Аккумуляторы ГМССБ. Аккумуляторы средств связи. Судовые аккумуляторы


4. Судовые аккумуляторы

В качестве вспомогательных источников электроэнергии в судовых условиях широко применяются щёлочные и кислотные аккумуляторные батареи. Основное достоинство аккумуляторных батарей – постоянная готовность к действию – является причиной использования их как аварийного источника электроэнергии при выходе из строя судовой электростанции. Аккумуляторные батареи на судах используют для стартерного пуска двигателей внутреннего сгорания; питания сетей низковольтного переносного и аварийного освещения, радио, телефонии: резервного питания: станции сигнальных и отличительных огней и систем дистанционного управления двигателями внутреннего сгорания.

Наибольшее распространение имеют кислотные свинцовые и щелочные железо-никелевые и кадмиево-никелевые аккумуляторы.

Кадмиево-никелевые и железо-никелевые щелочные аккумуляторы одинаковой ёмкости имеют одинаковые габаритные размеры, срок службы, механическую прочность, способность переносить вибрацию, удары, короткие замыкания, перезаряд, недозаряд. При одних и тех же режимах разряда и температуре электролита они имеют примерно равные разрядные напряжения.

5. Род тока и частота

На вновь строящихся судах как правило, применяют трёхфазный переменный ток и только в отдельных случаях для питания специальных приёмников используют постоянный ток. Это вызвано тем обстоятельством, что электрооборудование переменного тока лучше обеспечивают выполнение основных требований, предъявляемых к судовым электрооборудования на постоянном и переменном токе по основным показателям: надёжности, массе и габаритным размерам, стоимости, а также по эксплутационным свойствам.

7. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

8. СХЕМЫ СОЕДИНЕНИЯ ГЕНЕРАТОРОВ

СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

9. АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРАМИ

10. СХЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

ВАЛОГЕНЕРАТОРА И ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА

studfiles.net

18.Техническая эксплуатация генераторных источников электроэнергии.

Техническая эксплуатация включает в себя техническое использование, техническое обслуживание и ремонт.

Техническое использование заключается в применении ГА по прямому назначению, включая работы, связанные с проверкой, пуском (включением), остановкой (выключением), наблюдением за работой, контролем и учетом технического состояния. Техническое обслуживание (ТО). Целью ТО является обеспечение исправного технического состояния ГА и длительное поддержание их технико-экономико-эксплуатационных характеристик на заданном уровне.

Ремонт. Восстановление до необходимого уровня частично или полностью утраченных технико-эксплуатационных характеристик ГА достигается с помощью ремонта. Существует 2 вида планово-предупредительного ремонта: текущий и капитальный. Текущий ремонт проводят во время стоянки судна на заводе и без вывода судна из эксплуатации, а капитальный ремонт - как правило, с выводом судна из эксплуатацииПри текущем ремонте 34 выполняют работы по восстановлению и замене преимущественно быстроизнашивающихся деталей и узлов, а при капитальном - работы по восстановлению и замене частей и узлов, связанные с большими объемами сопутствующих работ

19.Судовые кислотные аккумуляторы: устройство, принцип работы, обслуживание.

Кислотные аккумуляторы. Состоят из бака (банки) , заполненного раствором химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде. В банке помещаются чередующиеся между собой положительные и отрицательные пластины (электроды), причем в каждой банке количество отрицательных пластин на одну превышает количество положительных пластин при длительном разряде. Бак аккумулятора может выполняться из пластмассы, эбонита и реже из стекла. Отрицательные пластины изготавливают из губчатого чистого свинца, а положительные – из перекиси свинца. Причем положительные пластины изготавливают трех видов: поверхностные, панцирные и решетчатые, а отрицательные: коробчатые и решетчатые.

Обслуживание кислотных аккумуляторов. Новая батарея, не бывшая в эксплуатации, приводится в рабочее состояние в следующей последовательности:

Очищается верхняя поверхность от пыли, солевых образований сухой тряпкой и смазываются техническим вазелином зажимы и междуэлементные соединения.

Готовится электролит, который доводится до плотности 1,4 путем добавления серной кислоты в дистиллированную воду, но не наоборот. При этом учитывается эксплуатационная температура батареи введением соответствующих поправок. Раствор электролита готовится в стеклянной, керамической или свинцовой посуде.

Удаляются пробки и герметические диски. Аккумулятор заливается электролитом с температурой 250С, после чего аккумулятор выстаивает 4 – 6 часов с целью пропитки электролитом активной массы.

Нормальным считается разряд батареи до значения напряжения на зажимах 1,8В, при этом плотность снижается до значения 1,15 –1,17В

20.Судовые щелочные аккумуляторы: устройство, принцип работы, обслуживание.По сравнению с кислотными аккумуляторами щелочные обладают более высокой механической прочностью, большим сроком службы, менее критичны к температуре, устойчивы к режиму короткого замыкания, проще в обслуживании. Недостатки заключаются в меньшем значении ЭДС элемента, большем падении напряжения при разряде из-за большего, чем у кислотных батарей внутреннего сопротивления, низкая удельная емкость, меньший КПД, высокая стоимость. Кроме того, из-за указанных недостатков щелочные аккумуляторы не могут использоваться в стартерном режиме. Сейчас используется два вида щелочных аккумуляторов: кадмиево-никелевые и железно-никелевые. Их различие заключается в составе активной массыПри разряде щелочного аккумулятора атомы остатка (OH) стремятся к пластинам из чистого кадмия, а избыточные электроны кислотного остатка идут к пластинам из гидрата окиси никеля, где нейтрализуется катионами калия. Образующиеся в результате химической реакции Cd(OH)2 и Ni(OH)2 не обладают сами по себе негативными свойствами, поэтому щелочные аккумуляторы могут длительное время храниться незаряженными, почти не разрушаются при КЗ и не требуют тщательного ухода. Характерной особенностью щелочных аккумуляторов является практически постоянная плотность их электролита. При повторных зарядах, содержащаяся в электролите вода в виде пузырьков кислорода и водорода испаряется, поэтому количество электролита следует держать постоянным. Обычно плотность электролита выбирается из температуры их эксплуатации, которая может составлять от 150 до 350 длительно, и до 450- кратковременно.

studfiles.net

Судовые кислотные аккумуляторы - презентация онлайн

1. 1.4.1 Судовые кислотные аккумуляторы

2. Основные понятия

• Электрические аккумуляторы – гальванические элементы, в которых электрическая энергия преобразуется в химическую, а затем — химическая в электрическую • Заряд аккумулятора – преобразование электрической энергии в химическую. Для этого аккумулятор подключают к источнику постоянного тока • Разряд аккумулятора – процесс преобразования химической энергии в электрическую. При этом потребители электрической энергии соединяются с аккумулятором • Процесс заряда и разряда аккумуляторов называется циклом, который может повторяться многократно • В зависимости от химического состава электролита и электродов различают два типа аккумуляторов: - кислотные - щелочные

3. Конструкция аккумулятора

Кислотный аккумулятор: 1 – сосуд (банка), 2 – положительный электрод, 3 – отрицательный электрод, 4 – сепаратор, 5 – крышка, 6 – вентиляционная пробка, 7 – донные ребра

4. Технические данные

• Обозначение типа: 3СТ-60: - материал моноблока: Э – эбонит, Т – термопласт, П - пластмасса; - материал сепараторов: М – мипласт, МС – мипласт и стекловойлок, Р – мипор, Д – дерево; - З – сухозаряженный (3СТЗ-60) • Материал пластин: - отрицательных – губчатый свинец Pb; - положительных – перекись свинца PbO2 • Электролит: водный раствор серной кислоты Н 2SO4 Плотность электролита: 1,22 – 1,30 г/см3 Уровень электролита: 12 – 15 мм выше верхних кромок пластин Номинальное напряжение: 2,0В Номинальная ЭДС: 2,2В Напряжение в конце заряда: 2,7 – 2,8В Напряжение в конце разряда: 1,7 – 1,8 В Ток заряда: Q/10 Ток разряда: Q/10 Максимальная температура: +30 С Внутреннее сопротивление 0,005 Ом

5. Расчет блока питания

• Номинальные данные аккумулятора: UА = k UН; IА = Q / 10; • Номинальные данные нагрузки: UН; I = РН / UН; • Количество последовательно соединенных аккумуляторов: n = UН / UА • Количество параллельно соединенных аккумуляторов: m = I / IА • Общее количество аккумуляторов: N=n·m

6. Приготовление электролита

• Электролит приготовляют в посуде, стойкой по отношению к действию серной кислоты и повышенной температуры: - керамическая, - эбонитовая, - деревянная, выложенная свинцом • Нужное количество дистиллированной воды наливают в чистую посуду, затем тонкой струей вливают кислоту при непрерывном помешивании раствора стеклянной или эбонитовой палочкой • Запрещается вливать воду в кислоту, так как при этом вода бурно вскипает и разбрызгивается с кислотой • Приготовленный электролит должен остыть до температуры 25° С, после чего им заливают аккумуляторы через стеклянную или эбонитовую воронку до нормального уровня

7. Заряд аккумулятора

• Заряжают постоянным током (от зарядного устройства) • Устройство должно в конце заряда обеспечивать на каждом элементе напряжение не менее 2,7 — 2,8 В • Перед зарядом необходимо - проверить плотность межэлементных соединений, - прочистить вентиляционные отверстия, - включить вентиляцию или проверить работу естественной вентиляции • Первый заряд можно начинать только после пропитки (0,5 — 2 ч ) при температуре электролита не более +30° С • Уровень электролита понижается по мере пропитки пластин и сепараторов, поэтому перед зарядом необходимо довести его до нормы • Ток заряда определяют по паспорту аккумулятора • При заряде - плотность электролита увеличивается (признак нормального заряда аккумулятора) - выделяется свободный водород и кислород (возможно образование взрывоопасной смеси), возникает состояние, похожее на кипение (признак окончания заряда) • Признаки окончания заряда: - постоянство напряжения на выводах каждой банки аккумулятора (2,7 – 2,8 В) - постоянство плотности электролита в течение последних 2—3 ч, - обильное газовыделение во всех элементах

8. Разряд аккумулятора

Виды зарядов • Первый заряд: - для сухозаряженных – 15 – 25 часов (в зависимости от срока хранения с момента изготовления) - для незаряженных – 25 – 50 часов • Ускоренный заряд (не применять при вводе в эксплуатацию): - первая ступень тока: (1,5 2)IН - до повышения напряжения на каждом элементе до 2,4В - вторая ступень тока: IН - до окончания заряда • Контрольный цикл: - для проверки работоспособности аккумулятора по величине отдаваемой мощности - проводится после ремонтных работ для выяснения пригодности батарей • Тренировочный цикл: при вводе в эксплуатацию для получения номинальной емкости • Лечебный цикл: - если долго находится в полностью заряженном состоянии – при этом идет снижение емкости из-за усадки активной массы отрицательных пластин - проводятся через два месяца в период навигации - если после лечебного цикла емкость менее 80 % номинальной, то аккумулятор сдается в ремонт

9. Виды зарядов

Контрольный цикл Батарея полностью заряжается током нормального режима Через час – снова подключить на заряд Если «кипение» наступает менее, чем через 2мин (в каждом элементе) – заряд закончен Если «кипение» наступает более, чем через 2мин: - ставится на заряд на 2 часа током 0,5IН - делается одночасовой перерыв - повторно включается на заряд с контролем времени «кипения» Корректируется плотность электролита в каждой банке Разряд током десятичасового режима: - ток разряда поддерживается постоянным по величине - разряд идет до 1,7В хотя бы на одном элементе - напряжение замеряется каждый час, в конце заряда – каждые 15 мин Определяется емкость: Q = IР · t Р Если величина емкости на 20% ниже номинальной емкости – батарея отправляется на ремонт

10. Контрольный цикл

Тренировочный цикл • Батарея полностью заряжается током нормального режима • Разряд током десятичасового режима: - ток разряда поддерживается постоянным по величине - разряд идет до 1,7В хотя бы на одном элементе - напряжение замеряется каждый час, в конце заряда – каждые 15 мин • При каждом тренировочном цикле заряд-разряд замеряют - плотность электролита - температура электролита - уровень электролита • Определяется емкость: Q = IР · t Р • Результаты замеров и расчетов заносят в аккумуляторный журнал • Номинальная емкость достигается - для сухозаряженных – через 2 – 3 цикла - для незаряженных – через 4 – 5 циклов • Тренировочные циклы обязательны для аккумуляторных батарей, работающих в качестве - аварийной - резервной

11. Тренировочный цикл

Лечебный цикл • Батарея полностью подзаряжается током нормального разряда • Разряд током десятичасового режима • При каждом лечебном цикле заряд-разряд замеряют - плотность электролита - температура электролита - уровень электролита • Определяется емкость: Q = IР · t Р • Результаты замеров и расчетов заносят в аккумуляторный журнал • Количество лечебных циклов определяется величиной емкости: - Если при последующем цикле емкость не возрастает, то лечебные циклы больше не проводятся

12. Лечебный цикл

Техника безопасности • Допускаются лица, имеющие соответствующие знания - Об устройстве и эксплуатации аккумуляторных установок - Правил техники безопасности - Правил оказания первой доврачебной помощи при травмах в результате действия кислоты, щелочи, свинца и электрического тока • Спецодежда: - Резиновые сапоги и перчатки - Резиновый фартук - Хлопчатобумажный костюм с кислотоупорной пропиткой - Защитные очки • Бутыли с кислотой должны иметь защищающее приспособление (плетеная корзина) • Должен быть 5% водный раствор соды и 10% раствор нашатырного спирта • Пролитая кислота убирается резиновой грушей, засыпается опилками, которые сметаются щеткой. Запрещается использовать ветошь. Места после сбора жидкости нейтрализуются специальным раствором или водой • При составлении электролита запрещается воду лить в кислоту • Аккумуляторные помещения взрывоопасные, обязательна должна быть вентиляция • На дверях аккумуляторного помещения должны быть надписи «Аккумуляторная», «С огнем не входить», «Курение запрещается» • Аккумуляторные помещения должны быть постоянно закрыты

13. Техника безопасности

Оборудование и инструмент • Аккумуляторные батареи должны находиться в специальных помещениях, в закрытых шкафах или ящиках, расположенных вдали от источников тепла • Внутренние поверхности аккумуляторных помещений окрашиваются кислотоупорной краской • Пол аккумуляторного помещения покрывается слоем цемента или метлахскими плитками • Освещение – взрывозащищенными светильниками или простеночными иллюминаторами • При отсутствии естественной вентиляции должна быть искусственная вытяжная вентиляция. При выключении вентиляции должны отключаться зарядные устройства • Аккумуляторные батареи устанавливаются на стеллажах не более, чем в два яруса, должны быть закреплены от перемещений при кренах и дифферентах судна • В аккумуляторном помещении должно находиться только то, что связано с эксплуатацией аккумуляторов: - Инструмент - Приспособления для монтажа и демонтажа батарей - Измерительные приборы - Дистиллированная вода - Вспомогательные материалы - Посуда - Средства защиты

14. Оборудование и инструмент

• В аккумуляторном помещении должны находиться: - Ареометр - Аккумуляторный пробник (нагрузочная вилка) с набором нагрузочных сопротивлений - Термометр - Стеклянная трубка - Инструмент для монтажа и демонтажа аккумуляторной установки • Комплект посуды для аккумуляторного помещения: - Кружка для электролита емкостью 1 – 2 л - Воронка - Резиновая груша для отбора электролита из аккумулятора - Емкость для дистиллированной воды - Емкость для приготовления электролита - Стеклянная палочка - Стеклянная посуда емкостью 1,5л с 10% раствором соды - Стеклянная посуда емкостью 1,5л с 10% нашатырного спирта • Комплект средств защиты: резиновые перчатки, резиновый фартук, очки

15. Оборудование и инструмент

Технические уходы в период навигации ТО №1 (ежедневный): Очистить батарею от пыли, пролитого электролита (ветошью, смоченной в нашатырном спирте или 10% растворе кальцинированной соды), вытереть насухо Установить исправность корпуса Проверить крепление и плотность контакта наконечников проводов с выводными клеммами Убедиться в отсутствии местных нагревов Проверить величину напряжения на батарее (по щитовому вольтметру) ТО №2 (один раз в неделю при эксплуатации батареи): Все работы ТО №1 Проверить степень разряженности каждого элемента по плотности электролита Проверить уровень электролита (добавить дистиллированной воды, если уровень ниже нормального) Измерить сопротивление изоляции (напряжение батареи ниже 25В – не менее 100кОм, напряжением 25В и выше – не менее 0,5МОм) Измерить температуру электролита во всех элементах (если у отдельных аккумуляторов она выше, чем у других – проверять температуру при проведении ТО №1) Измерить напряжение каждого аккумулятора (нагрузочной вилкой) Очистить вентиляционные каналы в аккумуляторах Проверить вентиляцию аккумуляторного помещения Все работы по техническим уходам за аккумуляторами, результаты измерений записываются в аккумуляторный журнал

16. Технические уходы в период навигации

Хранение аккумуляторов • Новые аккумуляторы (без электролита): - В сухом помещении с температурой не менее 0 С - Проверить наличие и состояние герметизирующих деталей (пробок, уплотнительных резиновых дисков, крышек) - Нанести тонкий слой вазелина на металлические части • Аккумуляторы не должны подвергаться действию тепловых и солнечных лучей (до нагревательных приборов не менее 1м) • Срок хранения аккумуляторов: - С сепараторами из мипора, мипласта, материалов, комбинированных с ними – 2 года - С сепараторами из дерева – 1 год

17. Хранение аккумуляторов

• Батареи, бывшие в эксплуатации, не требующие ремонта, в период зимнего отстоя судов – в заряженном состоянии, с электролитом (32ТН-450 разрешается оставлять на судне – каждые 15 суток заряжать двухступенчатым режимом – 65 и 35А): - Произвести контрольный цикл, если необходимо (емкость ниже 90%) – лечебный цикл - Полностью зарядить - Измерить плотность, температуру, уровень электролита - Протереть крышки содовым раствором, борны и соединительные перемычки смазать тонким слоем чистого технического вазелина • При хранении – ежемесячно заряжать (пока напряжение и плотность не будут постоянными в течении 1часа) • Температура специально оборудованных помещений от -5 С до +30 С • Помещения должны быть чистыми, сухими, вентилируемыми (в соответствии с техникой безопасности) • Все работы, связанные с хранением, должны быть записаны в аккумуляторный журнал • Замерзание электролита не допускается • После зимнего хранения – контрольный цикл, полный заряд, после установки на судне – ТО№1 и ТО№2

18. Хранение аккумуляторов

• Помещения должны быть чистыми, сухими, вентилируемыми (в соответствии с техникой безопасности) • Если батареи направлены на ремонт – без электролита, в разряженном состоянии: - Батарею разрядить до 1,7В на каждом элементе током десятичасового разряда - Вылить электролит, залить дистиллированную воду - Каждые 3 часа воду менять, пока в ней не будут наблюдаться примеси кислоты (лакмусовая бумага) - Поставить отверстиями вниз (для стекания воды) - С открытыми отверстиями просушить в сухом проветриваемом помещении - Правила хранения – как для новых аккумуляторов • Все работы, связанные с хранением, должны быть записаны в аккумуляторный журнал

19. Хранение аккумуляторов

Домашнее задание Соловьев Н.Н. Судовые электроэнергетические системы. М.: Транспорт, 1987 3.3 – 3.6 – конспект, ответы на контрольные вопросы

ppt-online.org

Аккумуляторы ГМССБ. Аккумуляторы средств связи.

На каждом судне имеется распределительный щит электропитания радиооборудования, который коммутирует потребителей к бортовой сети и к аккумуляторным батареям. В рабочем состоянии все переключатели должны быть включены и индикаторные лампочки должны гореть. Обычно верхний ряд переключателей — это переключатели основного питания, нижний ряд — переключатели питания от аккумуляторных батарей.Пульт контроля и управления зарядным устройством и электропитанием необходим для непрерывного контроля за состоянием бортовой сети и аккумуляторных батарей, а также оперативного управления и необходимых коммутаций. На пульте имеются вольтметр, амперметр и следующие кнопки:CHARGER ON — при включении зарядное устройство активизируется и начинает заряжать батареи. Зарядное устройство сконструировано и настроено таким образом, что оно может быть включено постоянно без нанесения вреда для батарей.

BOOST CHARGE — этот переключатель должен использоваться при разряженных батареях, когда нужна экстренная зарядка аварийных батарей. При этом время зарядки батареи уменьшится. Нельзя оставлять устройство экстренной подзарядки включенным более 12 часов, так как это приводит к повреждению батарей.BATTERY ALARM — лампа тревоги состояния батареи загорается тогда, когда батарея разрядилась ниже определенного уровня или зарядилась выше этого уровня.DUPLIC SELECT — при включении этой кнопки основное оборудование при сбое электроэнергии немедленно будет переключено на резервный источник питания.

MAINS ALARM — лампа тревоги состояния батареи загорается и зуммер активизируется, когда происходит сбой судовой системы электропитания. Лампа будет гореть, пока судовая система не функционирует. Для отключения зуммера достаточно нажать эту кнопку.На каждом судне должен быть предусмотрен резервный источник питания радиоустановок, обеспечивающих связь при бедствии.Емкость резервного источника должна быть достаточной для одновременной работы УКВ станции и, в зависимости от морского района, под который оборудовано судно, либо ПВ, либо ПВ/КВ радиоустановки, либо судовой земной станции INMARSAT, а также любой из дополнительных нагрузок, подключенных к резервному источнику питания, в течение по крайней мере:-одного часа на судах, построенных после 01 февраля 1995 года;-одного часа на судах, построенных до 01 февраля 1995 года, если аварийный источник энергии полностью отвечает всем соответствующим требованиям главы II-1/42 или 43 СОЛАС;-шести часам на судах, построенных до 01 февраля 1995 года, если аварийный источник энергии не предусмотрен или полностью не отвечает всем соответствующим требованиям Правил 42 или 43 главы II-1 СОЛАС. Если в качестве резервного источника энергии используется аккумуляторная батарея, она должна иметь достаточную емкость, и должны быть предусмотрены средства ее автоматической подзарядки до минимальной емкости в течение 10 часов.Аккумуляторы характеризуются емкостью, выраженной в ампер-часах. Если аккумулятор имеет емкость 100 А/ч, это означает, что при потреблении радиоустановкой тока в 20 Ампер он обеспечит работу последней в течение 5 часов. Емкость аккумулятора значительно зависит от температуры воздуха. Так, если емкость кислотного аккумулятора при температуре +25 градусов Цельсия составляет 100 А/ч, то при температуре — 15 градусов она будет равна 50 А/ч.

Емкость батарей должна проверяться не реже, чем один раз в 12 месяцев и даже в то время, когда судно не находится в море.Аккумуляторы подразделяются на: кислотные и щелочные. Кислотный аккумулятор имеет пластины, выполненные из свинца, электролитом служит водный раствор серной кислоты. Плотность электролита обычно колеблется от 1,28 в заряженном состоянии и до 1,18 в разряженном состоянии. Напряжение одного элемента кислотного аккумулятора в конце зарядки может составлять 2,6÷2,7 V. В начале разрядки аккумулятора на нагрузку напряжение снижается до 2 V и длительное время остается на этом уровне. Разрядка аккумулятора ниже 1,8 V на элемент батареи (21,6 V на батарею) недопустима, так как ведет к снижению емкости аккумулятора.Щелочные аккумуляторы бывают нескольких типов: кадмиево-никелевые, железоникелевые, серебряно-цинковые и т.п. Электролитом служит водный раствор едкого натрия или едкого калия. В процессе работы аккумулятора плотность электролита не меняется и составляет около 1,17÷1,21. Напряжение одного элемента батареи в конце зарядки составляет 1,7÷1,8 V (34÷36 V на батарею). После зарядки оно быстро снижается до 1,4 V на элемент, а при включении на нагрузку номинальное напряжение одного элемента составляет 1,2 V (24V на батарею). Разрядка аккумулятора ниже 1,05V на элемент (21V на батарею) недопустима.Щелочные аккумуляторы по сравнению с кислотными обладают более высокой механической прочностью, устойчивостью к коротким кратковременным замыканиям и имеют больший срок службы. Однако щелочные аккумуляторы дороже кислотных.

При эксплуатации аккумуляторов следует соблюдать требования, изложенные ниже:-категорически запрещается содержать в одном помещении аккумуляторы разных типов;-содержать аккумуляторы в заряженном состоянии, не допускать их полной разрядки;-не допускать перезарядки аккумуляторов, так как это ведет к увеличению газовыделения, росту температуры и выводу из строя аккумулятора;-не допускать открытый огонь в аккумуляторной;-уровень электролита должен быть на 1 см выше пластин, допускается использование только дистиллированной воды;-гайки на соединительных клеммах должны быть затянуты, металлические части смазаны техническим вазелином.Контроль за напряжением аккумуляторных батарей осуществляется при помощью вольтметра, расположенного на зарядном устройстве или пульте дистанционного управления.

morez.ru

Проблемы судовых аккумуляторов и их решение

   Опыт большинства, если не всех владельцев небольших судов, говорит, что на воде у аккумуляторов очень короткий срок службы. Хроническая, так сказать, болезнь. «Мрут аккумуляторы, как мухи».

   В предлагаемом очерке автор рассматривает возможные причины «эпидемии», а также пути и способы предотвращения тих неприятностей. В общем случае, у короткого срока службы аккумулятора есть три причины. 1)Низкое качество изготовления аккумулятора или недостаточный вырабатываемый ток2)Неправильная установка3)Неисправность зарядного устройства

   Повреждения из-за неисправного выпрямителяЛюбая неисправность или сочетание неисправностей в электросистеме выпрямителя могут стать причиной серьезных повреждений всех электрических компонентов. Электрические стартеры двигателя на небольших судах ломаются так редко, что заменить их практически невозможно. И уже если электростартер сломался, должна быть очень серьезная причина для этого.Причина – либо низкое качество самого аккумулятора, неправильная работа выпрямителя или ненадлежащее подключение проводников. Высокое сопротивление электрической цепи, в сочетании с низким напряжением - губительны для электрического мотора, особенно для моторов постоянного тока с напряжением питания не более 12 В. Если возникают любые сбои в работе электромотора, вполне возможно (исключая случаи повреждения из-за проникновения воды), что причина кроется в самой электрической цепи.

Емкость и качество

   Очень часто изготовители маломерных судов устанавливают на них дешевые низкокачественные аккумуляторы небольшой емкости, которых вполне хватает для обеспечения работы бортового электрооборудования. В отличие от никель-кадмиевых аккумуляторов, которые требуется полностью разрядить, прежде чем заряжать заново, свинцово-кислотные аккумуляторы повреждаются, если их полностью разрядить. Стоит только позволить таким аккумуляторам частично разрядиться, как они теряют значительную часть заряда и никогда больше не смогут принять первоначальный уровень заряда.По этой причине крайне важно не позволять полностью разряжаться аккумуляторам. Однако это крайне затруднительно, если запасенная в аккумуляторах энергия потребляется полностью «прожорливым» электрооборудованием.К примеру, сплошь и рядом встречаются 28-футовые яхты, до отказа набитые электроникой, включая питающийся постоянным током холодильник, в то время как на борту имеется всего пара 60-амперных автомобильных аккумуляторов. Даже если рекламисты додумаются до чего-то вроде «универсальный авто-яхтенный аккумулятор», автомобильные аккумуляторы давно дискредитировали себя дешевой пластмассовой тарой. Магазины, торгующие товарами для автомобилистов, утверждают, что в последнее время качество автомобильных аккумуляторов уверенно снижается. Первое, от чего страдает качество – размер аккумулятора и качество свинцовых пластин, вырабатывающих электрический ток. Их тонюсенькие, примитивно изготовленные пластины не только служат меньше, чем высококачественные пластины, но также и быстро теряют максимальное количество энергии, запасаемой и отдаваемой. Это удорожает аккумулятор, укорачивая его жизненный цикл.Иными словами, то, что продается под маркой «легких лодочных аккумуляторов», на самом деле – автомобильные аккумуляторы, которые совершенно непригодны для использования на любых судах. Настоящий лодочный аккумулятор легко узнать по его прочному толстому пластмассовому корпусу и, по весьма изрядному весу. Они весят больше потому, что их свинцовые пластины почти вдвое толще, чем у автомобильных аккумуляторов. Поскольку свинцовые пластины разлагаются в процессе выработки электрической энергии, размер и толщина пластин – четкий критерий качественности аккумулятора в целом, и тем дольше он служит.

Правильная установка

   Некоторые судовладельцы утверждают, что даже их самые высококачественные аккумуляторы иногда служат очень мало. Происходит это обычно из-за неправильной установки или неудовлетворительного обслуживания. Даже если использовать стандартные свинцово-цинковые аккумуляторы, они также требуют определенного ухода. Вот список причин, наиболее часто укорачивающих срок службы аккумулятора. Аккумуляторы следует содержать в чистоте и сухости. Если верхняя поверхность аккумулятора загрязнится или намокнет, возникнут слабые токи между разъемами, поскольку вода прекрасно проводит ток. Если аккумулятор поставить в месте, где на него будет капать вода, очень скоро этот аккумулятор разрядится. Когда лодка «болтается» на волнах, электролитическая жидкость из свинцово-кислотного аккумулятора выплескивается через верх. Контакты на поверхности оказываются замкнутыми, в результате чего аккумулятор может очень быстро разрядиться. Следует немедленно очистить поверхность аккумулятора ветошью и вытереть насухо туалетной бумагой. Это нужно делать, по меньшей мере, раз в полчаса. Аккумулятор нельзя ставить на влажную ли неровную поверхность. Чтобы проиллюстрировать важность этого требования, давайте возьмем полностью заряженный аккумулятор и поставим его на достаточно сухой бетонный пол. Аккумулятор разрядится через корпус примерно через неделю. Даже пластмассовый корпус не является идеальным изолятором. При обслуживании часто приходилось наблюдать лодочный аккумулятор, стоящий в трюме, в луже воды, или на палубе, где по нему стекают брызги волн. Бывает, что аккумулятор ставится в герметичный ящик, который постепенно наполняется дождевой водой…Перемыкание проводников. Чаще всего на небольших лодках, где практически невозможно защитить проводку от брызг и росы, если в цепи имеются сочленения и близко расположенные обнаженные контакты, коррозируя во влажных условиях, прежде всего в соленой воде, эти контакты создают прекрасные условия для утечек тока.Электропроводка намокает в трюме. Как часто приходилось видеть косы проводников, лежащие в трюме прямо в воде! Так что, давайте, поищем провода, лежащие в трюме в луже воды, в уголочке между стрингером и бортом, где как в кармане, скопилась водичка. Будьте, уверены, что нескольких ампер в аккумуляторе вы недосчитались именно по этой причине.Аккумуляторы установлены в труднодоступном месте. Это очень распространенная проблема. Если капитан должен встать на голову или ползти, подобно ящерице, чтобы добраться до аккумулятора, ему совсем не будет хотеться ухаживать за таким источником хлопот. Чтобы еще более усложнить ситуацию, представим себе, что нужно будет нанять кого-нибудь постороннего, чтобы он слазил туда и обратно за аккумулятором и поухаживал за ним. Большинство судостроителей располагают аккумуляторы прямо возле двигателей, чтобы сэкономить на кабелях. Можете смело переставить аккумулятор туда, где удобнее будет его обслуживать, или чтобы предотвратить его увлажнение. Даже если такая перестановка чего-то будет стоить, сбережете Вы гораздо больше. Дешевый кожух аккумулятора. Практически никто не задумывается о том, чтобы поменять дешевую коробку из-под обуви, называемую кожухом аккумулятора, цена которой в базарный день менее 10 долларов. На самом деле они и этого не стоят. В зависимости от размера, качественный кожух аккумулятора должен стоить 20-80 долл., и эти деньги рекомендуется заплатить, потому что скупой заплатит в два раза больше, меняя аккумулятор каждые два года. Убедитесь, что в донной части аккумулятора имеется отверстие, через которое может стекать вода. Промывайте нижнюю часть кожуха чистой водой, чтобы удалить следы кислоты. Даже небольшое количество кислоты, попав в трюм, может создать большие проблемы.

Зарядное устройство

   Только безумец может потратить большие деньги на самый лучший аккумулятор и поставить на него низкокачественное зарядное устройство. От дешевых зарядных устройств гораздо больше вреда, чем от дорогих аналогов.Новый фирменный хороший 12-вольтовый аккумулятор, в зависимости от размера, может вырабатывать 13-14,5 Вольт. Это потому, что каждая ячейка вырабатывает несколько больше 2 Вольт, когда она совсем новая. Однако по мере старения аккумулятора каждая отдельная ячейка будет терять свою способность вырабатывать энергию.Дешевые зарядные устройства не могут учитывать изменения суммарного вырабатываемого напряжения. Они установлены один раз на зарядку аккумулятора, неизменно вырабатывающего одно и то же количество энергии. Аккумулятор, который в этом году способен принять заряд в 13,5 Вольт, в следующем году примет только 13 Вольт. Это ведет к перезаряду, повреждающему аккумулятор и стремительно укорачивающему его срок службы.Качественные и, соответственно, более дорогие зарядные устройства оснащены датчиками, контролирующими заряд аккумулятора, и при достижении полного заряда прекращающими процесс зарядки. Перезарядка аккумулятора исключена. «NewMar» и «Professional Mariner» - производители образцовых качественных аккумуляторов. Никогда не покупайте зарядное устройство, глядя только на его цену.

Контакты

   Большинство изготовителей маломерных судов не соблюдают никаких стандартов в изготовлении контактов для крепления кабелей к разъемам аккумуляторов. Уникальный образец может быть представлен пружинной муфтой на зубчатом «тюльпанчике». Такой разъем никуда не годится, и не только потому, что имеет тенденцию соскользнуть. Не менее важно, такой разъем создает значительное сопротивление движению тока.В общем, никогда не следует крепить кабели к разъемам аккумулятора таким способом. Также нельзя применять стальные зажимы, которые будут быстро коррозировать и создавать значительное сопротивление. Аккумуляторы комплектуются наилучшими подходящими для них разъемами. Используйте их. Если ваша система не оснащена подходящими свинцовыми контактами, смените их как можно скорее, потому что на контактах будут возникать большие сопротивления.Если возникают проблемы с большим количеством белесоватого налета на разъемах аккумулятора, причиной может быть отсутствие необходимой своевременной очистки верхней поверхности батареи, или постоянная утечка жидкости из аккумулятора. Другое существенное отличие качественного судового аккумулятора – верхние кромки пластин в ячейках находятся на достаточном расстоянии от крышки. Это означает, что не потребуется заполнять ячейку водой до самого верха. Потому что если заполнить аккумулятор до верха, кислота будет обязательно вытекать. Для скоростных катеров, непрерывно скачущих по волнам, просто нет другого выхода, кроме как перейти на другие типы аккумуляторов.

Выводы

   Даже если Ваше судно оснащено нестандартной системой питания, испытывающей постоянные проблемы с потерей заряда аккумулятором, не слишком дорого и вполне по силам любому сделать или усовершенствовать электрическую систему своего катера мощной и надежной. Исправив один - два из вышеперечисленных недостатков, если они обнаружатся, Вы сбережете свои собственные средства на ремонты и замену деталей. Хороший качественный аккумулятор вполне может прослужить 3-3.5 года. Сравните это с ценой постоянных отказов и замен дешевого аккумулятора каждые 18 месяцев или еще чаще. 

По материалам одноименной статьи океанолога Дэвида Г. Паско.Перевод Павла Дмитриева.

vsdi.ru

Судовые генераторы и аккумуляторы

Судовые генераторы и аккумуляторы.

Для обеспечения электроэнергией на судне установлено 4 дизель-генератора. Тип генератора - SSEE 568-6v (V= 390B I=800A Q=540KBA cosф=0,8 n=1000 об/мин), Тип дизеля - 6VD26/20 A-1. Так же имеется аварийный дизель-генератор, расположенный в специальном помещении на шлюпочной палубе. Тип генератора: SSED 408-8A (V=390B I=155A Q=105KBA n=750об/мин). Тип дизеля: 4NVD 26/20. Аварийный дизель-генератор обеспечивает питание АРЩ (Аварийный распределительный щит) при выходе из строя основных дизель-генераторов. От АРЩ получают питание ответственные потребители: рулевое устройство, шлюпочные лебедки, навигационные приборы, аварийное освещение и т.д.

Генераторы синхронные, трехфазные, соединение обмоток статора - звезда с изолированной нейтралью. Для обеспечения электроэнергией особо мощных потребителей (подруливающее устройство, кондиционер) требуется параллельная работа генераторов. Для включения генераторов на параллельную работу используется метод точной синхронизации, который достигается при соблюдении следующих условий:

1) Напряжение включаемого генератора = напряжению сети

2) Частота тока включаемого генератора должна равняться частоте сети

3) Чередование фаз генератора и сети должно быть одинаковым

4) напряжение включаемого генератора и напряжение сети должно быть в фазе (определяется синхроноскопом).

Правилами предусматривается технические обслуживания (ТО) 3-х видов: №1, №2, №3. Цели ТО №1 является повседневный контроль за надежной работой электрооборудования ответственного назначения и периодический контроль за остальным.

При техническом облуживании №1 генераторов производиться:

- контроль за чистотой внешних поверхностей

- внешний осмотр

- контроль уровня шума, величины нагрева

- надежность крепления кабелей

- плотность закрытия крышек

Техническое обслуживание №2 заключается в выполнении работ, связанных с частичной разборкой электрооборудования.

Объем работ по техническому облуживанию №2 генераторов:

- вскрытие смотровых и вентиляционных крышек

- проверка состояния и очистка доступных мест обмоток роторов и статоров от пыли и грязи

- очистка щеткодержателей

- очистка колец

- проверка состояния нажатия щеток

- проверка сопротивления изоляции переносным мегоометром

ТО №2 генераторов выполняется один раз в месяц.

Техническое обслуживание №3 заключается в проверке состояния труднодоступных мест (подшипников, обмоток статоров и роторов).

При техническом облуживании №3 генераторов необходимо:

- произвести полную разборку машины

- промыть обмотки волосяной щеткой смоченной в бензине, продуть сжатым воздухом

- промыть подшипники, проверить состояние подшипников, при необходимости заменить, набить подшипники новой смазкой

- при необходимости покрыть обмотки изоляционной эмалью и просушить

- проверить состояние крепежных деталей

- собрат машину

- проверить равномерность воздушного зазора в генераторе после центровки с первичным ДВС

- замерить сопротивление изоляции

- опробовать генератор при холостом ходе и под нагрузкой, обращая внимание на отсутствие ненормального шума, искрения, вибрации.

ТО №3 выполняется 1 раз в год.

На судне используется кислотные аккумуляторы - 6СТ190 (V=12B q=190A*ч):

1) аварийное освещение 24В - 4 параллельно включенные группы по 2 последовательно включенных аккумуляторов .

2) Питание системы АПС 24В (Аварийно Предупредительная Сигнализация): 2 последовательно включенных аккумулятора.

3) Запуск аварийного дизель-генератора 24В: 2 последовательно включенных аккумулятора.

4) 1 аккумулятор в мотоботе, для запуска ДВС.

При техническом облуживании №1 аккумуляторов необходимо следить:

- за целостью корпусов

- за чистотой меж элементных соединений

- за отсутствием нагрева

- за наличием напряжения по щитовому вольтметру

При техническом облуживании №2 аккумуляторов:

- проверка чистоты вентиляционных каналов

- проверка плотности и уровня электролита

- проверка напряжения под нагрузкой

ТО №2 аккумуляторов проводиться 3 раза в месяц.

В зависимости от состояния кислотных аккумуляторных батарей разрешается применять 3 вида заряда:

1) нормальный (основной)

2) формовочный (первый заряд)

3) контрольно-тренеровочный

Нормальный заряд производиться током равным току 10 часового режима разряда. Заряд кислотной аккумуляторной батареи производиться до тех пор, пока не наступит обильное газовое деление во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 часов, что служит признаком конца заряда. Батареи необходимо заряжать при вынутых пробках. После окончания заряда необходимо:

- протереть все наружные поверхности аккумуляторов

- очистить от окислов зажимы и междуэлементные соединения и смазать их тонким слоем технического вазелина

- прочистить вентиляционные отверстия

- через 3-4 часа завернуть пробки.

Разряд кислотных аккумуляторов допускается до напряжения, указанного в инструкции завода-изготовителя.

studfiles.net

Судовые аккумуляторы: от автомобильных к необслуживаемым

Условия эксплуатации аккумуляторов, используемых на борту судна, сильно отличаются от условий работы любых других аккумуляторов. Во-первых, им приходится работать в условиях постоянной качки, временами весьма сильной. Во-вторых, для судовых аккумуляторов существует большая вероятность контакта с водой. И, в-третьих, очень многие суда не эксплуатируются в зимний период, а значит и аккумуляторы остаются без подзарядки.

Такие особые условия предъявляют к судовым аккумуляторам особые требования. Не удивительно, что использование на борту непредназначенных для этого аккумуляторов, например автомобильных, неизбежно сопровождается более или менее серьезными проблемами. Самая распространенная жалоба в этом случае – очень короткий срок службы аккумуляторов и сопутствующие затраты на их частую замену. Качественный судовой аккумулятор способен проработать до четырех лет, тогда как многие дешевые его собратья требуют замены раз в полтора года или вообще ежегодно. Приблизительно оценить срок службы судового аккумулятора можно по заявленному количеству циклов заряда/разряда. Учтите, что многие производители лукавят, указывая количество циклов, полученное при испытаниях в нестандартных условиях, и оно оказывается завышенным.

Другая распространенная проблема некачественных аккумуляторов - это чрезмерно быстрый их саморазряд. Причин может быть несколько. Например, экономия свинца при изготовлении пластин свинцово-кислотных аккумуляторов, либо экономия на технологическом процессе, так как имеет значение не только масса свинцовых пластин, но и их форма и расположение. Тонкий дешевый корпус может легко треснуть с вытеканием кислоты, и кроме того, способствует быстрому саморазряду из-за плохой изоляции. Имеет значение и качество изготовления контактов аккумулятора. Они должны быть изготовлены из свинца и обеспечивать надежное крепление. Проблемы могут возникать при самопроизвольном отсоединении кабеля из-за неудачной конструкции контактов, при создании излишнего сопротивления току, например в случае установки стальных контактов или при их окислении.

Впрочем, и дорогие аккумуляторы при их неправильной установке и эксплуатации, а также плохом обслуживании не прослужат вам долго. Но это тема для отдельной заметки. Здесь же хотелось бы рассказать об аккумуляторах компании Vetus, как примере эталонного качества.

Все аккумуляторы компании Vetus спроектированы специально для эксплуатации на борту судна. Отличаются минимальным саморазрядом и способны завести двигатель после долгой зимы. В отличие от автомобильных аккумуляторов, судовые чаще используются при выключенном двигателе (обеспечивают работу электронасосов, ламп, вентиляционного оборудования и др.), а потому чаще оказываются глубоко разряженными. Аккумуляторы Vetus разработаны так, что могут длительно работать при сильной нагрузке, а после этого еще и запустить двигатель.

Немаловажная характеристика этих аккумуляторов - они не требуют добавления электролита, так как попадают на борт заполненными и этого достаточно на весь срок службы. Поэтому их корпус герметичен, за исключением небольшого отверстия для вентиляции. Не требуется также и очистка клемм, то есть аккумуляторы не нуждаются в обслуживании. Другие полезные особенности аккумуляторов Vetus: они легче и меньше обычных аккумуляторов, продаются заряженными и готовыми к работе.

 Необслуживаемые аккумуляторы свинцово-кальциевого типа

-        УниверсальныПри установке на борту 2х отдельных аккумуляторов для запуска двигателя и освещения, оба аккумулятора имеют более короткий срок службы. Стартерный аккумулятор служит недолго, потому что используется недостаточно, а батарея для освещения быстрее изнашивается из-за чрезмерно большой нагрузки. Поэтому нужно периодически менять аккумуляторы местами, а лучше использовать аккумуляторы, способные выдавать высокий ток при холодном запуске и одновременно прекрасно работать и при частых зарядах/разрядах. К таким и относятся аккумуляторы Vetus!

-        Имеют низкий саморазрядВеличина саморазряда аккумуляторных батарей Vetus не более 3 % в месяц, против 15 % для большинства других аккумуляторов. А значит, такой аккумулятор запустит двигатель даже после десяти месяцев простоя. Кроме того, даже при половинном заряде, он выдерживает температуру минус 30°C.

-        Надежные клеммыАккумуляторы Vetus поставляются с надежными свинцовыми конусными контактами. Некоторые модели комплектуются второй парой клемм с резьбой и барашками.

-        Аккумуляторы необслуживаемыеВ этом типе аккумуляторов используются свинцово-кальциевые пластины. Добавление к свинцу не сурьмы, а кальция обеспечивает минимальный расход воды, поэтому нет необходимости добавлять электролит в такой аккумулятор.

-        Легкое определение уровня зарядаОчень просто определить уровень заряда аккумулятора по цвету «глазка» гидрометра на верхней крышке. Зеленый цвет означает, что заряда хватит для пуска двигателя, черный - что нужна подзарядка. Желтоватый или прозрачный цвет - это сигнал о необходимости замены аккумулятора.

-        Большой срок службыИзготовление пластин по специальной технологии из свинца с кальцием и оптимальное их расположение делает срок службы аккумуляторов очень долгим. Они выдерживают до 14000 циклов заряда/разряда.

 Необслуживаемые аккумуляторы AGM типа

Аббревиатура AGM расшифровывается как пропитанный стекломат (Absorbed Glass Mat). В этом случае, за счет абсорбции электролита на стекловолоконных пластинках, исключено его вытекание при разрушении корпуса аккумулятора. Поэтому же они невосприимчивы к качке, сотрясениям и вибрации, а также их можно хранить (но не заряжать) в перевернутом виде. При этом ресурс у этого типа аккумуляторов еще больший, даже при более глубоком разряде.

 Необслуживаемые аккумуляторы гелевого типа

В аккумуляторах гелевого типа также исключена возможность вытекания электролита при повреждении. Но в этом случае, за счет использования электролита в виде густого геля. Гелевые аккумуляторы Vetus созданы специально для интенсивной работы и выдерживают глубокий многократный разряд, не теряя емкости. Аккумуляторы этого типа еще более устойчивы к ударам и вибрации, самые морозостойкие и имеют самый большой срок эксплуатации.

 Для зарядки аккумуляторов Vetus от дизель-генератора подходит большинство зарядных устройств. Но качественное и исправное зарядное устройство - это еще одно необходимое условие долгой и эффективной работы вашего судового аккумулятора.

housea.ru


Смотрите также