Авиационные аккумуляторные батареи. Авиационные аккумуляторы


Кратко о авиационных аккумуляторных батареях.

Автономные источники питания плотно вошли во все сферы нашей жизни и конечно же не обошли стороной авиационную технику. В этой статье мы расскажем какие аккумуляторы устанавливаются на самолеты, какие они бывают и как маркируются.

Предназначение авиа акумуляторов

Аккумуляторы, устанавливаемые на летательные аппараты, работают параллельно с генераторами на общую сеть и предназначены для:

  1.  покрытия пиков тока, превышающих максимально допустимую нагрузку генераторов, при запуске и кратковременной работе мощных  потребителей в полете;
  2.  питания жизненно важных потребителей в полете при выходе из строя генераторов;
  3.  питания потребителей при рулении по аэродрому с отключенными генераторами;
  4.  питания маломощных потребителей на стоянках при проведении предполетного и послеполетного осмотра в случае отсутствия аэродромных источников энергии.
  5.  для автономного запуска двигателей самолетов, для освещения кабины и приборов, посадочных фар и сигнальных огней, измерительных приборов, систем зажигания, для проверки электрооборудования самолетов перед полетом.

Особенности установки

Аккумуляторы на летательных аппаратах устанавливают в специальных контейнерах, уменьшающих теплоотдачу и предохраняющих от механических повреждений и проникновения масла, воды и других веществ.

Контейнеры в большинстве случаев выполняются из дюралюминия с теплоизолирующей кислотоупорной прокладкой из оленьего войлока или твердого анозола. Толщина теплоизоляционного слоя обычно не превышает 15 20 мм. Температура электролита не должна быть ниже —5°С. При продолжительных полетах в условиях низких температур теплоизоляция не приносит должного эффекта и приходится применять обогрев аккумулятора.

Маркировка и электрические параметры

Исходя из назначения, авиационные аккумуляторы подразделяются на: бортовые и аэродромные.

К бортовым относятся: 12А-5, 12А-10, 12A-30, 12САМ-28, 12САМ-55, к аэродромным — 12АСА-150.

Условное обозначение аккумуляторов; А — авиационная; САМ — стартерная авиационная моноблочная; АСА — авиационная стартерная аэродромная. Цифры, стоящие перед буквами, обозначают число аккумуляторов, а цифры после букв — номинальную емкость в амперчасах.

Бортовые аккумуляторы работоспособны при внешней температуре от +50 до -50°С в нерабочем, от 40 до — 5°С в рабочем состоянии на высоте до 15 км при вибрации с перегрузкой 2,5 g, частотой 50 Гц и ударных нагрузках до 4 g. Основные массогабаритные показатели приведены в таблице 1, а электрические параметры — в таблицах 2 и 3.

Таблица 1 Массогабаритные показатели авиационных батарей

Массогабаритные показатели авиационных батарей

Таблица 2 Электрические параметры авиационных батарей типа

 Авиационные аккумуляторы и их электрические параметры

Таблица 3 Электрические параметры АБ типов САМ и АСА

Электрические параметры АБ типов САМ и АСА

 

Номинальная плотность электролита авиационных аккумуляторов составляет: 1,285 г/см3 — для типа А, 1,260 г/см3 — для типа САМ-1 и 1,265 г/см3 — для типа АСА-1.

Некоторые основные параметры режимов заряда — в таблице 4.

Таблица 4 Режимы зарядов авиационных АБ

Режимы зарядов авиационных АБ

Ресурс батарей, то есть число циклов заряд-разрядов составляет:

  • 12А-5               65
  • 12А-10             80
  • 12А-30             100
  • 12АСА-150       75

при общем сроке службы 2 года (для I2ACA-150 — 2,5 года). При этом сохраняемость сухих батарей гарантируется 5-7,5 лет. В связи с развитием никель-кадмиевых и серебряно-цинковых аккумуляторов объем выпускаемых свинцовых резко сократился.

akkumir.ru

Авиационные аккумуляторные

САМАРСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

имени академика

С. П. КОРОЛЕВА

батареи

Учебное пособие

по дисциплине:

«Электрооборудование

летательных аппаратов

и силовых установок».

САМАРА

2004 г.

Авиационные аккумуляторные батареи. Учебное пособие Галкин Е.Ф.,Шабалов П.Г. Самара: СГАУ,2004.

Рассмотрено назначение,состав,особенности конструкции и эксплуатации авиационных аккумуляторных батарей.

Предназначено для студентов ВУЗов,обучающихся по военно-учётным специальностям ВВС.

Самарский государственный аэрокосмический университет

имени академика С.П.Королёва ,2004 г.

Содержание

Введение

  1. Назначение и классификация авиационных аккумуляторных батарей

  2. Основные электрические характеристики химических источников тока

  3. Принцип действия и конструкция кислотных аккумуляторов

    1. Принцип действия

    2. Конструкция и технические данные кислотных аккумуляторов

    3. Электрические и эксплуатационные характерис­тики свинцовых (кислотных) аккумуляторов

    4. Электрические и эксплуатационные характерис­тики свинцовых (кислотных) аккумуляторов

  4. Основные неисправности свинцовых аккумуляторов

  5. Щелочные аккумуляторы

    1. Аккумуляторные батареи 15СЦС-45Б

      1. Назначение

      2. Принцип действия

      3. Основные технические данные

      4. Устройство аккумуляторной батареи 15СЦС-45Б

      5. Электрические характеристики серебряно-цинковой батареи 15СЦС-45Б

      6. Техническая эксплуатация аккумуляторных батарей

      7. Особенности эксплуатации 15СЦС-45Б

      8. Интегрирующий счетчик ампер-часов ИСА-К

      9. Техническая эксплуатация

    2. Никель-кадмиевые аккумуляторные батареи

      1. Принцип действия

      2. Электрические характеристики никель-кадмиевых аккумуляторов

      3. Особенности заряда никель-кадмиевых аккумуляторов

      4. Правила эксплуатации никель-кадмиевых аккумуляторных батарей

Введение

На летательных аппаратах широкое применение находят химические источники тока: кислотные и щелочные аккумуляторы.

Химическими источниками тока называются устройства, у которых энергия протекающих в них химических реакций непосредственно преобразуется в электрическую энергию.

Химические реакции в химических источниках тока являются окислительно-восстановительными. Теоретически любая окислительно-восстановительная реакция может быть положена в основу работы химического источника тока. Практически используются лишь некоторые реакции, выделяющие большее количество энергии.

Окислительно-восстановительная реакция заключается в том, что атомы или ионы другого реагирующего вещества их принимают.

При непосредственном соприкосновении реагирующих веществ, как это имеет место при химических реакциях, обмен электронами сопровождается выделением тепловой энергии. В химических источниках тока окислительный и восстановительный процессы пространственно разделены при помощи проводников второго рода (проводников с ионной проводимостью). В этом случае переход электронов от одного реагирующего вещества к другому может быть осуществлен лишь при соединении этих веществ внешним проводником первого рода (с электронной проводимостью). Тогда в замкнутой цепи потечёт электрический ток, и свободная энергия реагирующих веществ будет освобождаться в виде электрической энергии.

Проводниками второго рода в химических источниках тока являются электролиты.

Совокупность применяемых активных веществ и электролита называется электрохимической системой.

Структурная схема электрохимической системы имеет следующий вид:

(+) активное вещество – электролит – активное вещество (-)

Активные вещества, на которых возникает положительный или отрицательный потенциалы, вызываются электродами. Слева на схеме положительный электрод, справа отрицательный.

Назначением каждого химического источника тока являются отдача электрической энергии во внешнюю цепь. Процесс отдачи электрической энергии во внешнюю цепь называется разрядом. В процессе разряда химическая энергия превращается в электрическую, а активное вещество электродов превращается в продукты разряда.

При разряде на отрицательном электроде протекает реакция окисления, а на положительном электроде – реакция восстановления. Реакция окисления сопровождается отдачей электронов во внешнюю цепь, а реакция восстановления – приёмом электронов из внешней цепи.

  1. Назначение и классификация авиационных аккумуляторных батарей

    1. Назначение аккумуляторных батарей

Аккумуляторные батареи на космических летательных аппаратах применяются в качестве основных или вспомогательных (буферных) источников электроэнергии. На самолётах и вертолётах аккумуляторные батареи применяются в качестве буферных и аварийных источников.

Бортовые аккумуляторные батареи предназначаются для питания:

  • электростартеров и аппаратуры зажигания при автономном запуске авиадвигателей;

  • жизненно важных потребителей во время полёта, при выходе из строя генераторов;

  • приёмников электроэнергии ЛА на земле при проверках, при выполнении регламентных работ и при проведении предварительной и предполётной подготовки;

  • для покрытия пиков тока при включении мощных бортовых приёмников электроэнергии;

  • для проверки работы маломощного электрооборудования на земле, при отсутствии аэродромных источников электроэнергии;

  • при запуске авиационных двигателей.

В качестве бортовых аккумуляторных батарей применяются: свинцовые, серебряно-цинковые и никель-кадмиевые.

В общем случае применение химических источников тока весьма разнообразно. Они применяются практически почти во всех областях техники.

Как показывает практика, ни одна из существующих систем химических источников тока не может полностью удовлетворить всех требований различных областей применения. В каждой области одна из систем может иметь преимущества перед другими. Для оценки и выбора системы химических источников тока необходимо знать их характеристики.

    1. Классификация авиационных аккумуляторных батарей

Электрохимические системы делятся на обратимые и необратимые. Обратимыми называются системы, в которых допускается заряд.

Необратимыми электрохимическими системами являются такие, у которых заряд по каким-либо причинам затруднён или невозможен.

Химические источники тока по особенностям работы можно разбить на три группы:

  • гальванические элементы;

  • аккумуляторы;

  • топливные элементы.

Гальваническими элементами называются химические источники тока, действие которых основано на использовании необратимых электрохимических систем. Для изготовления гальванических элементов применяется большее число электрохимических систем. Все они могут быть по конструкции разделены на две группы элементов: сухие и наливные.

Сухие элементы имеют не проливающийся электролит. Электролит этих элементов представляет собой клейстероподобную массу.

Наливные элементы имеют специальный резервуар для электролита. В действие они приводятся путём заливания электролита в электрохимическую систему непосредственно перед применением. После наполнения электролитом их сохранность исчисляется несколькими часами, а иногда и минутами. Сохранность сухих элементов составляет несколько месяцев. Примером сухих элементов являются: марганцово-никелевый, кислородно-цинковый, марганцово-кислородо-цинковый, марганцово-магниевый, ртутно-цинковый, окисло-ртутный.

К наливным элементам относятся: свинцово-цинковый, свинцово-кадмиевый, свинцовый с хлорной кислотой, серебряно-цинковый с окисью серебра, серебряно-магниевый с хлористым серебром, медно-магниевый с хлористой медью и др.

Аккумуляторами называют химические источники тока, основанные на обратимых электрохимических системах и предназначенные для многократного использования их активных материалов, регенерируемых путём заряда. Накопление (аккумулирование) электрической энергии происходит во время заряда аккумулятора.

Аккумуляторы по роду применяемого электролита делятся на кислотные и щелочные.

Представителем кислотных аккумуляторов является свинцовый аккумулятор. Электрохимическая система его имеет вид:

PbO2 / h3SO4 / Pb.

Практическое применение имеют два типа щелочных аккумуляторов:

никель-кадмиевые

Ni(OH)3 / KOH / Cd

серебряно-цинковые

AgO / KOH / Zn

В топливных элементах электрическая энергия получается, в отличие от гальванических элементов и аккумуляторов, не за счёт преобразования активного вещества электродов, а за счёт преобразования химической энергии топлива и окислителя, подводимых к электродам. Топливо и окислитель подводятся к электродам по мере расходования их в элементе. Материалы электродов и электролита непосредственно не расходуются, а являются лишь катализаторами. Одной из первых была разработана кислородно-водородная система топливного элемента

О2/КОН/Н2

Первыми источниками электрической энергии на ЛА были химические источники тока. Вначале применялись гальванические элементы, затем аккумуляторы, а с середины 60-х годов и топливные элементы.

В настоящее время гальванические элементы используются, как правило, на ЛА одноразового действия (на метеорологических ракетах, метеозондах и т.д.).

Топливные элементы применяются на космических ЛА в качестве основных источников электроэнергии.

Аккумуляторные батареи (последовательное соединение нескольких аккумуляторов) по своему назначению делятся на бортовые, устанавливаемые на борту ЛА и аэродромные.

studfiles.net

Аккумуляторы авиационные - Справочник химика 21

    В авиационных аккумуляторах ставят пластины толщиной от [c.96]     Марки авиационных батарей расшифровываются следующим образом А — авиационная, АО — аэродромного обслуживания, САМ — стартерная авиационная моноблочная, АСА — аэродромная стартерная авиационная цифры, стоящие впереди, указывают на число аккумуляторов, а позади букв — на номинальную емкость батареи в ампер-часах. Буква М в обозначении говорит о том, что батарея модернизирована (напрнмер, батарея 12-АСА-ИОМ). [c.884]     Основная масса никеля в промышленности расходуется на производство сплавов для электротехники инвара, платинита, нихрома, никелина. Никелевые сплавы применяют также в химической и авиационной промышленности, в судостроении. Как легирующий металл никель сообщает сталям вязкость, механическую прочность, жаростойкость, устойчивость к коррозии. Хромоникелевые стали [1—4% (мае.) никеля и 0,5—2% (мае.) хрома идут на изготовление брони, бронебойных снарядов, артиллерийских орудий. Никель используют в щелочных аккумуляторах. Давно известен никель как катализатор. [c.431]

    III откачивается в емкости. Получаемый с нижней части этой колонны изобутан охлаждается в холодильнике 23 и направляется обратно в реакционную систему (циркулирующий изобутан II). С нижней части изобутановой колонны 14 смесь алкилата и н-бутана поступает в третью ректификационную колонну 22 (дебутанизатор) для отгона н-бутана. н-Бутан, пройдя -холодильник 24, аккумулятор 25, насосом 26 подается нз орошение колонны 22, а избыток V откачивается в емкости. Давление в дебутанизаторе 3,5 ат, температура в нижней части 170° С. Продукты алкилирования с низа дебутанизатора 22 через теплообменник 27 направляются на фракционирование в четвертую ректификационную колонну 28 для разделения на авиационный алкилбензин V и фракцию VI. [c.236]

    Свинцовые аккумуляторы. В обозначении типа аккумуляторной батареи первая цифра — число последовательно соединенных аккумуляторов затем идут буквы — облает применения или тип батареи или аккумулятора (СТ — стартер ная, А, АСА, САМ — авиационные батареи, С — стационарный аккумулятор с по верхностными пластинами — типа Планте (И-1, И-2, ИЗ), СН — стационарный аккумулятор с намазными пластинами число после букв означает номинальную емкость батарей или аккумулятора следующие буквы характеризуют материал моноблока (Э — эбонит) или сепаратора (Р — мипор, М — мипласт, С — стеклянное волокно). [c.427]

    Авиационные аккумуляторы, Оборонгиз, 1957. [c.350]

    Содержание примесей в китайской сурьме, применяемой в сплавах для отливки решеток и деталей авиационных, танковых, автомобильных и прочих типов аккумуляторов, соответствует данным, приведенным в табл. 70, [c.189]

    Авиационные аккумуляторы бывают бортовыми и аэродромными. К бортовым аккумуляторам относятся типы 12-А-5, 12-А-10, 12-А-ЗО, 12-САМ-28 и 12-САМ-55. Аккумуляторы этих типов устанавливаются на самолете и предназначаются  [c.258]

    Буквы в наименованиях авиационных батарей обозначают А — авиационная АО — аэродромного обслуживания САМ — стартерная авиационная моноблочная АСА — аэродромная стартерная авиационная. Цифры, стоящие перед буквами, указывают на число аккумуляторов, [c.259]

    Н. Т. К о р о б а н, Авиационные аккумуляторы. Оборон-гиз, 1945. [c.350]

    Весьма перспективно использование водорода в качестве горючего в транспортных средствах (авто- и авиатранспорт, авиационно-космические объекты) ввиду его высокой теплоты сгорания и значительной хладоемкости. Особый интерес представляет водород как аккумулятор энергии — вторичный энергоноситель, который можно эффективно использовать, например, на электростанциях для покрытия пиковых нагрузок. Кроме того, применение водорода в качестве энергоносителя дает возможность передавать энергию на большие расстояния с более высоким КПД, чем это обеспечивают современные системы, в том числе передачи электроэнергии по проводам. Попытается значение широкого использования водорода для получения синтетических жидких топлив и синтетических газов (типа природных) из угля и сланцев. Развитие промышленных биологических процессов получения пищевых белков также связано с использованием водорода. Примеры применения водорода в химической и нефтехимической промышленности, в наземном и воздушном транспорте, коммунальном хозяйстве, в новых направлениях [c.8]

    Авиационные аккумуляторы работоспособны до температуры —50° С. При 10-час режиме разряда при температурах 0 —25 и —50° С они отдают соответственно 85, 45 и 17% от величины емкости при температуре 25° С (рис. 130). [c.255]

    Например, срок службы стационарных кислотных аккумуляторов определяется в несколько тысяч циклов, а авиационных — не превышает 150 циклов. [c.111]

    В стартерных аккумуляторах, работаюш,их с большими плотностями тока, активная масса пластин должна иметь максимальную поверхность соприкосновения с раствором электролита и прочно удерживаться в ячейке решетки. Это достигается применением открытых решеток с малыми размерами ячеек и малой толщиной их. Толщина их колеблется от 2 до 3 мм. Такие же требования предъявляются к решеткам пластины авиационных аккумуляторов. [c.199]

    За последнее время появились сепараторы из мипора, представляющие собой тонкие эбонитовые листы, пронизанные тончайшими капиллярными отверстиями. Микропористые эбонитовые сепараторы применяют главным образом в авиационных аккумуляторах. [c.203]

    Для заливки стартерных аккумуляторов применяется раствор серной кислоты плотности 1,12, а для заливки авиационных аккумуляторов — плотности 1,25. В конце заряда плотность электролита в летнее время 1,285. В зимнее время допускается плотность до 1,32. [c.267]

    Поверхностные положительные пластины в сочетании с отрицательными коробчатыми применяются в стационарных аккумуляторах типа С, СК, выпускаемых в основном в открытом исполнении (без крышек). Стационарные аккумуляторы типа СН выпускаются в закрытых баках и имеют намазные пластины толщиной 5—7 мм. В стартерных автомобильных батареях применяют намазные пластины толщиной около 2 мм, в авиационных— около 1 мм. Намазные пластины используют также в вагонных и тяговых аккумуляторах. [c.90]

    Наверное, каждый знает, как трудно завести двигатель автомобиля зимой. Чтобы не разрядить аккумулятор, водитель пытается запустить двигатель рукояткой. Однако при 20-градусном морозе это сделать очень сложно. Тогда водитель заливает в машину горячую воду, разводит под двигателем костер, греет картер паяльной лампой и т. д. Очень часто в холодную погоду, чтобы двигатель не остывал, его время от времени завод-ят на стоянке. В результате расходуется лишний бензин, понапрасну изнашивается двигатель. Почему двигатель так капризен Одной из причин является большая чувствительность масла, применяемого в двигателе для смазки различных его частей, к изменению температуры. Зимой при низкой температуре вязкость масла резко увеличивается, в результате чего масло как бы склеивает все детали, и двигатель трудно завести. При температуре —40° большинство масел, получаемых из нефти, замерзает. Эти-то масла широко используются во всех автомобильных двигателях. Не только в автомобильных, но и во всех современных двигателях, включая авиационные, а также в приборах различного назначения при низких температурах работа с ними представляет большие трудности. В приборах управления самолетов, ракет, в различных специальных двигателях бороться с этими недостатками нефтяных масел еще сложнее, чем это было показано на примере автомобильного двигателя. Поэтому очень часто конструкторам таких двигателей и приборов приходится предусматривать предварительный нагрев двигателя или прибора, чтобы разогреть масло и понизить его вязкость и этим облегчить запуск двигателя или обеспечить работу прибора. [c.27]

    Эбонит обычно применяется для блоков автомобильных, радио, авиационных, морских аккумуляторов и аккумуляторов для подводных лодок. Блок на один элемент принято называть сосуд или бачок. [c.73]

    В табл. 5-10 приведены измерения авиационных батарей с тонкими пластинами, иллюстрирующие этот эффект. Бывает также недостаток емкости, который может быть обусловлен бездействием аккумулятора в течение более или менее значительного периода времени. Этот недостаток емкости может быть восстановлен путем нескольких зарядов и разрядов. [c.253]

    Температурный коэффициент емкости кислотных авиационных аккумуляторов [c.184]

    Несмотря на то, что тонкие пластины обеспечивают бйльшую удельную емкость аккумулятора, все же они имеют ограниченное применение. Это объясняется тем, что при глубоком действии электролита тонкие пластины и решетки разрушаются значительно быстрее, чем толстые пластины. Аккумуляторы с тонкими пластинами недолговечны. Их целесообразно применять в тех случаях, когда особенно важно иметь большую удельную емкость, как, Н апример, в аккумуляторах авиационного типа. [c.96]

    В соответствии с областями и особенностями применения различают стартерные, тяговые, стационарные, авиационные и другие ЭА. Основное внимание в этой книге будет уделено характеристикам стационарных и тяговых аккумуляторов, с середины 70-х годов ведутся широкие исследования, направленные на улучшение параметров свинцовых аккумуляторов ц облегчение их обслуживания. Так, созданы необслуживаемые (безуходные) и малоуходные ЭА, в которых для снижения газовыделения и соответственно потерь воды применяются решетки с уменьшенным содержанием сурьмы, либо решетки из свинцово-кальциевого сплава. Кроме того, в некоторых Эд используется либо матричный (из стекловолокна), либо желеобразный электролит, содержащий загустители силикагель, алюмогель и др., [9 11 35 42]. Водород и кислород, выделяющиеся при заряде, взаимодействуют на катализаторе с образо. ванием воды, стекающей в электролит. [c.200]

    Баки. Материалами для изготовления баков могут служить стекло, эбонит, пластмассы и др. В настоянке время для упрощения сборки батарей, для уменьшения веса и объема аккумуляторной батареи сборку производят в так называемых моноблоках. Моноблок (рис. 266) представляет собой штампованный ящик с перегородками. На дне каждой образованной таким образом ячейки имеются призмы, на которые опираются пластины. Образующееся на дне пространство служит дополнительной емкостью для электролита там же может накапливаться оползающая со временем масса положительного электрода. Моноблочные аккумуляторы находят самое широкое применение в автомобильной и авиационной промышленности. [c.505]

    Использование стекловойлока с каким-либо наполнителем (например силикогелем) позволяет совершенно отказаться от данного пространства в сосудах и помещать блоки пластин непосредственно на дно ячейки. Помимо улучшения механических свойств таких аккумуляторов, стекловойлок настолько хорошо и в достаточном количестве удерживает кислоту, что она не выливается даже при опрокидывании аккумулятора, а это является незаменимым качеством для авиационных и некоторых других типов аккумуляторов. [c.508]

    Шкаф для продувки деталей сжатым воздухом. Основные параметры и технические требования Камера очистки свечей авиационных двигателей. Основные параметры и технические требования Шкаф сушильный конвекционный. Основные параметры и технические требования Агрегат универсальный для механизированного монтажа и демонтажа авиашин колес самолетов. Основные параметры и технические требования Столы производственные. Конструкция и размеры Столы лабораторные. Конструкция и размеры Шкаф для зарядки аккумуляторов. Конструкция и размеры Ванна для промывки аккумуляторов. Конструкция и размеры Корзина для маслорадиаторов. Конструкция и размеры Шкаф для электролита. Конструкция и размеры Шкаф для хранения красок и кистей. Конструкция и размеры Тумбочка-сортовик. Конструкция и размеры Шкаф для инструмента настенный. Конструкция и размеры Стеллаж потолочный унифицированный. Конструкция и размеры [c.51]

    Примечания. 1. Содержание МЗгСОз должно быть не более 2.5% в сорте А. если щелочь предназначается для аккумулятора. 2. Сорт Б применяется также в авиационной промышленности, поэтому здесь не приводятся испытания, требуемые для авиационной промышленности. [c.214]

    В настоящее время для упрощения сборки аккумуляторов в батареи, уменьшения веса батарей и для придания им более изящного вида сборку производят в так называемых моноблоках. Такие моноблочные батареи находят широкое применение в автомобильной и авиационной промышленности. Моноблок представляет собой штампованный эбонитовый или изготовленный иэ пластмассы ящик, в котором имеются несколько перегородок. На дне каждой образованной таким образом ячейки имеютс призмы. Число ячеек отвечает числу аккумуляторов в батарее. Сборка батарей в моноблоках производится аналогично сборке в деревянных баках. [c.194]

    В аккумуляторах переносного типа коэфициент использования серной кислоты значительно больше. Например, для заливки авиационного аккумулятора 12-А-5 требуется 0,9 л раствора серной кислоты плотностью 1,25, в котором содержится 378 г Нг804. Коэфициент использования в расчете на 1 элемент в этом случае равен 0,6. [c.232]

    Щелочные аккумуляторы высокой удельной мощности удалось создать, применив в качестве основ электродов высокопористые металлокерамические пластины. Использование таких основ было впервые запатентовано в Германии в 1928 г. фирмой И. Г. Фарбенинду-стри [Л. 23]. В годы второй мировой войны немецкая фирма AFA освоила производство авиационных батарей емкостью 10 и 20 а ч со спеченными металлокерамическими электродами. В послевоенные годы подобные аккумуляторы разных типоразмеров начали выпускаться как в Советском Союзе, так и в США, Англии, Франции, ФРГ и некоторых других странах. [c.155]

    Саморазряд герметичных аккумуляторов имеет примерно ту же величину, что и у, негерметичных типов. Срок службы около 300 циклов [Л. 34]. Указывается, что авиационные герметичные аккумуляторы Вольтаблок за 1 500 летных часов не потребовали никакого ухода и не изменили значительно своих хграктеристик (Л. 26]. По своим удельным характеристикам герметичные аккумуляторы не отличаются от аккумуляторов открытого типа, а иногда даже несколько превосходят их следствие уменьшения газового пространства. [c.167]

    Тяговые аккумуляторные батареи широко используются в промышленных электрокарах и тягачах, шахтных электровозах, в торпедах и на подводных лодках. Стартерные батареи используются для запуска двигателей внутреннего сгорания. К ним относятся автомобильные двигатели, двигатели Дизеля, судовые и некоторые авиационные двигатели. Обычно эти батареи одновременно служат и как осветительные. Аккумуляторные батареи применяются в установках освещения и кондиционирования воздуха в железнодорожных вагонах. Аккумуляторные батареи, работающие в режиме постоянного подзаряда, являются важной частью оборудования центральных телефонных станций, там же аккумуляторы служат для питания реле, регистраторов разговоров, электронных ламп, монето-счет-ных устройств, для питания телефонных коммутаторов и пр. Другие типы аккумуляторных батарей, работающих в режиме постоянного подзаряда, используются для ава-)ийного освещения больниц и других общественных мест. 4а электрических станциях аккумуляторные батареи являются источниками энергии для питания цепей управления и сигнализации и для включения масляных выключателей. [c.382]

    Наряду с такими достоинствами герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов, как отсутствие необходимости постоянного ухода, эти аккумуляторы отличаются также относительно высоким сроком службы. Так, например, по зарубежным данным срок службы некоторых типов герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов составляет около 300 циклов [6]. Указывается, что авиационные герметичные аккумуляторы Вольтаблок за 1500 летных часов не потребовали никакого ухода и не изменили значительно своих характеристик [7]. [c.121]

chem21.info

Авиационные аккумуляторные батареи | ООО "Вертол"

Аккумуляторные батареи делятся на бортовые (устанавливаемые на летательном аппарате) и аэродромные. На ЛА применяются кислотные и щелочные аккумуляторные батареи.

Бортовые аккумуляторные батареи предназначаются для питания жизненно важных потребителей в полёте при выходе из строя генераторов и снятия пиков тока при включении мощных потребителей. Они являются основными источниками электрической энергии при автономном запуске двигателей и кратковременной работе потребителей в случае отключения генераторов от бортовой сети (при работе двигателя в режима малого газа или при отключении их).

Аэродромные аккумуляторные батареи предназначены для установки на передвижных наземных средствах обслуживания полётов, запуска авиационных двигателей и питания приёмников электрической на земле при техническом обслуживании ЛА. Как и бортовые, аэродромные батареи работают параллельно с источниками постоянного тока (генераторами, выпрямителями).

Условные обозначения аккумуляторных батарей расшифровываться следующим образом: цифры перед буквами указывают количество последовательно соединённых элементов в батарее, буквы обозначают конструкцию (систему) и области применения, а цифры после букв - емкость в ампер-часах при разряде на основном длительном режиме.

Основными типами бортовых и аэродромных аккумуляторных батарей являются:а) бортовые - 12-А-30, 12-САМ-28, 12-САМ-55, 12АСАМ-23, 20-КНБН-25, 15-СЦС-45А(Б), 20-КНБН-30;б) аэродромные - 12-АО-50, 12-АО-52, 12-АСА-145, 12АСА-45, 6СТ-132ЭМС.

В этих обозначениях:

А авиационная
САМ стартерная авиационная моноблочная
АСАМ авиационная стартерная с адсорбированным электролитом
НКБН никель-кадмиевая безламельная намазная
СЦС серебрянно-цинковая самолётная
АО аккумуляторная батарея аэродромного обслуживания
АСА аэродромная стартерная авиационная

 

Тип батареи

Масса батареи с электролитом, кг

Плотность электролита, г/см3

Условия работы

Сила тока, А (максимальный режим)

окружающая температура, град С

высота, км

12-А-30

27,8

1,285

+50/-50

15

210

12-САМ-28

28,5

1,265

+50/-50

17

750

12-САМ-23

31

1,285

+60/-60

35

800

12-САМ-55

55

1,265

+50/-50

18

1500

12-АСА-145

180

1,285

+50/-40

-

1500

12-АО-50

54

1,285

+50/-50

0

360

12-АО-52

56

1,285

+50/-50

0

350

12-СЦС-45

16,7

1,4

+50/-50

25

800

12-СЦС-45А

17

1,4

+50/-50

25

750

2/15СЦС-45Б

41,8 1,47 +50/-50 25 1500

20-КНБН-25

24

1,25

+50/-50

35

750

20-КНБН-25УЗ

24

1,20

+50/-50

35

750

20-КНБН-40УЗ

36,5 1,20 +60/-60 40 1200

20-КНБ-30

36

1,25

+50/-50

35

750

 

На современных самолетах суммарная мощность генераторов обеспечивает резерв до 100% от суммарной мощности длительно работающих потребителей. Даже в случае выхода из строя нескольких генераторов полет возможен при отключении части потребителей. Роль аккумуляторных батарей сводится к покрытию пиковых нагрузок в бортовой сети, обеспечению питания жизненно важных потребителей при полном обесточивании бортовой сети в полете, а также при рулении по аэродрому с неработающими двигателями и снабжению питанием стартеровгенераторов при автономном запуске двигателей.

Аккумуляторы относятся к химическим источникам тока. Принцип действия основан на окислительновосстановительных процессах, которые происходят в электролите между активными веществами.

Электрохимические системы условно обозначаются так: (+) активное вещество |электролит | активное вещество (—).

Электрохимические процессы заключаются в том, что атомы или ионы одного из активных веществ отдают свои электроны, а атомы или ионы другого вещества принимают их. Эти процессы происходят в пространстве, заполненном жидким электролитом. Переход электронов от одного реагирующего вещества к другому возможен при соединении этих веществ внешним проводником. Выделяющаяся энергия веществ проявляется в виде электрического тока, протекающего по замкнутой цепи, т. е. происходит разряд источника энергии. При разряде химическая энергия превращается в электрическую, а реагирующие вещества — в продукты разряда.

Источники тока, получившие наименование гальванических элементов, основаны на необратимых электрохимических системах.

В источниках тока, основанных на обратимых электрохимических системах, активные вещества, израсходованные в процессе разряда, полностью восстанавливаются при пропускании электрического тока от постороннего источника,т. е. происходит накопление энергии. Такие источники тока,называемые аккумуляторами, используются неоднократно. В авиации применяются кислотные (свинцовые) и щелочные (серебряноцинковые, кадмиевоникелевые и др.) аккумуляторы.

 

К основным параметрам, характеризующим электрические свойства аккумуляторов, относятся:

—           электродвижущая сила Е, В;

—           внутреннее сопротивление Rn, Ом;

—           напряжение U, В;

—           емкость Q, А ч.

 

Внутреннее электрическое сопротивление аккумулятора определяется в основном сопротивлением электролита и электродов. Авиационные аккумуляторы обладают малым внутренним сопротивлением, что позволяет получать большие токи при незначительных внутренних потерях.

Напряжение аккумулятора отличается от его ЭДС на величину падения напряжения на внутреннем сопротивлении Ra при протекании тока заряда 3 или разряда р (при заряде V = Е + I3Ra, при разряде U = Е — IvRa)'

Емкость аккумулятора определяется количеством электричества, которое можно получить от полностью заряженного аккумулятора при разряде его током постоянной величины до допустимого минимального остаточного напряжения.

Емкость, получаемая при разряде аккумулятора номинальным током, называется номинальной. За номинальный ток в зависимости от типа аккумулятора принимается ток 5 или 10часового разряда.

Для получения требуемой ЭДС и электрической емкости аккумуляторы последовательно соединяют в батареи. Каждому типу аккумуляторных батарей присваивается определенное обозначение.

 

vertol.com.ua

Авиационные аккумуляторные батареи

Аккумуляторные батареи делятся на бортовые (устанавливаемые на летательном аппарате) и аэродромные. На ЛА применяются кислотные и щелочные аккумуляторные батареи.

Бортовые аккумуляторные батареи предназначаются для питания жизненно важных потребителей в полёте при выходе из строя генераторов и снятия пиков тока при включении мощных потребителей. Они являются основными источниками электрической энергии при автономном запуске двигателей и кратковременной работе потребителей в случае отключения генераторов от бортовой сети (при работе двигателя в режима малого газа или при отключении их).

Аэродромные аккумуляторные батареи предназначены для установки на передвижных наземных средствах обслуживания полётов, запуска авиационных двигателей и питания приёмников электрической на земле при техническом обслуживании ЛА. Как и бортовые, аэродромные батареи работают параллельно с источниками постоянного тока (генераторами, выпрямителями).

Условные обозначения аккумуляторных батарей расшифровываться следующим образом: цифры перед буквами указывают количество последовательно соединённых элементов в батарее, буквы обозначают конструкцию (систему) и области применения, а цифры после букв - емкость в ампер-часах при разряде на основном длительном режиме.

Основными типами бортовых и аэродромных аккумуляторных батарей являются: а) бортовые - 12-А-30, 12-САМ-28, 12-САМ-55, 12АСАМ-23, 20-КНБН-25, 15-СЦС-45А(Б), 20-КНБН-30;

б) аэродромные - 12-АО-50, 12-АО-52, 12-АСА-145, 12АСА-45, 6СТ-132ЭМС.

В этих обозначениях:

А

авиационная

САМ

стартерная авиационная моноблочная

АСАМ

авиационная стартерная с адсорбированным электролитом

НКБН

никель-кадмиевая безламельная намазная

СЦС

серебрянно-цинковая самолётная

АО

аккумуляторная батарея аэродромного обслуживания

АСА

аэродромная стартерная авиационная

Тип батареи

Масса батареи с электролитом, кг

Плотность электролита, г/см3

Условия работы

Сила тока, А (максимальный режим)

окружающая температура, град С

высота, км

12-А-30

27,8

1,285

+50/-50

15

210

12-САМ-28

28,5

1,265

+50/-50

17

750

12-САМ-23

31

1,285

+60/-60

35

800

12-САМ-55

55

1,265

+50/-50

18

1500

12-АСА-145

180

1,285

+50/-40

-

1500

12-АО-50

54

1,285

+50/-50

0

360

12-АО-52

56

1,285

+50/-50

0

350

12-СЦС-45

16,7

1,4

+50/-50

25

800

12-СЦС-45А

17

1,4

+50/-50

25

750

2/15СЦС-45Б

41,8

1,47

+50/-50

25

1500

20-КНБН-25

24

1,25

+50/-50

35

750

20-КНБН-25УЗ

24

1,20

+50/-50

35

750

20-КНБН-40УЗ

36,5

1,20

+60/-60

40

1200

20-КНБ-30

36

1,25

+50/-50

35

750

Аккумуляторами называются химические источники электрического тока, основанные на обратимых электрохимических процессах, способные многократно накапливать в себе электрическую энергию, получаемую от внешнего источника, сохранять ее в течении определенного времени и затем по мере надобности отдавать обратно во внешнюю цепь.

На современных самолетах суммарная мощность генераторов обеспечивает резерв до 100% от суммарной мощности длительно работающих потребителей. Даже в случае выхода из строя не­скольких генераторов полет возможен при отключении части потребителей.

Роль аккумуляторных батарей сводится к покрытию пиковых нагрузок в бортовой сети, обеспечению питания жизненно важных потребителей при полном обесточивании бортовой сети в полете, а также при рулении по аэродрому с неработающими двигателями и снабжению питанием стартеров-генераторов при автономном запуске двигателей.

Химические источники электрического тока представляют устройства, в которых происходит непосредственное преобразование химической энергии в электрическую. Они подразделяются на гальванические элементы, топливные элементы и аккумуляторы.

Электрохимические процессы заключаются в том, что атомы или ионы одного из активных веществ отдают свои электроны, а атомы или ионы другого вещества принимают их. Эти процессы происходят в пространстве, заполненном жидким электролитом. Переход электронов от одного реагирующего вещества к другому возможен при соединении этих веществ внешним проводником. Выделяющаяся энергия веществ проявляется в виде электриче­ского тока, протекающего по замкнутой цепи, т. е. происходит разряд источника энергии. При разряде химическая энергия превращается в электрическую, а реагирующие вещества - в про­дукты разряда.

Источники тока, получившие наименование гальванических элементов, основаны на необратимых электрохимических системах. В источниках тока, основанных на обратимых электрохимиче­ских системах, активные вещества, израсходованные в процессе разряда, полностью восстанавливаются при пропускании электри­ческого тока от постороннего источника, т. е. происходит накопление энергии. Такие источники тока, называемые аккумуляторами, используются неоднократно. В авиации применяются кислотные (свинцовые) и щелочные (серебряно-цинковые, кадмиево-никелевые и др.) аккумуляторы.

К основным параметрам, характеризующим электрические свойства аккумуляторов, относятся:

-электродвижущая сила Е, В;

-внутреннее сопротивление Rа, Ом;

-напряжение U, В;

-емкость Q, А.ч.

Внутреннее электрическое сопротивление аккумулятора определяется в основном сопротивлением электролита и электродов. Авиационные аккумуляторы обладают малым внутренним сопро­тивлением, что позволяет получать большие токи при незначительных внутренних потерях.

Напряжение аккумулятора отличается от его ЭДС на величину падения напряжения на внутреннем сопротивлении Ra при протекании тока заряда I3 или разряда Iр (при заряде U = Е + I3Ra, при разряде U = Е — IрRа ).

Емкость аккумулятора определяется количеством электриче­ства, которое можно получить от полностью заряженного аккуму­лятора при разряде его током постоянной величины до допусти­мого минимального остаточного напряжения.

Емкость, получаемая при разряде аккумулятора номиналь­ным током, называется номинальной. За номинальный ток в зави­симости от типа аккумулятора принимается ток 5- или 10-часового разряда.

Для получения требуемой ЭДС и электрической емкости аккумуляторы последовательно соединяют в батареи. Каждому типу аккумуляторных батарей присваивается определенное обозначе­ние.

Номинальная емкость аккумулятора – количество электричества, которое аккумулятор способен отдать, будучи вполне заряженным, при определенных условиях (температура, режим разряда и конечное напряжение). Емкость аккумулятора измеряется в ампер-часах (а.ч).

Из авиационных аккумуляторных батарей наиболее распространены следующие:

-кислотные бортовые 12-САМ-28, 12-САМ-55, 12-АСАМ-23;

-щелочные бортовые 20-НКБН-25, VARTA, SAFT.

Первые цифры указывают число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, последние - номинальную емкость батареи в ампер -часах. Буквы обозначают: САМ - стартерная авиационная моноблочная; АСАМ - авиационная стартерная с абсорбированным электролитом моноблочная; НКБН - никелево - кадмиевая безламельная намазная.

studfiles.net


Смотрите также