MIC-RON.RU. Диагностика аккумулятора


Диагностика аккумулятора автомобиля - DEK-auto.ru

Привет всем автолюбителям! Пополним копилку опыта обслуживания и ремонта машины?

Начнем с тех видов работ, ради которых не стоит спешить на станцию техобслуживания и тратить сбережения на то, что мы можем сделать своими руками.

Одна из посильных задач, доступных каждому владельцу автомашины – диагностика аккумулятора автомобиля, определение причины неполадки, устранение неисправности, зарядка батареи, а также желания работать.

Основные причины выхода из строя

polomka-akkumulyatoraЕсли взглянуть на аккумулятор снаружи, то сразу даже не понятно, что там может ломаться?

Главная причина поломок часто кроется в излишней нагрузке общей сети автомобиля. Не выключенная магнитола, включенные без надобности габариты, освещение салона постепенно «съедают» ресурсы источника питания. Можете самостоятельно изучить диагностику автоэлектрики.

Зима значительно увеличивает расход энергии. Зимние энерготраты идут на контроль климата, обогревание стекол, дневные огни, другую необходимую нагрузку. Естественное старение батареи тоже не стоит на месте…

АКБ заряжается сам во время движения. Только для стопроцентного восстановления ему этого мало.

Что делать? Диагностировать аккумулятор, исправить недочеты и зарядить его не выезжая из своего гаража. Хороший хозяин авто постоянно заботится о функционировании накопителя энергии, ведь именно он запускает двигатель, обеспечивает потребление электроэнергии устройств машины вне движения, поддерживает генератор на ходу, когда нагрузка превышает его возможности.

Регулярная самостоятельная диагностика АКБ, обслуживание и подзарядка заметно продлят отпущенные 3-4 года средней службы. А это вполне ощутимая экономия.

С чего начинать?

diagnostika-akkumulyatora-avtomobilya

Внешняя оценка целостности корпуса на предмет механического повреждения – это первый шаг.

Затем, нужно провести проверку, которая поможет определить признаки дефицита зарядки батареи:

  1. «Нагрузочная вилка» — это приспособление, которое проверит уровень напряжения накопителя автомобиля. Правильно функционирующая и полностью заряженная АКБ выдает напряжение 1,7 – 1,8 в банке. Проверять нужно с нагрузкой на батарею, потом без нагрузки.
  2. Ареометр – прибор для проверки плотности электролита. Необходимо взять из каждой банки пробу электролита, при этом замеряя его температуру. Зная степень плотности, опираясь на таблицу, определяете уровень зарядки.

Проанализировав полученные итоги, решаете, нуждается ли ваш накопитель в дозарядке. К слову, эти заботы не касаются владельцев необслуживаемых АКБ, часто применяемых сегодня. Однако, по мнению знатоков, такие батареи служат более краткий срок.

Самостоятельная зарядка аккумулятора автомобиля

samostoyatelnaya-zaryadka-akkumulyatora-avtomobilya

Начиная самостоятельную зарядку, подготовьте необходимое оборудование. Список его небольшой:

  1. Электролит.
  2. Инструкция по эксплуатации зарядного устройства, где детально описан порядок действий по зарядке.
  3. Зарядник (выпрямитель), то есть зарядное устройство.

Приступаем непосредственно к подзарядке:

  • Вначале нужно выпустить накопившиеся газы. Для этого снимите пробки с банок.
  • Определите количество электролита, дополните его по необходимости.

Внимание! Сначала подсоедините клеммы заземляющего устройства, и только после этого включите выпрямитель в электросеть. Порядок действий не изменяйте!

  • Рассчитайте 10-ю часть ёмкости вашей батареи, выставьте электроток, соответственно расчету. Если приборная стрелка близится к нулю, значит, зарядка осуществляется верно.
  • Повторно проверьте электролит на плотность и уровень после завершения подзарядки АКБ.

Если вы купили сухозаряженную батарею, то подзарядку проводите так же. Дайте постоять долитому в нее электролиту примерно два часа, потом снова проверьте плотность. В большинстве случаев придется заряжать источник питания.

Несколько советов от эксперта по АКБ автомобиля

remont-akumulyatora-avtomobilyaНе получится запасти энергию впрок, используя батарею большей емкости. Такая «хитрость» приведет только к её скорейшему выходу из строя, потому что излишек емкости не будет использоваться. Поэтому, используйте батарею соответственно указаниям в паспорте.

Изучите основы диагностики автомобиля.

Если вы владелец необслуживаемого аккумулятора, то проводите его зарядку на станциях техобслуживания, с использованием специального оборудования.

Если позволяют финансовые возможности, то приобретайте накопители скандинавского или немецкого производителя. Для наших условий они наиболее подходят.

Зарядник для АКБ лучше всего покупать в специализированных магазинах, где вам предложат правильную сертификацию и перевод инструкции. Отечественные зарядные устройства нисколько не уступят импортным ЗУ. По крайней мере, купив наше ЗУ, вы не рискуете получить китайскую подделку.

Успешной вам диагностики и зарядки аккумулятора автомобиля своими силами!

Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателя»

Видео

Об авторе
Goncharoff

Эксперт рубрики "Ремонт автомобилей"

dek-auto.ru

Uremont.com | Диагностика аккумулятора

14.02.2017

Расскажем, что такое диагностика аккумулятора и для чего она нужна. Основные способы диагностики и инструмент.

Аккумуляторная батарея, как и любое техническое устройство, подвержено поломкам, перебоям в работе и другим недостаткам, которые могут доставить неприятности автовладельцу в самый неподходящий момент. Для предупреждения возникновения подобных ситуаций необходимо выполнять техническое обслуживание и проверку. Аккумулятор автомобиля, нуждается в постоянном обслуживании, которое заключается в достаточно простых операциях, которые сможет выполнить автовладелец своими руками в гараже, но перед этим должна быть выполнена диагностика аккумулятора. 

В этом случае, аккумуляторная батарея в состоянии проработать 5 – 6 лет. Если относится к батарее как к расходному материалу, а большее количество автолюбителей делают именно так, то аккумулятор может проработать всего 2 – 3 года максимум.

Перед тем как начинать его обслуживание, необходимо понимать, какие недочеты в работе аккумулятора автомобиля присутствуют. Для этого необходимо выполнить определенные диагностические мероприятия, которые позволят выявить дефекты и позволят автомобилисту их устранить.

В перечень действий, относящихся к диагностике нужно отнести следующие процедуры:

  • визуальный осмотр;
  • проверка уровня заливки и плотности рабочей жидкости;
  • диагностика токов утечки;
  • тестирование аккумуляторной батареи аккумулятора с использованием нагрузочной вилки.

 Визуальный осмотр

Диагностику периодическую АКБ начинают с выполнения визуального осмотра, то есть проверяют целостность корпуса, наличие подтеков электролита. Если во время проведения обнаружены подобные дефекты, то такое устройство необходимо немедленно снять с эксплуатации. При выполнении осмотра, необходимо иметь в виду, что трещины могут располагаться под транспортной пленкой, рекламными и информационными наклейками и поэтому их надо осматривать с особым тщаянием.

Проверка уровня и плотности электролита

В тех аккумуляторах, которые подлежат частичному обслуживанию, необходимо периодически выполнять проверку электролита, а именно его уровень заливки и плотность. В работоспособном состоянии, уровень должен отстоять на 10 – 15 мм. от края сепаратора пластин. Для выполнения этой операции необходимо отвернуть крышку на банке. Взять специальную трубку, как правило, выполненную из стекла, и опустить один ее конец в банку аккумулятора до того момента, как она дойдет до сепаратора. После этого второй конец трубки надо зажать пальцем и извлечь трубку из банки. После этого, необходимо с помощью обыкновенной линейки замерить высоту столбика электролита, оставшегося в трубке. Как уже говорилось он должен быть высотой 10 – 15 мм. Если полученное число меньше, то надо дополнить банку порцией дистиллированной воды и повторно выполнить замер. Иногда добавляют и сам электролит, но это делают в случае, когда он вылился из аккумулятора из-за опрокидывания. Плотность электролита измеряют с помощью прибора, под названием ареометр.   

прибор ареометр

Эта важная операция и с ее помощью можно определить наличие короткого замыкания. Для этого необходимо проверить плотность в банках. Результат должен быть таким:

  • в зимнее время плотность должна быть 1,28 г/куб. см;
  • в летнее время плотность должна быть 1,24 г/куб.см.

Если по результатам проведенных замеров станет видно, что в нескольких банках плотность ниже заданной и в холостом режиме, напряжение на клеммах аккумулятора ниже штатных 11 В, то высока вероятность того, что внутри АКБ произошло КЗ. Такое изделие также необходимо снимать с эксплуатации.

В случае если результаты замера показали, что плотность во всех банках равна, а напряжение без нагрузки больше чем 12,5 В – это обозначает что аккумулятор готов к работе и его можно тестировать.

Проведение замера плотности может сказать и том, что батарею необходимо подзарядить. Об этом говорит низкая плотность электролита во всех банках одновременно. И еще, если рабочая жидкость поменяла свой цвет и из прозрачной превратилась в коричневую, то это означает изношенность батареи до предела или говорит о том, что ее многократно перезаряжали.

Обнаружение токов утечки и их устранение

У АКБ, которые подлежат частичному обслуживанию, существует еще одна серьезная проблема: на поверхности батареи могут образовываться следы электролита. Причиной тому становятся небрежно закрытые пробки, и через них электролит попадает на корпус. Надо отметить, что этот дефект приводит к ускоренному разряду аккумулятора, а то и полному выходу его из рабочего состояния.

Для тестирования размера тока утечки можно использовать прибор для замера напряжения. Одним щупом необходимо прикоснуться к положительной клемме, а вторым надо касаться корпуса АКБ в разных местах. На мониторе прибора сразу будет видно наличие и размер токов утечки. Как раз эти токи и разряжают аккумулятор в то время, когда автомобиль неподвижен. Главная неприятность от этих токов – это полная разрядка батареи. На фото показан процесс замера потерь тока.

измерение замера токов утечки

Между тем корпус аккумулятора легко очищается от кислоты, которая попадает на него. Для этого можно использовать следующий рецепт – ложку чайной соды необходимо растворить в стакане воды и этим раствором промыть корпус. После этого, аккумулятор необходимо тщательно вытереть. Содовый раствор полностью способен очистить корпус от следов электролита. После такой обработки потери тока исчезают.

АКБ обоих типов (обслуживаемые и необслуживаемые) часто диагностируют на утечки тока. Такая необходимость обусловлена, если автомашина долго простояла на стоянке с подключенным к бортовой сети аккумулятором, и попытка ее завести не увенчалась успехом. Главное подозрение водителя падает на токи утечки. Для диагностики этого явления достаточно снять клемму с одного из полюсов и при помощи прибора для замера силы тока, соединяют разрыв между клеммой и АКБ проводами прибора. Практика показывает, что размер тока утечки допустим в пределах 30 – 40 мА, для определенных продвинутых автомашин, допустима утечка в 80 мА. Если прибор показывает большее число, то, значит, на батарее есть утечка тока и необходимо принять меры по ее устранению. Возможно еще раз придется тщательно осмотреть корпус. Проверить герметичность, применяемых крышек (пробок)

Нагрузочная вилка при диагностике аккумулятора

Иногда при измерении напряжения, прибор показывает полную зарядку, а между тем запуска двигателя не происходит. У автомобилиста сразу возникает подозрение в том, что емкость, установленной АКБ упала настолько, что он стал разряжаться в считаные секунды. Для диагностики состояния аккумулятора применяют прибор под названием – нагрузочная вилка. На рисунке 3 приведена схема этого прибора.

применение нагрузочной вилки

По сути, это вольтметр с возможностью параллельного подключения нагрузки, имитирующей работу автомобиля. Для определения состояния АКБ достаточно обеспечить сопротивление нагрузке в диапазоне от 1 до 1,4 от ее емкости.

На самом деле, техническое устройство аккумулятора не так и сложно, но и тем не менее периодическая проверка работоспособности автомобильного аккумулятора позволит автолюбителю избежать возникновения нештатных ситуаций при эксплуатации автомобиля и тем самым обезопасить себя, своих пассажиров и участников дорожного движения. Для выбора сервиса  обратитесь на Uremont.com

uremont.com

Импульсная диагностика аккумуляторов

При длительном хранении и неправильной эксплуатации на пластинах аккумуляторов появляются крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца. Большинство современных зарядных устройств выполнены по простой схеме, в которую входит трансформатор и выпрямитель. Их использование рассчитано на снятие рабочей сульфитации с поверхности пластин аккумулятора, но застарелую крупнокристаллическую сульфитацию они убрать не в состоянии.Характеристики устройства Напряжение аккумулятора, 12В Емкость, А-ч 12-120Время измерения, с 5Импульсный ток измерения, А 10Диагностируемая степень сульфатации, %30. ..100Масса устройства, г 240Рабочая температура воздуха, ±27°Ссталлы сульфата свинца обладают большим сопротивлением, что препятствует прохождению зарядного и разрядного тока. Напряжение на аккумуляторе во время зарядки растет, ток заряда падает, а обильное выделение смеси кислорода и водорода может привести к взрыву. Разработанные импульсные зарядные устройства [1-3] способны во время зарядки перевести сульфат свинца в аморфный свинец с последующим его осаждением на поверхность очищенных от кристаллизации пластин.Импульсная диагностика аккумуляторовПеред зарядкой и восстановлением аккумулятора необходимо провести диагностику его технического состояния, прежде всего, определить внутреннее сопротивление (степень сульфитации). Простейшим прибором диагностики является нагрузочная вилка, состоящая из низкоомного разрядного резистора и вольтметра. Ток разряда, проходя через резистор, снижает напряжение на аккумуляторе. По напряжению холостого хода Е и напряжению под нагрузкой U. зная ток разряда Iр, определяют внутреннее сопротивление аккумулятора RBH:Rвн=(E-U)/IрСложность выполнения диагностики аккумулятора в том, что требуются дополнительные приборы и проведение арифметических расчетов. Фирменные диагностические приборы с автоматическим определением параметров аккумуляторов (напряжения под нагрузкой, внутреннего сопротивления, емкости) имеют большие габариты из-за применения мощного разрядного сопротивления и релейной схемы подключения нагрузки.Предлагаемый электронный прибор позволяет производить прямой отсчет внутреннего сопротивленияаккумулятора с определением степени сульфитации пластин.Диагностика аккумулятора при импульсном токе разряда позволяет уменьшить габариты прибора (практически на порядок), облегчить тепловой режим разрядных цепей и ускорить диагностику с минут до секунд. Прямоугольная форма разрядного тока наиболее близка по форме к пусковому току стартерных устройств автомобилей.В приборе отсутствует сетевое питание, что позволяет проводить измерения степени сульфитации аккумулятора непосредственно на автомобиле. В состав электронной схемы прибора (рис.1) входят:- генератор прямоугольных импульсов на аналоговом таймере DA1;- ключевой транзистор VT2;- усилитель импульсов сульфитации VU1.Режим работы генератора стабилизирован отрицательной обратной связью с нагрузки ключевого усилителя на вход 5 таймера и схемой компенсации изменения внешней температуры с датчиком R1. Питание устройства стабилизировано электронным стабилизатором DA2.Генератор прямоугольных импульсов на таймере DA1 позволяет при минимальном количестве дополнительных радиодеталей формировать прямоугольные импульсы с частотой и скважностью, изменяющимися в широких пределах. В состав микросхемы входят два компаратора, входы которых подключены к выводам 6 и 2 DA1. с уровнями переключения 2/3 Uп и 1/3 Uп соответственно. Внутренний триггер таймера позволяет изменять состояние выхода (вывода 3) DA1 в зависимости от уровня напряжения на зарядном конденсаторе С1.При подаче питания конденсатор С1 заряжается до уровня 2/3 Uп в течение времени, зависящего от номиналов R1 и С1. При достижении этого напряжения внутренний триггер переключается, на выходе 3 появляется низкий уровень, включается внутренний разрядный транзистор, подключенный к выводу 7 DA1. Конденсатор С1 разряжается через резисторы R2 и R3, по достижении уровня 1/3 Uп происходит повторное переключение триггера, на выходе 3 появляется высокий уровень, внутренний транзистор закрывается, и начинается повторный заряд С1, т.е. цикл повторяется. Резистором R2 устанавливается время разряда конденсатора С1. С увеличением сопротивления R2 время разряда увеличивается, а мощность на нагрузке R9 уменьшается. В зарядной цепи конденсатора С1 установлен терморезистор R1. который при пониженной температуре увеличивает время заряда С1 и продолжительность импульса тока в разрядной цепи аккумулятора. Частота генератора снижается, что ведет к повышению напряжения на микроамперметре РА1.С выхода 3 DA1 прямоугольные импульсы через ограничительный резистор R6 поступают на базу усилителя мощности на транзисторе VT2. Открытый очередным импульсом транзистор VT2 разряжает на короткое время аккумулятор GB1 на резистор R9.Вход 5 DA1 используется для стабилизации разрядного тока нагрузки. При повышении напряжения на нагрузке R9 оно через установочный резистор R8 и ограничительный R7 поступает на базу транзистора VT1. Снижение напряжения на входе 5 DA1 при открытом транзисторе VT1 позволяет автоматически повысить частоту выходных импульсов таймера, что приводит к уменьшению напряжения на нагрузке. Таким образом осуществляется стабилизация тока. Конденсатор СЗ устраняет импульсные помехи на базе VT1, резистор R4 ограничивает ток замыкания по входу 5 DA1 при открытом VT1.Импульсное напряжение с аккумулятора GB1 через резистор R10 и разделительный конденсатор С4 поступает на вход усилителя на оптопаре (оптроне) VU1. Резистором R11 устанавливается режим усиления оптопары по постоянному току. Нагрузкой оптоусилителя является резистор R13, сигнал с которого через разделительный конденсатор С5 поступает на выпрямитель с удвоением напряжения на диодах VD2, VD3. После выпрямления он воздействует на показания микроампер-метра РА1. Резистором R14 осуществляется установка максимальных показаний прибора РА1.При рабочей сульфитации внутреннее сопротивление аккумулятора не превышает паспортное значение, и импульсное напряжение на клеммах аккумулятора незначительно по амплитуде. При крупнокристаллической сульфитации, когда внутреннее сопротивление аккумулятора превышает рабочее в десятки раз. импульсы разрядного тока создают на клеммах аккумулятора импульсы напряжения, амплитуда которых линейно зависит от степени сульфитации. С повышением амплитуды импульсов увеличивается отклонение стрелки микроамперметра, указывая на рост сульфитации, снижение емкости аккумулятора и его стартового тока. Показания микроамперметра соответствуют максимальной сульфитации в процентах.Основные элементы устройства размещены на односторонней печатной плате размерами 102x31 мм. чертеж которой показан на рис.2. Устройство выполнено в корпусе БП-1. Регулятор R8 (тип Аб) и микроамперметр РА1 установлены на передней панели прибора. Импульсная диагностика аккумуляторов Исходя из значения напряжения под нагрузкой, резистором R14 устанавливается соответствующее значение сульфитации в процентах на шкале прибора РА1 при среднем положении движков резисторов R2, R8 и R11. Показания прибора корректируются резистором R11 в соответствии сданными, приведенными в таблице.Напряжение аккумулятора под нагрузкой, В Более 11,8 Менее 11,6 Менее 10,8 Менее 10,2Сульфдтация, % S Рабочая 40% 60% 100%Среднее положение движка резистора R8 (тип аккумулятора) примерно соответствует емкости аккумулятора 60 А-ч. нижнее — 120 А-ч, верхнее — 12 А-ч. Возможное несоответствие типа аккумулятора и положения движка R8 из-за разброса элементов схемы корректируется резистором R2 (регулирует длительность паузы между импульсами), что вносит поправку в величину импульсного тока разряда аккумулятора.Отсчет показаний сульфитации аккумулятора выполняется после кратковременного подключения разъема XT и минусовой шины к аккумулятору по прибору РА1 Предварительно резистор R8 устанавливают в положение, соответствующее проверяемому типу аккумулятора. Пульсирующее свечение контрольного светодиода HL1 указывает на правильную полярность подключения аккумулятора во время тестирования и исправную работу генератора прямоугольных импульсов на DA1.Литература1. В.Коновалов. Измеритель RBH АБ. — Радиомир, 2004. №8, С.14.2. В.Коновалов, А.Разгильдеев. Восстановление аккумуляторов. — Радиомир, 2005. №3, С.7.3. В.Коновалов. Зарядно-восстановительное устройство для Ni-Cd аккумуляторов. — Радио. 2006. №3. С.53.4. Испытатель автомобильных аккумуляторных батарей. — Радио. 2007, №6, С.49.5. И.П.Шелестов. Радиолюбителям полезные схемы. Кн.5. — 2003.6. В.В.Мукосеев, И.Н.Сидоров. Маркировка и обозначение радиоэлементов — 2001.

В.КОНОВАЛОВ,г.Иркутск.

www.mic-ron.ru


Смотрите также