Правильная эксплуатация автомобильного аккумулятора, чтобы батарея служила долго. Обслуживание автомобильного аккумулятора


Эксплуатация автомобильного аккумулятора, правильное обслуживание батареи

Ни у кого не вызывает сомненья тот факт, что современная машина не может нормально существовать без АКБ. Она обеспечивает запуск двигателя, функционирование световых и других приборов и пр.

Потому автолюбителям необходимо правильно эксплуатировать автомобильный аккумулятор и обслуживать его.

Хотя некоторые с удивлением узнают, что батарея тоже нуждается в уходе.

Правильная эксплуатация аккумулятора

Первое, что нужно периодически осуществлять – это контроль уровня электролита в банках АКБ. Если корпус батареи непрозрачный, проделать это можно стеклянной трубкой, которую необходимо опустить до дна крайней банки батареи и зажать верхний конец пальцем.

Вытянув трубку из банки, вы сможете оценить и измерить уровень электролита в ней, который должен быть в пределах 12–15 мм. И вот, таким образом следует проверить уровень во всех банках батареи.

Электролит всегда прозрачный, если появился сероватый оттенок, то этот сигнал говорит, что началось осыпание пластин, значит скоро менять батарею.

Если у батареи  полупрозрачный корпус, то уровень электролита определить легко, он находиться между верхней и нижней метками на боковой поверхности аккумулятора.

Определение уровня электролита

Ещё уровень можно определить при выкрученных пробках, который должен на 1 см покрывать верхнюю часть сепараторов. Если электролита в батарее недостаточно, его необходимо восполнить, добавив дистиллированную воду при помощи резиновой груши.

Если после доливания, уровень превысит нормальное значение, таким же образом немного выбирают жидкость из банок. Когда доливаете аккумулятор, то знайте, что во время работы АКБ уровень электролита повышается и исходя из этого, не доливайте немного до уровня.

Какие ещё работы необходимы при обслуживании батареи

При правильной эксплуатации автомобильного аккумулятора нужно, чтобы на батарее отсутствовала грязь, её необходимо удалять при помощи ветоши, смоченной 10 %-м раствором нашатырного спирта и затем вытирать сухой тряпкой.

Также рекомендуется выкрутить пробки из АКБ и очистить отверстия в них, можно тонкой палочкой из дерева. Эта процедура необходима для лучшего газоотвода из батареи. Да и вообще, внешняя чистота аккумулятора, это не только красиво, но и залог безупречной его работы.

Будет хорошо, если у вас появится привычка один раз в 3 месяца, проверять уровень напряжения на клеммах батареи, при неработающем и при работающем двигателе.

Какие могут быть неисправности аккумуляторов

Если вы обратили внимание, что после поездки АКБ покрыта слоем электролита, то это может быть свидетельством его повышенного уровня, трещин в корпусе или же сульфатирования. Если имеют место трещины, то вам придется раскошелиться на приобретение нового аккумулятора.

Сульфатирование происходит в результате эксплуатации с очень низким уровнем электролита или после долгого пребывания в разряженном состоянии. Сульфатирование – это появление на пластинах АКБ кристаллов сернокислого свинца. Чаще всего такое явление, также приводит к замене батареи.

Самыми частыми и распространенными неисправностями при эксплуатации автомобильного аккумулятора являются быстрая разрядка, закипание рабочей жидкости, замыкание пластин, окисление контактных выводов, попадание инородных частиц в электролит.

Основные неисправности аккумуляторов

Все эти неисправности имеют один симптом – очень слабое вращение стартера, слабый свет и т.п. Однако тут следует учесть, что нарушение работы стартера бывает не только из-за неисправности самой аккумуляторной батареи, а из-за неисправности самого стартера, либо его втягивающего реле, а также других элементов, которые входят в систему пуска двигателя.

Если АКБ «закипел», то нужно срочно проверить исправность регулятора напряжения генератора и заменить его на рабочий. Здесь, можно вспомнить и про ремень генератора, который должен быть всегда натянут.

В случае окисления выводов батареи, нужно снять клеммы и очистить их стеклянной шкуркой. Затем штыри и клеммы снаружи необходимо смазать техническим вазелином или другой смазкой, которая устойчива к кислоте.

Если обнаруживается попадание инородных веществ в электролит, то его необходимо вылить из банок и залить новый. После этого АКБ подлежит полной зарядке.

Вот ещё статья по теме: основные неисправности автомобильных аккумуляторов: причины и способы устранения — подробнее вот тут.

Как зарядить аккумулятор

Перед зарядкой необходимо выкрутить пробки из батареи и проверить уровень электро­лита, о котором говорилось выше. При нехватки уровня, восполнить его дистиллированной водой.

Как правильно зарядить аккумулятор

Теперь надо присоединить положительный и отрицательный выводы АКБ непосредственно к положительному, и отрицательному проводам зарядного устройства. Желательно сделать зарядный ток, который равен 0,1 ёмкости батареи, то есть получается для батареи емкостью 50 А·ч – 5,0 А.

Рекомендую статью: как заряжать аккумулятор автомобиля — читаем здесь. И статью о выборе зарядного устройства: тут.

Если во время зарядки, температура электролита сильно повысится, то необходимо уменьшить зарядный ток вдвое или выключить зарядное устройство, чтобы электролит остыл.

  • По истечение определённого времени, если началось сильное, так называемое кипение электролита, то это означает, что батарея зарядилась.
  • В первую очередь надо выключить зарядное устройство, а только потом уже отсоединять провода от клемм батареи.

Во время длительного простоя автомобиля, желательно отключать ее от сети машины. Батарея может сильно разрядиться, особенно если она не первой свежести и возможна утечка тока в электропроводке.

Видео по зарядке аккумулятора:

Как видим, АКБ, как и многие другие узлы автомобиля требует правильной эксплуатации, и умелого обслуживания. Если соблюдать вышеописанные советы, то аккумулятор может исправно отслужить 5-7 лет.

Загрузка...

avto-i-avto.ru

Правильная зарядка и обслуживание автомобильного аккумулятора

today 13 июня 2010 19:24

visibility 250082

archive 1

Для зарядки автомобильного аккумулятора служат выпрямители постоянного тока. Они бывают двух видов: автоматические и с ручной регулировкой. Прежде чем перейти к самому процессу зарядки, следует открыть все газовые каналы – снять крышки банок и вывернуть пробки. Особое внимание нужно уделить таким факторам как ток, напряжение и время. Напряжение не должно превышать уровень 14.4В. В случае разрядки автомобильного аккумулятора примерно на четверть, нужно быть максимально внимательным, так как при включении, уровень тока начального разряда может резко подняться. Рекомендуется отрегулировать его номинал не выше 1/10 емкости аккумулятора.

Например, максимальной ток для батареи с маркировкой 55Ач составит 5.5А. Напряжение будет возрастать в процессе зарядки, а ток, соответственно, уменьшаться. Если ток не уменьшается в течение последних 2-3 часов – аккумулятор заряжен. Необходимо помнить, что вести заряд большим током нельзя более 25 часов, так как электролит от перегрева может выкипеть, а пластины замкнуть друг друга. Среднее время полного заряда составляет 15 часов. В некоторых случаях нужно выровнять плотность небольшим током. Если, например, плотность электролита в разных банках 1.23, 1.25, устанавливается ток зарядки порядка 2А. Период такой зарядки может продолжаться до двух суток. Данный вид зарядки рекомендуется после того, как аккумулятор полностью разряжен многочисленными попытками завести двигатель. Причем начинать зарядку нужно сразу, до того, как начнетсясульфатизация пластин.

В случае зарядки батарей, исключающих долив воды, нужно использовать устройства с автоматическим поддержанием напряжения. Выполнение этих условий необходимо для увеличения срока службы батарей. Инструкции, прилагаемые к автомобильным аккумуляторам, обычно содержат все требования по режиму заряда. Следует помнить, что добавление стабилизирующих препаратов чаще всего не предусмотрено заводом-изготовителем. При необходимости довести уровень электролита до нормы нужно использовать только дистиллированную воду и, ни в коем случае, не использовать для этих целей электролит.

Если выкипание происходит слишком часто, стоит проверить электрооборудование автомобиля. Следует помнить, сильное снижение электролита внутри корпуса аккумулятора может способствовать образованию опасной концентрации газовой смеси. Во избежание взрыва нельзя подносить к батарее открытое пламя, а также нельзя допускать искрение электроконтактов. Системы газоотводов взрывоопасны.

Для подготовки автомобиля к зимнему сезону рекомендуется провести обслуживание как самого аккумулятора, так и систем, отвечающих за запуск двигателя. Моторное масло также должно соответствовать сезону. В случае длительной зимней стоянки, батарею не стоит хранить в теплом месте. Правильней будет оставить ее в автомобиле, но со снятыми клеммами.

При низкой температуре уменьшается скорость саморязряда. Нельзя оставлять разряженный аккумулятор на морозе, так как электролит низкой плотности замерзнет и батарея придет в негодность. В разряженном аккумуляторе, плотность электролита может опуститься до 1,09 г/см3 и замерзнуть при температуре -7°С. В то время как электролит с плотностью 1,28 г/см3 замерзнет при температуре -65°С.

Опрокидывание батареи и, как следствие, слив электролита могут привести к пагубным последствиям. Может произойти замыкание пластин и аккумулятор выйдет из строя.

Для ликвидации паразитных токов утечки нужно насухо вытирать корпус аккумуляторной батареи или хотя бы делать чистый круг вокруг плюсовый клеммы. Заодно можно проверить крепление батареи, уровень и плотность электролита.

Такие несложные процедуры займут несколько минут, а сэкономят массу времени, денег и, что тоже немаловажно, нервов.

При использование статьи или фотографий активная прямая гиперссылка на сайт www.avtorem.info обязательна!

www.avtorem.info

использование, обслуживание и диагностика, Автомобильные аккумуляторы

Автомобильный аккумулятор. Философия грамотного использования, советы по зарядке и эксплуатации. Правила безопасности и рекомендации.

Наверное, аккумулятор можно считать одним из самых популярных блоков автомобиля. От его исправности зависит успешность пуска мотора, а также работа системы при выключенном двигателе. Еще со времен Советского Союза об аккумуляторах ходили разные невероятные истории. Отечественные умельцы ставили эксперименты долговечности работы, а автомобильные воры выбирали этот блок в качестве желанного трофея.

Структура аккумулятора простая. Он состоит из 6 отсеков, которые соединяются последовательно. Каждый из них дает 2 вольта напряжения. В сумме, такое устройство обеспечивает транспортному средству 12 вольт питания.

Раньше можно было доливать жидкость внутрь, но теперь самым распространенным считается кислотный необслуживаемый аккумулятор. Следовательно, любые доливки и замены исключены.

Правила безопасности всегда актуальны, если дело касается работы с автомобилем. Поэтому никогда не следует пренебрегать ими. Разбор аккумулятора – вещь опасная. Вредные вещества способны нанести вред здоровью, а попадание электролитической жидкости на тело человека также имеет все шансы принести немало проблем.

Вопросы безопасности касаются не только физического взаимодействия человека с аккумулятором. Контактные площадки – это важная часть системы. Если допустить появление коррозии или потертостей, можно получить ряд трудностей. Существует риск пожара. Ведь короткое замыкание на массу транспортного средства часто провоцирует мгновенное возгорание и крупные неприятности. Зачем же рисковать и пренебрегать целостностью клемм и проводов? Лучше оперативно менять их на новые, если прежние пришли в негодность или же существуют видимые проблемы в целостности данных компонентов.

Отсоединение аккумулятора – процесс ответственный. В самом начале нужно снять провод с отрицательной клеммы. При установке, эту клемму подключают последней. Место установки автомобильного аккумулятора также должно быть надежным и устойчивым. История знает немало случаев, когда установочные площадки прогнивали или ломались, что приводило к аварийным ситуациям на дороге.

Правила обслуживания аккумуляторной батареи позволяют четко регулировать все процессы и избегать лишних проблем. Промывка планки или пробок должна производиться раствором соды, после чего идет смыв чистой водой.

Если используется аккумулятор с возможностью доливания электролита, то контроль его уровня осуществляется в соответствие с выступами заливных отверстий. Рекомендуется наливать выше, чем на 1 сантиметр от верхнего среза пластин. Если же ощущается нехватка электролита, пополнение производится дистиллированной водой. Но предварительно следует точно знать, что эта процедура действительно необходима.

Заряд автомобильного аккумулятора следует производить строго по параметрам. Считается, что идеальный ток заряда составляет 10% от емкости блока. Прекратить процесс заряда следует в случае остановки увеличения плотности электролита в течение двух и более часов. Перегрев аккумулятора также опасен. Когда температура стала выше 29-30 градусов Цельсия, стоит сделать паузу.

Не секрет, что с возрастом аккумулятор теряет часть своей емкости. К примеру, если батарее более 2-3 лет, то ток заряда не должен превышать 5% от начальной емкости, указанной в документации. А сам процесс уже не будет таким быстрым и займет намного больше времени. И если поспешить, то можно попросту «убить» свой аккумулятор.

Также не следует забывать о том, что батарея опасна. Поэтому о сливе электролита не может идти никакой речи! Переворачивать аккумулятор запрещено. Ведь со дна поднимутся частицы, которые не просто забьют пластины, но и повлияют на движение электролита. Все это может привести к замыканию.

Зимнее хранение аккумулятора имеет свои особенности. Блок должен быть заряжен. В противном случае, сульфатация и замерзание станут логичным финалом. Придется покупать новое изделие.

Некоторые водители серьезно нарушают правила установки. Они берут гаечный ключ или молоток и бьют по клеммам, пытаясь насадить их в процессе монтажа. Как правило, появляются трещины, и утечка электролита становится неизбежной. Сами клеммы следует протирать содой и садить на специальную смазку.

Вообще, от условий эксплуатации и правильности зарядки существенно зависит срок жизни аккумулятора. У аккуратных водителей он может достигать поистине рекордных сроков. А вот при небрежном обращении с блоком, регулярные финансовые затраты гарантированы.

Вопросы покупки аккумулятора также важны. Не следует приобретать устройство на авторынке. Бывали случаи, когда автовладельцам подсовывали изделия, у которых внутри были обычные камни, положенные туда для веса. Конечно, это редкие казусы, а вот купить у случайного продавца некачественный аккумулятор – проще простого! Поэтому лучше брать изделия с сертификатами и гарантийными обязательствами. Тогда их срок службы приятно порадует владельца «железного коня».

.

akkumulyatorov.net

Сезонное обслуживание автомобильного аккумулятора :: AutoVipService.ru

Обслуживание аккумулятора в основном проводится осенью и весной. Но, если вы уверены в вашем аккумуляторе (АКБ), можно ограничиться только осенним обслуживанием перед зимними морозами.

Причины зимних проблем с аккумулятором 

Наверное, у всех автолюбителей, живущих в районах с холодными зимами случалось, что при морозе в -30 градусов автомобиль выхолаживается за ночь и на утро запустить двигатель практически не реально. Это происходит потому, что при охлаждении, в аккумуляторе повышается внутреннее сопротивление, тем самым, приводя к снижению активности электрохимических процессов. Кроме этого зимой АКБ расходует больше энергии на различные устройства (включая печку), а вырабатываемой энергии генератором не хватает для полной его зарядки. По этому в АКБ со временем падает плотность электролита и возникает возможность сульфатации пластин, что в результате приведет к сокращению службы аккумулятора. Для того, чтобы избежать неприятных моментов необходимо периодическое обслуживании АКБ.

Приборы и инструменты для обслуживания автоаккумулятора

Для обслуживания аккумулятора нам понадобится:

  • Ареометр – измеряет плотность электролита;
  • Дистиллированная вода;
  • Зарядное устройство;
  • Амперметр и вольтметр;
  • А так же реостат.

Техника обслуживания аккумулятора

В основном обслуживание аккумулятора заключается в следующем: вам необходимо проверить уровень электролита в банках АКБ, если уровень меньше требуемого, который должен быть указан на самом аккумуляторе необходимо произвести ряд восстановительных действий.

Пошаговое обслуживание аккумулятора автомобиля
Снять аккумулятор

Проверить уровень электролита в каждой банке, если уровень меньше нормы, необходимо долить дистиллированной воды.

Ни в коем случае не используйте обычную воду из под крана, так как в ней содержаться соли железа, которые очень негативно влияют на кислотную среду АКБ. Так же не стоит держать воду для заливки в металлических резервуарах.

Зарядите аккумулятор полностью
Далее необходимо разрядить АКБ с помощью реостата. Разряжать необходимо током равным 0.1 от номинальной емкости С, необходимо довести напряжение на клеммах до 10.2В. Также следует внимательно следить за разрядом батареи и зафиксировать время разряда в начале и конце разрядки АКБ. Еще следует внимательно следить за тем, чтобы не разрядить батарею ниже 10.2В, так как это приведет к смене полярности и будет вредить аккумулятору.
Снова зарядите АКБ

Теперь необходимо рассчитать фактическую емкость АКБ и сравнить с номинальной, если они отличаются на 25% и более следует задуматься о замене аккумулятора. Для вычисления используется формула расчета фактической емкости АКБ = C=Iptp/(1+0.01 (25-tср)).

Так же необходимо при помощи ареометра измерить плотность электролита в банках аккумулятора, и если разница превысит 0.005 г/см3, следует провести через АКБ уравнительный заряд в 1А в течение суток.

Зарядка аккумулятора в зимнее время года

Неотъемлемой частью обслуживания аккумулятора в зимнее время является его подзарядка. Как уже сказано выше, зимой аккумулятор может постепенно разряжаться. А также прокрутка стартером, до запуска двигателя, занимает больше времени, что приводит к разряду АКБ. Во – избежании этого, АКБ необходимо периодически подзаряжать своими силами, при помощи специального зарядного устройства. Процедура зарядки для обычного аккумулятора, который устанавливается на легковой автомобиль, происходит в несколько этапов. Но в принципе можно обойтись тремя.

Необходимо заряжать аккумулятор до тех пор, пока напряжения на клеммах не достигнет 14.4В током в 0.1 от номинальной емкости. После чего понижают ток в два раза и снова доводят напряжение до 14.4В.

Во время зарядки аккумулятор может нагреваться, необходимо за этим следит и не допустить повышение температуры выше 45°. Для этого следует периодически отключать АКБ от сети и давать охладиться. 04.03.2018

autovipservice.ru

Как обслуживать аккумулятор автомобиля - маленькие советы автомобилисту

В современных автомобильных реалиях устоялось мнение, что автомобильный аккумулятор – это вещь которая не нуждается в периодическом обслуживании и профилактике. Это «расходник», непостоянная деталь, которую легче выкинуть и купить новую, чем привести в порядок небольшую неисправность. Но при должном отношении, срок эксплуатации автомобильных аккумуляторов может превышать средний на несколько раз. Для этого очень важно знать, как обслуживать аккумулятор автомобиля, а также возможные случаи, когда его можно успешно починить. В этом материале мы разберемся о деталях и нюансах ухода за этой важной составляющей стабильной езды.

Автомобильная аккумуляторная батарея

Что влияет на срок службы аккумулятора автомобиля

Такой сложный механизм и составляющая автомобиля по своему принципу имеет несколько важных факторов, от которых зависит общая работоспособность отдельно взятой батареи. Чтобы понять, как обслуживать аккумулятор, нужно разобрать каждый пункт по отдельности:

  • уровень заряда. Важный фактор, от которого напрямую зависит долгосрочность работы. Чтобы его повысить, старайтесь держать степень заряженности на высоком делении как можно больше. Следите за уровнем заряда. Не брезгуйте сетевой зарядкой.
  • температура работы. От её уровня напрямую зависит пусковая способность батареи. При воздействии холодных температур на разряженный аккумулятор, электролиты в нем могут просто замерзнуть. В летнее время, это чревато испарением жидкости из электролита. В будущих статьях мы расскажем о том, как долить электролит в аккумулятор.
  • электроника автомобиля. Это, наверное, наиболее важный пункт. Неисправный генератор подающий слишком высокое напряжение разрушит батарею, в результате «перекипания» последней. Излишняя зарядка также разрушает структуру электродов внутри аккумулятора.
  • коррозия и сульфатация. От подобных процессов не застрахован никто. Проявляется она в результате постоянной работы и является следствием эксплуатации. Уберечь себя от коррозийного проявления можно дополнительным уходом и использованием добавки дистиллированной воды при обслуживании батареи. Десульфатация аккумулятора может проводиться даже в домашних условиях, что безусловно увеличит сроки хранения и использования АКБ.

Устройство автомобильного аккумулятора

Маленькие советы автомобилисту по обслуживанию аккумулятора

Любой процесс по обслуживанию того или иного приспособления (в том числе автомобильного аккумулятора) начинается с диагностических манипуляций, и продолжается (в зависимости от получаемых результатов) соответствующими действиями. О подобных действиях, а также о способах выявления проблемы мы подробнее опишем по порядку.

Визуальный осмотр аккумуляторной батареи

АКБ, как и любую другую составляющую автомобиля, необходимо держать в чистоте. Поэтому при осмотре следует обращать внимания на наличие повреждений разного уровня и характера. В процессе осмотра приучите себя к профилактической очистке батареи. Помимо удаления грязи и пыли, рекомендуется протирать поверхность смесью пищевой соды и воды (в расчёте 1 ч. ложка на 200 мл). Такой содовый раствор идеально справляется с процессами нейтрализации кислоты на корпусе аккумулятора.

О целостных нарушениях поверхности корпуса будут сигнализировать подтёки электролита, в виде токопроводящей пленки на самой поверхности аккумулятора. Подобные излияния также могут являются причиной быстрой саморазрядки АКБ, такая батарея требует ремонта или замены.

Обслуживание аккумулятора автомобиля должно быть регулярным

Проверка уровня заряда автомобильного аккумулятора

Как правило с этим пунктом у водителей трудностей не возникает. Простая методика проверки заключается в проверке уровня заряда специальными приспособлениями: вольтметром и мультиметром. Для этого, клеммы автомобиля отсоединяются от батареи, а вместо них накидывают щупы от приспособлений.

Стандартом для значения напряжения принято считать 12.6 – 12.9 В. При более низких значениях необходимо установить такой аккумулятор на дозарядку от сети. При экспуатации подобной батареи есть высокий риск ускорить сульфатацию и снизить эксплуатационный срок.

Проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе

Удобность этой проверки заключается в её возможности, не снимая при этом батарею с машины. После снятия крышки аккумулятора, вооружившись корпусом от обычной шариковой ручки (прозрачной), окунаете корпус до соприкосновения с электролитом, таким образом, чтобы один конец был закрыт. В норме, высота следа от электролита должна быть более 10 мм. Некоторые аккумуляторы размещают на корпусах информационные панели, показывающие состояние плотности.

Проверка плотности электролита осуществляется с помощью приспособления под названием денсиметр. Температура при этом должна быть не ниже 25 градусов тепла за Цельсием. Ничего тяжелого в измерении нет. Необходимо просто окунуть корпус денсиметра (наконечником вниз) в заливное отверстие. Важно чтобы ареометр при замерах не касался стенок батареи. Далее производиться предварительные замеры. За норму, в зависимости от климатической зоны принято брать значение в 0,15-0,16 (при полном заряде батареи).

Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее

Проверка тока утечки аккумулятора автомобиля

Манипуляция схожа с проверкой уровня заряда, однако имеет различия. Повторить всю операцию нужно при установленной батареи на авто, и со включенным двигателем. Совет: используйте все те мультимедийные операции, к которым вы обычно прибегаете во время езды (радио, кондиционер, дворники). Значения уровня напряжения должно соответствовать 13 — 14.4 В.

Зарядка аккумулятора сетевым зарядным устройством(ЗУ)

Специалисты рекомендуют прибегать к зарядке от сетевого устройства хотя бы 1 раз в 3 месяца. Для сохранения целостности электролитов лучше подзаряжать батарею используя переходимый генератор. Проводить зарядку можно в авто режиме, лучше всего при бесперебойном напряжении.

Десульфатация аккумулятора

Существуют несколько действенных методов, среди которых основными являются: химический и электрический способ десульфатации. В первом случае применяют раствор Трилона Б. Его заливают в батарею и оставляют на некоторое время. В основе электрического метода используют активное возбуждение электродов внутри АКБ импульсным током с высокой амлитудой, или же с помощью многоразовой зарядки.

Как продлить срок службы аккумулятора

Учитывая особенности АКБ, которые были описаны чуть выше, вы можете активно применять накопленные знания в процессе профилактики и ухода за собственным автомобильным аккумулятором. Почти все описанные методы воздействия на АКБ (кроме стимуляции импульсным током) можно провести в домашних условиях. Осмотр и диагностика проводится даже в далеких от «родного» гаража местах (при необходимости). Такие нехитрые методы как десульфатация и проверка тока и уровня плотности, не требуют особых знаний или многолетнего опыта.

Держите уровень заряда как можно выше, не подвергайте АКБ (и авто в целом) воздействиям экстремальных температур, очищайте и ухаживайте за поверхностью и наполнением аккумулятора, а также следите за постоянным переменным напряжением, исходящим из автомобиля. Следование этим простым правилам способствует долголетию вашего АКБ и исправной службы.

Понравилась статья? Расскажи друзьям

Получай рассылку лучших статей

automotolife.com

Обслуживание аккумулятора - Автоэлектрик

Обслуживание аккумулятора

 

18 января 2010 года

 

Каждый владелец собственного авто хотя бы раз оказывался в следующей ситуации. Крепкий, за 20 градусов мороз. Опаздываешь на работу, быстрее залазишь в автомобиль, поворачиваешь ключ и вместо привычного гудения мотора слышишь, как безрезультатно щелкает реле после того как стартер еле-еле делает пару оборотов. Опоздание неминуемо, планы рушатся. Короче, ситуация отвратительная.

Однако, из любого положения, как известно, есть выход – завести машину реально. Нужно снять аккумулятор с авто и поставить в тазик с горячей водой на 15-20 минут. При этом меняйте воду по мере ее остывания. После того как аккумулятор нагреется внутреннее сопротивление его упадет, начнут активизироваться электрохимические процессы. После возвращения в автомобиль аккумулятор обеспечит несколько нормальных попыток запуска. Если вы располагаете временем, не помешает подключить АКБ на полчаса к зарядному устройству. В таком случае ток можно выставить в 2, а то и 3 раза больше рекомендуемого. Также есть метод ускоренного заряда. Он позволит зарядить разряженный аккумулятор на 100% за несколько часов.

Однако не стоит так запускать дело. Достаточно лишь систематически выполнять некоторые несложные операции по обслуживанию АКБ. Есть большое количество источников, в которых подробно представлены нужные процедуры и их периодичность. В то же время, если выполнять их все, то получится, что все время будет потрачено на одну единственную деталь автомобиля. Мой личный опыт показывает, что можно посвящать АКБ совсем немного времени для нормального использования современной малообслуживаемой батареи. В действительности все хлопоты сводятся систематической подзарядке АКБ зимой и сезонному обслуживанию осенью.

При работе с АКБ Вам будет нужен ареометр для измерения плотности электролита, зарядное устройство, дисцилированная вода для доливки, вольтметр с пределом измерения 15 В и точностью выше 0.1 В, а также амперметр с пределом измерения 10 А. Но лучше использовать комбинированный прибор. Он не раз выручит Вас и во время диагностики электрооборудования автомобиля, и в различных бытовых ситуациях. Не помешает и термометр для измерения температуры электролита и реостат сопротивлением около 4 Ом с мощностью рассеивания не менее 80 Вт. Хотя реостат можно заменить лампой из фары.

Представленные мною советы относятся к работе с обслуживаемыми или малообслуживаемыми разновидностями АКБ.

 

Сезонное обслуживание.

Целью мероприятий по сезонному обслуживанию проверка состояния батареи, а также, по мере надобности, проведение восстановительных мероприятий. Советую производить все эти работы весной и осенью, хотя можно и ограничиться одним разом в год и делать это перед приходом зимы.

 

Итак, снимите АКБ с автомобиля и отмойте его корпус от остатков электролита.

Измерьте уровень электролита в банках. Обычно в батареях с полупрозрачным корпусом существует отметка уровня на корпусе. В случае с непрозрачным корпусом советую прочитать инструкцию, прилагаемую к батарее. В ней обычно указано, каким должен быть уровень. Если не удалось отыскать информацию о том, каким обычно должен быть уровень, то можно придерживаться величины 10-15 мм выше пластин. Можно долить дисцилированной воды если уровень недостаточный. Нельзя применять водопроводную воду по причине содержания в ней солей и прежде всего солей железа, которые очень вредны для АКБ. Также нельзя хранить воду для доливки в сосудах стали. Чтобы не нарушить нормальную плотность электролита не используйте для доливки кислоту. Делать это можно только в том случае, если электролит вылился, но это случается довольно редко.

 

Зарядите батарею полностью, следуя описанию ниже.

Проведите контрольно-тренировочный цикл с заряженной батареей. Первый этап – это разряд батареи током. Ток может быть численно равен 0.1 или 0,05 от номинальной емкости C до напряжения на клеммах 10.2 В при токе 0.1С или 10.5В при токе 0.05C. Во время этой процедуры замеряется время разряда и температура электролита в начале и конце разряда.

В роли нагрузки вполне подойдет реостат. Он поможет поддержать заданную величину тока в течение всего времени. Можете использовать в качестве нагрузки и лампу фары если у Вас не оказалось под рукой подходящего реостата. Потребляемый нитью дальнего света ток, будет примерно 5 А, то есть иметь значение, близкое к 0.1C для АКБ емкостью 55 - 60 А·ч, являющимися основными на легковых автомобилях. Однако результаты измерений будут не совсем точными, потому что поддержать постоянное значение тока по мере разряда АКБ в этом случае не удастся. Проявите особую бдительность в конце разряда. Ближе к завершению, напряжение, которое до этого менялось медленно, начнет меняться с большой скоростью, и легко можно пропустить ответственный момент и разрядить батарею до более низкого напряжения. Этой неприятности может сопутствовать такое явление, как смена полярности, или переполюсовка одной из банок. А это не порадует аккумулятор.

 

Теперь зарядите аккумулятор.

 

Вычислите фактическую емкость Вашего аккумулятора по следующей формуле: C=Iptp/(1+0.01(25-tср)).

t p - время разряда, час

Ip - ток разряда, А

tср - средняя температура батареи в процессе разряда, градусы.

 

Если вы получаете емкость, которая отлична от номинальной больше, чем на 25%, это означает наличие проблем с АКБ. В различных источниках в таком случае рекомендуют произвести специальные лечебные мероприятия, которые связаны со специальным режимом заряда и заменой электролита водой, и т.д. Это все весьма трудоемко, а полученный результат вряд ли Вас удовлетворит. Исходя из вышесказанного я советую повторить еще пару раз контрольно-тренировочный цикл. Если серьезных осложнений не возникает, то несколько КТЦ справятся с ними и помогут повысить действительную емкость до подходящих значений. Если же положительного эфекта нет, то нужно задуматься о покупке нового аккумулятора о стоит призадуматься о приобретении нового аккумулятора, если не будет положительного результата.

По завершении зарядки аккумулятора необходимо проверить при помощи ареометра плотность электролита в каждой из банок. При разности плотностей между банками более, чем 0.005 г/см3, то нужно провести так называвемый уравнительный заряд. Он представляет собой заряд малым, меньше 1 А, током в течение продолжительного времени. Величина приемлемой плотности электролита находится в прямой зависимости от того климатического района, в котором используется автомобиль. Значения плотности для разных районов представлены в таблице.

Поскольку плотность электролита напрямую зависит от температуры, то обычно приводят ее к температуре 25°C и вводят соответствующую поправку.

В общем, мероприятия по сезонному обслуживанию нужно проводить так же и весной, в особенности если зимой эксплуатация АКБ была тяжелой.

 

Заряд АКБ.

С какой частотой нужно прибегать к этой процедуре зависит и от соотношения мощности генератора автомобиля, и мощности потребителей, и от условий езды.

С наступлением лета почти для любого автомобиля легко можно обойтись без дополнительных подзарядок АКБ. Двигатель без проблем заводится, постоянно потребляют энергию только зажигание (примерно 3-4 А) и магнитола (те же 3-4 А), иногда к ним присоединяются фары с габаритами (13 А) и стеклоочиститель (3-5 А). Даже на холостом ходу генератор "Жигулей"-классик выдает 16 А, а этого практически хватает для питания наибольшего числа потребителей. Ну а при поездке по трассе, на рабочих оборотах, 40 А, которые выдает генератор, хватает также на питание потребителей и на зарядку АКБ.

А вот зимой АКБ приходится намного тяжелее. Минусовая температура за бортом уменьшает емкость АКБ, ухудшает способность принимать заряд, да и запуск холодного двигателя требует довольно много энергии. На борту начинают работать новые устройства, которые требуют больших энергозатрат: обогреватель заднего стекла (10-11 А), отопитель (5-7 А на первой скорости и 10-11 А на второй). Стеклоочиститель с фарами включены почти постоянно. В общем потребляемый ток составляет примерно 40 А. На холостом ходу генератор уже не способен справится с питанием потребителей и большая часть энергии забирается из АКБ. А на рабочих режимах возможности генератора подзаряжать АКБ не так уж результативны. Все это приводит к хроническому «недозаряду» батареи. Водитель может не придавать этому значения, так как даже небольшого заряда как правило достаточно для пуска двигателя. Однако хроническая недозарядка может привести к сульфатации пластин АКБ, а это сокращает ее емкость и увеличивает внутреннее сопротивление. В свою очередь все это уменьшает срок службы АКБ и ухудшает пусковые характеристики. Поэтому рекомендую систематически подзаряжать батарею зимой.

Частота подзарядки зависит от условий езды, типа авто, и, конечно, погоды. Для ВАЗ-2106 с хорошо отрегулированной системой пуска во время несуровой зимы при каждодневных поездках на небольшие расстояния, с частым стоянием в пробках, вполне достаточно производить заряд примерно раз в месяц или в два. А вот на каком-нибудь "Запорожце" в таких же условиях приходится заряжать АКБ почти еженедельно. Естественно, если морозы усиливаются аж до -30°, и каждый пуск проходит с частым включением стартера, то стоит проводить еженедельную зарядку вне зависимости от марки и типа автомобиля.

Также если вы разрядили батарею до нуля тщетными попытками пуска двигателя, то нужно немедленно поставить ее заряжаться. Сделать это надо на самом деле незамедлительно, ведь плотность электролита разряженной батареи очень низкая и есть вероятность того, что он замерзнет и повредит батарею. Кроме того, пребывание свинцового АКБ в разряженном состоянии может привести к cульфатации пластин.

Если вы пользуетесь современным автоматическим зарядным устройством, самостоятельно выдерживающим установленный режим заряда, то Вам нужно лишь строго выполнять пункты инструкции по эксплуатации и дожидаться сигнала об окончании заряда. Если же зарядное устройство оснащено ручной регулировкой режима, то нужно будет выбрать подходящий режим заряда.

Есть несколько режимов заряда аккумулятора: постоянным напряжением, постоянным током и комбинированные. Я предлагаю многоступенчатый способ. Он дает положительные результаты и легко осуществим.

Итак, начните заряжать аккумулятор током равным 0.1 от номинальной емкости аккумулятора. Например, для батареи емкостью 55 А·ч ток для зарядки будет составлять 5.5 А. Заряжают таким током до тех пор, пока напряжение на клеммах аккумулятора увеличится до 14.4 В. После этого приступают ко второй ступени заряда. А ней ток уменьшают в 2 раза и опять заряжают этим током до напряжения 14.4 В. На завершающей ступени ток вновь уменьшают в два раза и производят заряд до тех пор, пока напряжение и плотность электролита не останутся постоянными в течение 2 часов. С теоретической точки зрения следую этой схеме можно переходить и к четвертой, и к пятой степеням, однако на практике это не приносит ощутимых результатов. На последней ступени ток будет составлять примерно 1 А. Этим током аккумулятор можно заряжать в течение продолжительного времени без очевидного нагрева и газовыделения. Поэтому можно применять этот режим для выравнивания характеристик отдельных банок.

Выраженным недостатком предложенной мною системы является длительность заряда. И чтобы уменьшить количество затрачиваемого времени, можно ограничится и двумя ступенями. Замечу, что на второй ступени током величиной 0.05 от номинальной емкости акккумулятора заряд производят не до достижения напряжения 14.4 В, а до постоянства напряжения и плотности электролита в течение 2-х часов.

В справочных источниках советуют во время зарядки аккумулятора контролировать его температуру и делать перерыв в зарядке, при повышении температуры электролита выше 45°. При использовании трехступенчатой схемы нагрев до такой температуры почти исключается, и поэтому можно не следить за температурой. Однако при использовании двухступенчатой схемы на второй ступени зарядки лучше все-таки

www.elektrik-avto.ru

Обслуживание аккумулятора автомобиля | Плотность электролита в аккумуляторе

Аккумулятор – это накопитель электрической энергии. В автомобиле его основной задачей является запуск двигателя, именно в момент запуска батарея теряет значительную часть своего запаса энергии. Поэтому если вдруг ваше авто не заводится в течение 5 секунд от начала, то следует выключить зажигание, подождать минуту и повторить попытку снова. Если после трех таких неудачных подходов машина не завелась, то не следует больше мучать стартер и батарею, а нужно искать неисправность. Если будете продолжать попытки и далее, то очень скоро ваша аккумуляторная батарея (АКБ) перестанет выдавать достаточно тока для вращения двигателя и ее придется заряжать от зарядного устройства.

Только что мы привели пример, как не стоит часто делать для того чтобы продлить срок службы АКБ. Еще одной из функций аккумулятора в автомобиле является подпитка энергией потребителей тока в то время, когда машина не заведена или же когда в аварийном случае нужно добраться до места ремонта по причине неисправности генератора автомобиля.

Следует упомянуть еще и о таком моменте - на машинах, оснащенных инжекторными двигателями, АКБ выполняет роль стабилизатора напряжения, которое поступает в сеть от генератора. Поэтому не рекомендуется отключать батарею при работающем двигателе, дабы избежать проблем с контроллером.

Все вышеперечисленные нюансы говорят о том, что к состоянию АКБ нужно относиться наиболее пристально.

Автомобильные аккумуляторы бывают нескольких видов, рассмотрим основные 4 из них.

  1. Обслуживаемые – такие батареи встречаются очень редко, производство их не очень велико. Обращаем внимание, что это не те обслуживаемые аккумуляторы, которые мы привыкли видеть. Данный вид батарей имеет существенное количество недостатков, у них слишком высокая цена, корпус таких АКБ выполнен из эбонита и поэтому довольно хрупкий, банки с пластинами сверху заливаются специальной мастикой, которая со временем теряет свои изоляционные свойства, что приводит к ускорению процессов разряда батареи. Так же в них нужно доливать воду примерно через каждые 6 тыс. км. Из положительных качеств является лишь то, что имеется возможность замены блоков пластин, которые опять же нужно где-то приобрести.
  2. Малообслуживаемые – это как раз тот вид батарей, которые мы все и называем обслуживаемыми. Распространены они повсеместно, стоимость их так же варьируется от довольно дешевых до дорогих. Доливать воду в них рекомендуется через 25 тыс. км., если в том есть необходимость.
  3. Гибридные АКБ – имеют все свойства малообслуживаемых, только с улучшенными характеристиками. Решетки плюсовых и минусовых электродов таких батарей выполняются из разных сплавов для достижения высоких пусковых токов. Гибридные аккумуляторы стоят довольно дорого и их достаточно трудно найти.
  4. Необслуживаемые АКБ – сделаны по специальной технологии, благодаря которой расход воды в них снижен практически до нуля. Они не имеют пробок, не требуют никакого обслуживания. С такими аккумуляторами нужно постоянно следить за исправностью электросети автомобиля, за натяжением ремня генератора и ни в коем случае не давать закипеть АКБ от высокого напряжения на клеммах, если вдруг оно появится по причине выхода из строя генератора. Стоимость их сравнима с ценами на хорошие малообслуживаемые батареи.

Обслуживание аккумулятора автомобиля заключается в проверке величины напряжения на клеммах, уровня электролита во всех банках, его плотности и уходе за состоянием корпуса батареи и контактов.

Измерение уровня электролита в АКБ

Следует помнить, что летом в очень жаркую погоду процесс испарения воды усиливается в разы и необходимо проверять уровень электролита в аккумуляторе хотя бы раз в месяц. Если корпус батареи немного прозрачный, то приглядевшись сбоку можно определить уровень жидкости в нем для каждой из банок. Многие АКБ оснащены метками min и max, по которым и судят, следует ли добавлять дистиллированную воду. Если так оказалось, что визуально проверить уровень электр-та нельзя, то нужно будет отвернуть поочередно каждую из пробок и проверить количество жидкости, например тонкой стеклянной трубкой (длиной около 10 см) или на глаз, кто уже более опытен. Трубкой это делается так: аккуратно опускаем ее в заливное отверстие, где мы выкрутили пробку, пока она не упрется в верхнюю сетку блока пластин, зажимаем пальцем верхнее отверстие трубки и вынимаем. Уровень электролита должен быть не менее 10-15 мм, если у вас он меньше, то смело можно добавлять дист. воду, которую лучше всего купить в автомагазине или в обычной аптеке.

Измерение плотности электролита ареометром

Многие современные аккумуляторы оснащены специальным цветным датчиком, по которому можно судить о степени заряженности АКБ. На корпусе батареи должна иметься расшифровка его показаний, чаще всего это выглядит так: зеленый - батарея заряжена, черный - требует подзарядки, белый - разряжена или пришла в негодность. Принцип работы такого поплавка как раз основан на измерении плотности электролита, но многие автолюбители жалуются, что иногда его показания ошибочны, так что верить ему или нет, каждый решает сам.

Рассмотрим ситуацию, когда нужно проверить плотность электролита ареометром. Что из себя представляет этот прибор описано здесь, а как им пользоваться на этой странице. Мы будем использовать автомобильный ареометр, который представляет собой стеклянную колбу с обычным ареометром внутри, на концах которой снизу длинный шланг, а сверху груша. Температура окружающего воздуха и электр-та должна быть от +20С до +30С. Приступим к замеру. Берем прибор, сдавливаем грушу для того чтобы выпустить воздух, опускаем нижним концом в электр-т как можно ниже. После чего медленно начинаем набирать жидкость, разжимая постепенно грушу пока ареометр внутри не всплывет на достаточный для измерения уровень (должен свободно плавать, не касаясь дна и стенок). Расположив прибор строго вертикально, смотрим на нижний мениск, это и будет являться показанием плотности электролита. Нажимаем на грушу, чтобы отправить жидкость обратно, откуда мы ее откачали. Проверяем таким же образом все банки и делаем выводы.

При работе с электр-м следует соблюдать установленные правила безопасности, при попадании на кожу он вызывает ожог. Электролит - это серная кислота, разбавленная водой.

Если аккумулятор ранее не закипал и из него по каким-либо причинам не вытекал электр-т, то до доведения плотности до нужного уровня достаточно добавлять лишь дистиллированную воду.

Плотность электролита в аккумуляторе

Величина эта зависит от того, где эксплуатируется батарея и какова температура окружающего ее воздуха. Ниже приведена таблица с некоторыми такими значениями.

Таблица1 - Зависимость плотности электролита от средней температуры в январе
Климатические зоны, где средняя месячная температура воздуха в январе в °С составляет:Значения плотности электролита в АКБ при 25 °С (г/см3)
заливаемого в АКБзаряженной АКБ
от -50 до -301,281,30
от -30 до -151,261,28
от -15 до -81,241,26
от -8 до +41,211,23

Ниже на рисунке в зеленой области представлены рекомендуемые значения плотности электролита в зависимости от температуры окружающего воздуха. Так же по нему можно сориентироваться какие температуры для вашей АКБ будут критичны, ведь если дать элек-ту замерзнуть, то это значительно сократит срок ее эксплуатации, если не убьет вовсе.

Зависимость плотности электролита от температуры окружающего воздуха

Напряжение заряженного аккумулятора

Так же необходимо знать, чему должно быть равно напряжение заряженного аккумулятора, ведь достаточные уровень и плотность электролита еще не говорят о степени зарядки АКБ. Чтобы измерить напряжение батареи, нужно воспользоваться вольтметром или мультиметром, при этом перед процедурой необходимо снять «минусовой» провод с клеммы.

Таблица2 - Напряжение на клеммах АКБ
Напряжение на выводах, ВУровень зарядки акк. %
12,6-12,9100
12,3-12,675
12,1-12,350
11,8-12,125
11,5-11,80

Если уровень напряжения говорит о том, что батарея недостаточно заряжена, следует это исправить, ознакомившись со статьей – «автомобильный аккумулятор зарядка»

Последним штрихом в обслуживании АКБ является проверка состояния крепления его к кузову автомобиля и проверка надежности контактов на клеммах батареи. Если контакты окислены следует снять с них провода и поочередно зачистить либо напильником, либо шкуркой, а затем смазать, например литолом или графитовой смазкой.

Касаться токопроводящим предметом сразу обеих клемм АКБ запрещено, это вызовет короткое замыкание и может привести к пожару или взрыву батареи.

Следует так же осмотреть отверстия в пробках корпуса АКБ на наличие загрязнений и при необходимости очистить их. Поверхность акк-ра всегда должна находиться в чистом и сухом состоянии, для этого можно использовать салфетку, смоченную в 10% растворе нашатырного спирта или обычной пищевой соды, при этом следите, чтобы влага не попала внутрь. Помните, своевременное обслуживание аккумулятора автомобиля поможет существенно увеличить срок его службы.

autosquad.ru


Смотрите также