Как отремонтировать аккумулятор от ИБП. Ибп аккумулятор


Как отремонтировать аккумулятор от ИБП

remont_akamulyatora_1Подавляющее большинство из нас использует такое крайне полезное устройство, как источник бесперебойного питания. Качество питания не везде идеальное, да и просто мельчайшие проблемы с электропитанием иногда могут дорогого стоить. Потери данных это всегда неприятно, а иногда просто таки фатально. Устройство куплено, установлено под стол, подключено и владелец его находится в полной уверенности, что в любом случае при перебое в электропитании он успеет корректно завершить работу, а может быть и сделать бэкап на флешку. Время идет, бесперебойник периодически дает о себе знать — как заправский сторожевой пес он подает голос при малейших отклонениях в параметрах электросети. Хозяин спокоен и все хорошо. Но в один из дней перебой таки случается и в этот раз ИБП не просто подает голос и сразу переключается с батареи на сеть, в этот раз свет выключили на долго. Мы спокойно копируем файлы (ведь в запасе у нас минут 15, не меньше) и тут бесперебойник начинает пищать совсем часто и все выключается. Как так? Ведь бесперебойник же должен был нас защитить от подобных ситуаций, а он только вселял нам ложную уверенность в нашей безопасности! Почему так произошло и как отремонтировать аккумулятор от ИБП?

Все дело в аккумуляторных батареях, от которых наш бесперебойник и кормит все наше железо, когда внешняя сеть отключается. Но батареи эти, увы, не вечны, они деградируют, емкость их снижается, а вместе с ней и время автономной работы. Вплоть до нуля. К сожалению процесс, этот, зачастую никем не контролируется, хозяин пребывает в уверенности, что он защищен, а в это время аккумулятор уже не совсем аккумулятор, а так — муляж.

Как быть, что делать и куда бежать?

Почему деградируют аккумуляторы? Причин много. От интенсивного использования наступает сульфатация пластин, от перегрузок осыпается активные вещества и так далее. В ИБП стоит необслуживаемый аккумулятор, но в нем все равно есть электролит и электролит этот на основе воды. Находясь постоянно в буферном режиме, в режиме медленной подзарядки, вода это постепенно испаряется и электролит уже не выполняет своих функций. Батарея приходит в негодность. Как этого можно избежать? Избежать этого можно корректными механизмами зарядки аккумулятора, контролем его характеристик, но все это нам не подвластно — это удел производителей ИБП.

Так случилось, что интернет в моих местах только беспроводной, для его работы на крыше установлена устрашающего вида антенна, а для уменьшения потери сигнала в кабеле его длина минимизирована. Сервер, который раздает потом интернет (еще один сервер и свич) — установлены на чердаке. Для этой небольшой связки нужно бесперебойное питание. Даже без учета потерь данных — бегать загружать сервер при малейшем чихе (а у нас они случаются часто) — удовольствия мало. Бесперебойность должна быть и желательно побольше. Я купил бесперебойник на 1100ВА, не новый (новый стоит дороже чем те сервера) и конечно не надеялся на аккумуляторы — они зачастую поношены. Ну купил и купил. Поставил, все вроде бы как окей. В панели управления ИБП мне бодренько говорили про почти час работы от батарей (нагрузка порядка 70 ВА была). Решил я это проверить. Отключил питание и через две минуты, примерно, все благополучно выключилось. Аккумуляторы «мертвые». Как раз тот случай с ложной защитой. Делать нечего, надо покупать новые батареи. Поставил резервные аккумуляторы (так случилось, что от электровелосипеда есть и они бездействуют), по 12ВА. А дохленькие родные спустил вниз.

Я слышал, что электролит в аккумуляторах ИБП часто просто высыхает. Что не сульфатация, не выкрашивание пластин причина смерти аккумуляторов ИБП, а именно высыхание электролита. Попытка, как говорится, не пытка. Аккумуляторы все равно на выброс, а тяга к ковырянию не давала шансов. Для проведения экспериментов мне понадобились:

— Дистиллированная вода (ни в коем случае НЕ электролит!). Продается в автомагазине.— Шприц, лучше с иглой — с иглой проще дозировать. Продается в аптеке.— Нож для ковыряния, покрепче.— Скотч для сборки (для эстетов, конечно ТОЛЬКО синяя изолента должна быть!).— Фонарик.

На аккумуляторе приклеена крышка, которая закрывает банки. Ее я аккуратно поддел ножом (для ковыряния). Пришлось пройтись по кругу — приклеена она была в нескольких местах.

remont_akamulyatora_2

Под крышкой — банки, накрытые резиновыми колпачками. Колпачки эти, вероятно, нужны для стравливания паров воды, водорода и других вещей, которые могут создавать избыточное давление в банке при работе батареи. Такой себе ниппель, который выпускает газ наружу, но ничего не пропускает внутрь.

Колпачки не приклеены, просто снял их, поддев ножом.

remont_akamulyatora_3

Под колпачками, если заглянуть внутрь банки — ничего интересного. Совершенно. Для заглядывания нужен фонарик.Взял шприц, набрал в него дистиллированную воду (Главное без грязи. Чтобы все чистенько!) и залил по кубику воды в каждую банку.

remont_akamulyatora_4

Вода благополучно впиталась, практически моментально. Повторил это еще раз. Потом еще раз 5 или 7, не помню. Вода не должна бултыхаться в банке, но и «брать» воду банка тоже не должна. Лучше подсвечивать фонариком и посматривать. Главное не переливать.

После заливки воды я накрыл резиновыми крышечками банки и поставил батарею заряжать. А заряжал отдельно, большим зарядным, но думаю это не обязательно — можно заряжать просто в бесперебойнике. Если аккумуляторы разряжены ниже 10В, то зарядить их таким образом не удастся, есть сведения, что такие батареи тоже можно «раскачать», но для этого надо на начальных этапах подавать на них высокое напряжение (порядка 35В на 12В батарею) с контролем тока. Не пробовал, ничего конкретного сказать не могу. Рекомендовать этот способ так же не могу.

Первый момент — если вы перелили воды — она вернется из под крышки. Ее надо собрать шприцем и вылить в канализацию.

Второй момент — если вы накрыли банки крышками, то в процессе зарядки давление в банке немного поднимается и крышечки будут с характерным чпоком разлетаться по всей комнате. Это забавно, но только один раз. Я проверял дважды — во второй раз уже не весело. Я прикрывал крышки родной пластиковой крышкой, а на нее ставил груз.

После зарядки я немного разрядил аккумуляторы автомобильной «переноской», порядка получаса, измерял остаточное напряжение, прикинул емкость. Зарядил снова и опять немного разрядил.

Проделал тоже самое со второй батареей — в бесперебойнике их пара. После всего заклеил скотчем отковырянные крышки, поставил аккумуляторы на место.

Результаты таковы:

remont_akamulyatora_5

За 10 минут при нагрузке в 110ВА аккумуляторы разрядились до 79 процентов. Время работы на батарее несколько менялось, в конце софт говорил о почти 29 минутах + 10 уже прошедших выходит почти 40 минут. Меня такое положение вещей устраивает. Вполне хватит, чтобы пойти и запустить генератор. Когда он у меня будет :). А по пути еще и чаю заварить. И выпить его.Если исходить из 79% — это 21% за 10 минут или 47 минут работы от батарей. Где-то в районе того, что обещает софт.Другой вариант расчета — полная емкость батарей 12В * 7Ач * 2шт = 168 Ватт/часов. Это в идеале. При нагрузке в 110Вт заряда должно хватать на 1,5 часа. Но в реальности даже на новых батареях такого времени работы не будет — разрядный ток великоват и отдаваемая емкость будет ниже. Сложно однозначно сказать на сколько восстановилась емкость, но очень похоже, что процентов до 80 от номинальной. На мой взгляд — совсем не плохо для одного шприца, банки дистиллята и часа времени.

Мораль сей басни такова:— Проверяйте периодически время работы от батарей. Свинью они вам могут подложить в самый неприятный момент.— На свой страх и риск даже видавшие виды аккумуляторы можно восстановить малой кровью. А нет, так всегда успеется купить новые.

по материалам сайта: habrahabr.ru

acule.ru

Аккумуляторы для ибп

Источник бесперебойного питания (ИБП) предназначен для того, чтобы избежать потери ценной информации, а также аварийного выключения компьютера из-за резкого перепада напряжения в электросети, низкого уровня этого напряжения, а также в случаях полного отключения электроэнергии.

Современные ИБП оснащаются различными видами аккумуляторов: свинцовые, железо-никелевые, никель-кадмиевые, серебряно-цинковые, серно-натриевые, медно-литиевые и прочие. Лучше других для ИБП подходят свинцово-кислотные АКБ, что объясняет их широкое распространение. Они отличаются большим сроком службы, надежны в эксплуатации и имеют одно важное преимущество - напряжение на выходе будет стабильным при изменении тока нагрузки и температуры.

Аккумуляторы для ИБП первого поколения были выполнены по традиционной технологии с использованием серной кислоты и дистиллированной воды. Их изготавливали как открытыми, когда жидкий электролит соприкасался непосредственно с воздухом, так и в виде запаянных блоков, не подлежащих перезарядке (восстановлению). Срок службы такого устройства составляет не менее 10 лет, однако, из-за выделения опасных веществ в окружающую среду и на людей, этот вид устройств в последнее время почти не используется.

Аккумуляторы для ИБП второго поколения - это герметизированные гелевые акб (GEL). Раствор серной, вступая в реакцию с силикагелем, приобретал гелеобразную консистенцию. Даже при некотором повреждении корпуса гелевый аккумулятор способен выдерживать значительные перегрузки и вырабатывать ток. Такие аккумуляторы надежны при работе в режиме циклирования и маловосприимчивы к воздействию высоких температур. Их отличает пониженный саморазряд, а также возможность полного восстановления заряда даже из состояния глубокого разряда. Вскрывать такие аккумуляторы не разрешается.

Аккумуляторы для ИБП третьего поколения представляют собой герметизированные батареи с электролитом, абсорбированным сепараторами - AGM батареи. Абсорбирующий стеклянный наполнитель (Absorption Glass Matt) содержит электролит и разделяет собой положительный и отрицательный электроды. Внутренняя конструкция батареи оставляет свободным от электролита около 15% пор сепарации. При подзарядке неминуемо образуются газы (кислород и водород), которые заполняют собой микропоры и в виде воды смешиваются с электролитом. Этот процесс получил название рекомбинации и характерен только для аккумуляторов типа AGM. Такая технология позволяет сохранять изначальные свойства электролита в течение долгого времени. Данные аккумуляторы способны поддерживать более высокую мощность в сравнении с другими видами аккумуляторов, а также предполагают большее число циклов разряда и заряда.

Самые дешевые ИБП работают по типу off-line (Standby). Они автономны и питают подсоединенную аппаратуру напрямую из сети. Когда напряжение пропадает, подключается внутренняя батарея. Напряжение на выходе получается ступенчатым, не стабилизированным. Ресурс батареи быстро исчерпывается.

Более дорогими являются линейно-интерактивные ИБП (line-interactive или Smart UPS). Они имеют встроенный трансформатор и потому способны стабилизировать напряжение на выходе. В основном работает именно стабилизатор напряжения, что продлевает срок службы аккумулятора.

Самыми дорогими ИБП считаются on-line или линейные ИБП с двойным преобразованием. На выходе они дают всегда стабильное напряжение, потому что напряжение подается непосредственно из аккумулятора всегда, однако, именно это является причиной малого срока эксплуатации самих батарей. On-line-UPS просто незаменимы, если нужно обеспечить стабильное напряжение и частоту. ИБП on-line типа дополняют и предохраняют от перегорания дорогостоящую технику.

В случае, когда необходимо заменить аккумуляторную батарею на ИБП (и производитель предусмотрел такую возможность), нужно учесть два параметра: ее емкость и напряжение. Лучшим вариантом является покупка нового аккумулятора с точно такими же заводскими характеристиками, которые указаны на корпусе старого.

Купить аккумуляторы для ИБП в Самаре Вы можете в нашем магазине по доступным ценам.

perepada.net

Методика подбора и замены аккумуляторных батарей ИБП (источников бесперебойного питания)

     Статья основана на 6-ти летнем опыте замены аккумуляторов в блоках бесперебойного питания (uninterruptible power supply, UPS) для персональных компьютеров (домашнего использования)

     Наиболее частая причина отказа источников (блоков) бесперебойного питания (ИБП), (по англ. uninterruptible power supply или UPS) - выход из строя аккумулятора (потеря емкости).

     В источниках бесперебойного питания (ИБП) как правило используются свинцовые герметизированные аккумуляторы с гелеобразным электролитом на основе серной кислоты. Они являются одними из самых дешевых типов аккумуляторов и в то же время достаточно эффективны - низкое внутреннее сопротивление; выше, чем у никель - кадмиевых (NiCd) и никель - металл - гидридных (NiMH) напряжение на элементе; относительно низкий саморазряд. Общий недостаток свинцовых аккумуляторов - они боятся глубокой разрядки. Чем больше он разряжен и чем дольше он находится в таком состоянии, тем больше он потеряет емкости.

     Факт - если новый свинцовый аккумулятор номиналом 12 В разрядить ниже 8 вольт, и в таком состоянии продержать 3 суток - его смело можно сдавать в утиль - никакими средствами он НЕ восстановится!

     Еще один недостаток свинцовых аккумуляторов для блоков бесперебойного питания - ограниченный срок службы, в большинстве случаев не превышающий 5 лет. Чем выше температура эксплуатации аккумулятора и чем чаще, продолжительней и глубже разряды, тем короче срок службы свинцового аккумулятора.

     В связи с этим некоторые продавцы, торгующие блоками бесперебойного питания, считают аккумуляторы расходным материалом и в случае выхода их из строя, по гарантии не меняют. Это не относится к большинству фирм-производителей, сервисные центры которых обязаны заменить аккумулятор, если он вышел из строя в гарантийный период. Это существенно снижает прибыль производителей блоков бесперебойного питания и они это пытаются компенсировать наценкой на замену аккумуляторных батарей в послегарантийный период. В этом им помогает старая добрая сказка о том что в тот или иной блок можно устанавливать только оригинальную аккумуляторную батарею производителя и ни в коем случае не другую.

     На счастье в подавляющем большинстве своем это полная чушь!

     Факт - ни один из производителей источников бесперебойного питания не занимается производством аккумуляторных батарей, а закупает их у сторонних производителей, печатая и наклеивая на них свои надписи и бирки, а иногда не делая даже этого.

     Еще одно подтверждение того - несколько раз по просьбе клиентов проводил из корпуса выводы для подключения внешнего аккумулятора, на которые цеплялись батареи вплоть до автомобильных. Все с успехом работало!

     Итак, 3 критерия, по которым выбираются аккумуляторы для блоков бесперебойного питания (UPS):

  1. Габариты и напряжение. Аккумулятор больших габаритов не вставить в его отсек, а с меньшими не получить желаемого времени автономной работы, или даже отключение ИБП сразу после пропадания сетевого напряжения.
  2. Бренд (фирма - производитель). Из лучших, с которыми никогда не было неувязок, рекомендую CSB, Delta, Exide (Tudor), Fiamm, неплохие Yuasa, из Bossman только серия Bossman Professional. Не рекомендую Sven, Panasonic (возможно мне попадались подделки).
  3. Назначение батареи. Годятся батареи, либо специально предназначенные для блоков бесперебойного питания (CSB и Delta серия HR), или батареи общего назначения (CSB серия GP).

     Внимание! - еще выпускается серия свинцовых аккумуляторов тех же стандартных габаритов с длительным (20 - часовым) режимом разряда. Они НЕ ПОДХОДЯТ для использования в блоках бесперебойного питания (UPS) т. к. не предназначены для создания большого разрядного тока. В случае их использования в ИБП, они быстро выходят из строя, иногда нанося вред всему окружающему. Такие батареи в основном предназначены для использования в охранных системах и при соблюдении режима эксплуатации имеют срок службы до 20 лет. Попытка их использования в ИБП может привести к разогреву и разружению батареи с ее раздуванием, растрескиванием корпуса и вытоком кислоты (при температуре 55-70 оС из геля может выделиться кислотный электролит).

     При покупке аккумуляторных батарей обращайте внимание на дату изготовления - не более 6 месяцев до дня покупки, и по крайней мере на напряжение покоя - не менее 12,5 В. Если в ИБП идет несколько батарей, то замене подлежат все, а при закупке также необходимо обратить внимание на идентичность приобретаемых батарей: один и тот же тип, дата выпуска, номер партии и т. д.

     Типы ИБП, на которых была опробована установка аккумуляторных батарей общего назначения, например таких, как GP1272 12 В, 7,2 А/ч фирмы CSB:

Тип Модель
Back-UPS CS 350 BK350EI
Back-UPS 400 BE400-RS
Back-UPS 500 BH500INET
Back-UPS CS 500VA BK500-RS
Back-UPS CS 500 BK500EI
Back-UPS RS 500 BR500CI-RS
Back-UPS ES 525VA BE525-RS
Back-UPS 550VA BE550G-RS
Back-UPS CS 650 BK650EI
Back-UPS 650VA BR650CI-RS
Back-UPS ES 700VA BE700-RS
Back-UPS 1100 BR1100CI-RS
Smart-UPS 450VA ?
Smart-UPS 620VA ?
Smart-UPS 700VA ?
Smart-UPS 1000VA ?
Smart-UPS 1400VA ?
Smart-UPS 750VA SUA750I
Smart-UPS 1000VA SUA1000I
Smart-UPS 1500VA SUA1500I
Smart-UPS SC 420VA SC420I
Smart-UPS SC 450VA SC450RMI1U
Smart-UPS SC 620VA SC620I
Smart-UPS SC 1000VA SC1000I
Smart-UPS SC 1500VA SC1500I
Smart-UPS XL 750VA SUA750XLI
Smart-UPS XL 1000VA SUA1000XLI
Тип Модель
Ellipse ASR (MGE Ellipse ASR) 750 66774
Ellipse ASR 1000 66778
Ellipse ASR 600 66766
Ellipse MAX (MGE Ellipse MAX) 600 68546
Ellipse MAX 1500 68558
Evolution (MGE Evolution) 650 RM 1U 68451
Evolution (MGE Evolution) 850 68452
Evolution (MGE Evolution) 1150 68454
Evolution (MGE Evolution) 1550 68457
Evolution (MGE Evolution) 2000 68460
Nova AVR (MGE Nova AVR) 1250 66824
Nova AVR (MGE Nova AVR) 625 66822
NV 600H ENV600H
NV 800H ENV800H
NV 1000H ENV1000H
NV 1400H ENV1400H
NV 2000H ENV2000H
Protection Station 650 61062
Protection Station 800 61082
PowerCom:

BNT-400A, BNT-400AP, BNT-500A, BNT-500AP, BNT-600A, BNT-600AP USB, BNT-1000AP, BNT-1200AP; IMD-525AP LCD, IMD-625AP LCD, IMD-825AP LCD, IMD-1025AP LCD; KIN-325A, KIN-425A, KIN-425AP, KIN-525A, KIN-525AP, KIN-625A, KIN-625AP, KIN-800AP, KIN-1000AP, KIN-1200AP, KIN-2200AP; SKP-500, SKP-700, SKP-1000; SMK-600A, SMK-800A, SMK-1000A, SMK-1500A, SMK-2000A, SMK-3000A; WAR-600A, WAR-1000AP; WOW-300U, WOW-500U;

Mustek:

PowerAgent 848E PowerAgent 636E PowerMust 1060 PowerMust 400 USB PowerMust 530 Plus PowerMust 636 PowerMust 636 LCD PowerMust 637 Plus

     Как правило, батареи общего назначения подходят для установки в источники бесперебойного питания (ИБП), но есть ИБП, более критичные к типам батарей, в частности к внутреннему сопротивлению. Их неполный список:

Powercom: BNT-800AP, KIN-1500AP, KIN-3000AP, SMK-1250A, SMK-2500A, SXL-1500A, SXL-2000A.

     В такие ИБП рекомендую ставить батареи с пониженным внутренним сопротивлением (серия HR фирм CSB и Delta), например HR1234W. Такие батареи способны отдавать больший кратковременный ток в нагрузку, чем батареи общего назначения. В противном случае, особенно через 1-2 года работы появится такой эффект, как ошибка батареи в момент тестирования на старте. После включения ИБП переключается на 2-3 секунды на внутреннюю батарею для ее проверки. В момент переключения на внутреннюю батарею и срабатывает сигнал неисправности батареи, хотя батарея может быть и новая. Частично обойти это можно отключив потребителей от ИБП на момент тестировния батарей после включения, но это создает определенные неудобства в эксплуатации.

     Еще несколько советов:

  1. Как уже отмечалось, если в блоке бесперебойного питания (UPS) установлены несколько последовательно включенных батарей (обычно 2 или 4), то в случае замены, меняются все на однотипные, одного производителя, одной серии и одной и той же даты выпуска. Это касается и внешних батарей.
  2. Для повышения срока службы батареи и блока бесперебойного питания в целом, обеспечте доступ воздуха к ИБП, не загромождайте его, оставьте сантиметров по 10 с каждой стороны свободного пространства для лучшего охлаждения. Статистика такова - в среднем при повышении температуры батареи на 12 градусов, ее срок службы сокращается вдвое. Эта мера также продлит срок службы самого ИБП.

     В случае использования внешних батарей:

  1. Выводы на внешние батареи делайте проводом сечения не менее 2,5 квадрата, лучше 4 или даже 6 квадратов, через предохранитель 20-63 А (обычно ставлю в разрыв вывода +). Конкретный номинал зависит от мощности блока бесперебойного питания (UPS) и суммарного напряжения батарей. Например, для KIN-1000AP напряжение батарей 24 В, 1000/24 = 41,66 А. Отсюда берем ближайшее большее стандартной значение - 50 А. Это и будет номинал предохранителя (ориентировочно).
  2. Выводы на внешние батареи должны быть хорошо изолированы между собой и от корпуса блока бесперебойного питания (UPS).
  3. Время зарядки увеличится в столько раз, во сколько суммарная ёмкость внешних и внутренних батарей больше емкости внутренних батарей.
  4. Если потребуется сократить время зарядки, можно приспособить внешнее зарядное устоойство - автомат, с током зарядки не более 1/10 емкости внешней батареи. Хорошие результаты были получены с использованием в качестве зарядного, переработанного компьютерного блока питания ATX. Так, на APC Back-UPS 650VA, имеющем батарею 12 В 12 А/ч был навешен внешний автомобильный аккумулятор 6СТ55. Для ускорения его зарядки к нему подключили постоянно работающее зарядное из источника питания АТХ, которое имеет ограничение по току в 5 Ампер, пока выходное напряжение не достигнет 14,3-14,5 Вольт.
     22 июня 2011 г. Эксклюзивно для сайта Электроника и Медтехника

electro-tech.narod.ru


Смотрите также