Ремонт аккумулятора Эпсом солью. Солевой аккумулятор


Солевая батарейка - MEL Chemistry

Что произошло

В чём заключается принцип работы солевой батарейки?

Солевая батарейка (солевой элемент питания) – это один из химических источников электрического тока. В ней электрический ток возникает благодаря протеканию химической реакции. В нашем случае это реакция между оксидом марганца MnO2 и порошком цинка Zn. В батарейке есть два отсека: в одном расположен окислитель MnO2, во втором – восстановитель Zn. Когда мы полностью собираем батарейку и замыкаем проводки (подключая их с двух сторон к лампочке), начинает идти реакция окисления цинка и восстановления марганца. Это приводит к возникновению электрического тока в системе, и лампочка светится.

Узнать больше

А теперь давайте разберём подробнее, что же происходит в батарейке. Во-первых, что такое электрический ток? Это упорядоченное движение заряженных частиц в определённом направлении. Этими заряженными частицами могут быть электроны (электронный ток) или ионы (тогда говорят об ионном токе). В системе, где электрический ток появляется благодаря протеканию химической реакции, одновременно существуют и ионные, и электронные токи.

Поговорим немного об электронном токе. Помните, что окислительно-восстановительные реакции можно разделить на два процесса: окисление одного из реагентов и восстановление другого? В батарейке эти процессы протекают в двух разных отсеках, отделённых друг от друга ватой:

MnO2 + 2e- → Mn+2

Zn – 2e- → Zn2+

Окислительно-восстановительные реакции сопровождаются переносом электронов от одного элемента (восстановителя) к другому (окислителю). В батарейке электроны движутся в определённом направлении, создавая электрический ток. Пока окислитель и восстановитель механически разделены с помощью ваты, а проводки не соединены, реакция не идёт.

Когда мы замыкаем проводки, соединяя их на лампочке, начинают протекать обе реакции. При этом электроны начинают своё движение из отсека с цинком в отсек с оксидом марганца. Через вату электроны пройти не могут. Поэтому сначала они двигаются через фольгу, потом по проводкам в лампочку (и она светится!). Затем – снова по проводкам, и, наконец, через графитовый стержень попадают в отсек с оксидом марганца MnO2.

Зачем нужен графитовый порошок?

Батарейка будет работать, только если электрический ток в ней будет двигаться (течь) «без препятствий». Значит, вещества в составе батарейки должны хорошо проводить электрический ток.

Сам по себе диоксид марганца MnO2 плохо проводит электрический ток, а графитовый порошок – хорошо. Поэтому мы смешиваем MnO2 с графитовым порошком. Полученная смесь достаточно хорошо проводит ток, чтобы её можно было использовать в солевой батарейке.

Узнать больше

На самом деле, не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Если мы не добавим графитовый порошок в оксид марганца, батарейка тоже будет некоторое время работать. Но не долго. Первым делом участвовать в реакции восстановления будет диоксид марганца, расположенный около графитового стержня. Это происходит потому, что именно по графитовому стержню в отсек с диоксидом марганца поступают электроны, необходимые для реакции. Продукты реакции изолируют оставшийся диоксид от графитового стержня, и батарейка перестанет работать. Этого легко избежать с помощью графитового порошка. Он проводит электроны по всему объёму отсека, а значит, весь диоксид марганца участвует в химической реакции.

Зачем нужен раствор Nh5Cl?

В батарейке электроны по проводам движутся из отсека с цинком в отсек с диоксидом марганца. Получается, что в отсеке с марганцем постепенно накапливается избыток электронов, образуется отрицательный заряд. В то же время в отсеке с цинком, наоборот, создаётся положительный заряд, так как оттуда уходят электроны. Частицы, заряженные одинаково, отталкиваются друг от друга. Значит, если никак не компенсировать образующиеся заряды, электроны не будут передвигаться по проводам в отсек с цинком, где уже образовался отрицательный заряд.

Отрицательный заряд можно скомпенсировать с помощью положительно заряженных частиц, а положительный – наоборот, с помощью отрицательно заряженных. Хлорид аммония Nh5Cl, в первую очередь, нужен как источник протонов H+, компенсирующих отрицательный заряд в отсеке с оксидом марганца MnO2, свободно проходя через мембрану из ваты. В то же время анионы Cl- компенсируют положительный заряд в отсеке с цинком.

Кроме того, по реакции:

Znтв – 2e- → Zn2+

образуется Zn2+, который в данных условиях легко превращается в гидроксид Zn(OH)2 или оксид цинка ZnO. Это практически нерастворимые в воде соединения, которые образуются на поверхности порошкового цинка, затрудняя дальнейшую реакцию. Если их в отсеке с цинком будет достаточно много, ток просто перестанет идти. Здесь снова на выручку приходит хлорид аммония. Аммиак Nh4, который получается из него в процессе реакции, образует с Zn2+ хорошо растворимое в воде соединение:

Zn2+ + 4Nh4 → [Zn(Nh4)4]2+

Узнать больше

Такие вещества, как хлорид аммония Nh5Cl, называют электролитами. Электролит – это соединение, способное проводить в растворе (или расплаве) электрический ток вследствие диссоциации на ионы. Важно понимать, что этот ток – ионный, то есть он возникает благодаря упорядоченному движению в системе ионов (не электронов!).

В воде хлорид аммония диссоциирует на катионы аммония и анионы хлора:

Nh5Cl → Nh5+ + Cl-

Каким требованиям должна удовлетворять соль, чтобы её использовали в такой батарейке?

  • Во-первых, она должна быть хорошо растворима в воде и при растворении полностью диссоциировать на ионы (такие электролиты называют сильными).

  • Во-вторых, как мы уже выяснили, она должна реагировать с Zn2+, образуя при этом растворимые в воде соединения.

  • Кроме того, соль не должна взаимодействовать с исходными реагентами – металлическим цинком и диоксидом марганца.

  • Наконец, для того чтобы батарейку было выгодно производить и использовать, все её компоненты должны быть недорогими.

Так получается, что хлорид аммония по всем параметрам отлично подходит для создания солевой батарейки.

На что можно заменить Zn и MnO2?

Чтобы батарейка хорошо работала, нам нужно подобрать подходящую пару «окислитель (MnO2) – восстановитель (Zn)». Оба этих вещества не должны реагировать с окружающей средой (воздухом, водой), но при этом по возможности нужно, чтобы они хорошо проводили электрический ток. Важны и соединения, образуемые из этих реагентов в ходе реакции: они не должны быть газообразными, выпадать в осадок и др. Кроме того, и окислитель, и восстановитель должны быть достаточно лёгкими (кому нужны тяжёлые батарейки?!), недорогими и доступными.

В качестве восстановителя (вместо цинка Zn) также используют железо Fe, кадмий Cd в никель-железных и никель-кадмиевых батарейках соответственно. В роли окислителя в таких батарейках выступает оксид-гидроксид никеля NiOOH.

Широко распространены батарейки, в которых в роли восстановителя используется металл литий Li. В пару к нему окислителями могут быть уже знакомый нам MnO2, а также оксид меди (I) CuO или дисульфид железа FeS2.

Существуют и более «экзотические» литиевые батарейки, где окислителем является жидкий оксид серы (IV) SO2 или даже йод I2. Стоит отметить, что последний вариант − Li/ I2 – уже нельзя назвать солевой батарейкой, так как реакция происходит без участия электролита, при прямом взаимодействии между литием и йодом:

2Li – 2e- → Li+

I2 + 2e- → 2I-

Целиком эта реакция выглядит так:

2Li + I2 → 2LiI

Зачем нужна вата?

Вата необходима для того, чтобы диоксид марганца MnO2 и цинк Zn не смешивались. Если не класть вату между двумя отсеками, то реакция между восстановителем (Zn) и окислителем (MnO2) пойдет напрямую, и обмен электронами между ними будет происходить внутри батарейки. Значит, поток электронов не будет двигаться по проводам и лампочка не загорится. Такая батарейка была бы бесполезной. Обычный кусочек ваты выполняет очень важную функцию!

Почему мы используем графитовый стержень, а не металлический?

Основные преимущества графита – это его химическая инертность и дешевизна. Он не взаимодействует в обычных условиях с воздухом, водой и реагентами, которые используются в батарейке. Графит – не только доступный и лёгкий материал, но он ещё и достаточно хорошо проводит электрический ток. Это крайне важно для эффективной работы батарейки.

Существуют химически инертные металлические электроды, например, из платины Pt или золота Au. Однако такие электроды достаточно дороги, и их сложнее сделать с технической точки зрения. Тем не менее, металлические электроды широко используются в науке и технике, когда нужно получать точные и воспроизводимые результаты.

melscience.com

солевой комбинированный мембранный аккумулятор - патент РФ 2279161

Изобретение относится к вторичным источникам электрической энергии. Согласно изобретению солевой аккумулятор представляет собой аккумулятор, в котором электроды, погруженные каждый в свой солевой электролит (католит и анолит), разделены химически стойкой анионной мембраной. Техническим результатом изобретения является создание нового типа мембранного аккумулятора.

Использование: В качестве источника электрической энергии.

Сущность изобретения: солевой комбинированный мембранный аккумулятор состоит из отрицательного электрода - цинка, погруженного в водный раствор сульфата цинка и положительного электрода - меди, помещенной в концентрированный раствор сульфата меди. Катодное и анодное пространство разделены химически стойкой анионообменной мембраной. Катодное и анодное пространство собраны в едином корпусе.

Разделение растворов двух солей пористой перегородкой из инертного материала (керамика) или с помощью электролитического ключа - стеклянной трубки заполненной токопроводящим раствором (раствор нитрата или хлорида калия или аммония) описано в общеизвестном гальваническом элементе Якоби-Даниеэля, широко использовавшемся ранее [1, 2]. Элемент состоит из цинкового электрода в растворе сульфата цинка и медного электрода, погруженного в раствор сульфата меди. Растворы разделены пористой перегородкой для предупреждения их смешивания, т.к. в противном случае медь контактно выделится на цинковом электроде (процесс цементации) согласно уравнению реакции:

солевой комбинированный мембранный аккумулятор, патент № 2279161

В процессе работы элемента на активную нагрузку сульфат-ионы под действием электрического поля внутри элемента мигрируют от медного электрода к цинковому. Навстречу им движутся катионы цинка и меди, при этом катионы меди удаляются от цинкового электрода и не вступают с ним в реакцию, а приход катионов цинка в раствор сульфата меди не приводит к протеканию реакции между ними и медным электродом. Таким образом, в процессе разряда элемента происходит не только доставка окислителя (катионов меди) к электроду (катоду из меди) и отвод продуктов реакции (сульфат-анионов и катионов цинка) от электрода (анода из цинка), но и одновременно препятствие самопроизвольной диффузии катионов меди к цинковому электроду. Пористая перегородка не будет препятствовать смешению растворов сульфата цинка и меди при длительном отключении нагрузки.

Использование пористой перегородки не позволяет зарядить указанный элемент, т.к. в процессе заряда катионы меди под действием электрического поля мигрируют из раствора сульфата меди в раствор сульфата цинка, и поскольку стандартный электродный потенциал восстановления меди равен солевой комбинированный мембранный аккумулятор, патент № 2279161 а цинка солевой комбинированный мембранный аккумулятор, патент № 2279161 то в процессе электролиза (заряда элемента) на цинковом электроде будет выделяться в первую очередь металлическая медь в виде рыхлого осадка, который обеспечит короткозамкнутый гальванический элемент медь-цинк, что приведет к разрушению цинкового электрода в процессе заряда элемента и после снятия внешней поляризации (отключения внешнего источника тока).

В случае разделения растворов сульфата цинка и меди с помощью анионообменной мембраны первичный элемент Якоби-Даниэля превращается во вторичный ХИТ - комбинированный солевой аккумулятор, т.к. возможен процесс заряда.

Раствор сульфата меди является слабым окислителем, а раствор сульфата цинка окислительных свойств не проявляет, следовательно, возможно применение рядовых недорогих типов анионообменных мембран, например МА-40; необходима лишь достаточно высокая селективность выбранной анионообменной мембраны по отношению к катионам меди (т.е. препятствие их миграции или диффузии), а к катионам цинка селективность не имеет существенного значения.

Для повышения электропроводности электролитов в раствор сульфата цинка и/или меди в ограниченном количестве вводится серная кислота или сульфат натрия, калия, аммония или магния. Для предотвращения повышения рН электролитов и выпадения гидроксидов меди и цинка вводятся буферирующие добавки и вещества, препятствующие выпадению гидроксидов меди и цинка, например комплексообразующие соединения. Для предотвращения дендритообразования, которое может привести к повреждению мембраны и к короткому замыканию внутри элемента, вводятся поверхностно-активные вещества, которые, например, используются в гальваническом производстве для нанесения покрытий из цинка и меди электрохимическим методом.

В процессе заряда солевого мембранного аккумулятора основными ионами, участвующими в переносе заряда внутри аккумулятора, являются сульфат-анионы. В этом случае на цинковом электроде протекает реакция:

солевой комбинированный мембранный аккумулятор, патент № 2279161

а на медном:

солевой комбинированный мембранный аккумулятор, патент № 2279161

Суммарная реакция, протекающая на электродах:

солевой комбинированный мембранный аккумулятор, патент № 2279161

ЭДС заряженного таким образом аккумулятора составляет 1,109 В. Найдем максимальную теоретическую удельную энергию аккумулятора, используя уравнение (4):

Из уравнения (1) и (4) видно, что сульфат-ионы в процессе заряда и разряда не расходуются, хотя, как было указано выше, являются основными переносчиками электрического заряда (тока) внутри аккумулятора, в отличие, например, от свинцового аккумулятора, где в процессе заряда концентрация серной кислоты увеличивается, а в процессе разряда - падает.

Максимальная теоретическая удельная энергия предложенного аккумулятора больше, чем у свинцового (175 Вт·ч/кг).

Изобретение относится к вторичным химическим источникам тока и касается способа получения комбинированного мембранного аккумулятора.

Известен наиболее близкий к предлагаемому изобретению электрохимический элемент [1, 2].

Целью изобретения является разработка нового типа мембранного аккумулятора - солевого комбинированного мембранного аккумулятора.

Комбинированный аккумулятор собран в едином корпусе из пластмассы или из иного химически стойкого материала, предусматривающем выводы для электродов и отверстия для заливки электролитов.

Данный аккумулятор отличается от известных ранее аккумуляторов:

- от свинцовых - максимальная теоретическая удельная энергия солевого аккумулятора больше благодаря использованию веществ с более низкой плотностью и молекулярной массой. Применение меди позволяет увеличить электропроводность анода,

- от наиболее распространенного никель-кадмиевого, никель-железного и дорогого серебряно-цинкового аккумуляторов - использованием экологически менее опасных, дешевых и доступных материалов, входящих в состав солевого мембранного аккумулятора, большим числом циклов разряд-заряд и сохранностью заряда (меньшим саморазрядом).

Источники информации

1. Глинка Н.Л. Общая химия. 20-е изд., испр. / Под ред. Рабиновича В.А. - Л.: Химия, 1979. - 720 с.

2. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Химия, 1993, 592 с.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Солевой мембранный аккумулятор, содержащий электролиты, электроды, ионообменную мембрану, отличающийся тем, что солевой комбинированный мембранный аккумулятор состоит из отрицательного электрода - цинка, погруженного в водный раствор сульфата цинка, и положительного электрода - меди, помещенной в концентрированный раствор сульфата меди, катодное и анодное пространство которого разделены химически стойкой анионообменной мембраной и собраны в едином корпусе из пластмассы или из иного химически стойкого материала, предусматривающем выводы для электродов и отверстия для заливки электролитов.

www.freepatent.ru

Никель-солевой аккумулятор Википедия

Удельная энергоёмкость Удельная энергоплотность Электродвижущая сила Рабочая температура
никель-солевой аккумулятор
Аккумуляторная батарея FIAMM SoNick 48TL200 (48 В, 200 А • ч)
140 Вт/ч/кг
280 Вт/л
2,58 В
от -40 до +60 °С

Никелево-солевой аккумуля́тор (Ni-NaCl, он же никелево-натриево-хлоридный аккумулятор, он же натриево-никелево-хлоридный аккумулятор) — вторичный химический источник тока, в котором катодом является металлический натрий, электролитом — керамический стакан-сепаратор из корунда (бета-глинозёма) и расплавленная соль, анодом — никелевая проволока. ЭДС никелево-солевого аккумулятора равен 2,56 В, удельная плотность энергии около 140 Вт·ч/кг в элементах и свыше 90 Вт·ч/кг в готовых батареях с системой управления. В зависимости от режима работы (буферный или циклический режим) срок службы составляет от 3000 до 9000 циклов заряда-разряда или же свыше 20-25 лет в буферном режиме. Никель-солевые аккумуляторы могут храниться разряженными, в отличие от свинцовых (Pb-h3SO4) и никелево-металло-гидридных аккумуляторов (Ni-MH), которые нужно хранить полностью заряженными, и от литий-ионных аккумуляторов (Li-ion), которые необходимо хранить при 40%-ом заряде от ёмкости аккумулятора.

Общее описание[ | код]

Никелево-солевые аккумуляторные батареи (2NaCl-Ni) — аккумуляторы с высокими показателями удельной энергоёмкости, цикличности и стойкости к высоким и низким температурам (-40°С до +60°С). Производятся из обыкновенной поваренной соли, керамики и никеля. Аккумуляторы абсолютно герметичные, относительно компактные в сравнении с традиционными свинцовыми аккумуляторами и экологически чистые.

История создания[ | код]

Исследования по изучению перезаряжаемых аккумуляторных батарей на основе натрия в качестве отрицательного электрода начались ещё в 60-х годах прошлого века. Натрий привлек внимание учёных в первую очередь из-за своего большого электрического потенциала -2,71 В, лёгкого веса, нетоксичности и дешевизны.Наиболее известная батарея на основе натрия — это натриево-серная батарея (NaS), которая выпускается японской корпорацией NGK. Никелево-солевые аккумуляторы являются логическим продолжением натриево-серной технологии, при этом они лишены недостатков, присущих натриево-серным батареям, а именно не содержат в своем составе едкой серы, которая ввиду своих свойств способствует быстрой коррозии керамики и тем самым сокращает срок службы аккумулятора.Никелево-солевые батареи были впервые испытаны в 1970-х годах группой учёных в рамках проекта Zeolite Battery Research Africa (ZEBRA) в Претории, ЮАР под руководством доктора Йохана Котзера. По сокращённому названию проекта батарея и получила название Zebra. В течение 1980-х группой Beta Research and Development of Derby, Великобритания были полностью описаны химия элементов, электрохимические процессы, а также описан производственный цикл.В течение 20 лет группа учёных доводила технологию до совершенства, испытывая в активном веществе присадки из разных металлов для достижения наибольших показателей производительности.Серийное производство никелево-солевых батарей для разных отраслей промышленности было налажено в 1998 году в Швейцарии в г. Стабио на заводе MES-DEA. Сегодня данное предприятие входит в группу FIAMM и выпускает батареи для энергетики, связи, систем накопления энергии.

Технология[ | код]

Особенностью работы никелево-солевого аккумулятора является расплавленное состояние электролита (NaAlCl4) и отрицательного электрода (Na), точка плавления которых составляет 157 °C и 98 °C соответственно. Именно по этой причине все аккумуляторы, в основе которых лежит применение натрия, например натриево-серные, относятся к разряду высокотемпературных и работают в температурном режиме около +250 °C. Отрицательный электрод выполнен из натрия и в процессе работы также находится в расплавленном состоянии. Электрический потенциал натрия (-2,71 В) сделал его крайне привлекательным для применения в системах аккумулирования энергии, плюс ко всему он лёгок, безвреден, а главное — это вещество недорого.Положительный электрод выполнен из никеля и в заряженном состоянии переходит в хлорид никеля.Положительный и отрицательный электроды отделяются друг от друга керамическим сепаратором-мембраной. Он выполнен из β-глинозема (корунд), и обеспечивает протекание электро-химической реакции, пропуская через себя ионы натрия.

Устройство элемента, основные компоненты[ | код]

Рис. 2 Устройство элемента Никель-Солевой батареи
  • Никель — положительный токосъемник (проволока), вспомогательное вещество (порошок).
  • Поваренная соль (2NaCl) — активное вещество в виде порошка.
  • β-глинозем — сепаратор.
  • Алюминий — вспомогательное вещество (в виде порошка).
  • Железо — вспомогательное вещество (в виде порошка).
  • Прочие присадки, в о

ru-wiki.ru

Ремонт аккумулятора Эпсом солью | Каталог самоделок

Негожая свинцовая батарея лежит без дела годы в гараже. Она же главная деталь любого автомобиля, почему не заняться её ремонтом. Свинцовая батарея, на которой напряжение упало далеко за 12 вольт — до 3.9 вольта, имеет нулевую емкость. Не нужен даже тестер емкости, чтобы убедиться в этом.

Ремонт аккумулятора Эпсом солью

Есть способ восстановления просевшего кислотного аккумулятора с помощью Эпсом соли —гептагидрата сульфата магния. Эпсомская соль дешевая, потому что в первую очередь предназначена для приготовления лечебных ванн— она же магнезия, на медицинском жаргоне. Английская соль ещё сульфатное и магниевое удобрение. Также известна как пищевая добавка Е518 — загуститель для мясных консервов.

 

Способ десульфатации Эпсом солью применим для жидкостных кислотных батарей, поэтому о нем, полезно знать большинству автовладельцев.

 

Понадобится:

  • упаковка Эпсом соли;
  • пачка пищевой соды;
  • 8 литров дистиллированной воды.

 

Сначала нужно вытереть клеммы и крышку батареи. Свинцовые клеммы очищаются наждачной бумагой зернистостью P200, P300— по новой классификации. Крышку спрыснуть очистителем для стекол и протереть тряпкой.

 

Перед снятием заглушек на крышке, вспоминаем, что внутри аккумулятора серная кислота, которая может повредить руки, а также одежду. Надеваем резиновые перчатки и рабочий халат.

 

Опасная процедура: сливаем весь грязный электролит, болтыхающийся в батарее. Ищем пластиковый контейнер. Можно использовать разрезанный надвое пятилитровый бутыль из под воды.

 

Готовим промывочный раствор:

  • 300 грамм пищевой соды;
  • 8 литра — 1 галлон дистиллированной воды.

Готовим промывочный раствор

Заливаем через воронку хорошо перемешанный раствор натриевой соды и воды в банки аккумулятора. Медленно, чтобы заметить, когда жидкость дойдет до краев.

 

Плотно закрываем колпаки и начинаем активно колыхать батарею. После такого 30-секундного промывания, выливаем использованный раствор во вторую половинку пластикового бутыля, и в утилизацию.

Готовим промывочный раствор

Приготавливаем новый электролит:

  • 400 грамм Эпсом соли;
  • 8 литра дистиллированной воды.

 

Разливаем качественно перемешанный раствор Эпсом соли по банкам аккумулятора. Заполняем каждую ячейку одинаково до верхней метки.

 

Ставим аккумулятор на долгую зарядку малым током — не больше 0.05 от его емкости. Ячейки батареи надо оставить открытыми, дабы не мешать кипению электролита. Лишняя жидкость пускай выливается. Расстелите клеенку на полу.

 аккумулятор на долгую зарядку

Через 24 часа напряжение подымится до 11.27 вольта— чего явно не достаточно, но неплохо для батареи, на которой было всего 3.9 вольта. Продолжаем восстанавливать малым током.

 

Прошло еще 24 часа.Теперь уже видно, что самодельный электролит внутри кипел. Наверх вылился лишний раствор. Нужно протереть крышку батареи и проконтролировать через отверстия в ней, чтобы свинцовые пластины были покрыты жидкостью во всех ячейках. На батарее сейчас 12.43 вольта — что уже хорошо, но надо еще хотя бы 0.3 В.

 аккумулятор на долгую зарядку

Пытаемся расшатать автомобильный аккумулятор. Чтобы его разрядить, подключаем фары автомобиля. Напряжение быстро садится до 11.7 В.

 

Прошло около часа, напряжение упало почти до 10 В. Но все хорошо, далее ставим на зарядку током побольше, нормальным — 0.1 от емкости аккумулятора.

Ремонт аккумулятора Эпсом солью

Большим током для полной зарядки хватило 10 часов. Электролит больше не выплескивался наружу через открытые заглушки. Напряжение на батарее 12.66 вольта — чему можно обрадоваться. Но проверка тестером емкости, показала, что батарея находится в слабом состоянии.

ставим на зарядку током побольше

Ну что же, автомобильную батарею удалось восстановить. Пускай до слабой емкости. Но если бы она была не в настолько плачевном состоянии, то результат был бы лучше!

Эпсом соль представляет собой сульфатмагния. Магний более электроотрицателен, чем свинец,а это значит,что он при зарядке батареи будет оседать на плюсовых пластинах. Металлический магний опасен и может вспыхнуть в контакте с кислородом, как это происходило в старинных фотовспышках. Поэтому восстановленную Эпсом способ батарею нельзя оставлять сухой без присмотра.

 

Автор: Виталий Петрович. Украина Лисичанск.

 

volt-index.ru

Никель-солевой аккумулятор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Удельная энергоёмкость Удельная энергоплотность Электродвижущая сила Рабочая температура
никель-солевой аккумулятор
Аккумуляторная батарея FIAMM SoNick 48TL200 (48 В, 200 А • ч)
140 Вт/ч/кг
280 Вт/л
2,58 В
от -40 до +60 °С

Никелево-солевой аккумуля́тор (Ni-NaCl, он же никелево-натриево-хлоридный аккумулятор, он же натриево-никелево-хлоридный аккумулятор) — вторичный химический источник тока, в котором катодом является металлический натрий, электролитом — керамический стакан-сепаратор из корунда (бета-глинозёма) и расплавленная соль, анодом — никелевая проволока. ЭДС никелево-солевого аккумулятора равен 2,56 В, удельная плотность энергии около 140 Вт·ч/кг в элементах и свыше 90 Вт·ч/кг в готовых батареях с системой управления. В зависимости от режима работы (буферный или циклический режим) срок службы составляет от 3000 до 9000 циклов заряда-разряда или же свыше 20-25 лет в буферном режиме. Никель-солевые аккумуляторы могут храниться разряженными, в отличие от свинцовых (Pb-h3SO4) и никелево-металло-гидридных аккумуляторов (Ni-MH), которые нужно хранить полностью заряженными, и от литий-ионных аккумуляторов (Li-ion), которые необходимо хранить при 40%-ом заряде от ёмкости аккумулятора.

Никелево-солевые аккумуляторные батареи (2NaCl-Ni) — аккумуляторы с высокими показателями удельной энергоёмкости, цикличности и стойкости к высоким и низким температурам (-40°С до +60°С). Производятся из обыкновенной поваренной соли, керамики и никеля. Аккумуляторы абсолютно герметичные, относительно компактные в сравнении с традиционными свинцовыми аккумуляторами и экологически чистые.

Исследования по изучению перезаряжаемых аккумуляторных батарей на основе натрия в качестве отрицательного электрода начались ещё в 60-х годах прошлого века. Натрий привлек внимание учёных в первую очередь из-за своего большого электрического потенциала -2,71 В, лёгкого веса, нетоксичности и дешевизны.Наиболее известная батарея на основе натрия — это натриево-серная батарея (NaS), которая выпускается японской корпорацией NGK. Никелево-солевые аккумуляторы являются логическим продолжением натриево-серной технологии, при этом они лишены недостатков, присущих натриево-серным батареям, а именно не содержат в своем составе едкой серы, которая ввиду своих свойств способствует быстрой коррозии керамики и тем самым сокращает срок службы аккумулятора.Никелево-солевые батареи были впервые испытаны в 1970-х годах группой учёных в рамках проекта Zeolite Battery Research Africa (ZEBRA) в Претории, ЮАР под руководством доктора Йохана Котзера. По сокращённому названию проекта батарея и получила название Zebra. В течение 1980-х группой Beta Research and Development of Derby, Великобритания были полностью описаны химия элементов, электрохимические процессы, а также описан производственный цикл.В течение 20 лет группа учёных доводила технологию до совершенства, испытывая в активном веществе присадки из разных металлов для достижения наибольших показателей производительности.Серийное производство никелево-солевых батарей для разных отраслей промышленности было налажено в 1998 году в Швейцарии в г. Стабио на заводе MES-DEA. Сегодня данное предприятие входит в группу FIAMM и выпускает батареи для энергетики, связи, систем накопления энергии.

Особенностью работы никелево-солевого аккумулятора является расплавленное состояние электролита (NaAlCl4) и отрицательного электрода (Na), точка плавления которых составляет 157 °C и 98 °C соответственно. Именно по этой причине все аккумуляторы, в основе которых лежит применение натрия, например натриево-серные, относятся к разряду высокотемпературных и работают в температурном режиме около +250 °C. Отрицательный электрод выполнен из натрия и в процессе работы также находится в расплавленном состоянии. Электрический потенциал натрия (-2,71 В) сделал его крайне привлекательным для применения в системах аккумулирования энергии, плюс ко всему он лёгок, безвреден, а главное — это вещество недорого.Положительный электрод выполнен из никеля и в заряженном состоянии переходит в хлорид никеля.Положительный и отрицательный электроды отделяются друг от друга керамическим сепаратором-мембраной. Он выполнен из β-глинозема (корунд), и обеспечивает протекание электро-химической реакции, пропуская через себя ионы натрия.

Устройство элемента, основные компоненты[править | править код]

Рис. 2 Устройство элемента Никель-Солевой батареи
  • Никель — положительный токосъемник (проволока), вспомогательное вещество (порошок).
  • Поваренная соль (2NaCl) — активное вещество в виде порошка.
  • β-глинозем — сепаратор.
  • Алюминий — вспомогательное вещество (в виде порошка).
  • Железо — вспомогательное вещество (в виде порошка).
  • Прочие присадки, в основном металлические пудры, для обеспечения высоких показателей по цикличности и сроку службы.
  • Нержавеющая сталь — стальной контейнер ячеек.

При заряде Соль вступает в реакцию с никелем, образуя хлорид никеля, в результате чего высвобождается 2 иона натрия, которые, проходя через керамический сепаратор, накапливаются на внешней его стенке.В ходе разряда во внутренней полости керамического сепаратора восстанавливается поваренная соль и никель. Процесс заряда/разряда полностью обратный, без образования каких-либо побочных продуктов, что позволяет достигать высоких показателей по срокам службы как в буферном, так и в циклическом режиме.

2NaCl+Ni <=========> NiCl2+2Na Разряженная Заряженная

Технические характеристики никель-солевых элементов[править | править код]

  • Напряжение: 2.2-2.7 В (2.58 В в разомкнутой цепи)
  • Полезная ёмкость: 40 А·ч
  • Полная ёмкость: 48-50 А·ч
  • Габариты ячейки (Д × Ш × В): 36 × 36 × 220 мм
  • Вес элемента: 695 г
  • Показатели удельной энергоёмкости:
  • 140 Вт·ч/кг (для сравнения в свинцовых АКБ: 25-35 Вт·ч/кг)
  • 280 Вт·ч/лит (для сравнения в свинцовых АКБ: 70-100 Вт·ч/лит)

В собранной батарее показатели плотности энергии немного ниже (>90 Вт·ч/кг) ввиду наличия теплоизоляции и электронного модуля управления.

  • Не подвержены влиянию высоких и низких температур. Неизменные эксплуатационные свойства в широком температурном диапазоне от −20°С до +60°С для батареи с BMS и вплоть до +150°С для блока элементов без BMS.
  • Высокие показатели цикличности: расчётный ресурс службы — около 4500 циклов (>3000 циклов @ 80% DoD).
  • Снижение ёмкости имеет прямолинейную нисходящую характеристику (то есть они не подвержены внезапному падению ёмкости как, например, свинцово-кислотные батареи).
  • Очень высокие показатели удельной энергоёмкости (140 Вт·ч/кг и 280 Вт·ч/лит).
  • Очень низкая совокупная стоимость владения в период эксплуатации и хранения.
  • Длительный срок службы и практически неограниченный срок складского хранения: батареи не стареют и не утрачивают своих характеристик даже через 10-20 лет складского хранения.
  • Батарея абсолютно герметичная: отсутствует газовыделение в окружающую среду.
  • Изготавливаются без использования высокоядовитых материалов, таких как свинец, кадмий.
  • На 100 % пригодны к утилизации: сталь, никель, железо, соль и керамика.
  • На 70 % легче и на 30 % меньше свинцово-кислотных батарей.
  • Автомобильный транспорт
  • Ж\Д транспорт
  • Связь
  • Энергетика, в том числе альтернативная
  • Системы накопления энергии (СНЭ)

ru.wikiyy.com

Никель-солевые аккумуляторные - Аккумуляторы, батарейки, аккумуляторные батарейки и топливные элементы. Устройство аккумулятора, схема, заряд аккумулятора

Никель-солевые аккумуляторные — аккумуляторы, катодом является хлорид натрия, анодом никель, с керамическим сепаратором из глинозёма. Аккумуляторы абсолютно герметичные, относительно компактные в сравнении с традиционными свинцовыми аккумуляторами и экологически чистые. Обладают высокими показателями удельной энергоёмкости, цикличности и стойкости к перепадам  температуры (от -40°С до +60°С).

Как работает никель-солевой аккумулятор?

2NaCl+Ni <=========> NiCl2+2Na Разряженная          Заряженная

Эксплуатационные характеристики:

•     Напряжение: 2.2-2.7В (2.58В в разомкнутой цепи)•    Номинальная ёмкость: 40Ач•    Габариты (ДхШхВ): 36 x 36×220 мм•    Вес элемента: 695 г•    Показатели удельной энергоемкости: 140 Вт.ч / кгВ собранной батарее показатели плотности энергии ниже ввиду наличия термоизоляции и электронного модуля управления.

Преимущества

•    Батарея абсолютно герметичная: отсутствует газовыделение в окружающую среду.•    Высокие показатели цикличности: расчётный ресурс службы — около 4500 циклов. (около 2500 циклов до снижения емкости до 80 %)•    Длительный срок службы и практически неограниченный срок складского хранения: батареи не стареют и не утрачивают своих характеристик даже через 10 лет складского хранения.•    Изготавливаются без использования высокотоксичных материалов, таких как свинец, кадмий.•    На 100 % пригодны к утилизации: сталь, никель, железо, соль и керамика.•    На 70 % легче и на 30 % компактнее свинцово-кислотных батарей.•    Не подвержены влиянию высоких и низких температур. Неизменные эксплуатационные характеристики в широком температурном диапазоне от −40°С до +60°С.•    Снижение ёмкости имеет прямолинейную нисходящую характеристику (то есть они не подвержены внезапному падении ёмкости как, например, свинцово-кислотные батареи)•    Очень высокие показатели удельной энергоемкости (120 ватт*час/кг и 190 ватт*час/лит).•    Очень низкая совокупная стоимость владения в период эксплуатации и хранения.

Недостатки

•    Батарея функционирует только при высокой температуре электролита (245 С). Как следствие - температура на поверхности корпуса батареи выше температуры окружающей среды.•    Большой объём занимает теплоизоляция.•    Для запуска батареи необходимо разогреть электролит (как минимум до температуры 157 С).

akkumulatori.ru

Никель-солевой аккумулятор — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

никель-солевой аккумуляторУдельная энергоёмкостьУдельная энергоплотностьЭлектродвижущая силаРабочая температура
Аккумуляторная батарея FIAMM SoNick 48TL200 (48 В, 200 А • ч)

140 Вт/ч/кг

280 Вт/л

2,58 В

от -40 до +60 °С

Никель-Солевой аккумуля́тор (Ni-NaCl, он же Никель-Натрий-Хлоридный аккумулятор, он же Натрий-Никель-Хлоридный аккумулятор) — вторичный химический источник тока, в котором катодом является металлический Натрий (Na), электролитом — керамический стакан-сепаратор из корунда (Бета-глинозем) и расплавленная соль, анодом — Никелевая (Ni) проволока. ЭДС никель-солевого аккумулятора равен 2,56В, удельная плотность энергии около 140Вт·ч/кг в элементах и свыше 90Вт·ч/кг в готовых батареях с системой управления. В зависимости от режима работы (буферный или циклический режим) срок службы составляет от 3000 до 9000 циклов заряда-разряда или же свыше 20-25 лет в буферном режиме. Никель-Солевые аккумуляторы могут храниться разряженными, в отличие от свинцовых (Pb-h3SO4) и никель-металл-гидридных аккумуляторов (Ni-MH), которые нужно хранить полностью заряженными и от литий-ионных аккумуляторов (Li-ion), которые необходимо хранить при 40%-ом заряде от ёмкости аккумулятора.

Общее описание

Никель-солевые аккумуляторные батареи (2NaCl-Ni) — аккумуляторы с высокими показателями удельной энергоёмкости, цикличности и стойкости к высоким и низким температурам (-40°С до +60°С). Производятся из обыкновенной поваренной соли, керамики и никеля. Аккумуляторы абсолютно герметичные, относительно компактные в сравнении с традиционными свинцовыми аккумуляторами и экологически чистые.

История создания

Исследования по изучению перезаряжаемых аккумуляторных батарей на основе Натрия (Na) в качестве отрицательного электрода начались ещё в 60-х годах прошлого века. Натрий (Na) привлек внимание ученых в первую очередь из-за своего большого электрического потенциала -2,71В, легкого веса, нетоксичности и дешевизны. Наиболее известная батарея на основе Натрия - это Натрий-Серная батарея (Nas), которая выпускается японской корпорацией NGK. Никель-Солевые аккумуляторы являются логическим продолжением Натрий-Серной NaS технологии, при этом они лишены недостатков присущих Натрий-Серным батареям, а именно не содержат в своем составе едкой серы, которая ввиду своих свойств способствует быстрой коррозии керамики и тем самым сокращает срок службы аккумулятора.Никель-Солевые батареи были впервые испытаны в 1970-х годах группой ученых в рамках проекта Zeolite Battery Research Africa (ZEBRA) Претория, ЮАР под руководством доктора Йохана Котзера, по сокращённому названию проекта батарея и получила название Zebra. В течение 1980-х группой Beta Research and Development of Derby, Великобритания были полностью описаны химия элементов, электрохимические процессы, а также описан производственный цикл.В течение 20 лет группа ученых доводила технологию до совершенства, испытывая в активном веществе присадки из разных металлов для достижения максимальных показателей производительности.Серийное производство Никель-Солевых батарей для разных отраслей промышленности было налажено в 1998 году в Швейцарии г. Стабио на заводе MES-DEA. Сегодня данное предприятие входит в группу FIAMM и выпускает батареи для энергетики, телекома, систем накопления энергии (СНЭ).

Технология

Особенностью работы Никель-Солевого аккумулятора является расплавленное состояние электролита (NaAlCl4) и отрицательного электрода (Na), точка плавления которых составляет 157°C и 98°C соответственно. Именно по этой причине, все аккумуляторы, в основе которых лежит применение Натрия, например Натрий-Серные(NaS), относятся к разряду высокотемпературных и работают в температурном режиме около +250°C. Отрицательный электрод выполнен из натрия и в процессе работы также находится в расплавленном состоянии. Электрический потенциал Натрия (-2,71В) сделал его крайне привлекательным для применения в системах аккумулирования энергии, плюс ко всему он легок, нетоксичен, а главное недорогой материал. Положительный электрод выполнен из Никеля (Ni) и в заряженном состоянии переходит в Хлорид Никеля (NiCl). Положительный и отрицательный электроды отделяются друг от друга керамическим сепаратором-мембраной. Он выполнен из β-глинозема (Корунд), и обеспечивает протекание электро-химической реакции, пропуская через себя ионы Натрия.

Устройство элемента, основные компоненты

  • Никель (Ni) - положительный токосъемник (проволока), вспомогательное вещество (порошок)
  • Поваренная соль (2NaCl) - активное вещество в виде порошка
  • β-глинозем - сепаратор
  • Алюминий (Al) - вспомогательное вещество (в виде порошка)
  • Железо (Fe) - вспомогательное вещество (в виде порошка)
  • Прочие присадки, в основном металлические пудры, для обеспечения высоких показателей по цикличности и сроку службы.
  • Нержавеющая сталь - стальной контейнер ячеек.

Электро-химическая реакция

При заряде Соль вступает в реакцию с Никелем образуя Хлорид-Никеля, в результате чего высвобождается 2 иона Натрия, которые проходя через керамический сепаратор, аккумулируются на внешней его стенке.В процессе разряда во внутренней полости керамического сепаратора восстанавливается поваренная соль (2NaCl) и Никель (Ni). Процесс заряда/разряда полностью обратный, без образования каких-либо побочных продуктов, что позволяет достигать высоких показателей по срокам службы как в буферном, так и в циклическом режиме.

2NaCl+Ni <=========> NiCl2+2Na Разряженная Заряженная

Технические характеристики никель-солевых элементов

  • Напряжение: 2.2-2.7В (2.58В в разомкнутой цепи)
  • Полезная ёмкость: 40Ач
  • Полная ёмкость: 48-50Ач
  • Габариты ячейки (ДхШхВ): 36 x 36×220 мм
  • Вес элемента: 695 г
  • Показатели удельной энергоёмкости:
  • 140 Вт. ч / кг (Для сравнения в свинцовых АКБ: 25-35 Вт. ч / кг)
  • 280 Вт. ч / лит (Для сравнения в свинцовых АКБ: 70-100 Вт. ч / лит)

В собранной батарее показатели плотности энергии немного ниже (>90Вт. ч/кг) ввиду наличия термоизоляции и электронного модуля управления.

Ключевые преимущества

  • Не подвержены влиянию высоких и низких температур. Неизменные эксплуатационные характеристики в широком температурном диапазоне от −20°С до +60°С для батареи с BMS и вплоть до +150°С для блока элементов без BMS.
  • Высокие показатели цикличности: расчётный ресурс службы — около 4500 циклов. (>3000 циклов @ 80% DoD)
  • Снижение ёмкости имеет прямолинейную нисходящую характеристику (то есть они не подвержены внезапному падению ёмкости как, например, свинцово-кислотные батареи)
  • Очень высокие показатели удельной энергоёмкости (140 ватт*час/кг и 280 ватт*час/лит).
  • Очень низкая совокупная стоимость владения в период эксплуатации и хранения.
  • Длительный срок службы и практически неограниченный срок складского хранения: батареи не стареют и не утрачивают своих характеристик даже через 10-20 лет складского хранения.
  • Батарея абсолютно герметичная: отсутствует газовыделение в окружающую среду.
  • Изготавливаются без использования высокотоксичных материалов, таких как свинец, кадмий.
  • На 100 % пригодны к утилизации: сталь, никель, железо, соль и керамика.
  • На 70 % легче и на 30 % компактнее свинцово-кислотных батарей.

Области применения

  • Автомобильный транспорт
  • Ж\Д транспорт
  • Телекоммуникации
  • Энергетика в том числе альтернативная
  • Системы накопления энергии (СНЭ)

Напишите отзыв о статье "Никель-солевой аккумулятор"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Никель-солевой аккумулятор

Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно. Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его. Петя стал закрывать глаза и покачиваться. Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то. – Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное. «Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..» Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. «Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте. С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него. Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева. – Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете. Петя очнулся. – Уж светает, право, светает! – вскрикнул он. Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги. – Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало. – Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей. Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову. – Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него. – Об одном тебя пг'ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться. Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него. – Сигнал! – проговорил он. Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы. В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади. У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики. – Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице. Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.

wiki-org.ru