Книга Аккумуляторные батареи – издательство «За рулём». Кн аккумулятор


Никель-кадмиевые аккумуляторы для железнодорожных локомотивов и электропоездов

 

 

Основные параметры аккумуляторов и блоков аккумуляторов

  

Тип аккумулятора

ТПНЖ-550-У2

КН    220 Р

2 КН   220 Р

КН    150 Р

5 КН   150 Р

KL 125 P

(НК-125П-У2)

KL 55 P

(НК-55П-У2)

Номинальная емкость, А*ч

550

220

150

125

55

Габаритные размеры, мм

LхВхН

195х251х 484

174х170х 375

376х 176х 384

118х167х 367

622х1173х 379

72х133х 354

60х114х235

Масса с электролитом, кг, не более

45

21

45,8

15

79

5,6

3,0

Масса без электролита, кг, не более

32,5

14,4

-

9,6

-

4,3

1,85

Диаметр  борна

М20

М20

М20

М20

М20

М10

М5

Номинальный режим           разряда

110А до   1,0 В

44А до 1,0 В

30А до 1,0 В

25А до 1,0 В

11А до 1,0 В

стартерный 1 ступени

2200А до 0,6 В

 

 

150А до 1,2 В

150А до 2,4 В

150А до 1,2 В

150А до 6,0 В

 

 

стартерный 2 ступени

900А    до  1,0 В

 

2200А до     0,65 В

2200А до       1,3 В

2000А до     0,65 В

200А

до    3,2В

 

 

Номинальный

режим заряда

150А, 6 час

44А, 8 час

30А, 8 час

25А, 8 час

11А, 8 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Прочие данные

 

    Аккумуляторы типов КН и ТПНЖ 550 предназначены для запуска дизеля тепловоза с использованием

стартер - генератора или тягового генератора, работающего в стартерном режиме, а также для питания

постоянным током цепей управления, освещения и вспомогательных нагрузок при неработающем дизеле, в

составе аккумуляторных батарей

    Из аккумуляторов KL 55 P KL 125 P комплектуются батареи, устанавливаемые на электровозы и электропоезда

 

 

 

 

 

rail-tech.ru

Книга Аккумуляторные батареи – издательство "За рулём"

Номер раздела

                Название раздела

Количество страниц

 

Введение

4

Гл. 1

НАЗНАЧЕНИЕ СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

6

Гл. 2

ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВИЯ, УСТРОЙСТВО И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАТАРЕЙ

8

П. 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ

8

П. 2

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СВИНЦОВОМ АККУМУЛЯТОРЕ

9

П. 2.1.

Разряд аккумулятора

9

П. 2.2.

Заряд аккумулятора

11

П. 2.3.

Расход основных токообразующих реагентов

12

П. 3

МАРКИРОВКА БАТАРЕЙ

12

П. 4

КЛАССИФИКАЦИЯ БАТАРЕЙ И ИХ УСТРОЙСТВО

14

П. 4.1.

Классическое (традиционное) исполнение

14

П. 4.2.

Необслуживаемые батареи

23

П. 4.3.

Герметизированные батареи с иммобилизованным электролитом

27

П. 5

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАТАРЕЙ

28

П. 5.1.

Электродвижущая сила

28

П. 5.2.

Внутреннее сопротивление

29

П. 5.3.

Напряжение при заряде и разряде

31

П. 5.4.

Емкость аккумулятора

34

П. 5.5.

Энергия и мощность аккумулятора

37

П. 5.6.

Характеристики разряда батарей в различных режимах

39

П. 5.7.

Разрядная вольт-амперная характеристика батарей

42

П. 5.8.

Саморазряд аккумулятора

44

Гл. 3

ПОДГОТОВКА БАТАРЕЙ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

47

П. 6

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БАТАРЕЙ

47

П. 7

ХРАНЕНИЕ СУХОЗАРЯЖЕННЫХ БАТАРЕЙ

49

П. 8

ПРИВЕДЕНИЕ БАТАРЕЙ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ

49

П. 9

ХРАНЕНИЕ ЗАЛИТЫХ ЭЛЕКТРОЛИТОМ И ЗАРЯЖЕННЫХ БАТАРЕЙ

53

П. 10

МЕТОДЫ ЗАРЯДА БАТАРЕЙ

54

П. 10.1.

Заряд при постоянном токе

54

П. 10.2.

Заряд при постоянном напряжении

57

Гл. 4

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ БАТАРЕЙ

59

П. 11

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ БАТАРЕИ

59

П. 12

ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ УСТАНОВКИ БАТАРЕЙ

63

П. 13

ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ИЗДЕЛИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ БАТАРЕИ

63

П. 13.1.

Влияние регулятора напряжения генератора на заряженность батареи

64

П. 13.2.

Причины неполного заряда батареи и мероприятия по их устранению

66

П. 13.3.

Виды дефектов стартеров

67

П. 14

ВИДЫ ДЕФЕКТОВ БАТАРЕЙ

69

П. 14.1.

Производственные дефекты

69

П. 14.2.

Дефекты от нарушения условий эксплуатации

72

П. 14.3.

Методы обнаружения дефектов

74

П. 15

ПРИБОРЫ ДЛЯ УХОДА ЗА БАТАРЕЯМИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

76

П. 16

ВЫБОР БАТАРЕИ ПРИ ПОКУПКЕ

77

П. 17

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ БАТАРЕИ

78

П. 18

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ БАТАРЕИ ДРУГОГО АВТОМОБИЛЯ (“ПРИКУРИВАНИЕ”)

79

П. 19

ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК И СРОК СЛУЖБЫ БАТАРЕЙ

80

Гл. 5

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С БАТАРЕЯМИ

82

П. 20

ОБЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

82

П. 21

ПРИЧИНЫ ВЗРЫВА БАТАРЕЙ

82

П. 22

НЕДОПУСТИМОСТЬ СЛИВА ЭЛЕКТРОЛИТА ПУТЕМ ПЕРЕВОРАЧИВАНИЯ БАТАРЕИ

83

П. 23

ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЬДА В БАТАРЕЕ

84

П. 24

ПРИЧИНЫ ВОЗГОРАНИЯ БАТАРЕЙ

85

Приложение

Таблица применяемости АКБ

86

akkumulyatoravto.ru

Аккумуляторы - Хрусталев Д. А.

Номер раздела

                Название раздела

Количество страниц

Гл. 1

ТИПЫ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

7

П. 1.1.

Сравнение типов батарей

8

Гл. 2

НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫЕ И НИКЕЛЬ-МЕТАЛЛГИДРИДНЫЕ АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

11

П. 2.1.

Никель-кадмиевые аккумуляторные батареи

11

П. 2.2.

Никель-металлгидридные аккумуляторные батареи

13

П. 2.3.

Конструкция никель-кадмиевых никель-металлгидридных аккумуляторов

16

П. 2.4.

Конструкция никель-кадмиевых и никель-металлгидридных аккумуляторных батарей

20

П. 2.5.

Методы заряда никель-кадмиевых и никель-металлгидридных аккумуляторных батарей

25

П. 2.6.

Особенности заряда никель-металлгидридных аккумуляторных батарей

37

П. 2.7.

О зарядных устройствах никель-кадмиевых и никель-металлгидридных аккумуляторных батарей

40

Гл. 3

СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫЕ БАТАРЕИ

45

П. 3.1.

Особенности конструкции свинцово-кислотных батарей

45

П. 3.2.

Заряд свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

55

П. 3.3.

Аккумуляторные батареи в автомобиле

69

П. 3.4.

Особенности конструкции свинцово-кислотных аккумуляторов некоторых производителей

71

Гл. 4

ЛИТИЙ-ИОННЫЕ И ЛИТИЙ-ПОЛИМЕРНЫЕ АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

89

П. 4.1.

Особенности устройства литий-ионных аккумуляторных батарей

89

П. 4.2.

Особенности литий-полимерных аккумуляторных батарей

95

П. 4.3.

Корпуса литий-ионных батарей

97

П. 4.4.

Заряд литий-ионных батарей

101

П. 4.5.

Заряд литий-полимерных батарей

104

П. 4.6.

Устройства защиты литий-ионных аккумуляторных батарей

104

П. 4.7.

Заряд полностью разряженных литий-ионных аккумуляторных батарей

106

Гл. 5

АЛКАЛИНОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИОНИСТОРЫ

109

П. 5.1.

Алкалиновые элементы многократного использования

109

П. 5.2.

Ионисторы

111

П. 5.3.

Основные сведения по ионисторам отечественного производства

114

Гл. 6

“РАЗУМНЫЕ” БАТАРЕИ

116

П. 6.1.

Системы с 1-проводным интерфейсом 1-Wire

117

П. 6.2.

Системы с шиной SMBus

118

Гл. 7

МЕТОДЫ РАЗРЯДА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

122

П. 7.1.

Зависимость тока разряда от емкости батареи

122

П. 7.2.

Глубина разряда

124

П. 7.3.

Импульсный разряд

128

П. 7.4.

Разряд при низких и высоких температурах

131

П. 7.5.

Принципы расчета батарей

133

Гл. 8

СХЕМОТЕХНИКА ЗАРЯДНЫХ УСТРОЙСТВ

138

П. 8.1.

Общие принципы построения зарядных устройств

138

П. 8.2.

Зарядные устройства никель-кадмиевых и никель-металлгидридных аккумуляторов

140

П. 8.3.

Контроль емкости никель-кадмиевых, никель-металлгидридных и литий-ионных аккумуляторов

152

П. 8.4.

Электронные модули “разумных” аккумуляторных батарей

157

П. 8.5.

Зарядные устройства свинцово-кислотных аккумуляторов

159

П. 8.6.

Любительские конструкции зарядных устройств и устройств контроля состояния батарей

169

Гл. 9

ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ ЗАРЯДНЫХ УСТРОЙСТВ

172

Гл. 10

О ПРОИЗВОДСТВЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В РОССИИ

180

Приложение 1

Технические характеристики аккумуляторов GP

187

Приложение 2

Технические характеристики аккумуляторов Panasonic

195

Приложение 3

Технические характеристики цилиндрических таблеточных аккумуляторов

200

Приложение 4

Технические характеристики свинцово-кислотных батарей некоторых производителей

202

Приложение 5

Обозначения, наносимые на корпусе свинцово-кислотных батарей

206

Приложение 6

Расположение перемычек свинцово-кислотных батарей в соответствии со стандартами DIN

207

Приложение 7

Внешний вид выводов аккумуляторных батарей

207

Приложение 8

Особенности маркировки аккумуляторных батарей мобильных телефонов

208

Приложение 9

Варианты конструктивного исполнения литий-ионных аккумуляторных батарей

209

Приложение 10

Основные характеристики микросхем зарядных устройств фирмы MAXIM

210

Приложение 11

Основные характеристики микросхем зарядных устройств фирмы Unitrode

213

 

akkumulyatoravto.ru

72КН220Р аккумуляторы тепловозные

Поставляем со склада аккумуляторы тепловозные 72КН220Р (2012г. выпуска. производство АИТ)

Батарея 72КН220Р предназначена для запуска дизеля и питания цепей управления и освещения при неработающем дизеле магистральных и маневровых тепловозов 2ТЭ25А, 2ТЭ25К, 2ТЭ116, ТЭП70.

72КН220Р аккумуляторы тепловозные72КН220Р аккумуляторы тепловозные-2

Технические характеристики батарей из аккумуляторов Kh320P
НАИМЕНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВКН220Р2КН220Р2Kh320P-III40Kh320PK-III50КН220РК72КН220РНОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, В МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ПРИ ЗАПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ, А НОМИНАЛЬНАЯ ЕМКОСТЬ, А.ч. ТОК ЗАРЯДА, А КОЛИЧЕСТВО ПУСКОВ НАРАБОТКА, ЦИКЛЫ ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ммДлина, (l) L/L,Ширина, (b) ВВысота, (h) Н МАССА С ЭЛЕКТРОЛИТОМ, кг КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРОЛИТА, л ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ СРОК СОХРАНЯЕМОСТИ, ЛЕТ
1,2 2,4 2,4 48 60 86,4
220 220 220 220 220 220
- - - 2200 2700 2200/2700
55 55 55 55 55 55
- - - 15 15 15
1000 1000 1000 1000 1000 1000
(174)(171)(370) 403176389 441205389 20x(441)20x(205)20x(389) 25x(403)25x(176)25x(389) 36x(403)36x(176)36x(389)
18 42 42 840 1050 1512
3,5 7 7 140 175 252
5 5 5 5 5 5
5 5 5 5 5 5

neva-diesel.com

Электролит для никель-кадмиевых аккумуляторов - Справочник химика 21

    ЭЛЕКТРОЛИТ для НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ [c.182]

    Электролит, сепараторы и ход разряда и заряда никель-железных и никель-кадмиевых аккумуляторов [c.391]

    Щелочные никель-кадмиевые (НК) аккумуляторы по сравнению с НЖ-аккумуляторами обладают лучшей работоспособностью при пониженной температуре и повышенной токовой нагрузке. Саморазряд НК-аккумуляторов значительно меньше. Все эти преимущества связаны прежде всего со своеобразием электрохимических свойств кадмиевого электрода. Так, различие в сохранности заряда щелочных аккумуляторов объясняется тем, что железо в щелочном электролите термодинамически неустойчиво, тогда как потенциал кадмия в тех же условиях положительнее равновесного потенциала водородного электрода, и самопроизвольное окисление чистого кадмия в обескисло- [c.226]

    Пластины и электролит щелочных аккумуляторов помещ т в закрытый сосуд из стали. Преимущество этих аккумуляторов перед кислотными в простоте обслуживания и высокой механической прочности. Кроме того, они не требуют постоянного контроля за концентрацией электролита. Рабочее напряжение заряженных аккумуляторов 1,30 - 1,34 В (для никель-кадмиевых) и 1,37 - 1,41 В (для железо-никелевых). [c.58]

    В экстренных случаях непроливаемые никель-кадмиевые аккумуляторы могут быть приведены в рабочее состояние ускоренным способом. Этот вопрос специально изучался на аккумуляторах типа КН-14, КНБ-15 и КНП-20. Аккумуляторы до приведения в действие в течение трех лет хранились на складе. Снятые с хранения аккумуляторы заливали растворами составного электролита соответствующей плотности с температурой около -Ь20°С, 30 мин пропитывались, после чего свободный электролит сливался и аккумуляторы заряжали ускоренным режимом. После ускоренного ввода в действие аккумуляторы без дополнительного формирования циклировались в обычных режимах, предусмотренных инструкциями. Результаты испытаний аккумуляторов КН-14, КНБ-15 и КНП-20 на срок службы после ускоренного ввода в действие приведены в табл. 17—19. [c.84]

    Баланс масс никель-кадмиевого аккумулятора емкостью 70 А-ч. заграничной фирмы Тюдор масса на 1 А-ч 68,5 г, положительная активная масса 12,6 /о, отрицательная активная масса 5,8 /о, ламельная лента 16,4%, ребра 3,2 /о. контактные планки 6,7%, борны 6,7%, корпус 17,1%, мелкие детали гайки, шай-5ы, втулки изоляционные 10,5%, сепараторы 2,3%, электролит 18,7 /о. [c.416]

    Существенное влияние а емкостные характеристики никель-кадмиевых аккумуляторов оказывает состав и концентрация электролита. В зависимости от условий эксплуатации, типа и конструкции аккумуляторов рекомендуемый состав электролита может меняться в широких пределах. Для работы при низких температурах, как правило, в качестве электролита используются растворы едкого кали плотностью 1,25—1,29, что связано со сравнительно низкой температурой замерзания этого электролита. Однако использование такого электролита при нормальной и особенно при повышенных температурах не рационально, так как при этом наблюдается сравнительно быстрое укрупнение зерен активной массы с увеличением числа циклов заряд—разряд и упорядочение кристаллической решетки гидра га закиси никеля, что, по мнению некоторых авторов [15], является одной из причин, ограничивающей срок службы окисно-никелевого электрода. В этом случае для повышения долговечности окисно-никелевого электрода рекомендуется использовать составной электролит, представляющий собой раствор едкого кали плотностью 1,18—1,23 с добавкой 10—15 г л едкого лития. Добавка гидрата окиси лития к электролиту для никель-кадмиевых и никель-железных, аккумуляторов была запатентована Эдисоном в 1908 г. Детальное изучение механизма действия лития и практическое использование этой добавки в отечественной аккумуляторной промышленности начато в 40-х годах [5, 16]. Действие добавки лития на окисно-никелевый электрод связано с тем, что окислы никеля обладают очень большой сорбционной способностью по отношению к ионам лития [5]. Сорбция на поверхности зерен гидрата закиси никеля ионов лития и возможность внедрения их в кристаллическую решетку из-за близости ионных [c.95]

    Электролитом у герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов и батарей, как правило, служит раствор едкого кали с добавками моногидрата лития. Так, например, у аккумулятора типа КНГ-1,5 в качестве электролита применен раствор едкого кали плотностью 1,23 с добавкой 10 г л моногидрата лития. Герметичные аккумуляторы содержат весьма ограниченное количество электролита в свободном состоянии. Электролит в этих аккумуляторах содержится в основном в порах электродов и сепарации. [c.169]

    Никель-кадмиевые и никель-железные аккумуляторы, в которых применяется составной электролит, должны выдерживать 750 циклов заряд—разряд с момента их изготовления и после гарантийных 3,5 лет хранения с сохранением величины отдаваемой емкости не ниже номинальной. Учитывая же практическую возможность использования аккумуляторов при несколько пониженной емкости, срок их службы можно считать более продолжительным. Снижение емкости на 25% против номинальной у НК и НЖ аккумуляторов происходит примерно к 1500 циклу. Фактический срок хранения НК и НЖ аккумуляторов во много раз превышает гарантированный. Известны случаи эксплуатации НК и НЖ аккумуляторов на протяжении более 25 лет. Срок службы и срок хранения НК и НЖ аккумуляторов должен учитываться при оценке экономической эффективности их эксплуатации. Так, например, если фактический максимальный срок эксплуатации кислотных аккумуляторов составляет 5 лет, а НК и НЖ аккумуляторов — 20 лет, то при оценке экономической эффективности это обстоятельство должно учитываться. При этом необходимо принять во внимание и эксплуатационные расходы на протяжении определенного отрезка времени. [c.119]

    Для приготовления электролита никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов должны применяться следующие химические реактивы и материалы калий едкий технический по ГОСТ 9285—69 (марки А или В) для аккумуляторной промышленности литий едкий аккумуляторный по ГОСТ 8595—57 натр едкий технический по ГОСТ 2263—59 составной калиево-литиевый электролит (твердый), соответствующий техническим условиям , составной калиево-литиевый электролит (жидкий), соответствующий техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. [c.29]

    Приготовление кадмиевых электродов для серебряно-кадмиевых аккумуляторов не отличается от их изготовления для никель-кадмиевых аккумуляторов. Перед сборкой аккумуляторов положительные электроды оборачивают капроновой или полипропиленовой тканью или нетканым материалом и по двум сторонам сваривают концы материала в виде мешочка, проводя по материалу нагретым паяльником. Отрицательные электроды укладывают по два, нижними концами друг против друга, и заворачивают в требуемое число слоев пленочного сепаратора. Полученный пакет перегибают и в середину вкладывают положительный электрод. Края целлофана должны выступать сверху над пластинами. Пакеты погружают в сосуды, надевают крышки и приваривают их к сосудам с помощью токов высокой частоты. Для приведения в действие в аккумуляторы заливают электролит — раствор КОН пл. 1,4-10 кг/м с растворенным в нем оксидом цинка. Некоторые типы аккумуляторов пропитывают электролитом под вакуумом. Аккумуляторы с залитым электролитом подвергают двум циклам формирования. Заряд при этом производят током, численно соответствующим величине 1/6—1/10 номинальной емкости аккумулятора. Больших перезарядоЁ при этом сообщить нельзя, так как выделение кислорода могло бы частично разрушить гидратцеллюлозную пленку. Разряды проводят токами той же величины до напряжения 1,25 В. [c.408]

    Ведутся широкие исследования по соверщенствованию никель-кадмиевых ЭА. Оптимизируется структура прессованных электродов, улучшается технология изготовления ЭА. Особое внимание в последние годы уделяется герметичному аккумулятору [22, т. 2]. Предложено несколько новых способов рекомбинации выделяющихся при заряде газов применение катализаторов и вспомогательных электродов для восстановления кислорода и ионизации водорода, эластичных корпусов, введения поглотителя водорода, например палладия, в кадмиевый электрод. Установлено вредное влияние карбонатов на удельные характеристики и ресурс ЭА. За счет применения облегченных конструкций американской фирме Гулд [41] удалось создать ЭА со спеченными электродами, имеющие удельную энергию до 60 Вт-ч/кг (пятичасовой разряд). Для режимов короткого разряда (менее 1 мин) предложена батарея ЭА биполярной конструкции, характеристика которых в 3 раза выше, чем у обычных ЭА [41]. Также разработаны ЭА спиральной конструкции с гибкими электродами [22, т. 2]. Для удешевления ЭА вместо никеля предложено использовать никелированное железо [83]. Большое внимание уделяется механизму работы и саморазряда окисноникелевого электрода. Как показал О. Г. Маландин [87], в концентрированных щелочных растворах саморазряд окисноникелевого электрода определяется главным образом электроокислением металлического никеля основы. На саморазряд оказывает влияние также растворенный в электролите кислород. Исследуется окисноникелевый электрод с целью повышения коэффициента использования. Последний удается увеличить путем введения добавок, например кобальта, в активную массу [52]. [c.126]

chem21.info