Использование автомобильных аккумуляторов в составе ИБП не рекомендуется! Использование автомобильного аккумулятора в ибп


Использование автомобильных аккумуляторов в составе ИБП не рекомендуется!

Проблема  использования  в  составе  ИБП  автомобильных  стартерных  аккумуляторных батарей (далее АКБ) возникает, как правило, у пользователей ИБП с индексом LT (Long Time) в целях  экономии денежных средств – автомобильная АКБ дешевле промышленных герметичных необслуживаемых аккумуляторных батарей (далее АБ).

Однако использование автомобильных АКБ с ИБП не рекомендуется по следующим причинам:

1.     НАПРЯЖЕНИЕ ЗАРЯДА

Для  заряда  АКБ  необходимо  напряжение  14,0 ~ 14,2 вольта  –  стандартное  напряжение бортовой сети автомобиля.  Стандартное напряжение цепей заряда ИБП – 13,6 ~ 13,8 вольта.

Выходит, что при использовании АКБ в составе ИБП,  АКБ будут всегда недозаряженны,  что, во-первых, отрицательно сказывается на самих АКБ (см.ниже),  во-вторых – снижает время автономной работы ИБП.  Т.е. недозаряженная  АКБ  ёмкостью, к примеру, 70 А/ч, даст время автономии ИБП меньше, чем промышленная АБ 70А/ч.  Уже можно оспаривать утверждение об экономии.

Немного теории:

Любой аккумулятор имеет внутреннее сопротивление, величина которого зависит от степени заряда  аккумулятора.  Полностью  заряженный  аккумулятор  имеет  большое  внутреннее сопротивление, соответственно потребляет при заряде минимальный ток, соизмеримый с током утечки. Т.е., можно считать, что полностью заряженный аккумулятор тока не потребляет.

Разряженный аккумулятор имеет малое внутреннее сопротивление – при заряде потребляет большой ток.

По мере заряда напряжение на аккумуляторе увеличивается, пропорционально увеличению напряжения увеличивается и внутреннее сопротивление аккумулятора, соответственно уменьшается зарядный ток.  Как отмечалось выше, полностью заряженный аккумулятор тока практически не потребляет.

При  использовании  в  составе  ИБП  на  АКБ  поступает  напряжение  не  более

13,6 ~ 13,8 вольта.  И получается, что АКБ не заряжен (напряжение меньше 14,0 ~ 14,2 вольта)

его внутреннее сопротивление относительно мало, АКБ потребляет большой зарядный ток.   Потребляет постоянно,  что  приводит  к  кипению  электролита  в  АКБ.

Постоянно кипящий аккумулятор не может корректно работать и очень быстро разрушается, что также позволяет говорить об отсутствии какой-либо экономии.

 2.     ТОКИ

Кратко о технологии:

АКБ (стартерные) рассчитаны на отдачу большого тока за короткое время.  Большой ток достигается за счет уменьшения толщины пластин в каждой банке АКБ.

АБ (промышленные) рассчитаны на отдачу относительно малых токов, но за достаточно длительное время, и имеют более толстые пластины.

Толщина пластин АКБ – 1,0 ~ 1,2 мм.  Толщина пластин АБ – 2,0 ~ 2,5 мм.

ИБП  при  работе  от  АБ  потребляет  небольшие,  по  сравнению  с  потреблением  стартера автомобиля, токи, но более длительное время.  И получается,  что  тонкие  пластины  АКБ  разрушаются  быстрее,  чем пластины промышленных АБ.  Если средний срок службы АБ в составе ИБП примерно 4~5 лет, то АКБ служат 2~3 года.  Вопрос об экономии встает еще острее.

В свою очередь ток заряда сильно разряженного автомобильного аккумулятора может многократно превышать максимальный ток зарядного устройства ИБП,  что может привести к повреждению и выходу из строя ИБП.

3.     ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАРЯДА БАТАРЕЙ

Промышленные герметичные необслуживаемые АБ могут располагаться практически в любом месте, вплоть до жилых помещений.

Для заряда АКБ (кислотных) необходимо специально оборудованное помещение с вентиляцией,  с пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения и т.д. и т.п.

Пожаробезопасность – это серьёзно.  Этим пренебрегать ни в коем случае нельзя.

Затраты на оборудование зарядной комнаты – сомнительная экономия.

Исходя из всего вышесказанного,  настоятельно не рекомендуется использовать в составе ИБП автомобильные стартерные АКБ.

При форс-мажорных обстоятельствах, для кратковременной проверки и т.п. использование АКБ в составе ИБП возможно.

www.10kva.ru

Проблема использования в составе ибп автомобильных стартерных аккумуляторов

Проблема использования в составе ИБП автомобильных стартерных аккумуляторов (далее АКБ) возникает, как правило, у пользователей ИБП, рассчитанных на работу с герметичными АКБ, такими как например Inelt 500/1000 LT (Long Time). Пользователь пытается таким образом экономить свои деньги – автомобильные стартерные аккумуляторы дешевле промышленных герметичных необслуживаемых аккумуляторных батарей, но -

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ АКБ В СОСТАВЕ ИБП НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!

Не рекомендуется использовать стартерные АКБ с ИБП по следующим причинам:

НАПРЯЖЕНИЕ ЗАРЯДА

Для заряда АКБ необходимо напряжение 14,0~14,2 В – стандартное напряжение бортовой сети автомобиля. Стандартное напряжение цепей заряда ИБП – 13,6~13,8 В. Таким образом, при использовании стартерных АКБ в составе ИБП, они будут всегда недозаряжены, что, во-первых, отрицательно отразится на самих АКБ (см.ниже), во-вторых, снижает время автономной работы ИБП. Т.е. недозаряженная АКБ емкостью, к примеру, 70А/ч, даст время автономии ИБП меньше, чем промышленная АКБ той же емкости. То есть уже можно оспорить утверждение об экономии.

Любой аккумулятор имеет внутреннее сопротивление, величина которого зависит от степени заряда АКБ. Полностью заряженный аккумулятор имеет большое внутреннее сопротивление, соответственно, потребляет при заряде минимальный ток, соизмеримый с током утечки. То есть, можно полагать, что полностью заряженный аккумулятор тока не потребляет.

Разряженный аккумулятор имеет низкое внутреннее сопротивление – при заряде потребляет большой ток.

По мере заряда напряжение на АКБ увеличивается, пропорционально увеличению напряжения увеличивается и внутреннее сопротивление аккумулятора, соответственно уменьшается зарядный ток. Как отмечалось выше, полностью заряженный аккумулятор тока практически не потребляет.

При использовании в составе ИБП на стартерную АКБ поступает напряжение не более 13,6~13,8 В. То есть получается, что АКБ не заряжена (напряжение меньше 13,6~13,8 В), ее внутреннее сопротивление относительно мало, АКБ постоянно потребляет большой зарядный ток, что приводит к кипению электролита в АКБ. Постоянно кипящая АКБ не может работать корректно и очень быстро разрушается, что также свидетельствует об отсутствии какой-либо экономии.

ТОКИ

Стартерные АКБ рассчитаны на отдачу большого тока за короткое время. Большой ток достигается за счет уменьшения толщины пластин в каждой банке АКБ. Промышленные же АКБ рассчитаны на отдачу относительно малых токов, но за достаточно длительное время, и имеют более толстые пластины.

Толщина пластин стартерных АКБ – 1,0~1,2мм. Толщина пластин необслуживаемых АКБ 2,0~2,5мм.

ИБП при работе от необслуживаемых АКБ потребляет небольшие, по сравнению с потреблением стартера автомобиля, токи, но более длительное время. Таким образом тонкие пластины разрушаются быстрее, чем пластины необслуживаемых АКБ. Если средний срок службы необслуживаемых АКБ с составе ИБП примерно 4-5 лет, то стартерные АКБ служат 2-3 года. Вопрос экономии становится еще более сомнительным.

В свою очередь ток заряда сильно разряженного автомобильного АКБ может многократно превышать максимальный ток зарядного устройства ИБП, что может привести к повреждению и выходу из строя ИБП.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАРЯДА БАТАРЕЙ

Промышленные герметичные необслуживаемые АКБ могут быть расположены в практически любом месте, в том числе и в жилых помещениях.

Для заряда стартерных кислотных АКБ необходимо специально оборудованное хорошо вентилируемое помещение, с пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения и т.д. Это обязательное условие, так как вопрос пожарной безопасности очень серьезный. Вне всякого сомнения об экономии в этом случае и речи быть не может.

Исходя из всего вышесказанного, настоятельно не рекомендуем использовать автомобильные АКБ стартерного типа в составе источников бесперебойного питания .

Их использование возможно при форс-мажорных обстоятельствах, для кратковременной проверки, и т.д.

gigabaza.ru

[Статья] Использование автомобильных аккумуляторов в составе ИБП

С ростом количества оборудования которому требуется гарантированное и бесперебойное питание как в промышленно хозяйственном секторе экономики, так и в быту постоянно растет. Самым простым, и достаточно надежным оборудованием для решения является ИБП, большая линейка мощностей, производителей и цен обеспечивает легкое решение данного вопроса. В зависимости от качества питающей сети, как часто оборудование переходило на питание от АКБ складывается длительность работы АКБ, ёё эксплуатация. Пот длительностью работы имеется ввиду время, которое АКБ может питать подключенное к ИБП оборудование, это время 10-15 минут которые требуются для перехода на другой источник питания или корректный выход из системы с сохранением всех наработанных данных. Любая, самая качественная батарея, по мере эксплуатации, теряет возможность отдачи энергии потребителю и при достижении определенного значения в % возникает необходимость замены АКБ.   

Для ИБП малой мощности ( до 2-3 КВТ) со встроенными АКБ при замене АКБ необходимо выполнить основные условия:

Ёмкость АКБ. Напряжение АКБ. Габаритные размеры Д.- Ш. – В. Расположение клемм для подключения.

Некоторые производители, на своих изделиях ставят дополнительные устройства, предохранители, колодки для подключения к устройствам, всевозможные направляющие. Самое простое это вскрыть ИБП, определить тип АКБ и производителя и купить для замены точно такой АКБ. Тогда при замене не возникнет не каких сложностей. Если например нет подходящего по всем значениям АКБ, то можно соблюдая первоначальные условия взять АКБ других производителей. Их сейчас очень много, но при этом необходимо очень серьёзно отнестись к параметру, максимальное значение зарядного тока который можно подавать на АКБ при заряде. При производстве ИБП, производитель настраивает блок заряда АКБ, на определенный ТОК. При замене АКБ на АКБ другого производителя необходимо подобрать наиболее близкий по значению с исходными значениями.

Рис №1

 

 

При использовании ИБП с вынесенными за пределы блока АКБ, вопрос замены последних, возникает значительно реже, чем со встроенными АКБ, так как качество и применение новых технологий значительно продляют срок службы с минимальными ухудшениями первоначальных параметров.При замене АКБ также необходимо выполнить основные условия:

Ёмкость АКБ. Напряжение АКБ. Габаритные размеры Д.- Ш. – В. Расположение клемм для подключения.

Основным и не подлежащим изменению является пункт №2, остальные не особо критичны при замене АКБ, да и возникает необходимость замены не ранее 8-10 лет после запуска оборудования. Чаще замена АКБ идет не за счет снижения в % отдачи батареи при разряде, а когда необходимо сохранить время работы от батареи равное проектному значению, при значительном росте нагрузки. Поэтому пункт №1 выбирается в зависимости от нагрузки самим потребителем. Пункты №3 и №4 при выносных АКБ имеет малое значение для потребителя.

АКБ со стандартным расположением клемм.

 

Рис №2

 

АКБ с фронт терминальным расположением клемм.

 

Рис №3

 

 

 

Замена АКБ на батареи с более высокими параметрами отдачи тока в единицу времени, которые имеют меньшее время восстановления до рабочего состояния, с большим количеством циклов Заряд – Разряд. Большинство производителей специализированных АКБ для работы с ИБП довели срок службы гарантированно не менее 10 лет. При этом отдача АКБ доходит до 90% первоначальной ёмкости, а  количество циклов Заряд – Разряд превышает 260 циклов. Но все чаще при замене АКБ потребители пытаются  устанавливать аккумуляторы, предназначенные для установки  в автомобили, равные по напряжению и ёмкости. Большой перевес в сторону автомобильных аккумуляторов играет цена, которая в 2-3 раза меньше, чем цена на специализированные АКБ используемые в ИБП. Как выход из аварийной ситуации это допустимо, но длительное использование автомобильных аккумуляторов в ИБП, приведет к постоянному не дозаряду батареи из за разницы в напряжении заряда. Для специализированных АКБ напряжение находится в приделах 13,6 -13,8 вольта а автомобильные АКБ рассчитаны на напряжение заряда в 13,6 – 14,2 вольта. Недозаряд батареи скажется на её ёмкости, соответственно времени работы ИБП, а глубокий разряд на который не рассчитаны автомобильные аккумуляторы может привести к выходу из строя батареи. Ещё один из отрицательных характеристик автомобильных аккумуляторов при глубоком разряде, это большой зарядный ток в момент перехода на заряд, на такие токи не рассчитаны контроллеры заряда установленные в ИБП и это может привести к выходу из строя контроллера заряда и даже ИБП в целом. В современных ИБП для более быстрого восстановления аккумуляторов стали применятся контролеры с комбинированным режимом заряда на что не рассчитаны автомобильные аккумуляторы.  При заряде автомобильных аккумуляторов, собранных даже по самым современным технологиям, выделяется водород и его смесь с воздухом образует взрывоопасный газ. Как правило ИБП располагают в помещениях где находятся люди, и меры по герметизации, удалению вредных и взрывчатых веществ, влекут значительные затраты, и экономия на разнице в цене сводиться к «0».

 

Всего вам хорошего и бесперебойного питания вашей технике!

altsfera.ru

Замена аккумулятора в ИБП: Особенности выбора батареи

Аккумуляторная батарея в ИБП — это расходный материал, о чём производители не торопятся сообщать — ведь продать новый UPS выгоднее, чем просто дать клиенту заменить «сдохшую» батарею в бесперебойнике.

Когда пора менять аккумулятор в ИБП?

Срок службы ИБП, источника бесперебойного питания, всего 2−3 года, хорошие модели могут протянуть 4−5 лет, но к концу срока службы станут совсем плохими. Когда бесперебойник держит только несколько минут, увеличивается срок до полной зарядки — это сигнал к замене блока питания, или аккумуляторной батареи. В моём случае трёхлетний Ippon работал меньше минуты, а заряжался после этого пол дня.

Замена аккумулятора в ИБП нужна не только для реанимации работающего несколько минут ИБП, но и для безопасности. Полностью разряженная свинцовая батарея вздувается и может повредить как сам UPS, так и его владельца.

Перейдём к подбору аккумулятора.

Параметры аккумуляторов в ИБП

Вернёмся к параметрам, по которым подбираются аккумуляторы. Основных параметров у заменяемых батарей для UPS два:

  1. Напряжение, для которого они рассчитаны. Это основной параметр для замены. При зарядке и разрядке батареи контроллер ИБП устанавливает через трансформатор рабочее напряжение. При зарядке оно превышает номинал, для 12 В это 14−15 В, а при разрядке — старается уменьшить, т.к. чем «спокойнее» происходит процесс разряда, тем дольше будет работать батарея.
  2. Ёмкость батареи. От неё зависит, сколько минут проработает ИБП после отключения питания. Этот параметр может варьироваться — многие бесперебойники используют меньгие по ёмкости аккумуляторы, а небольшая модификация управляющей платы позволяет UPS’у использовать аккумуляторы ёмкостью 40−50 Ампер/часов (автомобильные).

Например, в Ippon Back Power Pro 800 устанавливаются батареи Yuasa NPW45−12 или CSB1234W. Их рабочее напряжение 12 В, а ёмкость — 9 Ампер*часов. При этом на сайте производителя рекомендуется для замены батарея Ippon IP12−7,0 с ёмкостью 7 Ач. Это подтверждает, что в ИБП замена аккумулятора на меньшей ёмкости продукцию вполне корректна даже по мнению производителя.

Аккумуляторная батарея CSB HR1234W

Кстати, 1234 и W45 в названиях CSB и Yuasa — это не случайные цифры, а вполне общепринятая маркировка. 12 — рабочее напряжение в Вольтах, а 34 и 45- «маркетинговая» единица измерения w/cell in …, означающая что ячейка (cell) в некоторых идеальных условиях (температура, напряжение) за фиксированное время. В ИБП Ippon заменяемый аккумулятор CSB HR1234W имел маркировку «12V 34W/Cell/1.67V/15min» переводится как «номинал 12 В, отдаёт 34 Ватта с ячейки при разряде под напряжением 1.67 В в течение 15 минут».

Размеры

Отдельным параметром можно считать размеры. В отличие от автомобильных посадочных мест, в UPS единый стандарт хоть и выработан, но трактуется очень свободно. Т. е. вполне возможно купить батарею, которая просто «не сядет» во внутрь вашего UPS.

Размеры посадочного места для аккумулятора минимальны

Особенно размеры важны, если берётся не стандартная батарея, а изделие другого производителя с большей или меньшей ёмкостью. В этом случае следует до покупки разобрать бесперебойник и промерить размеры посадочного места для АКБ, после чего сверить их с габаритами приобретаемого товара — благо, все производители указывают эту характеристику на своих сайтах.

Многие компании, продающие элементы питания, заботятся о своих клиентах и размещают информацию о батареях, подходящих для замены аккумулятора конкретного UPS. Например, мне очень помогла страница на о батареях для UPS Ippon сайте компании «АЛАС Energy», на которой собрано множество альтернативных батарей для Ippon Back Power Pro 800. Кроме корректных размеров, они все соответствуют параметрам 12В/9Ач, а вот рекомендации на сайте производителя (Ippon) указывают на модель 12В/7Ач.

Дата производства

Кроме базовых параметров, при покупке сменного аккумулятора для ИБП следует обратить внимание на его возраст. Срок службы батарей — 2−3 года, и он истекает даже если бесперебойником не пользуются. Все производители маркируют свои изделия датой производства — её следует проверить при покупке и отказаться, если аккумулятор старше одного года.

Общей рекомендацией будет покупать популярные акб и в магазинах с большим оборотом — чем чаще на складах заканчивается товар, тем активнее его возят от поставщика. К примеру, в небольшом ларьке запчасть для ИБП может простоять несколько лет, ожидая своего покупателя, а в крупном интернет-магазине их завозят каждую неделю.

Производители

Производителей сменных батарей для бесперебойников огромное количество. Всех производителей следует разделить на две группы:

  1. Компании, специализирующиеся на производстве батарей. Рынок этот высококонкурентный, и откровенно плохие модели найти сложно. Есть множество отзывов, историй использования, описаний возможностей для восстановления и опасные модели, их изучение позволит не нарваться на откровенно провальную модель. В остальном, качество вполне пропорционально стоимости. Представителями этого «блока» являются CSB, Fiamm, B.B.Battery, Ventura, Sonnenschein, Coslight, AQQU.
  2. Компании, производящие UPS. Если видите бренд батареи, совпадающий с брендом ИБП (SVEN, Ippon, 3Cott) — это повод внимательно изучить отзывы и форумы. Часто производители бесперебойников просто покупают недорогие модели и «брендируют» их под себя. Особняком стоят «гиганты», такие, как APC — их производство и рынок превосходит большинство производителей компонентов.

Заключение

Сделать правильный выбор продукта для замены аккумулятора ИБП очень важно. Однако, для бытового использования источника бесперебойного питания именитый производитель совершенно не важен. При редких отключениях и перепадах напряжения деградация ячеек аккумуляторной батареи происходит в основном за счёт естественного старения аккумулятора, а не за счёт нагрузки, на которые затачиваются именитые бренды и их высокопроизводительные модели.

Поэтому для домашнего использования следует выбирать наиболее свежие аккумуляторы без большого числа негативных отзывов. Основным же параметром должна стать цена — ведь эту батарею тоже придётся менять через 2−4 года.

Для себя я выбрал вместо именитых производителей стандартный аккумулятор от Ippon IP12−9. Пошаговая замена аккумулятора в ИБП Ippon Back Power Pro 800 описана в отдельной статье.

domovod.su


Смотрите также