением. Для любого элемента он равняется 2,4В. Значит, вся АКБ имеет показатель 14,4В.

Превышение данного показателя ведет к разложению дистиллята, содержащегося в рабочем растворе. Это способствует образованию водорода и кислорода, а при их смешении образуется взрывоопасный газ.

Напряжение холостого хода (НХХ)

НХХ также называют напряжением покоя – это напряжение на отводах при отсутствии нагрузки. После заряда/разряда аккумулятора НХХ меняет показатель.

Окончательный показатель получается лишь при стабильной плотности рабочей смеси.

Потеря воды

При показателе напряжения выше 14,4В дистиллят электролита аккумулятора быстро разлагается и улетучивается. Скорость данного процесса зависит от температурного режима.

Показатель уровня рабочего раствора понижается, процент содержания кислоты возрастает, а период службы АКБ становится меньше. Из-за этого увеличивается вероятность образования искры, что может спровоцировать взрыв батареи.

Отвод газа

Для отвода газов, образованных при химреакциях, в батарее имеется газоотвод. Это обеспечивает направленный отвод газа в определенное место. Вывод газа осуществляется с разных сторон (плюс/минус) — это зависит от места его нахождения в батарее. В некоторых модификациях АКБ предусмотрено 2 отверстия для отвода газа — на обеих сторонах вывода.

Важно! Одно отверстие обязательно герметично закрывается. Если закрыто два отверстия, то аккумулятор «разорвется». Почти у всех сегодняшних батарей отвод газа осуществляется от минусового вывода.

Саморазряд

Процесс, вызванный химреакциями, происходящими внутри батареи. Он происходит даже если к аккумулятору нет подключений внешних потребителей. Показатель зависит от температурного режима и технологических процессов, применяемых при производстве батареи.

Для сведения значения к минимуму в производстве электродов не используют сурьму для сплава со свинцом, заменяя ее кальцием. Это гарантирует наименьшее значение саморазряда в ходе старения. В соответствии с установленными нормативами саморазряд АКБ равен ориентировочно 3% в месяц (0.1% в день).

АКБ в системе автомобиля

Оптимальные условия нагрузок для АКБ

Идеальной нагрузкой для батареи остается нагрузка заряда. В процессе работы генератора питаются все потребители электроэнергии в автомобиле и осуществляется заряд батареи.

Для примера возьмем поездку на машине за городом по трассе в хорошую погоду с большой частотой вращения силового агрегата. В данных условиях генератором производится больше электроэнергии, чем необходимо всем потребителям. Остаток тока полностью уходит на заряд аккумуляторной батареи.

Негативные условия нагрузки для аккумуляторной батареи

Тут для примера приведем противоположные условия – машина едет по городу в холодную с туманом ночь. В этой обстановке вырабатываемой энергии не хватает на питание всех электроприборов сети (у авто включены фары, подогрев/обогрев и пр.). При нехватке производимого тока, для качественного питания потребителей энергия берется с батареи. За счет этого, батарея не только не получает заряд, а напротив, разряжается.

При слишком низких температурных значениях понижается способность батареи получать заряд.

Помните! В морозы частый пуск силового агрегата в коротких поездках отрицательно влияет рабочие характеристики АКБ.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

tolkavto.ru

Принцип работы аккумулятора

Аккумуляторы — это химические источники тока с обрати­мым процессом: они могут отдавать энергию, преобразуя хими­ческую энергию в электрическую, или накапливать энергию, преобразуя электрическую энергию в химическую. Та­ким образом, аккумулятор попеременно то разряжается, отдавая электрическую энергию, то заряжается от какого-либо соответствующего источника постоянного тока.

Схема сборки аккумулятора.

Аккумуляторы, в зависимости от применяемого в них электро­лита, подразделяются на кислотные и щелочные. Кроме того, аккумуляторы различаются, в зависимости от материала электродов. Широкое применение имеют лишь свинцовые, кадмиево-никелевые, железо-никелевые и серебряно-цинковые акку­муляторы.

Емкость аккумулятора определяется количеством электри­чества qp, которое он может отдать при разряде в питаемую цепь.

Это количество электричества измеряется не в кулонах, а в более крупных единицах — ампер-часах (а-ч). 1 а-ч = 3600 кл. Но для заряда аккумулятора требуется большее количество электричества q3, чем отдаваемое при разряде. Отношение qp : q3 =ne  называется отдачей аккумулятора по емкости.

Напряжение, необходимое для заряда аккумулятора, значи­тельно выше того напряжения на зажимах аккумулятора, при котором он отдает длительно разрядный ток.

Схема устройства аккумулятора.

Важной характеристикой аккумулятора являются его средние зарядное и разрядное напряжения.

Ясно, что из-за ряда потерь энергии аккумулятор отдает при разряде значительно меньшее количество энергии Wp, чем полу­чает при заряде. Отношение Wp : W3= n есть коэффициент полезного действия или отдача по энергии аккумулятора.

Наконец, весьма важной для характеристики аккумулятора величиной является его удельная э н е р г и я, т. е. количество энергии, отдаваемой при разряде, приходящееся на 1 кг веса аккумулятора. Особенно существенно, чтобы удельная энергия была возможно больше у нестационарных аккумуляторов, уста­навливаемых, например, на самолетах. В подобных случаях обычно она важнее, чем коэффициент полезного действия и от­дача по емкости.

Следует иметь в виду, что при медленном разряде процесс в аккумуляторе протекает равномерно во всей массе пластин, бла­годаря чему при длительном разряде малым током емкость акку­мулятора больше, чем при кратковременном разряде большим током. При быстром разряде процесс в массе пластин отстает от процесса на их поверхности, что вызывает внутренние токи и уменьшение отдачи.

Напряжение аккумулятора существенно изменяется во время разряда. Желательно, чтобы оно было возможно более постоян­ным. В расчетах обычно указывается среднее разрядное напря­жение Up. Но для заряда аккумулятора нужен источник тока, дающий значительно большее зарядное напряжение Uз (на 25— 40%). В противном случае невозможно зарядить аккумулятор полностью.

Схема литиево-кислородного аккумулятора.

Если напряжение одного аккумуляторного элемента недоста­точно для данной установки, то необходимое число аккумулятор­ных элементов соединяется последовательно. Конечно, последо­вательно соединять можно только аккумуляторы, рассчитанные на одну и ту же разрядную силу тока.

Если разрядный ток одного элемента недостаточен, то приме­няется параллельное соединение нескольких одинаковых элемен­тов.

Из числа кислотных аккумуляторов практическое значение имеют лишь свинцовые аккумуляторы. В них на положительном электроде активным веществом служит двуокись свинца РЬ02, на отрицательном электроде — губчатый свинец РЬ. Положительные пластины имеют бурый цвет, отрицатель­ные— серый, в качестве электролита применяется раствор сер­ной кислоты h3S04 с с удельным весом 1,18—1,29.

Химический процесс разряда и заряда свинцового аккумуля­тора относительно сложен. В основном он сводится к восстановлению свинца на положительном электроде и окислению губча­того свинца на отрицательном электроде в закисную соль серной кислоты. При этом образуется вода и, следовательно, плотность электролита уменьшается. При разря­де сначала напряжение аккумулятора быстро падает до 1,95 В, а затем медленно понижается до 1,8 В. После чего необходимо прекратить разряд.

При дальнейшем разряде имеет место необратимый процесс образования кристаллического сернокислого свинца PbS4. По­следний покрывает пластины белым налетом. Он обладает боль­шим удельным сопротивлением и почти не растворим в электро­лите. Слой сернокислого свинца увеличивает внутреннее сопро­тивление активной массы пластин. Такой процесс называется сульфатацией пластин.

При заряде аккумулятора процесс идет в обратном направ­лении: на отрицательном электроде восстанавливается металли­ческий свинец, а на положительном электроде свинец окисляется до двуокиси РЬ02. Ион S04 переходит в электролит, поэтому плотность серной кислоты при заряде увеличивается, следова­тельно, возрастает и удельный вес электролита. Для измерения удельного веса электролита применяется специальный арео­метр. По его показаниям можно ориентировочно судить, в какой мере аккумулятор заряжен. Среднее разрядное напряжение свинцового аккумулятора 1,98 В, а среднее зарядное напряжение 2,4 В.

Схема зарядки аккумулятора.

Внутреннее сопротивление rBн свинцовых аккумуляторов, бла­годаря малому расстоянию между пластинами и большой пло­щади их соприкосновения с электролитом, весьма мало: порядка тысячных долей ома у стационарных аккумуляторов и сотых до­лей у небольших переносных аккумуляторов.

Вследствие малого внутреннего сопротивления и относительно большого напряжения КПД этих аккумуляторов достигает 70— 80 %, а отдача — 0,85—0,95 %.

Однако из-за малого внутреннего сопротивления в свинцовых аккумуляторах при коротких замыканиях возникают токи очень большой силы, что приводит к короблению и распаду пластин.

Свинцовые аккумуляторы обладают рядом существенных не­достатков. Они тяжелы из-за большого веса свинца пластин, и их объем велик из-за значительного количества электролита, актив­но участвующего в процессе. В них неизбежен саморазряд внут­ренними паразитными электрическими токами с потерей заряда порядка 1 % в сутки. Наконец, они весьма чувствительны к толчкам и сотрясениям. Но их отдача и КПД значительно выше, чем у любых других аккумуляторов.

Из числа щелочных аккумуляторов широкое при­менение в настоящее время имеют кадмиево-никелевые, железо- никелевые и серебряно-цинковые. Во всех этих аккумуляторах электролитом служит щелочь — примерно двухпроцентный ра­створ едкого калия КОН или едкого натра NaOH. При заряде и разряде этот электролит почти не претерпевает изменений. Сле­довательно, от его количества емкость аккумулятора не зависит. Это дает возможность свести к минимуму количество электроли­та во всех щелочных аккумуляторах и таким путем существенно их облегчить.

Остовы положительной и отрицательной пластин этих акку­муляторов делаются из стальных никелированных рамок с пакетами для активной массы. Благодаря такой конструкции активная масса прочно удерживается в пластинах и не выпадает при толчках.

Схема устройства пластин свинцового аккумулятора.

В кадмиево-никелевом КН аккумуляторе ак­тивным веществом положительного электрода служат окислы никеля, смешанные для увеличения электропроводности с графи­том; активным веществом отрицательного электрода является губчатый металлический кадмий Cd. При разряде на положи­тельном электроде расходуется часть активного кислорода, со­держащегося в окислах никеля, а на отрицательном электроде окисляется металлический кадмий. При заряде обратно обога­щается кислородом положительный электрод: гидрат закиси никеля Ni(OH)2 переходит в гидрат окиси никеля Ni(OH)3. На отрицательном электроде гидрат закиси кадмия восстанавли­вается в чистый кадмий. Приближенно процесс в этом аккумуля­торе может быть выражен химической формулой:

разряд

2Ni (ОН)3 + 2КОН + Cd  ??2Ni (ОН)2 + 2КОН + Cd (ОН)2.

заряд

Как показывает формула, из электролита при разряде выде­ляется частица (ОН)2 на отрицательной пластине и такая же частица переходит в электролит на положительной пластине. При заряде процесс идет в обратном направлении, но в обоих случаях электролит не изменяется.

Устройство железо-никелевого аккумулятора отличается лишь тем, что в нем в отрицательных пластинах кадмий заменен мелким порошком железа (Fe). Химический процесс этого аккумулятора можно просле­дить по вышеприведенному для кадмиево-никелевого аккумуля­тора уравнению путем замены Cd на Fe.

Применение железа вместо кадмия удешевляет аккумуля­тор, делает его более прочным механически и увеличивает срок его службы. Но с другой сторо­ны, у железо-никелевого акку­мулятора при том же примерно разрядном напряжении зарядное напряжение на 0,2 В выше, вследствие чего КПД этого аккумулятора ни­же, чем кадмиево-никелевого. Затем очень важным недостат­ком железо-никелевого аккуму­лятора является относительно быстрый саморазряд. У кадмиево-никелевого аккумулятора саморазряд мал, и поэтому ему отдается предпочтение в тех случаях, когда аккумулятор должен длительно находиться в заряженном со­стоянии, например для питания радиоустановок. Среднее разрядное напряже­ние обоих этих аккумуляторов равно 1,2 В.

Схема железоникелевого аккумулятора.

Герметически закрытые сосуды вышеописанных щелочных аккумуляторов выполняются из листовой никелированной стали. Болты, через которые пласти­ны аккумуляторов соединяются с внешней целью, пропускаются через отвер­стия в крышке сосуда, причем болт, с которым соединены отрицательные пла­стины, тщательно изолирован от стального корпуса; но болт, соединенный с положительными пластинами, от корпуса не изолируется.

Внутреннее сопротивление щелочных аккумуляторов значи­тельно больше, чем кислотных, благодаря этому они лучше пере­носят короткие замыкания. Но по той же причине КПД щелоч­ных аккумуляторов (порядка 45%) значительно ниже, чем кис­лотных, также существенно меньше их удельная энергия и отда­ча по емкости (0,65). Так как состояние электролита у щелочных аккумуляторов при работе не изменяется, то определить их степень заряженности по внешним признакам нельзя. Вследствие чего за зарядом приходится следить на основании их емкости и напряжения. При заряде нужно сообщить аккумулятору количество электричества It=q значительно большее, чем его емкость, примерно в 1,5 раза. Например, аккумулятор емкостью 100 а-ч желательно заряжать током силой в 10 а в течение 15 час.

http://fazaa.ru/www.youtube.com/watch?v=DuZSNfTNDyg

Серебряно-цинковые аккумуляторы являются новей­шими из числа современных аккумуляторов. Электролитом в них служит вод­ный раствор едкого калия КОН с удельным весом 1,4, с активным веществом положительного электрода (окисью серебра Ag20) и отрицательного электро­да (цинком Zn). Электроды изготавливаются в виде пористых пластин и отделяют­ся друг от друга пленочной перегородкой.

При разряде аккумулятора окись серебра восстанавливается до металли­ческого серебра, а металлический цинк окисляется до окиси цинка ZnO. Об­ратный процесс происходит при заряде аккумулятора. Основная химическая реакция выражается формулой

разряд

AgsO + КОН + Zn ?? 2Ag + КОН + ZnO.

 заряд

http://fazaa.ru/www.youtube.com/watch?v=0jbnDTRtywEУстойчивое разрядное напряжение составляет около 1,5 В. При небольших токах разряда это напряжение почти не изменяется в течение примерно 75— 80% времени работы аккумулятора. Затем оно довольно быстро падает, и при напряжении 1 в разряд следует прекращать.

Внутреннее сопротивление серебряно-цинковых аккумуляторов сущест­венно меньше, чем остальных щелочных аккумуляторов. При равной емкости первые значительно легче. Они удовлетворительно работают как при пониженной (—50° С), так и при повышенной ( + 75° С) температурах. Наконец, они допускают большие разрядные токи. Например, некоторые типы таких акку­муляторов можно разогреть током короткого замыкания в течение одной минуты.

http://fazaa.ru/www.youtube.com/watch?v=bW_5q7saSR8

Выше изложены только основные сведения по  аккумуляторам. При практической работе с аккумуляторами, в особенности со свинцовыми, необходимо тщательно выполнять соответствующие заводские инструкции. Нарушение их вызывает быстрое разрушение аккумуляторов.

Поделитесь полезной статьей:

Top

fazaa.ru

Устройство и принцип работы аккумулятора

Устройство и принцип работы аккумулятора

 

Общие сведения

 

Ни для кого не секрет, что аккумуляторы  на сегодняшний день, повседневные спутники нашей жизнедеятельности. Сопровождают нас по — всюду, будь то мобильный телефон или автомобиль.  В автомобилях  это устройство названо стартерной аккумуляторной батареей, сокращенно АКБ.

 

Итак, в основе  работы АКБ лежит принцип появления разности  потенциалов , т.е. напряжения, которое возникает между двумя пластинами. В свою очередь, эти пластины находятся в растворе электролита (смесь воды и серной кислоты).  Данный прототип аккумуляторной батареи дожил до сегодняшнего дня.  Появлению на свет аккумулятор обязан французскому физику Гастону Планту, который реализовал это детище в 1859 году. Площадь первого изделия составляла 10 кв.м.

 

.

Устройство свинцово-кислотной  автомобильной аккумуляторной батареи

 

В сущности,  аккумулятор — это лишь отдельный элемент аккумуляторной батареи. Все элементы соединены между собой последовательно и располагаются в едином корпусе.

Корпус батареи в основном  выполняется из  синтетического материала – полипропилена.  Он должен иметь ряд характеристик  удовлетворяющих  жесткие требования, таких как:  вибростойкость,  устойчивость к значительной разности температур и  к химическим агрессивным средам.

Конструкция корпуса разделена на 2 части. Одна  из которых  выполнена в виде основного блока, который  имеет 6 секций (банок), где располагаются отдельные аккумуляторы. Напряжение каждого составляет 2 В.   Другая часть- в виде крышки. В зависимости от типа аккумулятора, крышка может иметь заливные горловины с пробками либо выполнена в монолитном исполнении и имеет  лишь дренажную систему для выравнивания давления и отвода газов.

Каждый отдельный аккумулятор состоит из множества пластин, полярность которых чередуется.  Изготавливаются пластины из свинца и имеют сетчатую структуру.  Данная конструкция позволяет нанести  активный слой реагента, образующий активную массу.  Каждая из пластин имеет функции электрода, причем все они с противоположной полярностью. С целью предотвращения замыкания, между каждой парой устанавливается сепаратор из пористого пластика, который не способен препятствовать циркуляции электролита. Каждая положительная пластина находится между двумя отрицательными. Это предотвращает возможное коробление (изгиб).   Количество «минусовых» пластин в ячейке всегда на одну больше, чем «плюсовых»

Электролит представляет собой водный раствор  серной кислоты- h3SO4 . Для приготовления электролита используют дистиллированную воду, так как в обычной воде присутствуют соли кальция и магния, которые ухудшают параметры АКБ и снижают срок службы. Проводимость электричества через электролит прямо зависит от его плотности. Минимальная плотность должна быть 1,20 г/см³, Такую концентрацию применяют  в жарких климатических зонах. 1,25 г/см³-приемлема для умеренного климата, а плотность 1,29-,1,31 г/см³-используют в холодных климатических зонах. Чем больше плотность электролита, тем меньше вероятность его замерзания. Но стоит помнить, что слишком высокую плотность держать нельзя, так как это пагубно влияет на пластины аккумулятора — происходит их осыпание и снижается срок службы батареи.

Весь собранный «сэндвич» зафиксирован специальным бандажом, который предотвращает от возможных смещений и деформаций.  Положительные и отрицательные  выводы пластин соединены попарно и при помощи токосборников энергия собирается на выходных борнах  (клеммах)аккумулятора. Положительная клемма всегда толще отрицательной, сделано это для исключения ошибки при подключении АКБ к электрической цепи автомобиля. Расположение выводов т.е  полярность может быть прямой и обратной.  При прямой полярности (это обычный стандарт) «плюсовой» вывод аккумулятора располагается слева, а при обратной полярности- справа. Таким образом, при выборе аккумулятора необходимо нужно помнить, что длина  электрических проводов, которыми подключается АКБ, рассчитана на определенную полярность.

В последние годы, на некоторых аккумуляторах можно встретить оборудованный в корпусе «глазок» Это своеобразный индикатор степени заряженности батареи. По цвету «глазка» определяется приблизительная плотность электролита. Зеленый- полный заряд, черный- недостаточный заряд, желтый- низкий уровень электролита.

Современные аккумуляторы  имеют положительные и отрицательные электроды, изготовленные из свинцово-кальциевого сплава. Главной характеристикой таких батарей является минимальный расход воды -1г/Ач и сниженный уровень саморазряда — за 18 месяцев аккумулятор потеряет всего 50% емкости. Такие параметры дают возможность исключения добавления воды за весь эксплуатационный период. Таким образом, этот тип АКБ получил название — необслуживаемая аккумуляторная батарея.

 

Параметры автомобильного аккумулятора

 

 

Под основными параметрами автомобильной аккумуляторной батареи подразумевается

  1. Номинальная емкость

Емкость аккумулятора при которой полностью заряженная батарея будет отдавать энергию в течении 20часов. Единица измерения ампер-час (Ач) Например, если емкость  АКБ 50 Ач, то она мотдает ток 2,5 А в течении 20 часов.

Гораздо больший практический параметр это резервная емкость. Данное неофициальное значение измеряется в минутах. Допустим резервная емкость аккумулятора легковой машины при нагрузке 25 А и при падении напряжения до 10,5 В составляет 90 минут. Это время аккумулятор работает за себя и за генератор.

  1. Номинальное напряжение

Единица измерения Вольт (В). напряжение автомобильной аккумуляторной батареи в основном составляет 12 В. Существуют батареи и с напряжением 6 В- как правило используются на мотоциклах. Номинальное напряжение-это сумма напряжений отдельных аккумуляторов. Каждый аккумулятор батареи выдает напряжение в 2 В.

  1. Ток холодной прокрутки

Ток который аккумуляторная батарея может отдать при запуске в холодное время. Обычно  температура устанавливается -18 градусов и АКБ отдает ток  в течение 10 секунд при напряжении 7,5 В. Таким образом, чем выше этот параметр, тем легче запуск двигателя зимой.

Перечисленные параметры присутствуют в маркировке аккумулятора, которая, в свою очередь, наносится на этикетку АКБ

 

 

Принцип работы аккумуляторной батареи

 

Принцип работы аккумуляторной батареи заключается в преобразовании химической энергии в электрическую-при разряде. И наоборот, при заряде происходит преобразование электрической энергии в химическую. Вся работа аккумулятора носит циклический характер и происходит в режиме заряд-разряд.

Разряд батареи возникает при запуске автомобиля, подключении всевозможных потребителей, таких как фары, магнитола и т.д. В процессе разряда аккумулятора происходит взаимодействие  положительных и отрицательных электродов с электролитом. В результате образуется вода и сульфат свинца. В процессе разряда плотность электролита падает.

Заряд АКБ на автомобиле производит генератор. При этом происходит преобразование сульфата свинца и воды-в свинец, а двуокись свинца- в серную кислоту. В процессе заряда плотность электролита поднимается. Также АКБ можно зарядить специальными зарядными устройствами. Подробнее о заряде аккумулятора узнаете  здесь.

Работа батареи зависит от температуры воздуха. В теплый период увеличивается отдаваемая мощность аккумулятора, но при этом увеличивается саморазряд и коррозия электродов. При отрицательных температурах снижается разрядная емкость, замедляются химические процессы и снижается плотность электролита.

В среднем, срок службы аккумуляторной батареи составляет 3-5 лет. Это зависит от условий эксплуатации

akkumulytory.ru

Принцип работы аккумулятора

Общие сведения

Общеизвестно, что аккумулятор играет одну из главных ролей в функционировании многих устройств, агрегатов, механизмов и электронных девайсов. В транспортных средствах подобное устройство называют автомобильной стартерной аккумуляторной батареей (АКБ). Принципиальная схема ее работы и устройства рассматривается еще в рамках курса физики в средней школе, однако к началу взрослой жизни многие из нас уже успевают изрядно подзабыть полученные знания.

Итак, что же такое аккумулятор, и каким образом он выполняет возложенные на него функции? В основу работы аккумулятора положен принцип возникновения разности потенциалов (напряжения) между двумя пластинами, погруженными в раствор электролита. Впервые элемент, работающий по такому принципу, был создан в 1836-1838 гг. Одна пластина в нем была медной, вторая – цинковой, которая очень быстро растворялась.

За минувшие десятилетия элемент Даниэля-Якоби был существенно модернизирован, устройства, вырабатывающие электричество, стали гораздо компактнее и производительнее, к тому же «научились» многократно восстанавливать свой ресурс. Тем не менее, общий принцип действия аккумулятора остается неизменным и поныне.

Устройство аккумуляторной батареи

Впрочем, если быть до конца точным, честь создания свинцово-кислотной батареи принадлежит французскому физику Гастону Планту, и случилось это в 1859 г. Площадь первой аккумуляторной батареи была 10 кв. м! Современный аккумулятор – в сотни раз уменьшенная копия батареи Планта.

Единственным видимым элементом автомобильной батареи является корпус, который обеспечивает целостность и общность конструкции.

В принципе, название аккумулятор абсолютно верно применительно лишь к одной, отдельно взятой ячейке, а объединенные воедино они должны именоваться аккумуляторной батареей. Так, стандартная 12 В аккумуляторная батарея для легкового автомобиля объединяет в себе шесть отдельных аккумуляторов («банок»), каждая из которых вырабатывает напряжение 2 В.

К корпусу батареи предъявляют весьма высокие и жесткие требования. Он должен быть невосприимчивым к воздействию агрессивным химических реагентов, переносить значительные температурные колебания и обладать высокой вибростойкостью. В подавляющем большинстве случаев корпус изготавливают из современного синтетического материала – полипропилена.

Корпус состоит из двух частей: из основной глубокой емкости, и закрывающей ее крышки. В зависимости от типа АКБ крышка может быть оснащена горловинами с пробками, либо лишь дренажной системой (которая помогает стабилизировать давление внутри батареи, и отводит образующийся газ).

В каждую из отдельных ячеек установлен собранный воедино пакет, состоящий из множества отдельных пластин, полярность в которых чередуется. Изготовленные из свинца пластины имеют решетчатую структуру из прямоугольных сот. Такая конструкция позволяет нанести на них основной рабочий реагент – активную массу. Поскольку наносят ее посредством намазывания, то аккумулятор так и называется – с пластинами намазного типа.

Существует еще два типа аккумуляторов – в одних установлены пластины увеличенной площади, а во вторых – из панцирной сетки. Однако при изготовлении автомобильных аккумуляторов применяют лишь намазные пластины.

Поскольку каждая из чередующихся пластин является электродом с противоположной полярностью, необходимо предотвратить вероятность их замыкания. С этой целью между каждой парой пластин вставлен сепаратор, изготовленный из пористого пластика, не препятствующего циркуляции электролита внутри ячейки. Ввиду того, что каждая пластина, несущая положительный заряд, помещена между двумя «минусовыми» (это предотвращает коробление), отрицательных пластин в ячейке всегда на одну больше.

Весь собранный пакет зафиксирован от возможных смещений и деформаций специальным бандажом. Плюсовые и минусовые токовыводы пластин объединены попарно и при помощи токосборников концентрируют свою энергию на выводных борнах аккумулятора. К ним подключают токоприемные клеммы автомобиля.

Принцип работы

Активные элементы – губчатый свинец на электроде «-», двуокись свинца на положительной пластине и раствор серной кислоты в воде (электролит, с плотностью 1,28 г/см3) – вступают в реакцию при инициировании нагрузки на клеммы аккумулятора. Начинается процесс вырабатывания электротока, который, в свою очередь, сопровождается образованием сульфата свинца на отрицательной пластине. Помимо этого из электролита выделяется вода, в результате чего снижается его плотность.

Если же на клеммы батареи начинает поступать электрический ток из внешнего источника (генератора, зарядного устройства), происходит обратный электрохимический процесс. На отрицательных электродах восстанавливается чистый свинец, а на положительных происходит регенерация диоксида свинца. Так же начинается повышение плотности электролита – весь этот процесс именуется методом двойной сульфатации. Таким образом аккумулятор практически полностью восстанавливает свои стартовые свойства. Чем более качественные материалы использованы при изготовлении аккумуляторной батареи, тем большее количество циклов разрядки-зарядки он способен выдержать, и тем дольше срок его службы.

Читайте так же:

avtorussians.ru

Как работает аккумулятор и из чего он состоит

Аккумулятор представляет собой устройство, которое накапливает энергию в химической форме при подключении к источнику постоянного тока, а затем отдает ее, преобразуя в электричество. Его используют многократно за счет способности к восстановлению и обратимости химических реакций. Разряжается – снова заряжают. Применяются аккумуляторы в качестве автономных и резервных источников питания для электротехнического оборудования и различных устройств.

Устройство аккумулятора

В автомобилях обычно применяют свинцово-кислотные аккумуляторы. Рассмотрим их устройство.

Все элементы располагаются в корпусе, который изготавливают из полипропилена. Корпус состоит из емкости, разделенной на шесть ячеек, и крышки, оснащенной дренажной системой для стравливания давления и отвода газа. На крышку выводится два полюса (клеммы) – положительный и отрицательный.

Содержимое каждой ячейки представляет собой пакет из 16 свинцовых пластин, полярность которых чередуется. Восемь положительных пластин, объединенных бареткой, являются плюсовым электродом (катодом), восемь отрицательных – минусовым (анодом). Каждый электрод выводится к соответствующей клемме аккумулятора.

Пакеты пластин в ячейках погружены в электролит – раствор серной кислоты и воды плотностью 1,28 г/см3.

Между пластинами электродов, для предотвращения замыкания, вставлены сепараторы – пористые пластины, которые не препятствуют циркуляции электролита и не взаимодействуют с ним.

Отдельная пластина электрода – это решетка из металлического свинца, в которую впрессован (намазан) реагент. Активная масса катода – диоксид свинца (PbO2), анода – губчатый свинец.

Принцип действия аккумуляторов

Принцип действия аккумулятора основан на образовании разности потенциалов между двумя электродами, погруженными электролит. При подключении нагрузки (электротехнических устройств) к клеммам аккумулятора в реакцию вступают электролит и активные элементы электродов. Происходит процесс перемещения электронов, который, по сути, и является электротоком.

При разряде аккумулятора (подключении нагрузки) губчатый свинец анода выделяет положительные двухвалентные ионы свинца в электролит. Избыточные электроны перемещаются по внешней замкнутой электрической цепи к катоду, где происходит восстановление четырехвалентных ионов свинца до двухвалентных.

При их соединении с отрицательными ионами серного остатка электролита, образуется сульфат свинца на обоих электродах.

Ионы кислорода от диоксида свинца катода и ионы водорода из электролита соединяются, образуя молекулы воды. Поэтому плотность электролита понижается.

При заряде происходят обратные реакции. Под воздействием внешнего напряжения ионы двухвалентного свинца положительного электрода отдают по два электрона и окисляются в четырехвалентные. Эти электроны движутся к аноду и нейтрализуют ионы двухвалентного свинца, восстанавливая губчатый свинец. На катоде, путем промежуточных реакций, снова образуется двуокись свинца.

Химические реакции в одной ячейке вырабатывают напряжение 2 В, поэтому на клеммах аккумулятора из 6 ячеек и получается 12 В.

Из видео Вы сможете более подробно узнать, как работает аккумулятор:

Читайте также, как правильно выбрать аккумулятор по емкости, особенности литий-ионных и никиль-кадмиевых аккмуляторов

pue8.ru

Принцип работы аккумуляторной батареи | Автомобильный портал

Так как вся автомобильная техника, начиная от копейки заканчивая огромным самосвалом, нуждается в аккумуляторе, то заводам ежегодно приходиться производить сотни тысяч таких устройств. Небольшая закономерность для движения машины нужен заведенный двигатель, а что бы завести двигатель, нужен аккумулятор. Выходит без аккумулятора, который вырабатывает электричество, машина мертва.

Аккумулятор удивительное изобретение человечества. Он может отдать энергии для того, что бы завести двигатель, то есть сгенерировать и когда двигатель в работе он сам ее производит.

Таким образом, при работе двигателя аккумулятор заряжается. Этот небольшой предмет одновременно выполняет две противоположные по значению функции. При этом применяя одни и те же составляющие. Генерирует и аккумулирует электричество. Такой эффект возможный при наличии обратной химической реакции.

Так как же он устроен?

Аккумулятор на верхней крышке имеет два полюса один отрицательный, а другой положительный. К ним присоединяется два провода с плюсом и минусом, которые находиться под капотом в машине. По ним ток распространится по всей машине. Таким образом, работает вся техника на электричестве, которая находиться внутри машины. Начиная от зарядки телефона заканчивая фарами машины.

И самый важный элемент, который требует электричество это стартер. Самый приятный звук для водителя, когда его машина завелась.

Сняв верхнюю крышку аккумулятора можно увидеть шесть элементов, которые вырабатывают то самое электричество. Они похожие на маленькие спрессованные пластины метала. Каждый такой блок имеет набор электродов. Сделанные из восьми пластин, которые перекрываются.

Далее они формируются в одну пластину, где таких уже шестнадцать штук. Количество выработанной энергии зависит от площади пластины. Чем она больше, тем энергии вырабатывается больше. Для экономии места в коробке пластины соединяют внахлест. Такой метод нужен для того, что бы аккумулятор смог поместиться под капотом вашей машины. Для притягивания электрофонов плюс сетки покрывают свинцовым суриком, для отталкивания этих же самых электронов покрывают свинцом.

На дно аккумулятора заливают химический раствор, состоящий на 34% из серной кислоты и на 64% воды. Данная смесь обладает летучестью.

Данный раствор очень опасный, небрежное отношение к нему может закончиться плачевно.

Достаточно одной капли для того, чтобы прожечь насквозь вашу одежду и оставить ожог на руке.

Данная кислота способна на сильные химические реакции, для которых она была изначально и придумана. Эти реакции происходят при разряде аккумулятора. Раствор в сочетании серной кислоты и воды является электролитом способным провести ток. Реакция кислоты начинается в тот момент, когда аккумулятор разряжается или производит электричество.

Так как секции, покрытые свинцовым суриком и свинцом, а они перекрывают друг друга и, попадая в электролит, производят маленькие частицы, которые и имеют название электроны.

Они перемещаются по сеткам, увеличивая вольтаж, с положительной пластины, перебегая на негативную сетку, и вырабатывают электричество. Химический состав преобразовывается при передвижении электронов с одной пластины на другую.

Таким образом, каждая пластина имеет два вольта, пройдя с одной пластины на другую, вольтаж увеличивается вдвое. В результате такой работы на выходе через две пластины получается четыре вольта. Следуя простой математике, когда в обычном аккумуляторе стоит 6 пластин на выходе получается шесть умножить на два равно 12 вольт. При заряде аккумулятора электроны перебегают с одной на другую пластины. Когда цикл заканчивается это значит, он полностью заряжен и готов к работе.

Именно двенадцать вольт хватает, что бы завести мотор двигателя. Как только стартер получает напряжение, включается система топливной подачи бензина в поршень. И уже эта система держит работу двигателя до выключения мотора.

За остальные важные органы электрического управления отвечает генератор переменного тока. При работе двигателя аккумулятор с помощь генератора начинает заряжаться.

Происходит этот процесс через обратную химическую реакцию кислотного раствора, который находиться в аккумуляторе. Через генератор переменного тока поступают электроны сначала в отрицательную пластину, а потом переходят в положительную. Весь химический процесс прекращается и возвращается в исходную массу готовую снова зарядить аккумулятор, а пока, что аккумулятор готов отдавать заряженные от генератора частицы.

Если машина будет без запущенного мотора долгое время заряжать ваш телефон или играть будет аудио аппаратура машины, то аккумулятор сядет без возможности подзарядиться от генератора. И такой аккумулятор придется зарядить вручную.

Так же есть вариант подкурить у другой машины, что бы завести свою, а уже генератор зарядит ваш аккумулятор. Для постоянной работы генератора нужна химическая реакция при заряде и разряде. Она возможна при работе генератора. Таким образом, ваш аккумулятор будет всегда готовым запустить ваш двигатель.

В настоящее время служба аккумулятора составляет от трех до шести лет. Данный промежуток зависит от хозяина машины и состояние самой машины. До шести лет аккумулятор сможет прожить, только если относиться к нему по все нормам и правилам. К тому же основным фактором выступает, насколько новая машина.

Если машина с салона, то ровно шесть лет аккумулятор служить не будет. Так как у него есть строк годности. И нужно учитывать не день покупки. А дату производства аккумулятора.

Зима самый противный период для батарей. Тут очень хорошим примером будет iPhone. У данного устройства на всех моделях есть один минус. Телефон, имея заряд ниже 50% может отключиться, а включиться только в теплом помещении.

Точно так же плохо работает аккумулятор у машины. Просто на морозе тормозит химический процесс внутри устройства. Таки образом замедляя его работу. Но и еще в последствии теряет в емкости.

Как можно заметить аккумулятор iPhone и машины абсолютно разные по технологии и внешнему виду, но проблемы у них общее. Для машины зимой стоять пробке это самое плохое влияние на аккумулятор. Так как генератор пытается его зарядить, а он сопротивляется, потому что у него замедленные химические процессы через сильные морозы. Таким образом, попадая в пробки зимой, батарея быстро теряет в емкости. А сам аккумулятор не будет успевать подзарядиться после холодного пуска.

Купить новый аккумулятор может каждый, зная несколько секретов. Перед покупкой нужно детально изучить старый испорченный аккумулятор. Для начала узнайте его емкость. Это очень важный показатель при покупке. И тут главное понимать, что купив большей емкости или меньшей можно навредить как машине так и новой покупке. Если указано 50 ампер-часов значит нужно покупать имеено 50 ампер-часов. Так же для покупки новой батареи понадобиться высота, длинна и ширина старого. Сфотографируйте или запомните расположение клемм.

И так посмотрели емкость батареи, рекомендованную производителем, измерили размеры, запомнили или сфотографировали клеммы. Теперь можно идти покупать новый аккумулятор.

Купив батарею большей емкость, чем имеет оригинал, генератор автомобиля просто не сможет потянуть такую емкость. А если будет меньшая емкость, то генератор будет устраивать частые цикли перезаряда. Как можно увидеть, в двух случаях гарантирован ускоренный износ батареи.

Очень часто можно увидеть одинаковые батареи с одинаковой емкости, но разные размеры. Для этого и нужны подготовленные заранее размеры старого аккумулятора. Если взять на глаз то может быть проблема, что просто не влезет, под капот вашей машине.

Есть вероятность приобрести просто идеальный аккумулятор подходящей емкости и размеры. Уже установили батарею в машину, осталась одна деталь подключить ее к питанию. И тут если не сделать заранее фотографию клемм, то при подключении будут проблемы. Ведь расположение клемм может быть двух вариантов. При обратном расположении штатные силовые провода просто будут короткими, что бы дотянуться до нужных клемм.

Так же смотрите на дату изготовления батареи. Потому, что отсчет ее жизни, начинается не с момента установки в машину, а с момента запечатывания на заводе производителя в коробку.

Требуйте, что бы консультант магазина перед покупкой проверил работоспособность батареи нагрузочной вилкой. Если окажется, что питание после десяти меньше восьми вольт требуйте заменить аккумулятор на новый. Не забываете просить гарантию на данный товар.

gearavto.ru

Устройство и принцип работы аккумулятора

Уже давно аккумулятор стал ключевым элементом очень многих механизмов, агрегатов, устройств. Конечно, не исключением являются автомобили — подавляющее большинство из них без аккумулятора не только сложно, а подчас вовсе невозможно завести. Вот почему необходимо знать устройство, принцип работы аккумулятора и его основные параметры.

Аккумуляторной батареей (АКБ) называется устройство, способное накапливать энергию и затем отдавать ее различным потребителям при остановленном двигателе.

Принцип работы автомобильного аккумулятора

Основное его предназначение автомобильного аккумулятора — обеспечивать питанием все виды нагрузки (работу фар, магнитолы, печки), а также автомобильного стартера, посредством которого осуществляется запуск мотора. АКБ незаменима в том случае, если вышел из строя генератор.

В основе работы АКБ лежит ключевой принцип, который заключается в преобразовании видов энергии. Так, при зарядке электрическая энергия преобразовывается в химическую. Когда батарея разряжается, химический вид энергии преобразуется в электроэнергию.

АКБ функционирует циклично, используя принцип регулярного разряда и заряда. Когда подключается нагрузка, начинается процесс разряда. В данный момент между положительными электродами (диоксид свинца) и отрицательными электродами (свинец губчатого типа) начинается химическая реакция с электролитом — жидкостью, которая находится внутри аккумулятора. В конечном итоге образуются два вещества — сульфат свинца и обычная вода. В этот момент наблюдается такое явление, как снижение плотности электролита.

АКБ можно зарядить двумя способами — или от генератора, или от какого-либо внешнего зарядного устройства, предназначенного для этой цели. Принцип зарядки простой. Когда начинается подаваться внешнее напряжение и протекает ток, сульфат свинца вместе с водой превращается в серную кислоту, свинец и двуокись свинца, который является основным элементом.

Важным моментом является напряжение заряда батареи. Если показатель завышен, то высок риск «выжигания» электролита и разложения жидкости. Если напряжение занижено, то, наоборот, аккумулятор может зарядиться не полностью, вследствие чего уменьшается продолжительность службы источника питания.

Работа аккумулятора зависит от условий, и прежде всего — уровня температуры. Если температура повышается, то одновременно повышается отдаваемая мощность, а также начинается саморазрядка и коррозия электродов. Если температура снижается, то снижается и разрядная емкость. Вместе с этим происходит торможение химических процессов, а также наблюдается разрежение плотности жидкости внутри аккумулятора.

Процесс разряда не прекращается, даже если нет подключенных к АКБ приемников, то есть устройство начинает работать в режиме саморазряда. Величина и скорость этого процесса зависит от конструктивной особенности самого источника питания и характеристик окружающей среды.

Срок эксплуатации аккумулятора составляет в целом от трех до пяти лет, но при этом необходимо учитывать группу факторов — режим эксплуатации, качество самого аккумулятора, особенности его хранения и т. д. Производители постоянно совершенствуют качество выпускаемых устройств с целью повысить продолжительность его службы.

Принцип работы щелочного аккумулятора различается в зависимости от типа. Никель-железные аккумуляторы имеют прямоугольную форму, крышка и дно изготавливаются из стали. На внешней поверхности корпуса наносится слой никеля определенной толщины.

Внутри расположены блоки положительных и отрицательных пластиков, причем «минусовых» пластин должно быть на одну единицу больше. Так делается с той целью, чтобы «окружить» «плюсовые» пластины с обеих сторон.

Конструкция этих пластин одинаковая: они выполнены из стальных ламелей со слоем никеля снаружи. Внутрь ламелей впрессована активная масса.

Ламели связываются между собой и закрепляются ребрами, к которым приваривается пластина контакта, объединяются в замок и фиксируются по обеим сторонам ребер. К ребрам должна быть приварена пластина, имеющая отверстие под шпильку. Блоки пластин не должны соприкасаться друг с другом и со стенками корпуса.

В качестве изолирующего вещества в аккумуляторах чаще всего используется листовой эбонит.

Каждый блок имеет по паре выходов, расположенных на внешней части аккумулятора. Для того чтобы упростить идентификацию, на крышке отмечается полярность (обычно указывается только «плюс»).

Электролит заливается через специальную горловину с крышкой, которая имеет специальный клапан, предназначенный для того, чтобы выпускать излишек газов.

gosindex.ru


Смотрите также