Аккумуляторы для автомобилей малосурьмянистые и кальциевые: какой выбрать? Аккумуляторы малосурьмянистые


Аккумуляторы для автомобилей малосурьмянистые и кальциевые: какой выбрать? | ROADS.RU

Основными технологиями, по которым в наше время производятся аккумуляторы для автомобилей, являются так называемые технологии малосурьмянистая и кальциевая. Обе они были созданы по той причине, что свинец, из которого делаются решетчатые пластины электродов – металл мягкий и потому необходимо как-то увеличить его прочность. Поэтому уже давно при производстве аккумуляторов в свинец добавляют легирующие присадки.

Первоначально такой присадкой была сурьма, но аккумуляторы такого типа отличались сильным испарением электролита, из-за чего двигатель автомобиля страдал от коррозии, и требовали постоянного долива дистиллированной воды.

Поэтому была разработана так называемая малосурьмянистая технология, при которой содержание сурьмы в свинцовых пластинах не превышает 5%. Однако в дальнейшем появилась новая технология изготовления пластин для аккумуляторов – кальциевая. Как нетрудно понять уже из самого названия, в этом случае легирующей добавкой в свинец является кальций. Сегодня именно по малосурьмянистой или кальциевой технологии производится большинство аккумуляторов для автомобилей.

Если вам важно, по какой именно технологии произведен аккумулятор для вашего автомобиля, обратите внимание на маркировку. Малосурьмянистые аккумуляторы часто вообще не имеют маркировки, указывающей на технологию изготовления, либо имеют маркировку «Sb» или «Pb/Sb». Кальциевые аккумуляторы маркируются «Ca/Ca», реже «Calcium».

Рассмотрим особенности обеих технологий.

Малосурьмянистые аккумуляторы для автомобилей характеризуются прежде всего чрезвычайно высокой живучестью. Они вполне нормально переносят нестабильную работу автомобильного электрооборудования, не меняя своих характеристик даже под воздействием сильных перепадов и скачков напряжения автомобильной электросети. Такие аккумуляторы без особых последствий выдерживают глубокие разряды, зарядить их – дело быстрое и несложное. И даже если в малосурьмянистом аккумуляторе начнется процесс сульфатации, восстановить его штатную работоспособность, проведя десульфатацию, не так трудно и в большинстве случаев удается. Ну и не будем забывать про такое преимущество, как невысокая стоимость. Цены на малосурьмянистые аккумуляторы для автомобилей – самые низкие по сравнению с аккумуляторами любых других типов. Все это – несомненные преимущества малосурьмянистых аккумуляторов.

Серьезных недостатков у таких аккумуляторов только два, но весьма существенных. Прежде всего следует помнить, что малосурьмянистые аккумуляторы требуют регулярного обслуживания – долива дистиллированной воды, и, соответственно, постоянного и внимательного контроля за своим состоянием. Это нравится далеко не всем современным автомобилистам, в особенности автолюбителям. Второй недостаток – невысокий пусковой ток, что делает такие батареи непригодными для использования на автомобилях с мощными двигателями.

Теперь о кальциевых аккумуляторах. У таких батарей испарение электролита сведено почти что к нулю. Соответственно, отпадает необходимость контроля и регулирования уровня электролита. В результате многие модели кальциевых аккумуляторов для автомобилей попросту не имеют горловин для долива дистиллированной воды. Такие аккумуляторы называются необслуживаемыми и часто маркируются надписью «Maintenance Free» или просто «MF». Это, разумеется, исключительно удобно, в особенности для автолюбителей. У кальциевых аккумуляторов очень низкий, почти на 60% ниже, чем у малосурьмянистых, уровень саморазряда.

Решетчатые свинцовые пластины, легированные кальцием, имеют повышенную прочность, что позволяет сделать их более тонкими и легкими. А значит, либо при той же емкости и тех же пусковых токах аккумулятор становится меньше и легче, либо при тех же габаритах аккумулятора он будет иметь более высокую емкость и более высокий пусковой ток. Но это уже зависит от добросовестности производителя.

Так что преимущества кальциевых аккумуляторов для автомобилей несомненны. Посмотрим теперь на их недостатки. Кальциевые аккумуляторы для автомобилей очень плохо переносят глубокий разряд. Три-четыре сильных разряда – и емкость батареи резко падает. Почти всегда – безвозвратно. Сделать в этом случае уже ничего нельзя, и аккумулятор придется менять. Столь же опасна для кальциевых аккумуляторов и сульфатация. И очень сильно требуют кальциевые аккумуляторы исправности и стабильной работы электрооборудования автомобиля. Стоимость кальциевых аккумуляторов для автомобилей тоже весьма высока, особенно если учесть, что часто в состав их пластин добавляются некоторое количество серебра для усиления легирующего действия кальция.

Какие же выводы можно сделать из особенностей малосурьмянистых и кальциевых аккумуляторов?

Аккумуляторы малосурьмянистые оптимальны для российских автомобилей, особенно не новых, а также для старых иномарок с большим пробегом, поскольку у таких машин работа электрооборудования стабильностью, увы, не отличается. Понятно, что и двигатели таких автомобилей не должны иметь высокую мощность и требовать для запуска высоких пусковых токов.

А вот у иномарок в среднем и чуть более высоком ценовом классе электрическое оборудование работает исправно и стабильно. Да и моторы у этих авто помощнее. Так что кальциевый аккумулятор для такого автомобиля станет здесь идеальным решением и будет радовать вас не только своими характеристиками, но и полным отсутствием необходимости его обслуживания.

Так что решайте, какой именно аккумулятор необходим для вашего автомобиля. Надеемся, наша информация поможет вам сделать правильный выбор. Удачной вам покупки и хорошей езды!

Метки: Промо

roads.ru

Свинцовая, малосурьмянистая, гибридная, кальциевая аккумуляторная батарея нижний новгород

В нашей компании вы можете приобрести различные виды аккумуляторов: кальциевые (в том числе с дополнительным серебряным легированием), свинцовые, малосурьмянистые, гибридные. «АКБ-ТЕХЦЕНТР» работает с клиентами из Нижнего Новгорода и области, а также из других регионов страны. Ниже приводится краткая характеристика по каждому из видов продукции.

Классические АКБ со свинцовыми электродами

Основным материалом для данной аккумуляторной батареи является свинец, однако к нему добавляется не менее 5 процентов сурьмы. Для изготовления корпуса используется черный пластик или эбонит, верхняя крышка покрыта слоем смолы. Данная аккумуляторная батарея имеет одно важное достоинство – широкие возможности для ремонта. В виду ограниченного спроса выпускаются только по специальным заказам.

Малосурьмянистые АКБ

Для изготовления электродов обеих полярностей используются сплавы свинца, в которых количество сурьмы уменьшено – не более 3 процентов. Данный тип оборудования в классификации обозначается как малообслуживаемый. В сравнении с традиционными решениями, здесь расходуется намного меньше воды. Вместе с этим, существенно снижен и показатель саморазряда.

Эксплуатация таких устройств широко распространена, однако по ряду параметров они уступают модификациям с кальциевыми электродами. При сравнительно высоком саморазряде и расходе воды, у малосурьмянистых изделий есть и большой плюс – это возможность эффективного восстановления после глубокого разряда и доступная стоимость.

Накопители с кальциевыми токоотводами

Впервые появились в продаже на американском рынке. Естественно, что электроды называются кальциевыми только условно. Основным материалом все равно остается свинец, а содержание непосредственно кальция не превышает 0,1 процента. Некоторые нюансы:

  • В виду того, что примесь используется на токоотводах и с положительной, и с отрицательной полярностью, достаточно частым дополнительным обозначением для таких аккумуляторных батарей в международной классификации является «Са/Са».
  • Особенности конструкции позволяют свести к минимуму выделение газов – это означает, что оборудование практически не нуждается в доливке дистиллированной воды и без внешних вмешательств может исправно функционировать не менее, чем 2 года. В сравнении с малосурьмянистыми модификациями, расход воды снижен на 80 процентов. Показатель саморазряда тоже более приемлемый – на 30 процентов ниже.
  • Единственный важный недостаток – плохое восстановление после глубокого разряда.

Среди особенностей кальциевых аккумуляторных батарей можно выделить и крайне низкую выкипаемость. Такой результат достигается за счет химического состава токоотводов – устройство перестает накапливать энергию, когда уровень зарядки достигает 97 процентов. Явление перезаряда практически исключено.

Кальциевые АКБ с серебряным легированием

Аккумуляторы с дополнительным легированием появились сравнительно недавно. Добавление серебра позволяет исключить проблемы, связанные с глубоким разрядом. Кроме того, решетки становятся более устойчивыми к коррозии. В виду того, что легирующими веществами являются кальций и серебро, для данного типа аккумуляторных батарей существует отдельное обозначение «Са/Аg».

Главным преимуществом аккумуляторных батарей, созданных на основе серебряно-кальциевой технологии является то, что они сохраняют отличные показатели расхода воды и саморазряда при устойчивости к глубокому разряду. Негативные характеристики – достаточно высокая стоимость и “необслуживаемость”. В таких устройствах контролировать и изменять уровень электролита невозможно (при соблюдении правил эксплуатации этого и не потребуется).

Гибридные АКБ

Главной особенностью гибридных аккумуляторных батарей является использование токоотводов с различным составом. Для электрода с положительной полярностью предусматривается добавление сурьмы и кадмия (около 1,8 и 1,6% соответственно), с отрицательной – добавление кальция в пределах 0,1%. В сравнении с малосурьмянистыми, такие аккумуляторные батареи показывают вдвое лучшие результаты по саморазряду и выкипанию воды.

Покупайте аккумуляторные батареи в «АКБ-ТЕХЦЕНТР»!

Мы рады предложить нашим клиентам широкий ассортимент тяговых и стационарных аккумуляторных батарей различного назначения. Выбирая нашу продукцию, вы выбираете высокое качество и надежность по самым доступным ценам на рынке!

akb-center.ru

Выбираем АКБ | Veddro.com

Заглохнуть посреди дороги обидно. А заглохнуть в начале сезона “жестянщика” еще обиднее, да и куда опаснее. Близится зима, а, значит, каждый десятый автолюбитель столкнется с проблемой в работе АКБ (либо из-за экономии, либо по причине поломки). Но не спешите прикуривать, господа, сейчас во всем разберемся.

Так уж получилось, что наш рынок радует глаз обилием предложений, но не надо торопиться экономить. Да и не в экономии дело! Бывает, что даже самые дорогие аккумуляторы дают сбой.

Я не привык экономить и купил самый дорогой АКБ, но теперь никак не заведусь. Что я сделал не так?

Требование зарядить АКБ

А вы на тип смотрели? Европа одобряет, зима убивает… Звучит кривовато, но это так. Как правило, дорогие европейские аккумуляторы просто не рассчитаны на перепады температур на постсоветском пространстве. Летом они работают, как часы, но зимой глохнут.

А я сэкономил, и теперь никак не заведусь. Дайте прикурить!

Прикуриваем АКБ

Курить вредно! В прямом смысле слова. Аккумуляторы имеют свойство выделять газ (водород), одна искра — и согревающий костер вам обеспечен. Причем более дешевые модели выделяют больше газа, так как в их основе дистиллированная вода и сурьма (поэтому прикуривайте в хорошо проветренном месте).

Типы аккумуляторов

Ответив на некоторые вопросы, перейдем непосредственно к самим типам АКБ. Стоит отметить, что в описание ниже попадают только современные популярные виды аккумуляторов для легковых авто. На рынке полно различных решений, но в основе только три типа.

Малосурьмянистые АКБ

В данных аккумуляторах для уменьшения интенсивности «выкипания» воды (ее испарения с выделением кислорода и водорода) используют пластины со сниженным количеством сурьмы (меньше 5%). Саморазрядка таких АКБ стала меньше по сравнению с более старшими собратьями, да и потребность в частой проверке работоспособности тоже отпала.

Оттуда и прозвище: малообслуживаемые или вовсе необслуживаемые. Хотя последнее относится скорее к маркетингу, чем к реальным фактам, так как не получилось абсолютно избавиться от потерь воды из электролита. Но все же вода выкипает, хоть и в меньших количествах, чем у обычных обслуживаемых аккумуляторов. Иногда придется подливать дистиллированной воды, купить которую можно в аптеке или почти на любой заправке.

Огромным плюсом таких батарей является терпимость к скачкам напряжения в проводке. Большинство скачков никак не сказываются на характеристиках батареи, что продлевает срок ее службы и экономит денежку владельцу машины.

Такие батареи идеально подходят для “Жигулей”, “девяток”, “копеек” и “приор” — в общем, всех тех, кто напрямую относится к концерну “Лада”, щедро выпускающему на рынок относительно дешевые машины, причем на протяжении уже 50 с лишним лет. В таких авто проводка не блещет стабильностью, а, значит только такая АКБ сможет проработать максимально долго и эффективно.

Кальциевые АКБ

Лучшим решением для снижения интенсивности выкипания воды в аккумуляторе было использование вместо сурьмы другого материала. Наиболее подходящим оказался кальций. Аккумуляторные батареи такого типа имеют маркировку «Ca/Ca», что и обозначает тот факт, что пластины обоих полюсов содержат кальций. Для большего эффекта в состав пластин часто добавляют еще и серебро, что уменьшает внутреннее сопротивление АКБ. За счет этого увеличивается энергоемкость АКБ, а также повышается КПД. Из курса физики мы знаем, что КПД — это коэффициент полезного действия. Другими словами, эффективность такого решения становится еще выше. К слову, показатель саморазряда, по сравнению с малосурьмянистыми АКБ, ниже на 70% (!), а напряжение поднялось с 12 до 16 вольт.

Кальций значительно снижает интенсивность газовыделения, по сравнению с малосурьмянистыми аккумуляторами. Потери воды настолько незначительны, что потребности в проверке / пополнении уровня совершенно нет! Такая батарея нуждается только в удалении пыли.

В любую банку с медом прокрадется ложка дегтя. И тут без нее тоже не обошлось. Помните, в начале статьи был приведен вопрос про дорогую АКБ? Так вот, кальциевые батареи, как правило, используются в иномарках, так как данные аккумуляторы чувствительны к изменению напряжения в проводке авто, а иномарки решены таких дефектов — их проводка работает как часы.

Также стоит не забывать, что перезарядка таких батарей снижает их эффективность. Пару раз перезарядите — и можете менять АКБ.

С понижением температуры заметно падает и способность аккумулятора “принимать заряд”. Поэтому короткие поездки в зимний период, особенно с фарами, могут довольно быстро разрядить даже абсолютно исправный аккумулятор. Это приводит не только к невозможности запуска мотора, но и к сокращению срока службы АКБ.

Гибридные АКБ

Часто именуются как «Ca+». В таких аккумуляторах пластины электродов сделаны по разным технологиям: положительные – малосурьмянистые, отрицательные — кальциевые. За счет этого получается совместить положительные качества обоих типов аккумуляторных батарей. “Выкипание” воды у гибридных батарей в два раза меньше, чем у малосурьмянистых, но все равно больше, чем у кальциевых. Зато устойчивость к переразрядам и перезарядам выше!

Одним словом, это золотая середина. Но обслуживание и цена все же заставляют задуматься. Как правило, гибридные АКБ довольно дорогие, помимо этого они требуют ухода, но в нем вам помогают всяческие датчики, способные моментально сообщить о неисправности или же потребности в воде.

Вы редко встретите гибрид сразу же с завода. Если только вы не приобрели авто бизнес-класса. Но вот на первом же ремонте проводки в хорошем сервис-центре вам предложат сменить стандартную АКБ на гибрид. И в наших относительно холодных просторах такое решение будет максимально адекватным.

Так что же мне выбрать?

Бездумно покупать дорогую или дешевую батарею не есть хорошо. Так как при покупке стоит отталкиваться от вашего авто. Если у вас дешевенький «народный» автомобиль, то вас вполне устроит малосурьмянистый аккумулятор.

В случае если вы купили среднюю иномарку или китайца (по опыту китайцы жрут энергию ого-го!), стоит подумать о кальциевом виде, хотя можно поставить и гибрид — тут уж выбирает кошелек.

 

Система Orphus

veddro.com

Какой аккумулятор лучше

Многие владельцы автомобилей слышали, что аккумуляторы бывают "кальциевые", "гибридные", "серебряные" и т. п., но далеко не все знают, чем они отличаются друг от друга, и какой из вариантов лучше выбрать под те или иные условия эксплуатации.

Дело в том, что сам по себе свинец - очень мягкий металл. Раньше для повышения его прочности при изготовлении аккумуляторов в него добавляли сурьму (до 5-6%). При этом сурьма служила катализатором "выкипания" электролита, и такие аккумуляторы требовали частого обслуживания: каждые пару месяцев нужно было проверять уровень электролита и доливать дистиллированную воду.

Сурьмянистые АКБ обозначаются производителями как Sb/Sb.

Преимущества сурьмянистых АКБ Недостатки сурьмянистых АКБ
Высокая механическая прочность решеток Высокий ресурс при стандартных циклах разряда-заряда Более легкое восстановление после глубокого разряда Меньшая цена Повышенная потеря воды из-за более интенсивного образования газов Высокий уровень саморазряда Значительная потеря эксплуатационных характеристик при низких температурах

Еще в 30х годах XX века электроды АКБ начали легировать не сурьмой, а кальцием. Это позволило значительно снизить скорость "выкипания" электролита и привело к появлению так называемых "необслуживаемых" батарей, то есть батарей, которые при стандартных условиях эксплуатации и хранения не требуют контроля уровня электролита. Кроме того, благодаря добавке кальция повысилась проводимость электродов, что позволило улучшить прием заряда. Но у кальциевых аккумуляторов обнаружились свои недостатки. Они оказались намного менее устойчивы к глубоким разрядам (при этом глубоким считается разряд не до нуля, а до уровня ниже 12 вольт): уже после 2-3 таких разрядов емкость АКБ может снизиться более чем наполовину.

Кальциевые АКБ обозначаются Ca/Ca.

Преимущества кальциевых АКБ Недостатки кальциевых АКБ
Отсутствие необходимости контролировать уровень электролита Низкий уровень саморазряда Больший пусковой ток Плохое восстановление после глубокого разряда Меньший ресурс Меньшая устойчивость к сульфатации, растрескиванию и оплыванию активной массы Большая уязвимость при эксплуатации при повышенной температуре

Гибридные аккумуляторы появились как компромисс между кальциевыми и сурьмянистыми АКБ. В них пластины отрицательного электрода выполнены по кальциевой технологии, положительного - по малосурьмянистой (с содержанием сурьмы 2-4%). Потеря электролита в них происходит не так интенсивно, как в сурьмянистых, что позволяет сократить периодичность обслуживания; кроме того, такие АКБ более устойчивы к глубоким разрядам, имеют больший ресурс по сравнению с кальциевыми батареями и больший пусковой ток по сравнению с сурьмянистыми АКБ.

Гибридные АКБ обозначаются словом Hybrid, либо Sb/Ca, либо Ca/Sb.

В некоторые сплавы, используемые при производстве аккумуляторных батарей, производители добавляют серебро. Это повышает прочность пластин, их устойчивость к коррозии и препятствует увеличению длины решеток. Наиболее актуально это для регионов с жарким климатом; для автомобилей же, эксплуатируемых в Сибири, наличие или отсутствие серебра в сплаве электродов не так критично. Кроме того, нужно отметить, что даже если на аккумуляторе написано Silver, это необязательно означает, что в составе сплава присутствует серебро - это может быть просто названием линейки аккумуляторов, так же как присутствие слов Gold и Platinum вовсе не означает, что при производстве использовались золото и платина. Более надежным признаком того, что электроды легированы серебром, является наличие латинских букв Ag (например, Ca/Ag или Ag+).

Резюме:

Вы можете выбрать малосурьмянистую АКБ, если - при покупке АКБ стоит задача по-максимуму сэкономить и - вы готовы регулярно контролировать уровень и плотность электролита

Вы можете остановить свой выбор на кальциевой АКБ, если - вы не планируете обслуживать аккумулятор и - вы сможете не допускать глубоких (более чем на 80%) разрядов АКБ

Вам лучше выбрать гибридную АКБ, если - вы не исключаете, что аккумулятор может иногда подвергаться глубоким разрядам и - вы не хотите заморачиваться с обслуживанием аккумулятора

akkum24.ru

Типы автомобильных аккумуляторных батарей

  • Традиционные («сурьмянистые»)
  • Малосурьмянистые
  • Кальциевые
  • Гибридные
  • Гелевые, AGM
  • И дополнительно:
  • Щелочные
  • Литий-ионные

Традиционные («сурьмянистые»)

АКБ этого типа содержат в составе свинцовых пластин ≥5% сурьмы. Часто их еще называют классическими, традиционными. Но такое название на сегодняшний день уже не актуально, так как классическими уже стали АКБ с меньшим содержанием сурьмы.

Сурьму добавляют в свинец, чтобы увеличить прочность пластин. Но из-за этой добавки резко усиливается, ускоряется процесс электролиза, который начинается уже при 12 вольтах. Из-за выделяющихся газов (кислород и водород) кажется, что вода кипит. Из-за того, что вода улетучивается наружу в большом количестве, меняется концентрация электролита и оголяются верхние края электродов. Для компенсации «выкипевшей» воды в АКБ заливают дистиллированную воду.

Аккумуляторы с высоким содержанием сурьмы делают легкообслуживаемыми. Это вызвано тем, что приходится довольно часто, не реже одного раза в месяц, производить проверку плотности электролита и заливку воды.

Сейчас АКБ данного типа уже не устанавливаются на автомобили, т.к. прогресс уже давно ушел вперед. «Сурьмянистые» батареи могут устанавливаться на стационарные установки, где важнее неприхотливость источников питания и где нет особых проблем с их обслуживанием. Все автомобильные аккумуляторы изготавливаются с малым содержанием сурьмы или же совсем без нее.

Малосурьмянистые

Для уменьшения интенсивности «выкипания» воды в аккумуляторах стали использовать пластины со сниженным количеством сурьмы (меньше 5%). Это позволило избавиться от необходимости часто проверять уровень электролита. Также снизился уровень саморазряда АКБ при хранении.

Такие аккумуляторы чаще всего называют малообслуживаемыми или вовсе необслуживаемыми, подразумевая, что данные АКБ не требуют контроля и ухода. Хотя термин «необслуживаемый» больше маркетинговый, чем реальный, так как не получилось абсолютно избавиться от потерь воды из электролита. Вода все равно понемножку «выкипает», хоть и гораздо в меньших количествам, чем у обычных обслуживаемых аккумуляторов. Огромным плюсом малосурьмянистой батареи является ее нетребовательность к качеству электрооборудования автомобиля. Даже при перепадах напряжения бортовой сети характеристики данной АКБ не меняются так необратимо, как это бывает с более современными аккумуляторами, например, кальциевыми или гелевыми.

Малосурьмянистые аккумуляторные батареи больше подходят для легковых автомобилей российского производства, так как отечественные авто пока не могут похвастаться обеспечением стабильности напряжения бортовой сети. Тем более, малосурьмянистые аккумуляторы отличаются минимальной стоимостью по сравнению с другими.

Кальциевые

Еще одним решением снизить интенсивность «выкипания» воды в аккумуляторе было использование вместо сурьмы другого материала в решетках электродов. Наиболее подходящим оказался кальций. Аккумуляторные батареи данного типа часто имеют маркировку «Ca/Ca», что обозначает, что пластины обоих полюсов содержат в своем составе кальций. Также в состав пластин иногда добавляют еще и серебро в малых количествах, что снижает внутреннее сопротивление АКБ. Это положительно сказывается на энергоемкости и КПД батареи.

Применение кальция позволило значительно снизить интенсивность газовыделения и потери воды, по сравнению с малосурьмянистыми аккумуляторами. Фактически, потери воды за весь срок службы батареи составили столь малую величину, что отпала необходимость в проверке плотности электролита и уровня воды в банках. Таким образом, кальциевые аккумуляторные батареи имеют право называться необслуживаемыми.

Кроме низкой скорости «выкипания» воды, кальциевые аккумуляторы имеют еще и сниженный почти на 70%, по сравнению с малосурьмянистыми, уровень саморазряда. Это позволяет кальциевым батареям дольше сохранять свои эксплуатационные свойства при долгом хранении.

Т.к. использование кальция вместо сурьмы позволило повысить напряжение начала электролиза воды с прежних 12 до 16 вольт, перезаряд стал не так страшен.

Однако кальциевые аккумуляторные батареи имеют не только плюсы, но и минусы.

Одним из главных минусов аккумуляторов данного типа является капризность в отношении переразряда. Достаточно 3-4 раза чересчур разрядить, как необратимо снижается уровень энергоемкости, т.е. резко уменьшается количество тока, которое батарея способна накопить. Аккумуляторную батарею в таких случаях, как правило, просто меняют.

Кальциевые аккумуляторы чувствительны к напряжению бортовой сети автомобиля, крайне плохо перенося резкие перепады. Перед покупкой аккумуляторной батареи данного типа следует убедиться в стабильности напряжения автомобиля.

Еще одним минусом является более высокая цена кальциевых аккумуляторов. Но это уже не является недостатком, а вынужденной платой за качество.

Чаще всего кальциевые аккумуляторные батареи устанавливаются на иномарках среднего ценового диапазона и выше, т.е. на те автомобили, где качество и стабильность электрооборудования гарантировано. При покупке аккумулятора данного типа следует иметь в виду, что батарея в эксплуатации более требовательна, чем малосурьмянистая, но зато при должном уходе Вы получаете высококачественный и надежный источник питания для Вашего автомобиля.

Гибридные

Часто обозначаются как «Ca+». В гибридных аккумуляторах пластины электродов сделаны по разным технологиям: положительные – малосурьмянистые, отрицательные — кальциевые. Это позволяет совместить положительные качества обоих типов аккумуляторных батарей. Расход воды у гибридных батарей в два раза меньше, чем у малосурьмянистых, но все равно больше, чем у кальциевых. Зато выше устойчивость к переразрядам и перезарядам.

По характеристикам гибридные аккумуляторные батареи находятся между малосурьмянистыми и кальциевыми.

Гелевые, AGM

Гелевые и AGM аккумуляторные батареи содержат электролит не в «классическом» жидком виде, а в связанном, гелеобразном состоянии (отсюда и название типа батареи).

Инженерам на протяжении более чем полторы сотни лет история аккумуляторных батарей приходилось решать множество проблем, задач. Одной из важнейших проблем было осыпание активного вещества с поверхности пластин-электродов. Этот вопрос временно решили путем добавления в состав оксида свинца различных присадок — сурьмы, кальция и т.д. Еще одной очень важной задачей было обеспечение безопасности эксплуатации батарей, т.к. электролит — водный раствор серной кислоты — мог легко вытечь при повреждении корпуса АКБ. Не надо рассказывать, насколько агрессивным химическим веществом является серная кислота. Необходимо было найти способ не допустить, минимизировать возможность утечки электролита при повреждении корпуса батареи.

Эта проблема была решена путем перевода электролита из жидкого в гелеобразное состояние. Т.к. гель гораздо более плотный и менее текучий, чем жидкость, это решило сразу обе проблемы — активное вещество уже не осыпалось (плотная окружающая среда фиксировала его) и электролит не вытекал (гель имеет низкую текучесть).

И в гелевых, и в AGM батареях электролит находится в гелеобразном состоянии. Отличие в том, что в AGM аккумуляторах помимо этого между пластинами-электродами находится специальный пористый материал, дополнительно удерживающий электролит и защищающий электроды от осыпания. Сама аббревиатура «AGM» так и расшифровывается — Absorbent Glass Mat (абсорбирующий стекломатериал). Т.к. гелевые и AGM аккумуляторы имеют почти схожие характеристики, далее по тексту под гелевыми будут иметься в виду и AGM батареи. В случае имеющихся различий об этом будет указано отдельно.

Благодаря тому, что гель в аккумуляторах находится фактически в зафиксированном состоянии, данные батареи не боятся наклонов. Производители пишут даже, что эксплуатация батареи допустима в любом положении. Хотя это лишь маркетинговое высказывание, т.к. все равно не стоит держать гелевые АКБ в перевернутом состоянии.

Отличная виброустойчивость — это не единственное положительное качество гелевых аккумуляторов. Данные типы батарей имеют низкую скорость саморазряда, благодаря чему их можно хранить долгое время без критического снижения заряда. Хранить следует в заряженном состоянии.

Гелевые АКБ могут выдавать одинаково высокий ток вплоть до полного разряда. При этом они не боятся переразряда, полностью восстанавливая после подзарядки свою номинальную емкость.

Если при разряде гелевые аккумуляторы менее капризны, чем классические, то с зарядом батарей ситуация совсем иная. Недопустим ускоренный заряд — процесс зарядки гелевых аккумуляторных батарей должен происходить гораздо меньшим током. Для этого даже используются специальные зарядные устройства, подходящие для зарядки только гелевых аккумуляторов. Хотя на рынке имеются и универсальные ЗУ, умеющие, по заверениям производителей, производить зарядку всех типов батарей. Насколько это соответствует действительности — необходимо смотреть внимательно, обращая внимание на репутацию и гарантии производителя.

К сожалению, гелевые батареи при очень низких температурах ведут себя хуже, чем классические. Это связано с тем, что гель становится менее проводимым при снижении температуры. При благоприятных условиях эксплуатации гелевые аккумуляторные батареи могут работать до 10 лет.

Благодаря своей абсолютной герметичности, относительной виброустойчивости и своей фактической (а не просто маркетинговой) необслуживаемости гелевые батареи широко применяются там, где классические АКБ использовать опасно или невыгодно: внутри помещений (например, в источниках бесперебойного питания), в мототехнике (мотоцикл, в отличие от автомобиля, едет, периодически отклоняясь от вертикальной плоскости), в морском и речном транспорте (данные аккумуляторы не боятся качки, свойственной судам). Разумеется, гелевые батареи также применяются и в автомобилях. Чаще всего — в престижных иномарках, что обусловлено довольно высокой ценой этих АКБ (плата за качество и надежность).

Щелочные

Как известно, в качестве электролита в аккумуляторах может использоваться не только кислота, но и щелочь. Существует множество разновидностей щелочных АКБ, но мы рассмотрим только те, что нашли применение в автомобилях.

Автомобильные щелочные аккумуляторы бывают двух типов: никель-кадмиевые и никель-железные. В никель-кадмиевой батарее положительные пластины покрыты гидроксооксидом никеля NiO(OH) (он же гидрат окиси никеля III или метагидроксид никеля), отрицательные пластины — смесью кадмия и железа. В никель-железной батарее положительные пластины покрыты тем же составом, что и в никель-кадмиевой батарее — гидроксооксидом никеля. Отличие лишь в отрицательном электроде — в никель-железном аккумуляторе он сделан из чистого железа. Электролитом в обоих типах аккумуляторов является раствор едкого калия КОН.

Пластины-электроды в щелочных батареях упаковываются в «конверты» из тончайшей перфорированной металлической пластины. В эти же конверты запрессовывается активное вещество. Это позволяет сильно повысить виброустойчивость батарей.

У щелочных АКБ есть интересная особенность: в никель-кадмиевых аккумуляторах положительных пластин на одну больше, чем отрицательных, и находятся они по краям, соединяясь с корпусом. В никель-железных аккумуляторах все наоборот — отрицательных пластин больше, чем положительных.

Еще одной особенностью щелочных батарей является то, что в них при протекании химических реакций не расходуется электролит. По этой причине его требуется меньше, чем в кислотных, где приходится наливать электролит с запасом по причине его «выкипания».

У щелочных аккумуляторных батарей есть ряд преимуществ по сравнению с кислотными:

  • Хорошая переносимость переразрядов. При этом батарея может храниться в разряженном состоянии без потери своих характеристик, чего нельзя сказать про кислотные АКБ.
  • Щелочные батареи относительно легко переносят перезаряд. При этом есть мнение, что их лучше перезарядить, чем недозарядить.
  • Щелочные аккумуляторы гораздо лучше работают в условиях низкой температуры. Это позволяет почти безотказно обеспечивать запуск двигателей в зимнее время.
  • Саморазряд щелочных батарей ниже классических кислотных.
  • Из щелочных АКБ не выделяются вредные испарения, чего нельзя сказать про кислотные АКБ.
  • Щелочные аккумуляторы умеют накапливать больше энергии на единицу массы. Это дает возможность дольше выдавать электрический ток (при тяговом режиме эксплуатации).

Однако у щелочных аккумуляторных батарей есть и недостатки, если сравнивать с кислотными:

  • Щелочные аккумуляторы выдают напряжение меньше, чем кислотные, из-за чего приходится объединять большее количество «банок» для достижения нужного напряжения. По этой причине, при одинаковом напряжении, габариты щелочного аккумулятора будут больше.
  • Щелочные батареи намного дороже кислотных.

Щелочные батареи в настоящее время используются чаще в качестве тяговых аккумуляторов, чем стартерных. Из-за своих габаритов большинство выпускаемых стартерных щелочных АКБ — для грузовиков.

Перспектива широкого использования щелочных батарей на легковых автомобилях пока туманна.

Литий-ионные

Литий-ионные аккумуляторные батареи (и ее подвиды) считаются наиболее перспективными в качестве дополнительного источника электрического тока.

В химических элементах этого типа носителями электрического тока являются ионы лития. К сожалению, нельзя однозначно описать материалы электродов, т.к. технология постоянно меняется, совершенствуется. Можно лишь сказать, что первое время в качестве отрицательных электродов использовался металлический литий, но подобные аккумуляторы оказались взрывоопасными. В дальнейшем стал использоваться графит. В качестве материала положительных электродов раньше использовались оксиды лития с добавлением либо кобальта, либо марганца. Однако сейчас они всё больше замещаются литий-ферро-фосфатными, т.к. новый материал оказался менее токсичным, более дешевым и экологичным (можно безопасно утилизировать).

Важнейшими достоинствами литий-ионных аккумуляторов являются:

  • Высокая удельная емкость (емкость на единицу массы).
  • Выдаваемое напряжение выше, чем у «обычных» — один элемент питания способен выдавать около 4 вольт. Напомним, что напряжение элемента классической АКБ — 2 вольта.
  • Низкий саморазряд.

Однако все имеющиеся достоинства перевешивают недостатки, из-за которых не получается уже сегодня массово использовать литий-ионные батареи в качестве замены классических свинцово-кислотных.

Некоторые недостатки литий-ионных батарей:

  • Чувствительность к температуре воздуха. При отрицательных температурах способность отдавать энергию очень резко снижается. И это одна из главных проблем, над решением которой и бьются разработчики.
  • Число зарядов-разрядов пока слишком мало (в среднем, около 500).
  • Литий-ионные аккумуляторы «стареют». При хранении происходит постепенное уменьшение емкости. В течение 2 лет — около 20% ёмкости. Просьба не путать с саморазрядом или эффектом памяти. Но хорошо, что работа над решением этой проблемы все-таки ведется.
  • Литий-ионные аккумуляторы крайне чувствительны к глубоким разрядам.
  • Недостаточная мощность для использования в качестве стартерной батареи. Силы тока, выдаваемой литий-ионным элементом, хватает для питания электронных приборов, но недостаточно для пуска двигателя.

Когда инженерам удастся решить эти недостатки, литий-ионные аккумуляторы станут отличной заменой классической кислотной АКБ.

Идет непрерывная работа над усовершенствованием существующих типов аккумуляторных батарей. В исследовательских центрах ищут способы увеличения энергоемкости источников питания, что позволит уменьшить размеры аккумуляторов. Для северных районов очень пригодится изобретение морозоустойчивой батареи (и тогда не было бы проблемы отказа завода двигателя в сильные морозы).

Очень важна работа и в направлении обеспечения экологичности, т.к. нынешние технологии производства аккумуляторных батарей не могут обойтись без использования ядовитых и просто опасных веществ (взять хотя бы свинец или серную кислоту).

Вряд ли у традиционных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей есть будущее. AGM батареи — это промежуточный этап в эволюции. Аккумулятор будущего не будет иметь в своем составе жидкость (чтобы ничего не вылилось при повреждении), будет иметь произвольную форму (чтобы была возможность использовать все возможные пустоты автомобиля), а также множество других параметров, которые позволят автовладельцам наслаждаться поездкой, а не нервничать по поводу того, что аккумуляторная батарея может отказать в самый неподходящий момент.

www.banner-rus.ru

Гибридный аккумулятор. Устройство, достоинства и недостатки.

Производители свинцово-кислотных АКБ применяют сурьму. При изготовлении решеток положительных электродов её включают в небольшом количестве. Однако это приводит к повышению скорости саморазряда аккумуляторов по причине того, что при заряде какая-то часть сурьмы переносится на отрицательные электроды и оседает на губчатый свинец (этот процесс можно сравнить с образованием зубного камня в полости рта человека). В результате свинец сульфатируется. Чем выше процент примеси сурьмы, тем интенсивнее происходит процесс сульфатации, что приводит к снижению срок службы АКБ.Свинцово-кислотные батареи условно можно разделить на сурьмянистые и малосурьмянистые.

Сурьмянистые аккумуляторы

В сурьмянистых аккумуляторах применяют повышенный состав сурьмы (более 5%).При производстве пластин свинцово-кислотных АКБ чистый свинец не применяют. В них для повышения прочности и ускорения процесса электролиза добавляют сурьму. При эксплуатации батареи повышается температура электролита, что приводит к выкипанию воды.Сурьмянистые аккумуляторы считаются обслуживаемыми, т.к. можно проверить уровень и плотность электролита и, при необходимости, долить дистиллированную воду.К достоинствам сурьмянистых АКБ можно отнести невысокую стоимость, доступность в обслуживании.

Малосурьмянистые аккумуляторы

Пластины малосурьмянистых батарей изготавливают из свинца с пониженным содержанием сурьмы. Разработчики добились одной из главных целей – по максимуму замедлить процесс выкипания электролита. Достоинство малосурьмянистых АКБ — степень саморазряда намного ниже по сравнению с сурьмянистыми батареями.Аккумуляторы малосурьмянистые также обслуживаемые. Испарение воды значительно меньше, но все равно иногда необходимо контролировать уровень и плотность электролита, при необходимости добавляя дистилят.К преимуществам малосурьмянистых АКБ относят невысокую стоимость, малый уровень саморазряда, большой срок эксплуатации.Малосурьмянистые батареи чаще всего используются при эксплуатации российских автомобилей, недостатком которых является нестабильность бортовой сети.

Что такое гибридный аккумулятор для автомобиля

Часто возникает у некоторых людей вопрос: что такое аккумуляторы гибридные?Ввиду того, что появились современные автомобили – Prius, Lexus с гибридными системами моторов, у многих слово «гибрид» ассоциируется с тем, что гибридные батареи – это тоже нечто современное, крутое, долго прослужит, экономичное и т.д.

Гибридная технология аккумуляторов

Гибридный аккумуляторГибридные аккумуляторы являются одной из разновидностей свинцово-кислотных. Классические батареи бывают трех типов: малосурьмянистые, гибридные и кальциевые.Все мы прекрасно знаем, из чего состоит батарея – из шести герметизированных отсеков, в котором находится пакет пластин. На пластинах нанесена активная масса, которая участвует в процессе с электролитом. Активная масса бывает с различного рода добавками.В малосурьмянистых батареях намазка на плюсовых и минусовых пластинах состоит из сурьмы.В кальциевой технологии – все пластины с добавлением кальция.В гибридной батарее в качестве намазки – смесь сурьмы и кальциевой технологии, т.е. одна пластина в банке с добавлением сурьмы, а другая – с кальцием. Эта технология берет часть положительных свойств малосурьмянистых АКБ и часть плюсов и минусов кальциевой.

Гибридная АКБ для автомобиля, обозначения и маркировка

В каждой стране, производящей гибридные батареи, применяется своя маркировка.На них отображается следующая информация:

  •   производитель;
  •   ёмкость;
  •   напряжение заряда;
  •   пусковой ток;
  •   вес;
  •   полярность;
  •   уровень электролита;
  •   дата производства;
  •   предупреждения о едкости компонентов.

Гибридные батареи дополнительно имеют надписи Hybrid, Calcium Plus или Ca+.На корпусе гибридной АКБ можно найти обозначение, которое несёт информацию о расходе воды (последняя буква в маркировке):

N — нормальный;

L — малый;

VL — очень малый;

VRLA — АКБ оснащена регулирующим клапаном.

Эта информация позволяет вам знать — как часто необходимо доливать в него дистиллированную воду.

Срок службы гибридного аккумулятора автомобиля

Одним из преимуществ гибридных АКБ является срок службы.Гибридные АКБ служат намного больше, чем сурьмянистые и малосурьмянистые.

Производители заявляют гарантированный срок в 5 лет, но исходя из сообщений автолюбителей, при соответствующем уходе и обслуживании батареи отлично работают 6-7 лет. Хотя возможно это исключения из правил.

Достоинства и недостатки гибридных аккумуляторов

Все познается в сравнении. Выделяют три основных критерия, по которым характеризуют батареи: саморазряд, потребление воды (степень выкипания) и боязнь (небоязнь) глубокого разряда.

Саморазряд у малосурьмянистых АКБ самый высокий, их надо подзаряжать очень часто. В магазинах их подзаряжают намного чаще, чем другие виды аккумуляторов. Гибридные аккумуляторы разряжаются немного медленнее, а кальциевые – очень медленно.

Потребление воды у сурьмы высокое, у гибрида – поменьше, у кальциевых – самое низкое.

Глубокий разряд: сурьма не боится глубоких разрядов, гибрид тоже – но лучше не доводить до такого состояния. Бытует мнение, что кальциевые батареи боятся глубоких разрядов и после 1-2 разрядов их можно нести на помойку. По информации с автомобильных форумов данная информация противоречива и как минимум спорна. Видимо, теория с практикой иногда входят в противоречия.

Если оценивать еще один критерий – стоимость, то малосурьмянистые батареи в плане эффективности эксплуатации на автомобиле имеют очень низкий КПД. Но за счет низкой цены они еще держатся на рынке. Гибридные имеют немного более высокую цену. Кальциевые имеют самую высокую цену.

Гибридные аккумуляторы, автомобильные фирмы, модели

Лучшими отечественными аккумуляторами, производимыми по гибридной технологии, на сегодняшний день считаются АКБ «Зверь» и Aktex.«Зверь» отлично подходит для тех водителей, которые используют своего четырехколесного друга на все 100%.Произведенный по гибридной технологии аккумулятор выдерживает любые нагрузки, включая подогрев сидений, мощную акустику, MP3-ресивер или сабвуфер. Он отлично работает в широком температурном диапазоне.В АКБ «АКТЕХ» сочетаются все преимущества классической малосурьмянистой и современной кальциевой технологий: выносливость и высокие пусковые токи, низкий расход воды и саморазряд, устойчивость к глубоким разрядам.Лучший российский производитель — «Аккумуляторные технологии». Но нельзя отрицать того, что все производители аккумуляторов стараются удовлетворить потребности автовладельцев.

akkumir.ru


Смотрите также