Электрические схемы зарядных устройств. Зарядка аккумулятора. Электросхема зарядного устройства для аккумулятора автомобильного


Принципиальная электрическая схема зарядного устройства для автомобиля

Соблюдение режима эксплуатации аккумуляторной батареи автомобиля и её обслуживание, является залогом долгой работы аккумулятора. А для этого иногда требуется производить полную зарядку аккумулятора, поэтому в этой статье под названием самодельные схемы для заряжания аккумуляторной батареи автомобиля мы рассмотрим самые распространенные схемы таких зарядных устройств, которые под силу изготовить радиолюбителям самостоятельно в домашних условиях.

Буквально пару слов повторюсь, потому как у нас на сайте уже достаточно статей о зарядке АКБ автомобиля, но, тем не менее, повторю формулу вычисления тока заряда для аккумулятора

I-0.1/Q

  1. где I – это ток заряда, который нам нужно найти измеряется в Амперах
  2. 0.1  – это число, выведенное опытным путем за года практики производства и заряда аккумуляторных батарей, так же зачастую вместо 0.1 говорят заряжать 10% от мощности аккумулятора
  3. Q – Емкость аккумулятора, определенная производителем

Пример нужно найти сколько ампер выставить на заряднике для подзарядки 60 Амперного АКБ

I=0.1/60 = 6А или ищем 10% от числа 60 = 60А*10%/100=6А   по первой и второй формуле сила тока которую нужно выставить на зарядном устройстве при подключенном к нему 60 Амперном аккумуляторе равняется 6 Амперам, а напряжение выставляем больше 12 вольт в идеале 14-16 вольт.  На хендай санта фе например стоит АКБ 74Ампера высчитываем 10% от емкости и получаем 7.4 Ампера зарядного тока.

Время заряда аккумулятора Q/силу тока которую вы выставили на заряднике в нашем случае =  60/6 = 10часов, за 10 часов при 6Амперах и 14 вольтах ваш АКБ зарядится на 100%, но есть небольшие нюансы о которых лучше прочитать в этой статье на нашем сайте про АКБ.

Классическая схема самодельного зарядного

Вот обычная классическая схема, понижающий трансформатор, диодный мост, реостат, и предохранитель. Как рассчитать и правильно намотать трансформатор читайте тут

 

Вторая схема зарядного устройства для автомобиля своими руками с использованием сглаживающего конденсатора, а также он гасит избыточное напряжение, как правило, ставят несколько конденсаторов, которые своим реактивным сопротивлением собственно и убирают избыточное напряжение

Схема ниже уже предполагает регулировку силы тока от 1 до 15 ампер, а конденсаторы С1-С4 позволяют задавать напряжение зарядки

Вот ниже еще несколько схем самодельных зарядных устройств для АКБ автомобиля

Список радиоэлементов:

  • R1 = 4,7 кОм
  • R2 -10K подстроечный
  • T1 — BC547B
  • Реле — 12В, 400 Ом, SPDT
  • TR1 — напряжение вторичной обмотки 14. Вольт, ток 1/10 от емкости аккумулятора
  • Диодный мост — на ток, равный номинальному току трансформатора
  • Диоды D2 и D3 = 1N4007
  • C1 = 100uF/25V

Вот еще одна схема зарядника АКБ

Принцип работы: ток заряда регулируется транзистором VT3 в зависимости от напряжения АКБ, Резистор R3 ограничивает м зарядный ток,  лучше ставить мощный не менее 10 Вт.При полном заряде аккумулятора  тока заряда снизится до нуля

Зарядное устройство для аккумулятора из подручных средств

Вот ещё одна схемка, которую я бы не рекомендовал, но это только мое личное мнение

В этой статье простые схемы зарядок для аккумулятора транспортного средства мы привели несколько наиболее распространенных схем для восстановления работоспособности аккумулятора. Если вы хорошо разбираетесь в схемотехнике и электронике для вас не составит труда собрать такие устройства. Посмотрите видео ниже как автовладельцы мастерят самодельные зарядки для АКБ.

santavod.ru

Зарядное устройство автоэлектрика » простая схема и пояснение работы.

 

Тема: простая электрическая схема зарядного устройства автоэлектрика.

 

Важность качественного зарядного устройства автомобильного аккумулятора весьма велика. Каждый, у кого есть автомобиль, мотоцикл и прочие транспортные средства, у которых имеется электрический аккумулятор нуждается в наличии зарядки. Если есть деньги можно не морочить себе голову и приобрести готовую заводскую аккумуляторную зарядку. А если есть базовые знания в электрике и желание сделать это устройство самому, то тогда вам будет полезна эта информация, представленная ниже.

 

 

На рисунке представлена довольно распространённая электрическая принципиальная схема зарядного устройства автоэлектрика, которая имеет хорошие характеристики и качество работы. В целом представленный девайс состоит из нескольких основных функциональных блоков: силовой питающий трансформатор, выпрямитель, регулятор силы тока, дополнительные элементы.

 

  Внимание! Кому интересен ВидеоКурс по АвтоЭлектрики вот ссылка  : http://electrohobby.ru/avtoel_s_nul_ob_vid_kurs_ntp.html

 

Сила зарядного тока данной зарядки 10А. Выходное напряжение 12В. Общая мощность зарядного устройства 120Вт. Этих параметров вполне хватит для обслуживания аккумулятора легкового автомобиля. При бережном отношении к прибору она вам прослужит долго и качественно.

 

Теперь о самой схеме. Итак, входной трансформатор выполняет главную роль в понижении входящего сетевого напряжения 220В. Электрическая мощность трансформатора данного зарядного устройства автоэлектрика должна быть около 140Вт. Первичная обмотка, естественно, рассчитана на 220 вольт, а вторичная обмотка трансформатора должна быть на выходное напряжение 12 вольт и током не меньше 10 ампер (лучше брать небольшой запас).

 

После этого пониженное переменное напряжение от трансформатора поступает на обычный выпрямительный диодный мост (также рассчитанный на силу тока не меньше 10 ампер). Далее идёт схема регулировки силы тока, состоящая из управляющих транзисторов, резисторов, конденсаторов, выделенная пунктирной линией. Этот блок, в зависимости от положения переменного резистора, выдаёт управляющие импульсы на тиристор. Тиристор выполняет роль силового ключа, что выдаёт определённую порцию электрической энергии, заряжающий наш автомобильный аккумулятор.

 

 

Собрав представленное зарядное устройство автоэлектрика по имеющейся электрической схеме вы получите рабочий прибор для подзарядки автомобильного аккумулятора на максимальную силу тока в 10 ампер. Если вы желаете увеличить зарядный ток, то необходимо заменить силовые части схемы на более мощные (трансформатор, диодный мост, тиристор, выходной плавкий предохранитель), не трогая схему регулятора величины силы тока. Силовые части подбираются в зависимости с потребностями значения тока и учётом 20% запаса. Для контроля величины зарядного тока на выходе схемы зарядного устройства автоэлектрика есть амперметр, по которому и выставляется нужная величина тока заряда.

 

Эта электрическая принципиальная схема выделяется своей простотой и надёжностью, хотя и не имеет дополнительные всевозможные функции точного контроля, защиты и автоматического выключения. Данные возможности можно легко самому внести в эту схему, если у вас имеются соответствующие знания электроники. Также стоит учитывать, что поскольку ток заряда относительно большой, то на силовые элементы схемы следует приделать охлаждающие радиаторы (это относится к диодному мосту и тиристору). При повышении мощности зарядного устройства площадь этих радиаторов следует повышать, во избежании чрезмерного перегрева полупроводниковых частей схемы.

 

P.S. Самой важной характеристикой для любого зарядного устройства является напряжение заряда и сила тока. Учтите, что для нормальной работы большинства аккумуляторов производители советуют производить зарядку в течении 8-10 часов. Это значит, что если аккумулятор имеет ёмкость 100А/ч, то его следует заряжать 10 часов при токе заряда в 10 ампер.

 

 

 

 

 

electrohobby.ru

1. Полезные схемы для автолюбителей

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО

Устройство позволяет не только заряжать, но и восстанавливать аккумуляторы с засульфатированными пластинами за счет использования ассиметричного тока при зарядке в режиме заряд (5 А) — разряд (0,5 А) за полный период сетевого напряжения. В устройстве предусмотрена также возможность при необходимости ускорить процесс заряда.

В отличие от схем, приведенных на рис. 4.2 и 4.3, данное устройство имеет ряд дополнительных функций, способствующих удобству их использования. Так, при окончании заряда схема автоматически отключит аккумулятор от зарядного устройства. А при попытке подключить неисправный аккумулятор (с напряжением ниже 7 В) или же аккумулятор с неправильной полярностью схема не включится в режим заряда, что предохранит зарядное устройство и аккумулятор от повреждений.

В случае короткого замыкания клемм Х1 (+) и Х2 (—) при работе устройства перегорит предохранитель FU1.

Электрическая схема (рис. 4.4) состоит из стабилизатора тока на транзисторе VT1, контрольного устройства на компараторе D1, тиристора VS1 для фиксации состояния и ключевого транзистора VT2, управляющего работой реле К1.

 

Рис. 4.4. Автоматическое зарядное устройство

При включении устройства тумблером SA1 загорится светодиод HL2, и схема будет ждать, пока подсоединим аккумулятор к клеммам Х1, Х2. При правильной полярности подключения аккумулятора небольшой ток, протекающий через диод VD7 и резисторы R14, R15 в базу VT2, будет достаточным, чтобы транзистор открылся и сработало реле К1.

При включении реле транзистор VT1 начинает работать в режиме стабилизатора тока — в этом случае будет светиться светодиод HL1. Ток стабилизации задается номиналами резисторов в эмиттерной цепи VT1, а опорное напряжение для работы получено на светодиоде HL1 и диоде VD6 .

Стабилизатор тока работает на одной полуволне сетевого напряжения. В течение второй полуволны диоды VD1, VD2 закрыты и аккумулятор разряжается через резистор R8. Номинал R8 выбран таким, чтобы ток разряда составлял 0,5 А. Экспериментально установлено, что оптимальным является режим заряда током 5 А, разряда — 0,5 А.

Пока идет разряд, компаратор производит контроль напряжения на аккумуляторе, и при превышении значения 14,7 В (уровень устанавливается при настройке резистором R10) он включит тиристор. При этом начнут светиться светодиоды HL3 и HL2. Тиристор закорачивает базу транзистора VT2 через диод VD9 на общий провод, что приведет к выключению реле. Повторно реле не включится, пока не будет нажата кнопка СБРОС (SB1) или же не отключена на некоторое время вся схема (SA1).

Для устойчивой работы компаратора D1 его питание стабилизировано стабилитроном VD5. Чтобы компаратор сравнивал напряжение на аккумуляторе с пороговым (установленным на входе 2) только в момент, когда производится разряд, пороговое напряжение цепью из диода VD3 и резистора R1 повышается на время заряда аккумулятора, что исключит его срабатывание. Когда происходит разряд аккумулятора, эта цепь в работе не участвует.

При изготовлении конструкции транзистор VT1 устанавливается на радиатор площадью не менее 200 кв. см.

Силовые цепи от клемм Х1, Х2 и трансформатора Т1 выполняются проводом с сечением не менее 0,75 кв. мм.

В схеме применены конденсаторы С1 типа К50-24 на 63 В, С2 — К53-4А на 20 В, подстроечный резистор R10 типа СП5-2 (многооборотный),

постоянные резисторы R2...R4 типа С5-16МВ, R8 типа ПЭВ-15, остальные — типа С2-23. Реле К1 подойдет любое, с рабочим напряжением 24 В и допустимым током через контакты 5 А; тумблеры SA1, SA2 типа Т1, кнопка SB1 типа КМ1-1.

Для регулировки зарядного устройства потребуется источник постоянного напряжения с перестройкой от 3 до 15 В. Удобно воспользоваться схемой соединений, показанной на рис. 4.5.

Рис. 4.5. Схема соединений для настройки зарядного устройства

Настройку начинаем с подбора номинала резистора R14. Для этого от блока питания А1 подаем напряжение 7 В и изменением номинала резистора R14 добиваемся, чтобы реле К1 срабатывало при напряжении не менее 7 В. После этого увеличиваем напряжение с источника А1 до 14,7 В и настраиваем резистором R10 порог срабатывания компаратора (для возврата схемы в исходное состояние после включения тиристора надо нажать кнопку SB1). Может также потребоваться подбор резистора R1.

В последнюю очередь настраиваем стабилизатор тока. Для этого в разрыв цепи коллектора VT1 в точке "А" временно устанавливаем стрелочный амперметр со шкалой 0...5 А. Подбором резистора R4 добиваемся показаний по амперметру 1,8 А (для амплитуды тока 5 А), а после этого при включенном SA2 настраиваем R4, значение 3,6 А (для амплитуды тока 10 А).

Разница в показании стрелочного амперметра и фактической величины тока связана с тем, что амперметр усредняет измеряемую величину за период сетевого напряжения, а заряд производится только в течение половины периода.

В заключение следует отметить, что окончательную настройку тока стабилизатора лучше проводить на реальном аккумуляторе в установившемся режиме — когда транзистор VT1 прогрелся и эффект роста тока за счет изменения температуры переходов в транзисторе не наблюдается. На этом настройку можно считать законченной.

По мере заряда аккумулятора напряжение на нем будет постепенно возрастать, и, когда оно достигнет значения 14,7 В, схема автоматически отключит цепи заряда. Автоматика также отключит процесс зарядки в случае каких-то других непредвиденных воздействий, например при пробое VT1 или же исчезновении сетевого напряжения. Режим автоматического отключения может также срабатывать при плохом контакте в цепях от зарядного устройства до аккумулятора. В этом случае надо нажать кнопку СБРОС (SB1).

 

lib.qrz.ru

Электрические схемы зарядных устройств. Зарядка аккумулятора

Уважаемые посетители!!!

В данной теме представлены  схемы зарядных устройств:  для зарядки автомобильных аккумуляторов и для зарядки аккумуляторных батареек.

Схема зарядного устройства-для автомобильного аккумулятора

Рассмотрим электрическую схему зарядного устройства автомобильного аккумулятора:

Для первичной обмотки трансформатора одна диагональ моста мостовой схемы VDS2 подключена к одному выводу первичной обмотки трансформатора.  Вторая диагональ моста подключена к транзисторному компенсационному стабилизатору.

Транзисторный компенсационный стабилизатор содержит следующие элементы электроники:

  1. тиристор Т1 с управлением по катоду;
  2. два транзистора VT1 и VT2 с эмиттерными переходами;
  3. резисторы \R2,  R4,  R6,  R7\;
  4. конденсатор С1;
  5. потенциометр \R3\ со скользящим контактом;
  6. два стабилитрона VD1 и  VD2.

Отдельный участок электрической цепи транзисторного компенсационного стабилизатора \R7 — VT1 — VT2 — C1\ представляет из себя схему транзисторного фильтра.

В целом, транзисторный компенсационный стабилизатор позволяет как бы наряду со стабилизацией выходного напряжения,- подавлять также пульсации входного напряжения.

Электрическая схема имеющая подключение ко вторичной обмотке трансформатора,- является мостовой схемой выпрямления.  Диагональ одного моста которого подключена ко вторичной обмотке трансформатора, вторая диагональ диодного моста подключается непосредственно к нагрузке.

Под словом «нагрузка» здесь подразумевается подключенный аккумулятор.

Участок для электрической цепи, имеющего соединения \R5 — VD1 — VD2\ выполняет работу простейшего стабилизатора.  При небольшом увеличении выходного напряжения \для общей электрической схемы транзисторного компенсационного стабилизатора\  ток через стабилитроны  VD1 и   VD2 резко увеличивается, это в свою очередь приводит к увеличению тока, протекающего через резистор R5.

Если же происходит уменьшение напряжения, подаваемое на аккумулятор, то это приводит к уменьшению тока протекающего через стабилитроны  \ VD1,  VD2\ и резистор R5, падение напряжения на резисторе R5 уменьшается и напряжение подаваемое на аккумулятор, остается неизменным.

В коротком смысле этого объяснения,- данный участок электрической цепи создает неизменное напряжение, подаваемое для зарядки  аккумулятора.

Схема простого зарядного устройства-для автомобильного аккумулятора

Более упрощенный вариант электрической схемы зарядного устройства автомобильного аккумулятора представлен ниже.

Электрическая схема простейшего зарядного устройства содержит такие элементы как:

  • ключ \выключатель\;
  • трансформатор;
  • диодный мост;
  • два предохранителя;
  • прибор \амперметр\

и аккумулятор подключенный к электрической схеме зарядного устройства.

Первичная обмотка трансформатора подключается к внешнему источнику переменного напряжения \220 В\.  Одна диагональ диодного моста подключена ко вторичной обмотке трансформатора.  Другая диагональ диодного моста подключается для зарядки аккумулятора.  Предохранители и прибор амперметр включены в электрическую цепь последовательно.

Прибор амперметр указывает на значение силы тока подаваемого на зарядку аккумулятора.  Предохранители в электрической цепи предохраняют от превышающего номинального значения силы тока как саму схему зарядного устройства так и аккумулятор подключенный на зарядку.

Зарядное устройство-для батареек схема

Электрическая схема зарядного устройства для батареек в отличие от представленных схем зарядного устройства автомобильного аккумулятора, отличается тем, что здесь в этой схеме отсутствует трансформатор.

Читаем схему:

Одна диагональ диодного моста мостовой схемы подключается к внешнему источнику переменного напряжения \220 В\.

От узловой точки этой же диагонали диодного моста состоят в последовательном  соединении элементы электроники:

  • светодиодная лампочка HL1;
  • два резистора;
  • конденсатор.

Другая диагональ диодного моста мостовой схемы подключена к нагрузке.  В качестве нагрузки, — подключен элемент \аккумуляторная батарейка\ со своим номинальным напряжением 1,2 В.

zapiski-elektrika.ru


Смотрите также