Напряженные отношения: 9 вопросов про аккумуляторы. Обзор автомобильных аккумуляторов


Аккумуляторы ТАВ — обзор — журнал За рулем

Российский рынок автомобильных аккумуляторов сегодня весьма насыщен. Наряду с продукцией отечественных заводов у нас в широком ассортименте представлены батареи зарубежных торговых марок. Значительная доля импортных источников питания поступает к нам из европейских стран, в том числе из Словении, где находится крупнейший на Балканах завод компании TAB.

Одним из ключевых фирменных брендов словенского предприятия является одноименная марка TAB, которая наряду с другим популярным брендом — Topla — прочно застолбила свою нишу на российском рынке. Отметим, что в нашу страну батареи TAB поставляются почти 20 лет (начиная с 1998 г.), поэтому у российских автомобилистов было достаточно времени, чтобы по достоинству оценить те преимущества и эксплуатационные возможности, которыми обладают эти аккумуляторы.

Главное достоинство стартерных аккумуляторов ТАВ — высокие пусковые токи, которые на 20–30% превышают показатели обычных батарей той же емкости. Данный факт многие автовладельцы уже давно взяли на заметку, ведь высокие пусковые характеристики очень актуальны для многих российских регионов, отличающихся суровыми зимними условиями эксплуатации.

Инженерам ТАВ удалось достичь увеличения пускового тока за счет внедрения ряда фирменных ноу-хау. Это и последние разработки рецептур активной массы, наносимой на пластины, и уникальные конверт-сепараторы, защищающие электроды аккумулятора от замыкания, и применения специальных режимов сушки и формирования пластин, а также «кальциевая» (на основе кальциевого сплава Ca/Ca) технология их производства с добавлением нанокомпонентов. Решетки пластин изготавливают по прогрессивной технологии Expanded Metal Technology (ЕМТ), которая позволяет свести к минимуму разброс геометрических и физических параметров пластин, а также улучшить их антикоррозионные и прочностные свойства. В России бренд ТАВ представлен тремя основными линейками: Polar, Magic и EcoDry AGM. Мы вкратце расскажем об особенностях каждой, чтобы автолюбители могли увереннее ориентироваться в том многообразии батарей, которые им предлагают.

Итак, первая линейка — это Polar. Аккумуляторы этой серии получили массу положительных отзывов от российских автовладельцев. Батареи ТАВ Polar по своим эксплуатационным характеристикам отличаются универсальностью и характеризуются привлекательным сочетанием таких важных показателей, как мощность, емкость, ток холодного пуска, цена и надежность.

Линейка ТАВ Polar представлена стартерными батареями с самыми разными номиналами емкостей и пускового тока

Линейка ТАВ Polar представлена стартерными батареями с самыми разными номиналами емкостей и пускового тока

Батареи ТАВ Polar могут применяться в автомобилях любого класса, независимо от страны их производства. Например, среди множества спецификаций ТАВ Polar есть батареи из так называемой азиатской группы, конструктивные, электрические и эксплуатационные параметры которых определяются японским промышленным стандартом JIS. В линейке ТАВ Polar есть и специализированные модификации с обозначением Truck. Они, как следует из названия, разработаны для коммерческого транспорта.

В линейке ТАВ Polar есть и аккумуляторы для коммерческого транспорта

В линейке ТАВ Polar есть и аккумуляторы для коммерческого транспорта

Вторая популярная линейка — это Magic, которая относится к категории герметичных необслуживаемых батарей (обозначаются индексом SMF). При производстве ТАВ Magic используются самые последние инновации, касающиеся технологий создания кальциевых сплавов и решеток из них. Это высоконадежные источники питания, отличающиеся отменными показателями тока холодной прокрутки, энергоемкости и мощности.

Батареи ТАВ Magic обладают значительно более высоким пусковым током, чем штатные аккумуляторы

Батареи ТАВ Magic обладают значительно более высоким пусковым током, чем штатные аккумуляторы

Линейка ТАВ Magic полностью отвечает жестким современным требованиям по электропитанию, предъявляемым к автомобилям последнего поколения. Среди других важных особенностей этих стартерных батарей стоит отметить так называемую двойную крышку с централизованной системой отвода газов, выделяющихся в процессе зарядки аккумулятора, а также встроенную в нее систему фильтров-пламегасителей. Для визуального контроля состояния аккумуляторов ТАВ Magic в них встроены электронно-оптические индикаторы уровня электролита.

ТАВ Magic Truck — серия стартерных источников питания для грузовиков

ТАВ Magic Truck — серия стартерных источников питания для грузовиков

Важное уточнение: в банках аккумляторов ТАВ Magic применено большее количество пластин, что обеспечивает повышенный на 30% пусковой ток. Отдельного внимания заслуживают специальная серия батарей ТАВ Magic, выпускаемых для автомобилей с функцией «Старт/Стоп». Речь идет об аккумуляторах ТАВ Magic Stop&Go EFB, при производстве которых используются самые последние достижения в области производства «кальциевых» батарей. Применение комплекса этих технологий позволяет выполнить жесткие требования автопроизводителей в отношении батарей «Старт/Стоп». В числе особенностей, которые отличают аккумуляторы ТАВ Magic Stop&Go EFB, — специальный метод волоконного пакетирования положительных пластин (MFW-флис), предотвращающий осыпание активного вещества. Как следствие этого — вдвое большее (в сравнении с обычной батареей) количество циклов разряда-заряда без потери функциональности. Отметим, что все батареи ТАВ Magic Stop&Go EFB характеризуются улучшенным приемом заряда, что важно для ускорения рекуперации энергии во время езды.

Аккумуляторы ТАВ Magic Stop&Go EFB характеризуются улучшенным приемом заряда, что важно для ускорения рекуперации энергии во время езды

Аккумуляторы ТАВ Magic Stop&Go EFB характеризуются улучшенным приемом заряда, что важно для ускорения рекуперации энергии во время езды

Наконец, самая «крутая» линейка необслуживаемых аккумуляторов ТАВ — это линейка EcoDry AGM Stop&Go. Это уникальные по своей конструкции свинцово-кислотные источники питания, предназначенные для использования в «старт/стопных» автомобилях премиум-класса, в том числе оснащенных системой рекуперации энергии торможения. В батареях ТАВ EcoDry AGM Stop&Go имеется встроенный автоматический клапан сброса давления газов, а электролит находится не в жидком, а в адсорбированном состоянии во впитывающем стекловолоконном мате. Пластины в банки размещены очень плотно, что существенно повышает механическую и вибрационную стойкость аккумулятора и исключает осыпание активной массы.

Аккумуляторы ТАВ EcoDry AGM Stop&Go обеспечивают в три с лишним раза большее количество циклов разряда-заряда по сравнению со стандартными батареями

Аккумуляторы ТАВ EcoDry AGM Stop&Go обеспечивают в три с лишним раза большее количество циклов разряда-заряда по сравнению со стандартными батареями

Благодаря этим особенностям аккумуляторы ТАВ EcoDry AGM Stop&Go обеспечивают в три с лишним раза большее количество циклов разряда-заряда по сравнению со стандартными батареями, а ее пусковая мощность оказывается более чем на 30% выше за счет более полного использования объема элементов. Еще одно важное свойство батарей ТАВ EcoDry AGM Stop&Go — крайне низкая скорость саморазряда.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Обзор автомобильных аккумуляторов: Да будет свет! — журнал За рулем

Сегодня об аккумуляторной батарее вспоминают лишь тогда, когда машина наотрез отказывается заводиться. Обычно такое случается зимой и в самый неподходящий момент. В остальное время аккумулятор принято считать настолько надежным, что ухода ему не требуется совсем. Это так и не совсем так.

Что предлагают?

Для начала напомним, АКБ выполняет в автомобиле три функции — запускает двигатель, питает электрические устройства, например сигнализацию и «музыку», когда двигатель не работает, и помогает генератору, если тот не справляется с нагрузкой. Принципиально конструкция аккумуляторов не менялась с незапамятных времен: свинцовые пластины и кислота.

Обзор аккумуляторов

Аккумуляторы бывают двух типов: обслуживаемые и необслуживаемые. О первых говорить не будем — по сути это пережиток прошлого. Необслуживаемые вмешательства не требуют: поставил батарею и лет на пять про нее забыл. Подобные устройства иногда снабжаются индикатором состояния, который срабатывает, если батарея подсела и ее нужно зарядить. Впрочем, показания индикаторов зачастую неточные.

По применяемой технологии батареи условно можно разделить на три вида: с малосурьмяными (менее 2,5%) сплавами электродов, батареи, у которых все электроды изготовлены из свинцово-кальциевого сплава, и гибридные АКБ. У первой группы батарей расход воды примерно 4–6 г/А·ч, они теряют около 45–50% емкости в течение 8 месяцев бездействия за счет саморазряда. К этой категории относится большинство отечественных аккумуляторов. У гибридных расход воды составляет 1,5–2 г/А·ч, а потеря емкости от саморазряда равна примерно 50% за 11–12 месяцев. Наконец, последняя группа Ca/Ca гарантирует 1 г/А·ч, поэтому они выпускаются без пробок. Саморазряд таких изделий — менее 50% за 18 месяцев. Европа уже давно перешла на производство исключительно таких батарей. Но и малосурьмянистая, и кальциевая батарея, скорее всего, исправно прослужит отведенный срок.

В последнее время получает все большее распространение перспективная технология AGM (Absorbed Glass Material): в батареях нет жидкого электролита, что позволяет лучше использовать внутренний объем и выдавать повышенный пусковой ток. Но пока такие батареи стоят слишком дорого.

Обзор аккумуляторов

Как выбрать?

К выбору аккумулятора нужно подходить исходя из потребностей конкретного автомобиля. Ведь толку от супердорогой батареи на старом автомобиле не будет. Лучше всего постараться купить тот, который максимально близко по параметрам соответствует установленному на заводе.

Прежде чем купить новый аккумулятор, разберитесь, почему вышел из строя старый

Важный показатель — срок службы. Подход к этому вопросу за последнее десятилетие значительно изменился. Если раньше машину покупали «на всю жизнь», то теперь лишь на 3–5 лет. Таким образом, излишне большой срок службы становится бессмысленным и сегодня даже у изделий именитых производителей он составляет от 3 до 6 лет, а средний срок службы хорошего аккумулятора — около 5 лет. Вообще же, срок службы батарей зависит не столько от конструкции и качества изготовления, сколько от исправности электрооборудования, условий эксплуатации и технического обслуживания.

Обзор аккумуляторов

Поэтому в наши дни главным потребительским показателем является надежность работы аккумулятора во время его эксплуатационного периода. Летом даже чахлый аккумулятор заведет машину. А зимой да еще после утомительной езды по пробкам с включенной «печкой», фарами и магнитолой состояние АКБ особенно важно. Ведь срок службы АКБ сильно сокращается чаще всего из-за недозаряда зимой, а также если на автомобиле много потребителей (кондиционер, охранная система, мощная аудиоаппаратура и т.д.).

Если использовать автомобиль только для поездок на дачу и проезжать не более 10 тыс. км в год, то все равно, какой аккумулятор ставить, а вот когда с машиной связан бизнес, то тут надежность выступает на первый план. Поэтому, оценив потребности машины, нужно узнать тип и электрические показатели новой АКБ, которые должны быть не ниже, чем у родной.

Нельзя забывать и о расположении полюсных выводов (прямая и обратная полярности).

Обзор аккумуляторов

Перед покупкой освободите батарею от упаковки и осмотрите, нет ли повреждений на корпусе. Покупать аккумулятор лучше все-таки в специализированных центрах и автомагазинах. Хотя подделки и встречаются крайне редко, но, тем не менее, нужно быть уверенным, что до того, как батарея попала на прилавок магазина, она хранилась надлежащим образом. Ну и последняя наша рекомендация. Если вам предстоит купить новый аккумулятор, разберитесь сначала, по какой причине вышел из строя старый. Одно дело, если он действительно состарился и выработал свой ресурс, а другое — если вышел из строя из-за неисправностей в электрике автомобиля.

В завершение мы традиционно предлагаем вашему вниманию аккумуляторные батареи бюджетного и среднего ценового сегмента, которые вы можете найти на прилавках магазинов. Но Выбор, как всегда, за вами.

Обзор аккумуляторов

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Аккумуляторы в вопросах и ответах — журнал За рулем

Из-за чего разряжается батарея? Как выбрать режим заряда? Всегда ли правы гарантийщики? Ищем ответы на различные «аккумуляторные» вопросы.

Зарядка для кошелька называется работой. Заряжается месяц, садится за неделю. (анекдот)

Популярные вопросы на тему «Какую батарею купить?» всё чаще уступают место другим — из серии «А чой-то с ней случилось?». Иными словами, прежде чем бежать за новым аккумулятором, хочется убедиться, что он не помрет через пару дней вслед за старым. Это вполне разумный подход, особенно в кризисные времена.

Мы высказываем свое мнение по поводу наиболее типичных ситуаций из жизни аккумуляторов.

Каким должно быть напряжение на клеммах аккумулятора и как его правильно замерить?

Следует измерять так называемое напряжение разомкнутой цепи (НРЦ). Его контролируют при холодном двигателе; снимать клемму при этом не нужно. НРЦ должно составлять не менее 12,5 В для аккумулятора любого типа. Если оно ниже, батарею нужно зарядить в теплом помещении. После заряда и выдержки (хранение отключенной от зарядного устройства батареи в течение 10–15 часов) НРЦ должно составлять 12,5- 12,7 В. В противном случае следует обратиться на сервис: пусть батарею попробуют оживить там. В любом случае это будет дешевле, чем сразу бросаться покупать новую.

Материалы по теме

Можно ли говорить о напряжении на клеммах как о критерии заряженности батареи? Как получается, что на сервисе потребителю часто отдают недозаряженную батарею, хотя фирменный тестер при этом показывает нормальное напряжение?

Можно: именно НРЦ — главный критерий заряженности. К сожалению, многие фирменные тестеры часто показывают лишь, что батарея «заряжена и в хорошем состоянии». Важный момент: если измерение проводится сразу после окончания заряда, то полученное значение — это не НРЦ, а напряжение при заряде. Например, в конце заряда безнагрузочный тестер дает оценку состояния батареи при 12,8 В, а после суток хранения батареи НРЦ составляет уже 12,3 В.

Чем зарядка на сервисе принципиально отличается от зарядки в домашних условиях?

Разница — в наличии мощного оборудования, которое в зависимости от состояния батареи обеспечит любой теоретически возможный режим заряда, например определенным током или при определенном напряжении. В идеале процесс должен быть комбинированным, сочетая в себе оба режима; именно поэтому предпочтительнее, чтобы неспециалист перепоручил такую работу сервису. Важно знать, что при разряде батареи на поверхности пластин оседает сульфат свинца с высоким электрическим сопротивлением — а в процессе заряда вся активная масса должна вернуться из сульфата в рабочее состояние. Недорогие импульсные зарядники с такой задачей, как правило, не справляются.

Если зарядному устройству нужна большая мощность, то не следует ли из этого вывод, что зарядники предыдущего поколения были эффективнее нынешних, малогабаритных?

Да, предыдущее поколение мощных трансформаторных выпрямителей эффективнее поднимало заряженность аккумулятора, но приходилось мириться с выкипанием воды и постоянно ее подливать. Современный автоматический режим (точнее, алгоритм заряда) бережно восстанавливает батарею, предотвращая потерю воды из электролита.

Зачем вообще нужны зарядные устройства, если машину удалось-таки пустить от внешнего источника? Достаточно ли просто проехать какое-то расстояние, чтобы батарея пришла в себя?

Да, достаточно, если разряд батареи произошел прошлой ночью, например из-за невыключенных фар. Нет, если разряд батареи накапливался постепенно в процессе эксплуатации. Такое бывает при коротких поездках или толкании в пробках с включенными энергопотребителями, когда батарее просто некогда нормально зарядиться.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Зарядный ряд. Обзор аккумуляторов — журнал За рулем

Зарядный ряд. Обзор аккумуляторов

Обычно об аккумуляторе вспоминают лишь тогда, когда машина наотрез отказывается заводиться. Как правило, такая беда случается зимой и в самый неподходящий момент. Чтобы подобного казуса с вами не приключилось, придется забыть о расхожем заблуждении, что современная батарея совсем не требует внимания.

Что предлагают?

Для начала напомним, АКБ выполняет в автомобиле три функции — запускает двигатель, питает некоторые электрические устройства, например сигнализацию и телефон, когда двигатель не работает, и помогает генератору, если тот не справляется с нагрузкой. Принципиально конструкция аккумуляторов не менялась с незапамятных времен: свинцовые пластины и кислота.

Аккумуляторы бывают двух типов: обслуживаемые и необслуживаемые. Первые были очень распространены раньше, теперь их в продаже практически не найти — всю продукцию с конвейера скупает армия. Мороки с ними много: нужно регулярно проверять уровень электролита, доливать до определенной отметки дистиллированную воду, следить за плотностью... Необслуживаемые не требуют вмешательства совсем: поставил батарею на машину и лет на пять про нее забыл. Подобные аккумуляторы иногда снабжаются индикатором состояния, который сигнализирует, если батарею нужно подзарядить или заменить. Впрочем, показания их зачастую неточны.

По применяемой технологии современные необслуживаемые батареи условно можно разделить на три вида: с малосурьмяными сплавами электродов, гибридные батареи (положительный электрод — малосурьмяный, а отрицательный — свинцово-кальциевый) и батареи, у которых все электроды изготовлены из свинцово-кальциевого сплава. У первой группы батарей расход воды примерно 4–6 г/А.ч, они теряют около 45–50% емкости за 8 месяцев бездействия за счет саморазряда. К этой категории относится большинство отечественных аккумуляторов. У гибридных расход воды поменьше, 1,5–2 г/А.ч, а 50% емкости от саморазряда они теряют примерно за 11–12 месяцев. Наконец, последняя группа батарей гарантирует совсем маленький расход, 1 г/А.ч, поэтому они выпускаются без пробок, а их саморазряд — менее 50% за 18 месяцев. Европа уже давно перешла на производство исключительно таких батарей. Конечно же, на работоспособности автомобиля не скажется, по какой технологии изготовлен аккумулятор. И малосурьмянистая, и кальциевая батарея, скорее всего, исправно прослужит отведенный срок. Здесь ситуацию можно сравнить с той, что сложилась на рынке видеотехники. Мониторы и телевизоры с электронно-лучевой трубкой постепенно уходят в прошлое. Их по-прежнему выпускают и покупают, но, если есть деньги, предпочитают более современные и компактные жидкокристаллические или плазменные. Пока в этом есть потребность, продукты предыдущего и нового поколений соседствуют на рынке, но постепенно современные технологии вытесняют устаревшие. Так же и с аккумуляторами.

В последнее время получает все большее распространение перспективная технология AGM (Absorbed Glass Material): в батареях нет жидкого электролита, что позволяет лучше использовать внутренний объем и выдавать повышенный пусковой ток. Но пока такие батареи стоят слишком дорого.

Как выбрать?

Сегодня на прилавках магазинов огромный выбор аккумуляторных батарей, различающихся по качеству и особенно по цене. Здесь, как у автомобилей, — все они средства передвижения, но при этом есть продукция люкс-, а есть и эконом-класса.

Ведущие производители аккумуляторов поставляют свою продукцию на комплектацию автопроизводителям и на фирменные сервисные сети. Это самые современные разработки. На рынок, как правило, те же фирмы поставляют аккумуляторы предыдущего поколения, поскольку многие автопроизводители ставят условие, чтобы та же продукция какое-то время не попадала на вторичный рынок.

Таким образом, на конвейер поставляют более совершенные модели и с точки зрения внутреннего устройства, и с точки зрения габаритов, стартерных токов и других параметров. Такой же аккумулятор можно купить на своем фирменном сервисе, но стоить он будет очень дорого.

Естественно, что к выбору аккумулятора нужно подходить исходя из потребностей конкретного автомобиля. К примеру, толку от того, что аккумулятор на старом автомобиле жутко дорогой и суперсовременный, не будет. Лучше купить батарею, близкую по параметрам к родной. Есть еще одно распространенное заблуждение: неважно, какой аккумулятор покупать, лишь бы был свежим, и тогда дольше прослужит. Что касается свежести, то современные аккумуляторы «прокисают» медленно. Полностью заряженным батареям противопоказана только жаркая, влажная атмосфера. А если их хранят в соответствии с техтребованиями, на сухих, прохладных складах, то и после полутора лет они будут вполне работоспособны. Не страшно, если АКБ на складе разряжается, главное, заряд поддерживать.

Теперь о «дольше прослужит». Это двадцать лет назад, в эпоху тотального дефицита, срок службы аккумулятора был очень важен, потому что, раздобыть новый оказывалось крайне сложно... А теперь — есть деньги, значит нет проблем.

Мало того: есть целая категория людей, которые меняют машину после трех-четырех лет эксплуатации. Для них долгоиграющая батарея ни к чему, ведь пять лет прослужит любая. Вообще же, срок службы АКБ зависит не только от конструкции и качества ее изготовления, а в большей степени от соответствия батареи автомобилю, исправности электрооборудования, условий эксплуатациии технического обслуживания. Поэтому сегодня главное для потребителя — надежность работы аккумулятора. Летом даже подсевший аккумулятор заведет машину. А вот зимой... Зимой масло в моторе густое и провернуть коленвал трудно. К тому же из-за езды по пробкам с включенной «печкой» батарея разряжается. Еще и световой день короткий — будь добр, включи фары. Опять же надо отогреть стекло, зеркала...

Усугубляют картину дополнительные потребители электричества (сигнализация, мощная аудиоаппаратура и т.д.).

Словом, расход электричества зимой большой, а емкость батареи в мороз уменьшается. Потому-то именно зимой и отказывают батареи. Между тем срок службы АКБ сильно сокращается чаще всего из-за недозаряда зимой. Вывод прост: если зимой приходится часто ездить, да еще по пробкам, аккумулятор имеет смысл подзаряжать.

Как же выбрать батарею? Электрические показатели новой АКБ должны быть не ниже, чем у старой. Не забудьте проследить, чтобы новая батарея по габаритам была такой же, как старая, расположение полюсных выводов (прямая и обратная полярности) тоже. Перед покупкой непременно освободите ее от упаковки и осмотрите, нет ли повреждений на корпусе.

Покупать аккумуляторные устройства лучше в специализированных центрах и автомагазинах. Подделки, перебитые даты выпуска АКБ хоть и крайне редки, но все же бывают. Поэтому нужно быть уверенным, что батарея родная и хранилась надлежащим образом.

Ну и последняя наша рекомендация. Если вам предстоит купить новый аккумулятор, разберитесь сначала, по какой причине вышел из строя старый. Одно дело, если он действительно состарился и выработал свой ресурс, а другое — если неисправен генератор или регулятор напряжения, а это значит, что новый аккумулятор прослужит недолго.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru


Смотрите также