Основные характеристики аккумуляторных батарей. Параметры аккумулятор


виды и технические параметры аккумуляторных батарей для автомобилей

При выборе и эксплуатации АКБ нужно обращать внимание на ее основные свойства. Технические характеристики автомобильных аккумуляторов позволят определить целесообразность использования устройств на конкретной модели транспортного средства.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Устройство и назначение аккумуляторных батарей в авто

Основная особенность конструкции любого типа АКБ заключается в том, что он состоит из нескольких батарей. Они называются банками и монтируются внутри конструкции. В 12-вольтных устройствах такие элементы рассчитаны примерно на 2 вольта, они соединяются друг с другом последовательным образом.

Конструкция АКБ включается в себя:

  1. Непосредственно банки. Данные компоненты выполнены в виде набора пластин различной полюсности. Друг от друга они изолированы посредством кислото-упорных сепараторов.
  2. Корпус конструкции. Обычно производится из эбонита либо кислото-упорного пластика. Внутри корпуса располагаются специальные отсеки, в которые монтируются банки.
  3. Сама полюсная пластина производится из свинца и выполнена в виде решетки. В ячейки, расположенные внутри, впрессовывается состав пористого типа, который предназначен для увеличения площади соприкосновения с рабочей жидкостью — электролитом. Данное активное вещество производится из свинцового порошка, в него также добавляется серная кислота, а в отрицательные пластины — сернокислый борий. При изготовлении батареи эти элементы заряжаются, что приводит к формированию диоксида свинца в плюсовых устройствах. В отрицательных образуется губчатый металл.
  4. Раствор электролита заливается в банки АКБ. Жидкость используется для передвижения заряженных элементов от отрицательного полюса к положительному. Рабочий раствор производится из дистиллята (очищенной воды), а также серной кислоты.

Сама по себе батарея является одним из основных компонентов в транспортном средстве. Функционируя в бортовой сети машины вместе с генераторным устройством, АКБ является источником электрической энергии.

О конструктивных особенностях автомобильных батарей рассказал пользователь Аккумуляторщик.

Функции, которые выполняет приспособление:

  1. Запуск силового агрегата. В момент, когда генераторный узел еще не запущен, напряжение от АКБ подается на стартерное устройство при пуске.
  2. Обеспечение питания током всего электрооборудования транспортного средства при выключенном двигателе.
  3. Возможность запитки приборов и устройств машины во время движения, когда генераторный узел перегружен.

Поскольку емкость АКБ ограничена, не рекомендуется длительно использовать устройство и включать все потребители энергии при отключенном моторе. Батарея, работая в паре с генераторной установкой, выполняет сглаживание пульсаций электротока в сети машины.

Основные типы АКБ

Устройства делятся между собой по таким параметрам:

  • состав внутренних пластин;
  • технологическое исполнение.

В мотоциклетной технике устанавливаются АКБ, рассчитанные на 6 вольт, в автомобильной — на 12 В, а в грузовых авто — на 24 В.

В зависимости от состава пластин

По этому свойству АКБ разделяются на:

  • малосурьмянистые;
  • гибридные;
  • кальциевые;
  • гелиевые;
  • щелочные;
  • литий-ионные.

Канал «Книга отзывов» вкратце рассказал о разновидностях автомобильных батарей и нюансах их выбора.

Малосурьмянистые аккумуляторы

В таких устройствах используются пластины с уменьшенным объемом сурьмы (менее 5 процентов), что дает возможность снизить интенсивность испарения жидкости из раствора электролита. Это позволяет автовладельцам не доливать постоянно дистиллированную воду в банки. Но это не значит, что такие АКБ не нуждаются в обслуживании (они считаются малообслуживаемыми). Частичная потеря раствора присутствует, поэтому периодически автовладельцам необходимо проверять уровень жидкости и добавлять ее.

Основные преимущества:

  1. Пониженная степень саморазряда устройства во время хранения, если сравнивать с традиционными сурьмянистыми моделями.
  2. Устойчивость к электрическим параметрам бортовой сети машины. При появлении скачков напряжения основные свойства АКБ не пострадают. Поэтому многие специалисты рекомендуют использовать подобный тип АКБ на транспортных средствах российского производства. Для таких авто характерно нестабильное напряжение в электросети.
  3. Доступная стоимость по сравнению с другими типами АКБ.
Гибридные аккумуляторы

Данный вид батарей маркируется символами Ca+ либо Ca/Sb на корпусе. Решеточные элементы электродов в них могут выполняться по разным методикам. Плюсовые составляющие производятся с добавлением сурьмы, а минусовые — по кальциевой технологии. Гибридный тип устройств был создан с целью объединить положительные характеристики других разновидностей батарей. Но в итоге все свойства получились средними.

По сравнению с устройствами малосурьмянистого типа расход рабочей жидкости в таких аккумуляторах меньше, но значительно больше, чем в кальциевых. Основным преимуществом данного вида батарей является высокая устойчивость к глубокому разряду, а также перепадам напряжения в бортовой сети машины.

Подробно о гибридных разновидностях устройств и особенностях их эксплуатации рассказал пользователь Аккумуляторщик.

Кальциевые аккумуляторы

Основное отличие данного типа заключается в использовании кальция в свинцовых решетках вместо сурьмы, это позволило снизить величину испарения жидкости. Такие аккумуляторы имеют на корпусе маркировку Ca/Ca. Это свидетельствует об использовании кальция в решетках обоих электродов — отрицательных и положительных.

В зависимости от производителя в состав приспособления может добавляться серебро, что позволяет:

  • снизить величину внутреннего сопротивления устройства;
  • повысить коэффициент полезного действия;
  • увеличить значение емкости.

Но одной из основных особенностей кальциевых батарей стало снижение интенсивности электролиза, в результате чего раствор рабочей жидкости практически не испаряется. Благодаря этому у автовладельца пропадает возможность периодической диагностики уровня и замера плотности. Кроме того, такие АКБ характеризуются пониженной степенью саморазряда. Данный параметр по сравнению с устаревшими сурьмянистыми устройствами меньше приблизительно на 70%.

Это позволяет аккумулятору намного дольше хранить эксплуатационные свойства, если он не используется. Замена сурьмы на кальций позволила повысить величину напряжения, которое требуется для запуска процесса электролиза — с 12 до 16 вольт. Соответственно, для таких устройств переразряд не критичен.

Недостатки, характерные для кальциевых приспособлений:

  1. Такие аккумуляторы более чувствительны к повышенному разряду по сравнению с традиционными АКБ. Батарее достаточно около трех сильных циклов, что приведет к необратимому снижению емкости. Соответственно, в итоге аккумулятор сможет накапливать меньше тока и будет менее мощным. Потребуется замена устройства.
  2. Из-за этого недостатка потребителю необходимо регулярно следить за состоянием бортовой сети машины. Кальциевые устройства более чувствительны к стабильности электрических параметров в авто. Перепады напряжения негативно отразятся на функционировании аккумуляторов в целом. Перед выполнением монтажа АКБ необходимо удостовериться, что генераторный узел исправен. Также требуется диагностика регуляторного приспособления и прочего оборудования, влияющего на величину напряжения.
  3. Стоимость кальциевых устройств значительно выше по сравнению с малосурьмянистыми. Такие АКБ обычно устанавливаются на современные иномарки, обладающие стандартными набором функций. Речь идет о транспортных средствах, в которых установлено качественное оборудование и гарантируется стабильность электрических параметров.

Покупая кальциевый аккумулятор, надо помнить, что при работе подобного устройства не допускается глубокий разряд.

Об особенностях зарядки такого типа автомобильных батарей рассказал канал «Avto-Blogger».

Гелевые аккумуляторы

Подобные устройства производятся по технологиям GEL и AGM, в них используется электролит в связанном виде. Данный тип батарей позволил решить проблему безопасного применения. В традиционных аккумуляторах рабочая жидкость может вытечь из конструкции при повреждении корпуса либо его переворачивании. А сама серная кислота — агрессивный состав, представляющий опасность для человеческого организма. В гелиевых устройствах раствор электролита помещается в связанное состояние, что способствует снижению его текучести.

Также данная технология позволила снизить величину осыпания активной составляющей пластин. Единственное различие между устройствами AGM и GEL состоит в методе связывания рабочей жидкости. В первом случае раствором пропитывается пористое стекловолокно, расположенное между пластинами. А во втором — жидкость переводится в гелеобразный вид посредством использования соединений кремния в составе.

В результате того, что жидкий электролит в конструкции практически не применяется, такие аккумуляторы не боятся использования в наклонном положении. Но все же эксплуатировать батареи в перевернутом состоянии не рекомендуется.

Основные преимущества гелевых устройств:

  1. Низкая величина саморазряда. Поэтому их можно хранить длительное время без необходимости подзарядки.
  2. Устойчивость к воздействию вибраций.
  3. Основное достоинство заключается в способности аккумулятора выдавать высокий пусковой ток независимо от заряда устройства. Причем практически при полном разряде. Это позволяет увеличить ресурс эксплуатации, поскольку после запуска двигателя аккумулятор все равно зарядится.
  4. Способность выдерживать большое число циклов заряда-разряда. В среднем этот показатель составляет около двухсот.

Основным недостатком АКБ является ее высокая чувствительность. Заряд данного типа устройств должен выполняться меньшей величиной тока, если сравнивать с традиционными кислотно-свинцовыми моделями. Для подзарядки аккумулятора должны использоваться ЗУ, обладающие специальными характеристиками. Также такой тип устройств очень требователен к стабильности параметров электрической сети транспортного средства.

При работе в условиях серьезных холодов значительно снижается проводимость гелеобразного раствора жидкости, поэтому АКБ может вести себя некорректно. В идеале ресурс эксплуатации таких устройств составляет около десяти лет, но по факту не стоит рассчитывать больше, чем на семь. В современных транспортных средствах такие аккумуляторы используются редко, что обусловлено их высокой стоимостью по сравнению с другими типами. Они нашли широкое применение в мотоциклетной технике, а также водных транспортных средствах.

Канал «Avto-Blogger» подробно рассказал о преимуществах и недостатках, характерных для гелиевых АКБ авто.

Щелочные аккумуляторы

В составе аккумулятора вместо кислоты используется щелочь. В автомобильных транспортных средствах они применяются редко, поскольку из всего многообразия есть только два типа стартерных АКБ. Устройства комплектуются плюсовыми и минусовыми пластинами, первые имеют покрытие из гидроксида или метагидроксида, а вторые — из кадмия и железа.

Сами пластинные элементы устанавливаются в специальные конверты, но они производятся из стали. Внутрь устройств запрессовывается активная масса, что позволяет увеличить устойчивость батареи к воздействию вибраций. Надо учитывать, что в щелочных АКБ используется разное количество плюсовых и минусовых электродных элементов. Обычно на один положительный компонент больше. Пластинные элементы устанавливаются по краям конструкции и подключаются к корпусу АКБ.

Основные достоинства щелочного типа батарей:

  1. Такие устройства проще переносят перезаряд. АКБ можно длительно хранить без эксплуатации, причем ее свойства не будут нарушены.
  2. Щелочные устройства лучше функционируют в условиях пониженных температур.
  3. Данный тип аккумуляторов характеризуется более низким саморазрядом по сравнению с кислотными устройствами.
  4. Вредные испарения в конструкции практически отсутствуют.
  5. Щелочные батареи позволяют накапливать большую емкость на единицу массы. В итоге при использовании в качестве тяговых АКБ они позволяют отдавать ток в течение длительного времени.

Минусы, характерные для щелочного типа устройств:

  1. Такие батареи обладают меньшим напряжением, по сравнению с кислотно-свинцовыми. В итоге для достижения необходимого параметра в конструкции устройства надо объединить большее количество банок. Это способствует увеличению габаритных размеров АКБ.
  2. Стоимость щелочных устройств намного больше по сравнению с кислотными.

На сегодняшний день щелочный тип АКБ производится только для некоторых моделей грузовых машин. Основная сфера их использования — тяговые батареи, какие устанавливаются в складскую технику, погрузчики. Применение щелочных устройств на легковых транспортных средствах пока не целесообразно.

Об особенностях обслуживания такого типа батарей рассказал канал «Nesh34».

Литий-ионные аккумуляторы

Подобный вид устройств считается перспективным в плане вспомогательного источника тока. В качестве носителей в них используются ионы лития. Сам материал электродных элементов может меняться с совершенствованием данной технологии. Изначально для этого использовался металлический литий, но со временем он был заменен графитом в результате повышенной взрывоопасности. В качестве положительных элементов на более старых АКБ применяются литийные оксиды с добавлением кобальта либо марганца.

Сегодня вместо этого состава используются литий-ферро-фосфатные сплавы. Это обусловлено их меньшей стоимостью и пониженной токсичностью. Такие составы проще перерабатываются.

Основные преимущества данного типа аккумуляторов:

  1. Высокая удельная электроемкость на единицу массы устройства.
  2. Напряжение отдельного компонента значительно выше по сравнению с традиционными кислотно-свинцовыми АКБ. Этот параметр составляет 4 вольта для каждой банки. У классических аккумуляторов — 2 В.
  3. Пониженная степень саморазряда.

Недостатки, присущие для литий-ионных аккумуляторов, не позволяют их массово устанавливать на транспортные средства:

  1. Такие батареи чувствительны к работе в условиях пониженных температур. Когда на улице мороз, ток в АКБ, который она отдает, уменьшается.
  2. Небольшое количество циклов заряда-разряда, составляющее около пятисот.
  3. Старение устройств. При длительном хранении ресурс эксплуатации аккумулятора падает в результате снижения емкости приспособления. За два года этот показатель может снизиться на 20%.
  4. Литий-ионные устройства более чувствительны к глубокому разряду.
  5. Такие батареи не могут похвастаться высокой мощностью. Этот показатель слишком низкий, чтобы устройство можно было использовать в качестве стартерного.

Игорь Цветков предоставил видеоролик, в котором подробно описана процедура производства литий-ионных АКБ.

В зависимости от технологического исполнения

В этом плане устройства делятся на:

  • необслуживаемые;
  • малообслуживаемые;
  • обслуживаемые.
Необслуживаемые

Такой тип АКБ появился на современных автомобилях еще в 80-х годах прошлого века. Эти аккумуляторы считаются наиболее дорогими, в их конструкции не предусмотрены отверстия для добавления раствора электролита. Они характеризуются наличием высокого пускового тока, а ресурс эксплуатации выше примерно на 20-30%. Для качественной работы необслуживаемым батареям необходимо стабильное напряжение в бортовой сети. Такие устройства плохо относятся к длительным попыткам запуска двигателя, когда в работе систем зажигания или питания имеются сбои.

Малообслуживаемые

Обладают доступом к каждой банке. Для эффективного функционирования требуют изредка контроля объема и плотности рабочего раствора. На практике такой тип батарей демонстрирует хорошие эксплуатационные свойства, хотя с технической точки зрения они устарели.

Обслуживаемые

Считается одним из наиболее дешевых типов устройств. Данный вид аккумуляторов нуждается в частой диагностике и контроле уровня рабочей жидкости. Из-за технических особенностей электролит в них быстро испаряется. Основным недостатком является разрушение битумной мастики, которая используется для фиксации корпуса. В результате этого конструкция теряет герметичность, увеличивается концентрация кислотных паров в моторном отсеке, что приводит к окислению клеммных зажимов.

Пользователь Аккумуляторщик подробно рассказал о нюансах технического обслуживания автомобильных батарей.

Технические характеристики АКБ

При покупке следует смотреть на следующие технические характеристики автомобильных аккумуляторов:

  • емкость;
  • электродвижущая сила;
  • ток холодной прокрутки;
  • внутреннее сопротивление и напряжение;
  • полярность;
  • степень заряженности;
  • особенности конструкции;
  • срок эксплуатации и хранения;
  • саморазряд батареи.

Емкость

Данный параметр дает возможность оценить количество электричества, которое отдает АКБ при разряде до минимального значения. Величина замеряется в Ампер-часах. Определить номинальный показатель емкости можно по специальной технологии. АКБ разряжается до момента, пока величина напряжения не составит 10,5 вольт, причем разряд происходит силой тока, которая составляет 4% от заявленного параметра. Процедура выполняется на протяжении двадцати часов, а температура рабочей жидкости при ее проведении должна составить в диапазоне 18-27 градусов.

Если емкость АКБ составляет 50 Ач, то к ее клеммам подсоединяется нагрузка током 2 ампера. Это может быть лампа, рассчитанная на 24 Ватта для использования в 12-вольтной сети. Устройство разряжается до 10,5 вольт. Общее время для выполнения задачи при идеальном состоянии АКБ составит около 25 часов. В ходе использования показатель емкости всегда снижается и концом эксплуатации можно считать момент, когда этот параметр составит 40% от заявленного.

Чтобы точно определить рабочую величину, потребуется нагрузочная вилка, которая включает в себя:

  • сопротивление;
  • вольтметр;
  • контактные элементы;
  • рукоятку;
  • корпус устройства.

Клеммы прибора соединяются с выводами АКБ, затем надо засечь время, когда величина напряжения упадет до 6 вольт. Если аккумулятор работает идеально, то этот параметр составит не меньше трех минут. Величина температуры рабочей жидкости должна быть около 25 градусов.

Пользователь Юрий Крым подробно рассказал об измерении данного параметра в домашних условиях.

Значение емкости батареи зависит от нескольких характеристик:

  • число пластин и тип конструкции, по которому они расположены;
  • значение температуры жидкости;
  • величина разрядного тока, а также режим разряда;
  • степень изношенности устройства.

Емкость является единственным параметром, который позволяет максимально охарактеризовать состояние аккумулятора. Для увеличения ресурса эксплуатации в кислотных АКБ следует использовать минимальную часть от общей величины до зарядки устройства. Если происходит глубокий разряд, срок использования батареи значительно падает.

Электродвижущая сила

Эта характеристика определяет величину напряжения на выводах приспособления без воздействия внешних нагрузок, при отсутствии утечки. Рабочий параметр замеряется с помощью тестера, в качестве которого можно использовать мультиметр либо вольтметр. На электродвижущую силу влияет две характеристики — плотность рабочего состава, а также температура жидкости. Чем больше первая величина, тем выше параметр ЭДС.

При температуре аккумулятора 18 градусов и значении плотности 1,27 г на см3 величина электродвижущей силы составит 2,12 вольт для одной банки. Соответственно, если батарея состоит из шести элементов, то общее значение будет 12,7 вольт. По параметру электродвижущей силы не получится точно определить состояние АКБ. Эта величина позволяет распознать критические проблемы в работе устройства, например, замыкание пластин.

Формула для расчета зависимости напряжения и ЭДС при зарядке АКБ Вычисление аналогичного параметра при разряде аккумулятора

Ток холодной прокрутки

Данная величина часто именуется пусковой. Параметр маркируется на корпусе аккумулятора рядом с показателем емкости. Для определения параметра холодной прокрутки АКБ надо охладить до температуры -18 градусов. Затем производится ее разрядка пусковым током на протяжении тридцати секунд. В соответствии с ГОСТом данная величина должна составить не меньше 8,4 вольт. После двух с половиной минут разряда этот параметр может опуститься на уровень не ниже 6 вольт.

Внутреннее сопротивление и напряжение

Данная величина включает в себя параметры:

  • пластинчатых элементов;
  • раствора рабочей жидкости;
  • сепараторных устройств;
  • крепежных соединений и т. д.

Величина внутреннего сопротивления снижается при росте показателя емкости аккумулятора. Этот параметр возрастает при падении температуры, а также заряда устройства. При регулярном использовании автомобиля АКБ не заряжается до конца приблизительно на 15-20%, поэтому специалисты рекомендуют периодически выполнять ее подзарядку. Это связано с функционированием генераторной установки. Данный узел может вырабатывать не более 14,5 вольт, но необходимый заряд устройство позволяет выдавать в случае, когда обороты коленвала составляют 2 тысячи в минуту.

Соответственно, процедура подзарядки оптимально выполняется при разгоне автомобиля либо когда машина движется на высокой скорости по трассе. В таком режиме работы полное восстановление емкости возможно только при функционировании на протяжении двенадцати часов. Величину напряжения, которое выдает генераторный узел, повысить не получится, поскольку это приведет к началу процесса электролиза и испарению жидкости.

Пользователь Misha343 рассказал о практическом вычислении внутреннего сопротивления АКБ автомобиля.

Полярность

Данная характеристика определяет расположение батареи в моторном отсеке машины. В продаже можно встретить аккумуляторы с прямой и обратной полярностью. Отличить их несложно. Повернув устройство клеммами на себя, в аккумуляторе с прямой полярностью отрицательный вывод находится справа, а положительный — слева. Если характеристика обратная, то будет наоборот.

Российские производители выпускают аккумуляторы с прямой полярностью, а зарубежные — преимущественно с обратной.

Непосредственно клеммы в АКБ могут иметь различные стандарты:

  1. Европейский Тип 1. Диаметр положительного вывода составляет 1,95 см, а отрицательного — 1,79 см.
  2. Азиатский стандарт 3. Положительный контакт имеет диаметр 1,27 см, а отрицательный — 1,11 см.

Степень заряженности

На данный технический параметр влияют различные характеристики, поэтому точно определить его значение будет проблематично. Узнать степень заряженности позволит только многофункциональное зарядное оборудование, оснащенное сложной электроникой. Но для использования батареи достаточно знать оценочные величины. Рабочий параметр можно определить по значению напряжения, а также плотности раствора. Первая характеристика для заряженной батареи с жидким электролитом составляет примерно 12,7 вольт, а для гелиевых устройств — в диапазоне 13-13,4 В.

Таблица взаимосвязи степени заряженности с другими параметрами АКБ

Особенности конструкции

Большинство современных устройств для легковых транспортных средств весят около 14-20 килограмм. Почти всегда производитель указывает точную массу на этикетке с другими свойствами и параметрами АКБ. В случае с типоразмерами ситуация обстоит иначе. В продаже можно найти аккумуляторы, выполненные в различных исполнениях.

Но почти все разновидности устройств относятся к одному из этих типоразмеров:

  1. Европейский. Приспособления, выполненные в таком корпусе, имеют высоту 19 см. Клеммные выводы устанавливаются в углублениях конструкции.
  2. Азиатский. В таких аккумуляторах высота корпуса может составить от 22 до 25 см. Клеммные зажимы выступают за саму конструкцию АКБ.
  3. Американский. В подобных устройствах контактные выходы располагаются сбоку. Но на российском рынке найти данные аккумуляторы проблематично.

В плане технологической конструкции все батареи можно разделить на три типа, о которых сказано выше:

  • необслуживаемые;
  • обслуживаемые;
  • малообслуживаемые.

Срок эксплуатации и хранения

Если аккумулятор не используется, то его ресурс сохранения будет небольшим. В полностью разряженном состоянии и без электролита устройство может пролежать до двух лет. Но гарантийный ресурс хранения АКБ составит только один год. Если будут соблюдаться основные правила применения, то общий срок эксплуатации увеличится на четыре года в среднем. При правильном и своевременном техническом обслуживании ресурс использования батареи может составить до восьми лет.

Пользователь Аккумуляторщик подробно рассказал о сроке эксплуатации АКБ и нюансах, которые влияют на его снижение.

Саморазряд батареи

Этот показатель представляет собой процесс снижения величины емкости приспособления, пока оно простаивает. Процедура происходит в результате появления окислительно-восстановительных процессов на электродных элементах различной полярности. Но минусовая часть устройства страдает больше, что обусловлено взаимодействием свинца от пластин с серной кислотой из рабочего раствора. Такой процесс приводит к выделению водорода. Степень растворения свинца увеличивается при возрастании параметра плотности рабочего раствора электролита.

Кроме того, процедура саморазряда может провоцироваться загрязнениями, образующимися на поверхности батареи. Рабочий раствор, вода и другие жидкости способствуют созданию неблагоприятных условий для функционирования АКБ, в частности, ее разряду. Это происходит благодаря образованию проводящей пленки между контактными выводами АКБ.

Особенности процедуры саморазряда, которые надо знать автовладельцу:

  1. Когда температура падает, этот параметр снижается, а если она составит 0 градусов, то он почти прекращается. Поэтому не рекомендуется хранение аккумуляторов в помещениях, где жарко. АКБ должна быть заряженной.
  2. Процедура саморазряда становится активной, когда ресурс эксплуатации батареи приближается к концу. Этому способствует подзарядка устройства при глубоком разряде.
  3. Данный параметр можно уменьшить, если вовремя заливать в АКБ чистую серную кислоту с дистиллятом. Эти вещества позволят сделать электролит.
  4. Процедура саморазряда происходит более активно на протяжении 24 часов после последней подзарядки аккумулятора.
  5. Если батарея теряет 1% емкости за сутки, это считается нормальным.

Канал «НИк86 авто-стройка» подробно рассказал о причинах саморазряда устройств.

Техника безопасности при эксплуатации и обслуживании АКБ

Чтобы обеспечить длительную работу приспособления, надо учитывать следующие нюансы использования:

  1. Устройство должно быть надежно зафиксировано в моторном отсеке машины.
  2. Если производится замер параметра плотности рабочей жидкости и ее замена, необходимо пользоваться средствами защиты. Речь идет об очках и резиновых перчатках. Если электролит попадет на кожу, пораженный участок необходимо обработать раствором воды с пищевой содой.
  3. Не допускается замыкание клемм АКБ друг с другом. Это может привести к выходу из строя электрооборудования и даже взрыву батареи.
  4. Прежде чем подзаряжать приспособление, необходимо открутить пробки из банок. Это нужно, когда батарея относится к категории обслуживаемых.
  5. Не допускается хранение аккумулятора, если он разряжен. Это приведет к быстрой сульфатации электродных элементов, в результате чего снизится емкость устройства.
  6. При подключении надо обязательно соблюдать полярность. Если батарея заряжена, то ее запас энергии высокий. Соответственно, при неправильном подсоединении клемм может произойти поломка АКБ.
  7. Не допускается самостоятельное вскрытие корпуса приспособления. Попадание раствора электролита на кожу приведет к химическому ожогу.

Видео «Нюансы проведения технического обслуживания АКБ»

Пользователь Аккумуляторщик подробно рассказал об особенностях профилактики автомобильных аккумуляторных батарей в домашних условиях.

avtozam.com

Основные характеристики аккумуляторных батарей | АКБ

Коэффициент преобразования энергии

Энергия, которая подводится к батарее в процессе заряда, всегда больше энергии, отдаваемой ею при разряде. Превышение энергии заряда над энергией разряда объясняется необходимостью покрытия затрат на проведение электрохимических процессов при заряде. Чтобы зарядить батарею, необходимо подвести к ней энергию, величина которой составляет от 105 до 110% отданной ранее энергии. Это соотношение (равное от 1,05 до 1,10) называют коэффициентом преобразования энергии.

Емкость аккумуляторной батареей

Емкость батареи или отдельного аккумулятора равна отдаваемой ими электроэнергии, измеряемой в ампер-часах (А·ч). Емкость зависит от температуры и разрядного тока. Она уменьшается при увеличении разрядного тока и снижении температуры окружающей среды (особенно при минусовых ее значениях).

Номинальная емкость K20

Это указываемая изготовителем в А·ч емкость, которая определяется в режиме 20-часового разряда полностью заряженной батареи. Величина тока разряда рассчитывается по формуле K20 : 20 ч. Напряжение на выводах батареи при этом должно оставаться на уровне не ниже 10,5 В. Например, разрядный ток батареи емкостью 60 А·ч должен быть равен:

60 А·ч : 20 ч = 3 А

Таким образом батарея номинальной емкостью 60 А·ч должна отдавать ток силой 3 А в течение 20 часов, причем напряжение на ее выводах должно быть выше 10,5 В.

Ток холодной прокрутки

Ток холодной прокрутки (пусковой ток) характеризует способность аккумуляторной батареи обеспечивать пуск двигателя в холодное время года. Ток холодной прокрутки – это указанный производителем ток, который способна отдавать новая полностью заряженная батарея при температуре -18°C в течение установленного нормативом времени. При этом напряжение на ее выводах не должно падать ниже определенного значения, определяемого нормативными значениями.

Номинальное напряжение автомобильной батареи

Номинальное напряжение автомобильной батареи равно произведению номинального напряжения аккумулятора на число (последовательно включенных) аккумуляторов в батарее. В соответствии со стандартом номинальное напряжение свинцового аккумулятора равно 2 В, поэтому у аккумуляторной батареи оно должно составлять 12 В.

Напряжение начала газовыделения

Напряжение начала газовыделения – это напряжение аккумулятора, при котором начинается интенсивное выделение газов. Обычно газы начинают обильно выделяться при напряжении на клеммах более 14,4 В (или 2,4 В на выводах аккумулятора).

ustroistvo-avtomobilya.ru

Основные параметры аккумуляторных батарей

Во время постоянного увеличения цены на энергоресурсы альтернативная электроэнергия это отличный способ сэкономить деньги. Возможность обзавестись независимым источником получения электроэнергии есть у каждого желающего. Фотоэлектрические солнечные панели это отличный шанс пользоваться экологически чистой энергией.

Солнечная батарея работает по принципу накопления и преобразования энергии солнца в электричество. Цена на оборудование не из дешевых, но панели окупаются быстро и в будущем затраты на энергию равняются нулю. Так как фотоэлектрические панели заряжаются только в световой день, а энергоснабжение оборудования и бытовых приборов должно быть бесперебойным, нужны аккумуляторы.

Аккумулятор – это важнейшая составляющая солнечной батареи, именно он компенсирует разницу между выработкой и расходованием ночью, а также в плохую погоду. Уровень пиковой нагрузки имеет тенденцию к разрежению, и энергия оптимально распределяется.

Основные параметры аккумуляторных батарей

Технические характеристики аккумуляторов, применяемых для солнечных батарей.

Качество зависит от следующих показателей:

Максимально возможная глубина разрядки; КПД; Емкость; Вес; Цена; Габариты; Напряжение; Конечных границ зарядки и разрядки тока; Колебания допустимых температур.

Полезная информация: Описание, предоставленное заводом-изготовителем, дается при рабочей температуре эксплуатации – от 20 до 25 °С. В случае отклонения от нормы указанные характеристики могут меняться на худшие.

 

Название модели аккумулятора предоставляет информацию о полезной емкости и рабочем вольтаже. К примеру, гелиевая система глубокого разряда RA12200DG при 10 часовой разрядке токами в 1/10 от заданной вместительности производит в нагрузку 2400 Вт*ч. Данные получаем, умножив указанный вольтаж на ампер-часы – 12х200. Емкость понижается при быстром разряде и уровне высокого тока. А при меньших значениях она возрастает. Иногда производители прибегают к следующей уловке: указывают завышенную рабочую вместительность в описании солнечной батареи, а она возможна лишь при соблюдении идеальной среды для работы. К примеру можно привести товары фирмы Haze, они позиционируются завышенной энергоемкостью, а на самом деле она на 15-20% ниже, чем написано.

Разрядные характеристики аккумуляторных батарей

Разрядные характеристики аккумуляторных батарей

Чаще всего аккумуляторные батареи работают в тех режимах, где ток расходуемого разряда доходят до 4 С. Время за которое разряжается батарея равно 5 минутам, а энергии в нагрузку вырабатывается меньше чем 40%. Это нормальная ситуация при высоких токах разрядки. Если величина степени разряда отвечает 0,1С – солнечная батарея выдает аккумулированную энергию полностью, и она может работать 10 часов. Если же разряд током будет составлять 2С – то батарея сможет продержаться только 15 минут, выдав в нагрузку 50% энергии.

 

 Напряжение

Эта характеристика аккумуляторных батарей показывает состояние и уровень заряда. Особенно это важно для тех случаев, когда у герметизированных аккумуляторных устройств нельзя определить плотность электролита. Уровень напряжения при нулевых токах, разрядке и полном заряде очень отличается. Чтобы определить, насколько заряжен аккумулятор, нужно измерить вольтаж на клеммах. Замер занимает около 3 часов, так как за этот отрезок времени уровень вольтажа приходит в норму.

 

Уровень емкости аккумулятора

Емкость меряют в ампер-часах. Этим термином называется количество энергии, сохраненное в батарее. В продаже можно встретить аккумуляторы с указанной емкостью от 1 до 2000 ампер-часов. Один аккумулятор вместительностью от 100 АЧ, может служить источником основного питания для нагрузки 1 А на протяжении ста часов.

Чтобы увеличить срок работы стоит расходовать маленькую частицу энергоемкости до момента следующей зарядки. Каждый из зарядных периодов не нужно использовать до полного разряда. Естественно количество потенциальных циклов будет разным при различных показателях глубины. Батарея глубокого, но неполного разряда – это устройство, в котором использовалось более чем 50% запасенной в нем энергии. При этом, никакого ухудшения качества не наблюдалось.

Заряд-разрядные кривые.

Заряд-разрядные кривые.

При использовании аккумуляторов в системе солнечных батарей, нужно пользоваться специальным контроллером заряда. Такая тактика позволит не повредить аккумуляторы при несвоевременной зарядке. Максимальное напряжение для кислотного аккумулятора должно быть на уровне 2,5 Вт на один элемент. Большинство фотоэлектрических батарей работают по системе мягкой нагрузки. Когда вольтаж увеличивается – сильно понижается уровень тока заряженности. Использование специальных датчиков на ГЭС и ветроэлектрических станциях также поможет избежать поломки оборудования.

 

Саморазряд батареи

Этому явлению подвержены все типы аккумуляторов. Проблема выражается в потере аккумулятором вместительности, даже если он не использовался и был заряжен на все 100%.

Чтобы провести количественную оценку степени саморазряда, можно взять показатель потраченной за определенный период энергоемкости. Емкость стоит выразить в процентном соотношении к критерию, полученному сразу же после разрядки. Общепринятым критерием служит месяц и 24-е часа дополнительно.

 Угроза саморазряда максимально высока на первые сутки после заряда, после этого она значительным образом минимизируется. Ток саморазряда значительно увеличивается, если аккумулятор достиг практически полной разрядки, и его заряжают снова, лишь спустя некоторое время. Процесс саморазрядки обуславливается повышенным испарением кислорода на электродах с положительным значением. Повышенная температура еще больше усугубляет ситуацию.

Некоторым образом на саморазрядку влияют те материалы, из которых изготовлен аккумулятор. Также имеет значение процесс его производств и конструкция. Потенциально, утраты бывают из-за повреждения сепаратора – тонкой пластинки между положительными и негативными электродами. Кристаллы, образующиеся в процессе работы устройства, пробивают сепаратор. Такая ситуация возникает через неправильное пользование устройством, использования некачественного или неподходящего аппарата. Повреждение сепаратора видно невооруженным взглядом – пластинки электродов слипаются между собой, а это в свою очередь обеспечивает повышение вероятности саморазряда.

 

 

 

 Срок службы аккумуляторной батареи

Вычисляется по периодам заряда/разряда. Он зависит от условий использования аккумулятора. Чем глубже и чаще разряжается система и чем дольше находится незаряженной, тем меньше число ее полезных циклов. Срок работы, указанный в годах является приблизительным значением, оно рассчитано для стандартных условий использования. К примеру, если изготовитель указал, что приспособление прослужит вам 12 лет, это значить что количество зарядов и последующих разрядов равно восьми в месяц. Значение необходимого диапазона циклов это условие, зависящее от различных показателей. Это понятие не одинаков и отличается от других, так как технология выпуска у всех разная.

В процессе использования показатель энергоемкости имеет тенденцию к уменьшению. Замена рекомендована, если процент указанной вместительности равняется 60%. Описания согласно количеству рабочих периодов заряда/разряда обычно приводятся к моменту утраты накопителем 40% от рабочей вместительности.

Срок службы аккумуляторных батарей в циклах

Срок службы аккумуляторных батарей в циклах

Для систем автономной электроэнергетики применяют аккумуляторы из свинца со сроком работы от 300 полных циклов до 3000. Чтобы продлить рабочее состояние, стандартный период разрядки не должен быть выше 30%, а полная разрядка не должна достигать 80% всей энергоместительности. Нахождение разряженным более одного дня ведет к снижению времени качественной службы накопителя и негативным последствиям. Чтобы определить, сколько осталось, надо обратить внимание на сопротивление изнутри. Аккумулятор, которому жить осталось недолго при зарядке греется сильнее, чем в начале его эксплуатации.

 

 Степень заряженности

Данный критерий зависит от совокупности нескольких данных и определяется зарядными приборами со встроенным микропроцессором. Такие приспособления выявляют колебания заряда/разряда на протяжении нескольких рабочих периодов. Это дорогой метод, но он предоставляет самые точные данные по макроуровню заряженности.

 Альтернативными способами по определению степени заряда являются:

  • Анализ плотности электролита – такой метод можно использовать для накопителей на жидком электролите. Измерение проводится с помощь. Ареометра. Перед анализом нужно выждать два часа. Проверка проводится в перчатках из резины и защитных очках. НА случай если жидкость из накопителя попадет на руки, воспользуйтесь водным раствором соды. Измерение цифровым вольтметром – это наименее верный метод, но он привлекает своей доступностью. Для измерения достаточно только иметь вольтметр. Перед проверкой, также нужно время двух часов, предварительно отсоединив накопитель из солнечной батареи.
100 12.70 25.40 1.265
95 12.64 25.25 1.257
90 12.58 25.16 1.249
85 12.52 25.04 1.241
80 12.46 24.92 1.233
75 12.40 24.80 1.225
70 12.36 24.72 1.218
65 12.32 24.64 1.211
60 12.28 24.56 1.204
55 12.24 24.48 1.197
50 12.20 24.40 1.190
40 12.12 24.24 1.176
30 12.04 24.08 1.162
20 11.98 23.96 1.148
10 11.94 23.88 1.134

 

Памятка безопасного использования аккумуляторов для солнечных батарей

  •  Хранение разряженной аккумуляторной батарии приводит к значительному снижению полезной вместимости батареи за счет ее сульфитации;
  • Во избежание термического ожога запрещается создавать цепочку краткого замыкания на клеммах накопителя.
  • Высокий ток при коротком замыкании приводит к повреждению контактов клемм;
  • Утилизация солнечных батарей проводится в соответствии с правилами, для приборов, содержащих в составе тяжелые металлы;
  • Запрещено открывать корпус. Внутри него содержится электролит, который вызывает химические ожоги кожных покровов.
  • Подключение надо проводить в правильном отношении к полярности. Неправильная установка может повредить весь комплекс целиком.

На сегодняшний день производителями выпускаются множество устройств аккумулирующего назначения различной мощности. Для солнечных электростанций можно брать (GEL) – гелиевые накопители или (AGM) –жидкокислотные. Давно сложившийся стереотип, что жидкокислотные применяются только для автомобилей, совсем не оправдывается. Ведь для обычного автомобильного аккумуляторного устройства обеспечить достаточное число периодов зарядки очень сложно. AGM подходит для солнечных электростанций, так как функционально он опережает стандартный автомобильный накопитель.

Также подходит OPzS – аккумуляторная установка с повышенным количеством зарядов. Она требует ответственного контроля над основными критериями электролита. Этот источник универсален, но из-за своей дороговизны, широкой популярности он не получил. Оптимальным вариантом по цене и функциональности являются гелиевые накопители (GEL). Они более доступны, нежели OPzS, но стоят немного дороже чем AGM.

Изначально кажется, что солнечные батареи с аккумуляторами кажутся очень простыми системами, но на самом деле это сложнейший механизм, который обеспечивает отлаженное функционировании всех составляющих. И если выпадет хотя бы одно звено из слаженной цепочки – система перестанет работать полностью.

Рекомендуем прочесть:

www.solar-battery.com.ua

Выбор аккумулятора по бренду и параметрам

В большинстве случаев  об аккумуляторе вспоминают лишь тогда, когда он однажды отказывается крутить стартер. Многие мотивируют свое невнимание к автомобильной батарее тем, что аккумулятор необслуживаемый и должен «отработать» вложенные в покупку средства.

Теория подбора аккумулятора

Независимо от того, кто является производителем аккумулятора, все они имеют одинаковый принцип действия и аналогичное внутреннее устройство. Отличие брендового от бюджетного аккумулятора заключается в использовании новейших технологий, материалов и самого современного оборудования. Конечно же, на первом месте для любой известной компании - качество изготовления продукта, являющееся неотъемлемой частью ее имиджа

Коротко об устройстве аккумулятора

Современный автомобильный аккумулятор имеет пластиковый корпус, состоящий из шести ячеек (банок) в каждой из которых помещены пластины из свинца или свинцово-кальциевого сплава. Пластины в банках набраны таким образом, что между положительными пластинами расположены отрицательные. Для предотвращения контакта между пластинами они упакованы в специальные конверты, так называемые сепараторы.

Каждая банка заливается электролитом до определенного уровня. Электролит представляет собой смесь серной кислоты с дисцилированной водой. При подведении к пластинам напряжения от генератора, либо зарядного устройства  внутри каждой банки начнет протекать химическая реакция. В данном случае электрическая энергия генератора перейдет в химическую, зарядив тем самым аккумулятор.

Саморазряд аккумулятора

Внутри аккумулятора постоянно идет химическая реакция, приводящая к ее саморазряду через определенное время. Это связано с тем, что в электролите происходит частичное растворение активных веществ.

Для примера.  Плотность электролита в свинцовых аккумуляторах снижается до 1.20 г/см3 за 6 месяцев его хранения.

Аккумуляторы из пластин свинцово-кальциевого сплава в этом отношении более надежные,  так как у них повышена устойчивость к химическому саморазряду. Плотность электролита в таких аккумуляторах снижается до значения 1.20 г/см3 лишь через 18 месяцев хранения. Это качество однозначно говорит о превосходстве "кальциевых" батарей.

Единицы измерения

Плотность электролита принято измерять в г/см3 и для полностью заряженного аккумулятора она должна соответствовать 1, 27-1.28 г/см3 (для большинства районов).

Общая информация

Каждый автомобиль с завода комплектуется аккумуляторной батареей, рассчитанной на суммарную мощность всех потребителей в схеме его электрооборудования. Поэтому рекомендованный в руководстве по эксплуатации авто аккумулятор и должен служить отправной точкой для владельца при покупке нового аккумулятора.

Когда же приобретенный аккумулятор не соответствует схеме электрооборудования, будь это хоть Bosch, VARTA, BAREN или им подобные бренды, он не сможет в полной мере отвечать всем предъявляемым к нему требованиям.

 Дело в том, что для запуска двигателя с одинаковым литражом, но для различных марок автомобилей необходимо различное количество потребляемой энергии. Это зависит от особенностей конструкции двигателей, где может быть различная компрессия,  два или один распредвал, различное навесное оборудование, что в целом является определяющим - какая величина тока требуется для пуска конкретного двигателя. Если не принять во внимание  эти факторы при покупке аккумулятора, то возникнут неизбежные проблемы с запуском, что особенно будет сказываться при низких температурах.

Типы аккумуляторов

Современные аккумуляторы делятся на:

  • Обслуживаемые
  • Малообслуживаемые
  • Необслуживаемые

Необслуживаемые, как следует из названия, не требуют никакого вмешательства в течение всего  срока  эксплуатации, при условии полностью исправного электрооборудования автомобиля.

Параметры аккумуляторов:

  • Габаритные размеры
  • Полярность клемм (расположение, например «+» справа или слева) и их конструкция
  • Номинальная емкость в ампер-часах: 45, 50, 55 Аh и т.д.
  • Пусковой ток

Номинальная емкость должна соответствовать выходной мощности генератора, чтобы соблюдался баланс заряда аккумулятора (не допуская при этом недозаряда или перезаряда), поэтому важно приобретать рекомендованную заводом-производителем аккумуляторную батарею. При этом необходимо учитывать и установленное дополнительное оборудование.

Пусковой ток для аккумулятора является важнейшим параметром, показывающим его возможность отдавать максимальную определенную мощность в течение 30 сек при температуре - 18˚ С. Так стартер в режиме тормозного момента потребляет ток порядка 350-400А, что является мощной нагрузкой для аккумулятора, и при проблемах с запуском, батарея может быстро разрядится.

Маркировка аккумуляторной батареи

Каждый аккумулятор снабжается необходимыми заводскими обозначениями  для ориентирования при его покупке. В маркировку входят, как пример:

  • 12V, 24V – номинальное напряжение в вольтах
  • 55 Ah – номинальная мощность в ампер-часах.
  • - 650 AEN; 420 A DIN; 650 A(EN) – пусковой ток, при - 18 градусах
  • Дата изготовления

Проверка аккумулятора при покупке

Внешний вид не должен вызывать никаких подозрений, и при визуальном осмотре должны отсутствовать следы ударов или трещин. Производится замер плотности залитого электролита, которая не должна отличаться от номинальной  ниже, чем на 0,02 г/см3. Это будет соответствовать 80% плотности полностью заряженного аккумулятора.

С помощью нагрузочной вилки проверяется характеристика мощности. При приложении нагрузки напряжение батареи не должно падать ниже 11V в течение 10 секунд.

Аккумулятор можно смело приобретать, если он отвечает всем указанным требованиям.

Не стоит при этом забывать, что аккумулятор для любого производителя - это, прежде всего, товар и его нужно продать любой ценой. Если же учесть при этом, что стоимость современных аккумуляторов достаточно высока, то выбор должен быть всегда осознанным.

Аккумуляторы от мировых производителей стоят, как правило, на порядок дороже, но это всегда оправдано, так как помимо имиджа, это еще и несомненное качество и надежность. 

blamper.ru

Параметры аккумулятора - вес, напряжение, размеры, тип клемм аккумулятора

Параметры аккумулятора - вес, напряжение, размеры, тип клемм аккумулятора

Основные технические характеристики аккумулятора

Нельзя просто так прийти в магазин, и купить первый попавшийся аккумулятор — все они отличаются друг от друга, и на ваш автомобиль может быть установлен аккумулятор со строго определенными техническими характеристиками. У АКБ довольно-таки много параметров, но рядовому автолюбителю достаточно знать о самых основных из них — электрической емкости, напряжении, пусковом токе, массе, габаритах и конструктивных особенностях.

При покупке аккумулятора нужно руководствоваться простым правилом — новый АКБ должен иметь те же параметры, что и старый. Это относится и к конструкции, и к электрическим характеристикам. В противном случае есть риск нанести серьезный ущерб автомобилю.

О чем говорят характеристики аккумулятора? Как исходя из параметров понять, на что способен аккумулятор, и подходит ли он вам? Здесь нет ничего сложного, научиться понимать характеристики АКБ может каждый.

Электрическая емкость 

Электричество в некотором смысле похоже на жидкость — оно может течь по проводам, и храниться в аккумуляторах. Аккумуляторы, в свою очередь, похожи на сосуды — в них может храниться строго определенное количество электричества. То, сколько электричества «поместится» в АКБ, определяется электрической емкостью.

Электрическая емкость — один из основных параметров аккумулятора, по которому сразу можно сказать, для каких целей подходит этот аккумулятор, и на что он вообще способен. Измеряется этот параметр в ампер-часах (Ач).

Почему именно ампер-часы? Все просто: емкость показывает, сколько времени аккумулятор может питать нагрузку с тем или иным потребляемым током. Так, если емкость АКБ составляет 100 Ач, то он сможет на протяжении 100 часов питать нагрузку с потребляемым током в 1 ампер. Соответственно, если нагрузка питается током в 10 ампер, то она проработает от этого аккумулятора 10 часов.

Сейчас на рынке представлены автомобильные аккумуляторы с электрической емкостью от 30 до 225 Ач, хотя встречаются и более емкие экземпляры.

Нужно обратить внимание, что на аккумуляторах указывается номинальная электрическая емкость, которая определяется при непрерывном 20-часовом разряде. Согласно стандарту, ток такого разряда должен составлять 0,05 указанной емкости. То есть, если разряжать аккумулятор емкостью 100 Ач на нагрузку 5А, то спустя 20 часов заряд будет исчерпан полностью.

Бортовая электросеть автомобиля — это десятки нагрузок, и аккумулятор должен обеспечивать их нормальную работу. Справиться с этой задачей может АКБ определенной емкости. А можно ли установить аккумулятор иной емкости?

Да, но здесь нужно действовать осторожно. Ни в коем случае нельзя покупать аккумулятор меньшей емкости — он не справится с нагрузкой, и постоянно будет достигать глубокого (ниже 40 — 50%) разряда. Такой АКБ не сможет отдавать стартеру большую мощность, да и ресурс его значительно сократится.

Использование аккумуляторов большей емкости вполне допустимо, однако слишком увлекаться нельзя: емкость АКБ не должна более чем на 10% превышать мощность генератора. В противном случае генератор не будет обеспечивать нормальный уровень заряда, и аккумулятор будет постоянно недозаряженным. Кроме того, в этом случае есть риск быстрого износа щеточно-коллекторного узла стартера. 

Напряжение 

Стандартное напряжение на аккумуляторе — 12,7 В. Падение этого показателя на доли вольта говорит о разряде батареи (напряжение в 12,4 В соответствует 75%-ному заряду, а напряжение в 12 В — 50%-ному).

Однако нужно учитывать, что во время эксплуатации автомобиля напряжение на клеммах АКБ может на короткое время изменяться, и довольно значительно. Так, при заряде от генератора напряжение может превышать 13 В, а при пуске двигателя — падать до 6 — 7 В. Но если аккумулятор исправен, то после снятия нагрузки напряжение должно прийти в норму. 

Пусковой ток 

Пусковой ток — это, пожалуй, самый важный параметр АКБ, однако мы не говорим о нем первой лишь потому, что производители аккумуляторов слишком вольно обращаются с ним. Слегка подогнав определение и умолчав об условиях проверки, производители получают завышенные показатели пускового тока, которых в реальной эксплуатации практически не бывает. Поэтому при выборе АКБ нужно очень внимательно относиться к тому, что указано на этикетке.

Наибольшее количество электричества аккумулятор отдает стартеру во время пуска двигателя, и в этом случае ток достигает больших величин. АКБ должна обеспечить этот ток на протяжении 30 секунд — он и называется пусковым (или током холодной прокрутки). Данный параметр определяется при температуре электролита -18°C, и во время отдачи тока напряжение на клеммах АКБ не должно упасть ниже 9 В.

Сейчас на рынке присутствуют аккумуляторы с пусковым током вплоть до 750 ампер и выше.

(у АКБ для грузовых автомобилей — до 1300 А). К примеру распространенные АКБ емкостью 62 А обеспечивают пусковой ток в среднем от 510 до 600 А. 

Массогабаритные показатели 

Существует большое разнообразие форм и размеров аккумуляторов, это и неудивительно — каждый автопроизводитель ищет тот аккумулятор, который позволить наиболее эффективно использовать подкапотное пространство. Поэтому учитывайте особенности автомобиля, и покупайте новый АКБ того же форм-фактора, что и предыдущий.

И помните, что масса аккумуляторов высока — от 14 до 20 и более кг. Узнать какой вес у аккумулятора можно по маркировке — производители всегда указывают этот параметр, и вы можете сразу оценить свои силы на переноску и установку АКБ.

Однако масса может сказать и о реальных параметрах АКБ, которые иногда не сходятся с указанными на этикетке. Чем тяжелее батарея, тем больше в ней свинца, а значит, тем лучшими электрическими характеристиками она обладает. Поэтому не стоит верить рекламе, утверждающей, что какому-либо производителю удалось создать более легкий, но более емкий аккумулятор — в реальности легкие АКБ обладают меньшей емкостью.

Полярность 

На этот параметр редко обращают внимание, но именно он иногда помогает решить проблемы с размещением аккумулятора в подкапотном пространстве.

Полярность бывает прямой и обратной. Если смотреть на аккумулятор, повернув его клеммами к себе, то при прямой полярности плюсовая клемма находится слева, минусовая — справа. Для автомобилей произведенных в России, как правило, используются аккумуляторы с прямой полярностью, европейскими производителями – аккумуляторы обратной полярности.

Тип клемм

Контактные клеммы аккумуляторов имеют неодинаковый диаметр, это сделано для обеспечения правильного подключения АКБ к бортовой сети автомобиля — разные клеммы не позволяют перепутать «плюс» с «минусом».

В настоящее время распространены аккумуляторы с клеммами двух разных стандартов: тип Euro — Type 1, и Asia — Type 3. В типе Euro клемма «+» имеет диаметр 19,5 мм, клемма «-» - 17,9 мм. В типе Asia клемма «+» имеет диаметр 12,7 мм, клемма «-» - 11,1 мм.

Типы аккумуляторов

Данный параметр носит вспомогательный характер. Многие европейские, американские и азиатские производители зачастую придерживаются своих стандартов, а поэтому на рынке присутствуют аккумуляторы разных типоразмеров и с разным расположением клемм. Наиболее часто встречаются следующие типы АКБ:

Европейский тип. Высота корпуса — 190 мм, клеммы расположены в специальных углублениях и не выходят за габариты АКБ.

Азиатский тип. Высота корпуса — 220 — 225 мм, клеммы расположены на верхней крышке, выходят за габариты корпуса.

Американский тип. Встречается редко, используется на некоторых марках американских автомобилей, характеризуется боковым расположением клемм.

Вот основные технические характеристики аккумуляторов, которые необходимо знать автолюбителю. Ориентируясь в параметрах АКБ, вы легко сделаете правильный выбор.

akb.spb.ru