Размеры аккумуляторов для авто и другие важные критерии выбора АКБ. Форматы аккумуляторов


Виды батареек и их характеристики

Виды батареек, их размеры и формы бывают совершенно разными, поэтому порой, попав в магазин, человек попросту не знает, что ему нужно. Без аккумуляторов трудно представить современную жизнь. Они находятся во всех окружающих нас бытовых приборах: часах, ноутбуках, фонариках, электрорамках для фото, детских игрушках и пультах.

Все батарейки имеют маркировку и отличаются по емкости, стоимости и внешнему виду. При покупке нужно на многое обращать внимание, чтобы не приобрести некачественный аккумулятор. Ведь такой элемент прослужит очень короткое время, а в некоторых случаях может нарушить функциональность прибора. Узнаем, какие бывают батарейки, а также разберемся в их особенностях и характеристиках.

История создания

У данных элементов питания есть своя история развития. Батарейка как гальванический элемент стала популярна в 1920-х годах. Но ее изобретателем считают Джорджеса Лекланше — именно он в 1867 году создал прообраз известного нам элемента питания. Конечно, в то время батарейка имела совершенно другой вид.

Первая батарейка

Массово выпускать их для потребителей стала компания Eveready. Сначала направленностью фирмы были владельцы радиоприемников, но вскоре новинку оценили рабочие шахт, предприятий, мореплаватели.

В 1920 году на рынке появилась всем известная компания Duracell и стала выпускать различные элементы питания, которые пользовались особенной популярностью. Они стали более компактными, легкими и главное – дешевыми. Состояли они из графитного стержня, оксида марганца и цинкового стаканчика. Принцип работы базировался на возникновении электрического импульса.

Марганцево-цинковые батарейки за счет наличия графитового стержня называли иногда угольно-цинковыми. За всю историю существования такие аккумуляторы усовершенствовались, претерпели множество изменений и новшеств. На данный момент их можно найти в любом магазине. А на смену угольным батарейкам пришли другие, о чем написано ниже.

Виды

Существует различная классификация батареек: в зависимости от типа, выдаваемого напряжения, размера, состава.  Покупатель может купить все разновидности элементов питания.

Разберем классификацию, исходя из материалов, что входят в их состав (анода, катода, электролита).

Солевые

Их легко отличить по цене, ведь они являются самыми дешевыми. На рынке представлены фирмами «Дюраселл», «Сони», «Тошиба». Являются усовершенствованными марганцево-цинковыми батарейками. Желательно применять в приборах с низким потреблением напряжения: часах, весах, пультах.

Солевые

Быстро разряжаются, их нельзя зарядить обратно. При длительной эксплуатации гальванический элемент может протечь. При минусовых температурах солевые аккумуляторы перестают работать. Несмотря на многие недостатки, данный продукт востребован на рынке.

Щелочные, или алкалиновые

Алкалиновые батарейки появились в 1964 году, а выпустила их фирма «Дюраселл». Электролитом выступает щелочь – гидроксид калия (КОН), отсюда и название у данного элемента питания. Щелочные аккумуляторы имеют большую мощность, нежели их солевые аналоги, они более герметичны (а значит меньше риск протекания), почти не подвержены саморазряду.

Алкалиновая

Их легко отличить от других – на упаковке присутствует надпись ALKALINE. Применяют их в детских игрушках, пультах ДУ, радио и ночниках. Недостатками считается большая масса и высокая стоимость.

Ртутные батарейки

Не получили широкого распространения из-за высокой стоимости и повышенной токсичности. Ведь они могут протечь, а ртуть опасна для человека. Но такой гальванический элемент можно перезаряжать несколько раз. Хотя со временем теряется его емкость — за счет того, что ртуть стекает и собирается каплями внутри батареи.

Ртутные

Достоинствами данных изделий можно назвать хорошую бесперебойную работу в суровых атмосферных условиях, длительный срок годности.

Серебряные

Работают по аналогии с ртутными аккумуляторами. Недостаток только один – очень высокая стоимость. Но при этом у них емкость на 30-50% больше, чем у литиевых батареек. Серебряные элементы питания хорошо работают при высоких и низких температурах, обладают длительным сроком службы.

Серебряная

Литиевые

Появились сравнительно недавно. Обладают большим сроком службы и хранения, герметичны, работают в суровых условиях, их можно перезаряжать. На данный момент это самые лучшие аккумуляторы на рынке, хотя их стоимость нельзя назвать низкой. Подходят для приборов с повышенным энергопотреблением: портативных колонок, фонарей, детских игрушек со звуковым сопровождением.

Литиевые

Типы батареек по размеру

Можно заметить, что размеры батареек тоже разные. По форме они бывают цилиндрическими и дисковыми. Первый вид более распространен. Существует классификация американская и европейская, которая нам привычнее.

В таблице приведем соотношение маркировки к диаметру, типу и виду батарей:

Название по американской номенклатуре Обиходное название Высота изделия в мм Ширина изделия в мм
А23 Мини-мизинчиковая 28,9 10,5
АА Пальчиковые. Широко применяются во многих приборах. Форма – цилиндрическая, тонкая. Возможна маркировка L – это значит, что элемент питания является щелочным 50,5 14,5
ААА Мизинчиковая. Тонкая, цилиндрическая батарея, по размерам меньше пальчиковой, но используется в таких же устройствах (игрушки, фонари, часы) 44,5 10,5
АААА Маленькая мизинчиковая. Очень редко встречается 42,5 8,3
С Средняя. На данный момент редко используется. Цилиндрическая 50 26,2
D Большая. В настоящее время мало применяется. Цилиндрическая, имеет вид бочонка 61,5 34,2
РР3 Крона. Обладает самым высоким напряжением в 9V, квадратная. На данный момент почти не используется 48,5 26,5

Размеры

В зависимости от маркировки и номера на аккумуляторе можно с точностью сказать, подойдет вам этот элемент питания или нет. На большинстве указан состав электролита, то есть производитель не скрывает, солевая или щелочная это батарейка.

Размеры могут незначительно варьироваться на 1-2 мм. Это связано с тем, что изготовитель может поместить элемент питания в специальную защитную оболочку. Она защищает аккумулятор от последствий падений, негативных атмосферных явлений. На такой оболочке компании пишут основные данные, свою рекламу.

Существует еще особый вид батареек, который применяется в мелкой бытовой технике – дисковые, или таблеточные. Их тоже можно классифицировать в зависимости от модели, типа и размера.  В основном они все литиевые и обладают напряжением 3V (CR2016, CR2450).

Как выбрать батарейку

В современном разнообразии видов батареек и их названий можно потеряться. Все они имеют разную стоимость, которая зависит от бренда, состава аккумулятора, его вида и мощности выдаваемого напряжения.

При покупке обратите внимание на такие детали:

  1. Вид элемента питания. Если вам нужна батарейка для часов, возможно, стоит обойтись дешевой солевой. Но если вы не хотите ее менять каждые полгода, то берите щелочную. В мощные приборы приобретайте литиевые элементы питания.
  2. Срок годности. Все батарейки склонны к саморазряду, только у солевых это сильно заметно, а у других видов — нет. В любом случае, если вы купите аккумулятор со свежим сроком изготовления, то и прослужит он дольше.
  3. Нужное вам напряжение. Дисковые гальванические элементы способны выдавать от 1,5 до 3 V. Этого достаточно для бесперебойной работы наручных часов или маленького карманного фонарика. Пальчиковые же способны создавать напряжение 4-6 V.
  4. Фирму-производителя. Иногда лучше заплатить за бренд, чем чинить устройство из-за потекшего элемента питания. К тому же, многие компании дают гарантию на свою продукцию. В таком случае не выбрасывайте чек с датой и упаковку.

На некоторых элементах питания стоит пометка «rechargable»: значит, их можно подзарядить с помощью зарядного устройства для батареек.

Многие производители техники конкретно пишут, какие марки батарей подходят для устройства. В таком случае возьмите с собой инструкцию и смело приобретайте нужный вам элемент питания.

batteryk.com

Как выбрать батарейку. Типы батареек, их размеры, маркировка и сферы применения

Главная Как выбрать батарейку. Типы батареек, их размеры, маркировка и сферы применения

Батарейка – это гальванический элемент, представляющий собой компактный автономный источник постоянного тока.

 

 Формат батареек

  • R6 (на Западе – АА) - пальчиковая» батарея 
  • R3 (они же ААА) - мизинчиковая батарейка
  • R14 (С) и R20 (D) - Формат Бочонка .Имеют больший запас мощности и применяются в больших фонарях, бумбоксах, активной акустике, радиоустройствах.
  • Крона 9 вольт - Батарейки-параллелепипед.
  •  CR (раньше называвшиеся «часовыми») - дисковые батарейки. Чаще всего такие источники питания применяются в кварцевых и электронных часах, но могут использоваться и в других компактных устройствах – слуховых аппаратах, калькуляторах, датчиках.

 

Классификация батареек.

Американское название Название ГОСТ Обиходное название
1. A (A23) - -
2. AA Элемент 316 батарейка «пальчиковая» или батарейка «два А»
3. AAA Элемент 286 батарейка «мизинчиковая» или батарейка «три А»
4. AAAA - «четыре А»
5. C Элемент 343 С-батарейка, «дюймовочка», «эска»
6. D Элемент 373 D-батарейка, большая, «бочка»
7. - Элемент 3336 «квадратная», «плоская»
8. PP3 Крона «крона»

 

Наиболее распространенные маркировки батареек.

Форма-размер (Амер.) Форма-размер IEC(на примере солевой батарейки) Форма-размер IEC(на примере алкалайновой батарейки)
1. A (A23) R23 LR23
2. AA R03 LR03
3. AAA R6 LR6
4. AAAA R40 LR40
5. C R14 LR14
6. D R20 LR20
7. - 3R12 3LR12
8. PP3 6P22 6LP22
 Как выбрать батарейку

Маркировка батареек

Из всех видов батареек можно выделить пять наиболее широко применяющихся видов:

  • солевые батарейки;
  • щелочные батарейки;
  • ртутные батарейки;
  • серебряные батарейки;
  • литиевые батарейки.

 

Маркировка Вид батарейки
R Солевые
LR Щелочные (алколиновые)
SR Серебряные
CR Литиевые
PR Воздушно-цинковые элементы

 

Заменить батарейку по маркеровке Таблица соответствия батареек

G1 — LR621 — 364 G2 — LR726 — 396 G3 — LR41 — 392 G4 — LR626 — 377 G5 — LR754 — 393 G6 — LR921 — 731 G7 — LR926 — 395 G8 — LR1120 — 391 G9 — LR936 — 394 G10 — LR1130 — 389 G11 — LR721 — 362 G12 — LR43 — 386 G13 — LR44 — 357

 

tok-amper.ru

Размеры аккумуляторов для авто и другие важные критерии выбора АКБ

Выбор АКБ для авто – очень ответственное мероприятие. Наряду с главными параметрами батареи нельзя забывать и о ее габаритах. Несоответствие размеров аккумулятора установочным может привести к невозможности его использования.

Основные параметры аккумуляторов

Основные параметры аккумуляторов, определяющие возможность их использования на том или ином автомобиле, следующие: напряжение на клеммах, емкость АКБ, пусковой ток (мощность). С напряжением все понятно – его значение должно соответствовать той величине, на которую рассчитана бортовая сеть авто (12 В или 24 В).

Электрическая емкость полностью зараженной АКБ соответствует тому количеству электроэнергии, которое аккумулятор способен отдать в процессе длительного разряда. Или, по-другому – способность батареи давать ток определенной величины в течение определенного промежутка времени (емкость 40 Ah (или А·ч) означает, что АКБ может снабжать током в 1 А на протяжении 40 часов либо в 2 А – 20 часов и так далее).

Номинальная электроемкость АКБ – емкость 20-тичасового разряда. Именно ее в настоящее время регламентируют в большинстве европейских нормативных документов, в российском ГОСТ и указывают в паспорте и на этикетке батареи. Для АКБ на 80 А·ч величина тока разряда равна 4 А.

Фото электроемкости АКБ на этикетке, subaru-sochi.ru

Резервная емкость – параметр, показывающий промежуток времени (в минутах), на протяжении которого АКБ способна снабжать током 25А (то есть, сколько времени она сможет снабжать электричеством все потребители авто при неработающем генераторе). У батареи емкостью 55 Ah этот параметр может достигать 85–90 минут (при отказе генератора машина сможет двигаться за счет энергии только АКБ еще около 1,5 часов).

Пусковая мощность – максимальная мощность, выдаваемая АКБ в течении 30 с при –18 °C. Этот параметр характеризует способность батареи запускать холодный двигатель, а выражают его для аккумуляторов в амперах – пусковом токе при холодной прокрутке. Чем больше пусковой ток (стартерный разряд), тем больше мощность АКБ. Стартерный разряд в зависимости от производителя определяется по разным методикам: SAE, EN, DIN, ГОСТ, IEC и другим. Соответственно, и указанные на батарее величины пускового тока могут быть разными, с пометкой к какому стандарту они относятся.

На фото - измерение мощности АКБ, insidecarelectronics.com

Пусковой ток новой АКБ должен быть равен или выше, чем у заменяемой батареи. Нельзя брать батарею с меньшей емкостью (А·ч). Это продиктовано тем, что некоторые режимы работы мотора (низкие и холостые обороты) сопровождаются разрядом аккумулятора (особенно в ночное время), потому что выдаваемой генератором энергии недостаточно. При этом в условиях малых пробегов автомобиля и при частых стоянках с заведенным двигателем АКБ «помогает» генератору снабжать электропитанием включенные потребители, а сам разряжается. В случае малой собственной емкости АКБ глубина ее разряда при этом превысит 40–50 %, что впоследствии приведет к ощутимому снижению работоспособности автомобильной батареи в режиме запуска двигателя авто. Такие глубокие разряды, имеющие повторяющийся характер, вызовут сокращение ресурса АКБ. Таким образом, при выборе АКБ автовладелец в первую очередь должен учитывать значения ее пускового тока и номинальной электрической емкости.

Габариты АКБ – почему выбранный аккумулятор не подходит?

Многие автолюбители при выборе аккумулятора не придают значения такому его параметру как габаритные размеры. Но это до поры до времени – пока они, казалось бы, идеально подобранную по основным критериям, батарею не смогут установить на предусмотренное для нее в подкапотном пространстве место. А еще бывает, что почему-то для новой АКБ провода подключения к сети авто оказываются короткими и их клеммы не достают до контактов аккумулятора.

Помимо того, что размеры аккумулятора зависят от его мощности и емкости, а также в незначительной степени от технологии изготовления и типа, существует несколько стандартов соответствия стране-изготовителю авто, которые тоже определяют габариты АКБ.

Фото габаритов АКБ, natapku.ru

Кроме того, могут быть другими клеммы аккумулятора и их расположение. Поэтому, выбирая батарею, нельзя забывать по каким стандартам был изготовлен автомобиль (проще говоря – в какой именно стране его произвели) и, соответственно, его «родной» аккумулятор, с которым он сошел с конвейера.

Рассмотрим действующие в настоящее время стандарты АКБ. Европейский стандарт подходит для европейских и отечественных машин.

Североамериканский отличается тем, что выводы АКБ располагаются на верхней ее крышке не вдоль длинной стороны, а сбоку корпуса. Мало того, так еще эти клеммы конструктивно выполнены с «резьбой вовнутрь». Таким образом, если стать счастливым обладателем «чистого американца», предназначенного для рынка США, то скорее всего предлагаемые в отечественных магазинах аккумуляторы окажутся несовместимыми с его проводами и клеммами. В этом случае следует искать или заказывать оригинальную батарею американского стандарта и лучше не стараться изобретать, а затем «лепить» какие-нибудь «самопальные» переходники.

На фото - североамериканский АКБ, drive2.ru

В основе южноамериканского заложены принципы европейского стандарта, поэтому между ними нет существенной разницы.

Азиатский (на самом деле японский, но принятый некоторыми азиатскими производителями) – главное отличие от европейского состоит именно во внешних размерах АКБ. Японские конструкторы так плотно упаковали подкапотное пространство различным оборудованием, что АКБ стала уже и короче, но, при этом, и выше, чем европейские и американские аналоги. Поэтому, приобретая «настоящее» японское или корейское авто (не европейской сборки), следует иметь в виду то, что скорее всего на положенное для АКБ место сможет встать только «фирменная» батарея. А оригинальный японский аккумулятор может не подойти по высоте для европейских авто – капот будет упираться в его клеммы.

Другие размеры аккумулятора, влияющие на его выбор

Другие важные характеристики, которые влияют на возможность установки и быстрого подключения АКБ к бортовой сети – это расположение клемм и их размер. Первый параметр отражает взаимное расположение клемм АКБ относительно ее корпуса. Основные типы:

  • прямая полярность – «плюс» слева, а «масса» справа;
  • обратная – наоборот.

АКБ при определении полярности должно быть повернуто лицевой стороной (с этикеткой) на себя. Если выбрать аккумулятор с полярностью, не предусмотренной конструкцией авто, то можно столкнуться с ситуацией, когда провода для подсоединения бортовой сети окажутся недостаточной длины (оба или только один). В этом случае придется наращивать кабели, что в принципе несложно, но нежелательно.

Фото выбора аккумулятора, news.ykt.ru

Встречаются также аккумуляторы с комбинированным расположением клемм: по диагонали; посередине вдоль длинной стороны корпуса АКБ. Эти обычно подходят на все авто соответствующего стандарта. И американского стандарта АКБ: с прямой и обратной полярностью.

Размер и форма клемм автомобильных батарей тоже бывают разные, что может существенно усложнить процесс подсоединения АКБ к бортовой сети. На отечественных и многих импортных авто установлены аккумуляторы с клеммами в виде столбика и соответствующие этим клеммам по размеру и форме контакты проводов электрической сети машины. Такие клеммы АКБ отличаются между собой – диаметр «массы» чуть меньше, чем у «плюса». Помимо этого, «столбиковые» контакты делятся по диаметру на стандартные и маленькие. Последние обычно встречаются на японских автомобилях, а стандартные больше знакомы по отечественным авто. Встречаются также АКБ с другими типами клемм: под болт, винтовые, в виде плоского уголка с болтовым креплением. Если при выборе аккумулятора не придавать форме и размеру его клемм значения, то придется в итоге менять контакты на подсоединяющих проводах электрической сети авто.

На фото - типы клемм АКБ, aktis.su

Еще один немаловажный размерный параметр АКБ – насколько его габариты соответствуют штатному фиксирующему креплению для него. Конечно, очень многие ездят вовсе никак не закрепляя батарею, а просто поставив ее в аккумуляторное гнездо (нишу). Вес АКБ и плюс работа подвески обеспечивают относительную устойчивость аккумулятора и безопасность его эксплуатации. Однако неизбежные вибрации и «подпрыгивания» на ухабах вряд ли способствуют продлению срока службы автомобильных батарей. Кроме того, в случае возникновения какой-либо аварийной ситуации не известно где и в каком состоянии окажется незакрепленная АКБ и ее кислота. Поэтому лучше все-таки обмерить предварительно либо размеры под крепеж «родного» аккумулятора, либо контуры и формы самого крепления.

Как не ошибиться в выборе аккумулятора при его покупке?

Лучше всего приобретать новый аккумулятор имея при себе старый, то есть, подъехав к магазину на автомобиле, для которого предназначена «обновка».  Тогда все вопросы можно будет разрешить «не отходя от кассы». Все можно будет тут же уточнить, проверить и в итоге подобрать оптимальную модель аккумулятора.

Фото выбора модели аккумулятора автомобиля, hotparts.by

В общем случае при покупке АКБ следует:

  1. Уточнить электрические показатели, тип, габариты и способ крепления заменяемого (старого) аккумулятора.
  2. Подобрать новую АКБ – желательно того же типа и обязательно с электрическими показателями, которые не ниже, чем у заменяемой. При равном значении емкостей (старой и новой АКБ) величина пускового тока у приобретаемого аккумулятора может быть даже больше (если стандарты его определения одинаковы), что будет способствовать более быстрому и надежному пуску двигателя зимой.
  3. Проверить выбранную батарею на соответствие с старой по: габаритам; расположению, форме и размерам присоединительных клемм; способу крепления.
  4. Если предлагаемый ассортимент магазина позволяет, то определиться с исполнением батареи: сухозаряженная АКБ (нуждается в заливке электролита и последующей зарядке) или с электролитом и заряженная. В случае срочной замены следует брать вторую – в отличие от первой она готова к эксплуатации.
  5. Выбранную АКБ необходимо на прилавке освободить от упаковки, а затем осмотреть на предмет целостности ее корпуса, наличия этикеток с соответствующими обозначениями и показателями.

В случае покупки аккумулятора, готового к работе, следует сразу попросить продавца выполнить следующие действия. В батареях, оснащенных заливными горловинами с пробками, проверить плотность и уровень электролита (в паспорте большинства аккумуляторов для плотности указано значение 1,28 г/см3). Измерить напряжение на выводах АКБ при разомкнутой цепи (НРЦ). Проверить на разряд под нагрузкой специальным устройством (нагрузочной вилкой), дающем информацию о степени работоспособности батареи.

На фото - проверка аккумулятора автомобиля при покупке, youtube.com

Эти операции позволят убедиться в необходимой работоспособности и заряженности АКБ: плотность электролита в банках аккумулятора не должна быть ниже 1,25 г/см3; НРЦ при плюсовой температуре должно быть равно не менее 12,5 В; предусмотренное напряжение во время разряда нагрузочной вилкой должно оставаться неизменным на протяжении 5–10 с (это время зависит от технических возможностей вилки).

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru


Смотрите также