Аккумуляторы Soshine Lifepo4, или три плюс один. Аккумуляторы lifepo


Аккумуляторы Soshine Lifepo4, или три плюс один

Некоторое время назад я выкладывал обзор аккумуляторов Soshine формфактора 14500 Lifepo4. Сегодня у меня продолжение предыдущего обзора и я расскажу о еще трех аккумуляторах от этой фирмы, кроме того проведу некоторые тесты с уже известным 14500. В обзоре будет много всяких тестов, а также проверка устойчивости аккумуляторов к запредельным токам.

В прошлый раз я рассказывал о преимуществах аккумуляторов с Lifepo4, потому сегодня пропущу эту часть описания. Если кому-то интересно, могут прочитать это в предыдущей части, ссылка на нее чуть ниже.

Начну пожалуй с описания подопытных. 1. Soshine 18650 Lifepo4 Protected Battery 3.2V 1800mAh — ссылка, цена $13.71 за 4шт 2. Soshine IFR Lifepo4 Rechargeable Battery CR123 / 16340 3.2V 500mAh — ссылка, цена $6.92 за 4шт 3. Soshine 4PCS IFR CR2 Lifepo4 Rechargeable Battery 300mAh 3.2V — ссылка, цена $5.66 за 4шт.

Как дополнение 4. Soshine 14500 / AA Lifepo4 Battery Kit 700mAh — ссылка, цена $9.08 за 4шт аккумуляторов + две «пустышки», полный обзор.

Начну с самых больших аккумуляторов, в данном случае это типоразмер 18650. Продаются они в пластмассовой коробочке, думаю что те, кто покупал аккумуляторы, скорее всего встречал их. Такой себе довольно хрупкий пластик, в данном случае его задача — защитить аккумуляторы при транспортировке, с чем он чаще всего успешно справляется.

Описание в магазине несколько странное. Battery Type: IFR Protected: No Capacity (mAh): 1800mAh Practical Capacity (mAh): 1500mAh Voltage(V): 3.2V Charge Current: 1A Max. Charge Voltage: 3.6V Max. Charge Current: 3A Discharge Current: 1A Max. Discharge Current: 5.4A Charging Time.: About 2 hours Discharge Time (h): 2hours

При этом в описании указано что аккумулятор защищенный, а выше указаны еще характеристики, особенно порадовала выделенная строка Type: liFePO4 Nominal voltage: 3.2 V Nominal capacity: 1800 mAh Core cell weight: 40g Size: D18.1 x H68.5mmContinuous discharge: 5A / pulse: 3A Typical fast charge current: 3.6A to 3.6V CC / CV Fast charge time: 40 minutes Cycle life at 10C discharge, 100 percent DOD: over 1000 cycles

Ладно, посмотрим на сами аккумуляторы, ведь именно на указанные на них характеристики я и буду ориентироваться в тестах. 18650, 3.6 Вольта, защищенные. Здесь все понятно, дата производства правда несколько странная… Заявлено 1800 мАч, при этом 1500 мАч минимум. Стандартный ток заряда 300 мА до напряжения 3.6 Вольта. Максимальный ток заряда 1.5 А. Максимальный длительный ток разряда 8 Ампер до напряжения 2 Вольта.

На минусовом контакте есть гравировка с названием производителя, вес аккумуляторов примерно 41.5-42 грамма при заявленных 40.

Размер довольно большой, из-за большой длины в стандартные холдеры не влазит.

Но момент с длиной я обошел при помощи своего вспомогательного зарядного, которое в данном случае выступало просто в роли держателя. Потребление в таком режиме очень маленькое (до 0.5мА если не путаю), потому им можно пренебречь.

Первый прогон, заряд током 600 мА, разряд 0.2С — 300 мА. Я поднял ток заряда выше рекомендованного так как время тестирования стало бы совсем большим, а существенной разницы в результатах это не даст. Как и раньше, я измеряю емкость при разряде до 2.8, 2.5 и 2.0 Вольта, в конце привожу суммарную.

На графике отчетливо видео резкое падение напряжения после отключения зарядного тока и крутую характеристику в конце заряда.

В итоге я получил: До 2.8 Вольта — 1466 мАч — 4.694 Втч До 2.5 — 24 мАч — 0.064 Втч До 2.0 — 9 мАч — 0.021 Втч Суммарно 1499 мАч или 4.779 Втч

Как и в случае с 14500 основная часть пришлась на диапазон до 2.8 Вольта, дальше напряжение падает очень резко и получаем какие-то крохи. На заряд при этом ушло 1517 мАч или 5.125 Втч, «КПД» составил 93.2%, с учетом того, что аккумулятор имеет плату защиты, весьма неплохо.

Продолжение тестов 18650

Второй подопытный показал результат чуть лучше. До 2.8 Вольта — 1477 мАч — 4.734 Втч До 2.5 — 22 мАч — 0.059 Втч До 2.0 — 7 мАч — 0.016 Втч Суммарно 1506 мАч или 4.809 Втч

На заряд ушло 1529 мАч или 5.160 Втч, «КПД» при этом составил те же 93.2%

На аккумуляторе было написано что максимальный длительный ток разряда 8 Ампер. Пробуем разрядить таким током, но увы, сразу же сработала защита, в итоге мы получили плюс в том, что она работает, а минус, что аккумулятор не выдает такой ток.

Также на странице магазина было указано что максимальный разрядный ток 5.4 Ампера. Попробуем проверить и это. У меня вышло что скорее 5.6 Ампера, но в общем близко к заявленному.

Чтобы исключить ложные срабатывания я выставил ток нагрузки 5 Ампер и измерил емкость в таком режиме, у меня вышло: До 2.8 Вольта — 9 мАч — 0,027 Втч До 2.5 — 1409 мАч — 3,836 Втч До 2.0 — 15 мАч — 0.038 Втч Суммарно 1433 мАч или 3.901 Втч

На заряд потратилось 1439 мАч или 5.016 Втч, «КПД» при этом вышел 77.7%. В данном случае сильно «КПД» сильно режет наличие платы защиты, так как на ней «оседает» часть полезной энергии. Кроме того в процессе разряда явно было заметно не только то что большая часть энергии снята в диапазоне 2.5-2.8 Вольта, а и то, что появился непонятный «горб». На заряд током 1.5 А ушел ровно час.

Больше всего в процессе заряда нагревалась плата защиты, аккумулятор же имел температуру около 52 градусов.

И еще несколько тестов. Ток заряда/разряда 360мА

Ток заряда 600 мА, разряда 1800 мА

А под конец тест с теми же параметрами, что и в самом начале, емкость немного подросла и в итоге аккумулятор отдал 1516 мАч, или 4.839 Втч, в первом тесте было — 1506 мАч или 4.809 Втч. Повторяемость результатов полная, разница около 0.7%

Перейдем ко второму типу аккумуляторов данного обзора. В данном случае это CR123 или 16340, кому как удобно. В таком типоразмере выпускаются батарейки с напряжением 3 Вольта и литий-железный аккумулятор при его напряжении в 3.2-3.3 Вольта отлично подходит для замены, так как батарейка хоть и имеет больше емкость (1400 заявленную, 1200 реальную), но и стоит порядка 2-3 долларов в оффлайне, что дороже обозреваемого аккумулятора. Поставляются они в коробочках по две штучки. И здесь у меня возникла некоторая сложность. Дело в том, что в лоте их должно быть 4 штуки, и мне под определенную задачу надо 12 штук, потому я заказал 3 лота. Но в почтовом пакете было только три коробочки. Уже потом я заметил на пакете надпись — поступило в поврежденном состоянии. Самое любопытное было то, что SSD М.2, который также был заказан, присутствовал, хотя и имеет куда как меньший размер. Я связался с менеджером и он подтвердил, что в лоте 4 штуки, потому я больше грешу на почту, хотя с них взятки гладки, заказывали три коробочки, получили три коробочки, все чисто.

Так как размер аккумуляторов поменьше, чем у предыдущих, то и заявленная емкость скромнее. Полные параметры со страницы магазина: Battery: 16340 Battery Type: IFR Rechargeable: Yes Protected: No Capacity (mAh): 500mAh Voltage(V): 3.2V

Остальные параметры я узнал из информации на самих аккумуляторах Ток заряда — 250 мА, ускоренный — 500 мА до 3.6 Вольта Ток разряда — 500 мА, максимальный — 1.5 А до напряжения 2.0 Вольта.

Диаметр чуть больше чем 16мм, а длина чуть короче чем 34. Весят все примерно одинаково, колебания совсем незначительны.

Первый тест шел с параметрами — ток заряда 250 мА, отключение при 100 мА (меньше не дает зарядное). Разряд током 100 мА (0.2С). В результате я получил несколько меньше заявленных 500 мАч (1.6 Втч). До 2.8 Вольта — 370 мАч — 1.183 Втч До 2.5 — 7 мАч — 0.019 Втч До 2.0 — 3 мАч — 0.007 Втч Суммарно 396 мАч или 1.209 Втч

На заряд при этом ушло — 398 мАч или 1,345 Втч, «КПД» около 90%

Еще тесты CR123

Берем второй аккумулятор, здесь результат чуть лучше предыдущего, 402 мАч или 1.281 Втч. Как и у других литий-железных аккумуляторов он имеет очень пологую характеристику основного участка разряда/заряда и очень крутую в конце.

Дальше эксперименты проводил с вторым аккумулятором. Поднял ток заряда/разряда до 500 мА, как указано на самих аккумуляторах. В результате получил 410 мАч вместо 402 или 1.270 Втч вместо 1.281, с ростом тока отдаваемая в Втч емкость предсказуемо упала из-за влияния внутреннего сопротивления аккумулятора.

Вот здесь я допустил небольшую ошибку, вместо указанных на аккумуляторе 1.5 Ампера прогнал тест при токе всего 1.2. В результате получил — 409 мАч или 1.223 Втч, «КПД» при этом упал с 90% до 86.6, как по мне, то неплохой результат.

Ну и последние «подопытные», теперь типоразмера СR2 (также: 5046LC, CR17355, CR15270), выяснилось что по ним есть даже отдельная статья в вики. Упакованы в одну коробочку, причем явно неродную, так как свободно болтались внутри.

Заявленные параметры: Battery Type: IFR Rechargeable: Yes Protected: No Capacity (mAh): 300mAh Voltage(V): 3.2V

На самих аккумуляторах указано: Ток заряда — 150 мА, ускоренный — 300 мА до 3.6 Вольта Ток разряда — 300 мА, максимальный — 0.9 А до напряжения 2.0 Вольта.

Аккумуляторы почти точно попадают под размер 15270, Длина на фото чуть больше, но это из-за изоленты на минусовом контакте. Разброс по весу также не очень большой, на фото самый легкий и самый тяжелый.

Здесь меня ждали некоторые сложности, заключающиеся в том, что я не смог установить ток отключения разряда ниже 100 мА, хотя надо было 30, также ток разряда вместо 60 мА был опять же 100. Если с током разряда проблем как бы и нет, то вот с током отключения разряда сложнее, но с учетом очень крутой кривой заряда, которую я показывал ранее, не думаю что разница в результатах была бы очень большой.

В итоге первый аккумулятор выдал: До 2.8 Вольта — 186 мАч — 0.587 Втч До 2.5 — 5 мАч — 0.013 Втч До 2.0 — 2 мАч — 0.005 Втч Суммарно 193 мАч или 0.605 Втч

На заряд ушло 207 мАч или 0.701 Втч, «КПД» около 86%

Дополнительные тесты CR2

Второй аккумулятор показал результат лучше первого. Я даже начал грешить на некорректность теста, но нагрузка не выключалась все время пока я тестировал все показанные выше аккумуляторы, т.е. около 4-5 суток, результаты повторяемы, это я показывал выше, потому думаю что просто совпадение.

В общем здесь вышло 206 мАч или 0.625 Втч на разряд и 210 мАч или 0.730 Втч на заряд, «КПД» чуть меньше, 85.6%

Тест с током заряда 300 мА и разряда 900 мА выдал следующие результаты: До 2.8 Вольта — 154 мАч — 0.466 Втч До 2.5 — 37 мАч — 0.100 Втч До 2.0 — 11 мАч — 0.026 Втч Суммарно 202 мАч или 0.592 Втч.

На заряд при этом ушло 203 мАч или 0.704 Втч «КПД» упал примерно до 84%, что очень даже хорошо.

Так как аккумуляторы вели себя вполне прилично, то я решил повторить тест с током разряда в 1.5 Ампера. В итоге оказалось, что в таком режиме большая часть заряда отдается в диапазоне 2.5-2.8 Вольта и суммарно я получил 195 мАч или 0.515 Втч, на заряд ушло 197 мАч или 0.683 Втч, «КПД» около 75%.

Ради эксперимента повторил первый тест с током заряда 150 мА и разряда 100 мА, вышло 209 мАч или 0.660 Втч, в первом тесте было 202 мАч или 0.592 Втч. Разница довольно приличная.

Немного экстремальных тестов.

А вот потом я начал форменным образом издеваться над аккумуляторами, но так как у 18650 установлена плата защиты и поиздеваться особо не выйдет, то я взялся за CR123. Для начала нагрузил током в 5 Ампер, в итоге получил 396 мАч (что ненамного меньше исходных 402 мАч) или всего 1.012 Втч.

Но этого мне показалось мало, тем более что на эти аккумуляторы у меня были некоторые планы и я дал нагрузку в 7 Ампер (17С). Аккумулятор отнесся к этому абсолютно нормально, правда и отдал всего 342 мАч или 0.794 Втч.

Дальше я совсем обнаглел и решил проверить при каком токе напряжение на нем просядет до напряжения в 2 Вольта. Оказалось что это произошло аж при токе в 10 Ампер, причем аккумулятор за время повышения тока отдал 140 мАч, потому был частично разряжен.

Ниже пара термофото, в самом конце теста при токе 5 и 7 Ампер.

Теперь очередь CR2, самых мелких в обзоре. Здесь я откровенно сжалился над ними и нагрузил током только 2.5 Ампера, в итоге получил 183 мАч или 0.453 Втч. При первом тесте штатным током результаты были несколько лучше — 206 мАч или 0.625 Втч, но как по мне, то для такого мелкого аккумулятора неплохой результат при токе нагрузки 12С.

Аккумулятор отнесся к этому весьма скептически, нагревшись всего до 50 градусов :)

При токе нагрузки в 4 Ампера напряжение на аккумуляторе просело до 2.2 Вольта. Думаю что аккумулятор спокойно вытянет короткие нагрузки током 2-3 Ампера.

В заголовке обзора я написал три плюс один не просто так. Дело в том, что я решил поиздеваться и над аккумуляторами из прошлого обзора.

Напомню, что они имеют заявленную емкость 700 мАч, реальную около 550 и максимальный ток разряда в 1.2 Ампера.

Но я задал ему режим повышения тока до 10 Ампер и отключение при падении напряжения до 2 Вольт. В итоге аккумулятор сдался при токе примерно 8.5 Ампера.

Ладно, нагрузим током 3 Ампера, примерно 6С, получили 484 мАч из 550.

Но я человек простой, попробую нагрузить его током 5 Ампер, около 10С. Результат конечно похуже, но 440 мАч он все таки отдал.

Нагрев в итоге составил 60 градусов при токе 3 Ампера и 80 при токе 5 Ампер.

В качестве дополнения я сделал еще пару тестов, измерил емкость аккумуляторов, которые пролежали около двух недель. Кроме того мне было интересно это еще и потому, что перед этим испытывались аккумуляторы большим током, явно большим чем тот, который заявлен для них.

Сколько емкости ушло за примерно две недели.

Тесты проводились 18 апреля, повторный 1 мая. В общем-то тест был похож на те, что я тогда и проводил, с той лишь разницей, что не было цикла заряда перед измерением емкости. Изначально данный тест не планировался и является по сути небольшим экспромтом, потому результаты не претендуют на 100% точность. От себя могу лишь точно гарантировать, что с 18 апреля и до момента теста аккумуляторы не заряжались.

Для начала аккумулятор под номером 2, исходная емкость была 402 мАч или 1.281 Втч, после почти двух недель лежания я скачал 390 мАч или 1.243 Втч, что говорит о малом саморазряде, 3% за первые две недели.

С тестом аккумулятора под номером 1 что-то пошло не так, а если быть точнее, то в процессе немного отходил контакт с клеммой, на результатах это не должно было сказаться, но по понятным причинам повторить тест я не мог, ждать опять две недели слишком долго. Исходно этот аккумулятор имел 396 мАч или 1.209 Втч, после почти двух недель я получил 365 мАч или 1.121 Втч, что соответствует 8% саморазряда за первые две недели хранения.

Ну и под конец все участники теста вместе, так сказать — групповое фото.

Что можно сказать в итоге. Для начала о грустном, все аккумуляторы имеют заниженную емкость, по 18650 она находится у планки — минимальная заявленная, по остальным тяжело сказать, так как минимальная не заявлена, а реальная примерно на 20% ниже у CR123 и на 38% у CR2.

В остальном пожалуй все нормально, 18650 имеет реально работающую защиту, правда длина из-за этого больше стандартных 65мм. но больше всего мне понравилось поведение аккумуляторов при попытке разряда большим током. CR123 я разряжал током в 7 Ампер при реальной емкости аккумулятора в 400мАч, что составляет примерно 17С. «Малышей» CR2 я нагружал длительно током 12С, а 14500 током 10С, проблем также не возникло.

Преимущество у данных аккумуляторов пожалуй в том, что это Lifepo4, а значит они хорошо подходят для замены литиевых батареек того же формфактора (CR123, CR2), обычных батареек размера АА (14500+пустышка). По поводу 18650 ничего не скажу, выигрыш здесь в сравнении с обычными литий-ионными только в теоретически большем сроке службы, более пологой разрядной характеристике (иногда бывает критично) и существенно большей безопасности, но есть и проигрыш, меньше емкость, причем весьма существенно.

На этом все, надеюсь что информация была полезной, как всегда буду рад вопросам и комментариям.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

mysku.ru

Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

Сегодня у меня в обзоре речь пойдет о аккумуляторах, но не о привычных Li-ion, а о LiFePO4.По большому счету они очень похожи, но на самом деле имеют куда больше отличий, чем может показаться на первый взгляд и я постараюсь об этом рассказать.

Для начала немного о том, что это вообще такое.На данный момент времени очень большой популярностью пользуются распространенные литий ионные аккумуляторы. Они стоят в наших смартфонах, планшетах, электронных сигаретах, шуруповертах, да даже автомобилях. Но при этом они конечно имеют как достоинства - малый ток саморазряда, большую емкость, хорошую токоотдачу, но не лишены и недостатков .Отчасти некоторые недостатки исправлены в аккумуляторах, у которых в качестве материала катода используется LiFePO4 и которые называют литий-железо-фосфатные, хотя гораздо чаще просто - литий-железные или литий-феррум.

Для примерного сравнения я набросал табличку на основе данных из википедии. Она конечно не отражает полностью всю ситуацию, так как Литий ионных аккумуляторов много разных, например есть с напряжением 3.7 Вольта, есть 3.85. При этом есть аккумуляторы которые больше ориентированы на большую емкость в малом габарите, а есть наоборот, емкость ниже, но нагружать можно большим током. Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

Но даже здесь видно, что литий-железные аккумуляторы имеют такие ключевые особенности как:Разное напряжение средней точкиБольшой срок храненияШире диапазон рабочих температур в сторону отрицательных значений.

При этом энергии они запасают несколько меньше, чем литий-ионные.

Больше информации есть в вики, но чтобы не перегружать читателя, приведу оттуда только сравнительную часть.

1. LiFePO4 обеспечивает более длительный срок службы, чем другие литий-ионные подходы;2. В отличие от других литий-ионных, LiFePO4 аккумуляторы, как и никелевые, имеют очень стабильное напряжение разряда. И это может значительно упростить или даже устранить необходимость регулирования напряжения в цепях.3. В связи с постоянным напряжением 3.2 В на выходе, четыре аккумулятора могут быть соединены последовательно для получения номинального напряжения на выходе в 12.8 В, что приближается к номинальному напряжению свинцово-кислотных аккумуляторов с шестью ячейками. Это, наряду с хорошими характеристиками безопасности LFP-аккумуляторов, делает их хорошей потенциальной заменой для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.4. Использование фосфатов позволяет избежать затрат кобальта и экологических проблем.5. LiFePO4 имеет более высокий пиковый ток (а, учитывая стабильность напряжения — пиковую мощность), чем у LiCoO2.6. Удельная плотность энергии (энергия / объём) нового аккумулятора LFP примерно на 14% ниже, чем у новых литий-ионных аккумуляторов.7. LiFePO4 аккумуляторы имеют более низкую скорость разряда, чем свинцово-кислотные или литий-ионные. Так как скорость разряда определяется в процентах от ёмкости аккумулятора, то более высокая скорость разряда может быть достигнута в более ёмких аккумуляторах (больше ампер-часов). 8. Из-за более медленного снижения плотности энергии, спустя некоторое время эксплуатации, LiFePO4 элементы уже имеют большую плотность энергии, чем LiCoO2 и литий-ионные.9. LiFePO4 элементы медленнее теряют ёмкость, чем литий-ионные (LiCoO2 [литий-кобальт оксидные], LiMn2O4 [литий-марганцевая шпинель])10. Одним из важных преимуществ по сравнению с другими видами литий-ионных аккумуляторов, является термическая и химическая стабильность, что существенно повышает безопасность батареи.11. Морозостойкость. Например, для аккумулятора ANR26650M1-B производителя A123 Systems заявлен температурный диапазон -30°C ... 55°C для работы и -40°C ... 60°C для хранения.

Но перейдем в предмету обзора. В данном случае будем иметь дело с аккумуляторами китайской фирмы Soshine, хотя в данном случае понятие "фирма" несколько преувеличено, потому как лично для меня фирма это нечто вроде Samsung, Sanyo, Sony, LG и т.п.Заказывал я аккумуляторы в Гербесте и Алиэкспресс, но по факту оказалось, что они полностью идентичны, даже цена была примерно похожа. В обоих случаях наборы были дополнительно завернуты в матовый пакет.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

Упаковка - довольно яркий блистер.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

На упаковке есть характеристики:Номинальное напряжение - 3.2 ВольтаНоминальная емкость - 700мАчЗарядный ток - 300мА (нормальный), 600 мА (быстрый. Окончание заряда при 3.6 ВольтаМаксимальный ток разряда - 1.2 Ампера, отключение при 2.0 Вольта.

Характеристики местами несколько не совпадают с теми, что указаны на странице магазина, но об этом немного позже.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

В данном случае продается не только комплект аккумуляторов, в дополнение идет пластмассовая коробочка для хранения и пара "пустышек", т.е. корпусов без начинки, но того же размера.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

Четыре аккумулятора лежали отдельно, а "пустышки" в коробочке. Внешне выглядят аккуратно, правда пока не присмотришься внимательнее.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

При более детальном рассмотрении видно, что шрифты несколько смазаны, да и общий вид похуже брендовых.Но больше меня заинтересовало другое. на первом фото вы видите что большими цифрами указано - 700 мАч, а на втором фото мелким шрифтом - min. 550мАч, что заметно меньше чем 700.Плюсовой контакт как у обычных безымянных - маленькой "пипкой".

"Пустышки" внешне почти один в один, отличие в надписи - Connector. Все дело в том, что напряжение одного аккумулятора почти совпадает с напряжением двух обычных батареек, а сами аккумуляторы имеют размер АА. потому для замены батареек можно применить один аккумулятор и одну пустышку, но только в варианте если ставятся они в устройство, работающее с четным количеством батареек, так как в варианте с нечетным напряжение будет либо маленькое (1 аккумулятор и 2 пустышки), либо большим (2 аккумулятора и одна пустышка).Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

Размер действительно почти совпадает с заявленными 14х50мм, в длину чуть больше, но это скорее из-за кусочка изоленты, приклеенного к минусовому контакту.На упаковке было написано, что весят они 27 грамм. Не знаю где ошибка, но в моем случае они весили 17 грамм, "пустышка" вообще меньше пяти.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

В связи с тем, что для работы с такими аккумуляторами требуется соответствующее зарядное устройство, которого у меня нет, то пришлось соорудить такую вот конструкцию, где обычное зарядное выступало просто как держатель.Аккумулятор при этом был подключен к универсальной электронной нагрузке, которая при этом их и заряжала, благо настроить ее можно под любое требуемое напряжение.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

Переходим к тестам.Тест проходил при токе разряда 0.2С, что составляет 140 мА, аккумулятор при этом заряжался током 300 мА, как было рекомендовано производителем.В ходе теста отмечалась емкость при разряде до 2.8, 2.5 и 2.0 Вольта

В итоге я получил такой вот график, весьма непривычный после обычных Литий-ионных аккумуляторов. Дело в том, что литий-железные аккумуляторы имеют более пологую характеристику разряда, и большую часть времени дают довольно стабильное напряжение. В этом они немного похожи на никелевые аккумуляторы. Литий-ионный же имеет обычно более заметное падение напряжения.Но кроме того отмечу еще два непривычных момента:1. Сразу после отключения зарядного тока напряжение на клеммах аккумулятора резко падает до примерно 3.28-3.3 Вольта, чего нет у Литий-ионных.2. После 3.0-3.1 Вольта напряжение падает довольно быстро, а после 2.5 Вольта график вообще идет почти вертикально.

В итоге я получил такие результаты теста - 1. Емкость при разряде до 2.8 Вольта - 520 мАч2. В интервале 2.8-2.5 Вольта - 10 мАч3. В интервале 2.5-2.0 Вольта - 4 мАч.

Результаты говоря о том, что:1. Емкость не соответствует заявленной и составляет максимум 534 мАч.2. После напряжения 2.8 Вольта разряжать смысла нет, так как разница составила всего 14 мАч.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

Есть правда небольшое оправдание, ток окончания заряда был не 30мА, а 100, так как моя нагрузка не дает выставить меньшее значение.С другой стороны это если бы и дало что-то, то совсем мало, так как зарядная характеристика также сильно отличается от обычных Литий-ионных аккумуляторов:1. Здесь также присутствует "полочка", когда напряжение на аккумуляторе меняется очень медленно2. После достижения установленных 3.6 Вольта ток падает очень резко, потому уменьшение порога отключения добавило бы совсем мало.3. Из-за того, что в конце заряда ток падает очень быстро, время заряда аккумулятора заметно меньше чем у литий-ионных, где область режима заряда CV может быть относительно большой.В итоге время заряда аккумулятора с емкостью 534 мАч током 300мА составляет около 1 час 55 минут. На мой взгляд это весьма неплохо, так как большую часть времени аккумулятор заряжается полным током в режиме СС что и сокращает время заряда.При этом на заряд ушло 550мАч и в итоге мы имеем - "Скачали" - 534 мАч или 1.693 Втч"Залили" - 550 мАч или 1.880 Втч.Энергетический "КПД" аккумулятора при этом составил около 90%Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

После этого я поставил на тест второй аккумулятор, для сравнения.Здесь результат чуть лучше, общая емкость 546 мАч или 1.737 Втч, на заряд ушло при этом 562 мАч или 1.917 Втч, "КПД" те же 90%.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

Дальше я просто увлекся, решив сначала посмотреть, а может что-то даст "тренировка". Но предсказуемо ничего я лучше не получил. В тесте дальше принимал участие первый аккумулятор и второй цикл дал 540 мАч вместо 534, разница около 1%, Потом повторил сразу этот тест еще раз при тех же параметрах, совпало почти все, разница была только при заряде, всего 2мАч. Попутно проверил свое зарядное на повторяемость результатов теста, так как иногда Опусы, Литокалы, Аймаксы грешат тем, что два-три последовательных теста выдают разный результат.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

Ну а дальше тесты при большем токе разряда и заряда.600 мА заряд и 600 мА разряд. 486+29+17=532 мАч или 1.607 Втч, "КПД" - 85%Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

Ток заряда оставим прежним, а вот разрядный ток поднимем до 1.2 Ампера. На аккумуляторе этот ток заявлен как максимальный длительный.График и разрядная характеристика заметно изменилась, если раньше аккумулятор в диапазоне 2.0-2.8 Вольта отдавал совсем немного, то теперь на этом участке значения стали побольше.В итоге получилось:Разряд - 426+59+26=511 мАч или 1.472 Втч, "КПД" - 81.5%Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

В конце теста с разрядом током 1.2 Ампера я сделал термофото, можно сказать что аккумулятор холодный. В общем-то можно было бы провести тест и при большем токе, вот только напряжение просаживается весьма заметно и смысл такого использования теряется.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

Ну и последний тест был проведен после всех предыдущих для проверки, изменилось ли вообще что нибудь после нескольких прогонов с разными параметрами.Оказалось, что по сути разницы и нет, в первых трех тестах я получил 534 и 540 мАч, теперь же 543 мАч, разница скорее в пределах погрешности прибора.Soshine 14500 Lifepo4 Battery Kit 700 mAh

В конце могу сказать, что аккумуляторы не дотянули даже до минимального указанного значения емкости в 550мАч, не говоря о декларированных 700.Использовать их конечно можно и я думаю что вполне успешно, например для той же замены элементов питания в устройствах где стоит 2шт АА батареек.Но следует помнить, что к таким аккумуляторам необходимо соответствующее зарядное устройство.

Попутно к тестам я получил небольшой дополнительный опыт и информацию о особенностях Литий-железных аккумуляторов. Сам по себе такой тип весьма неплох, жаль реализация в данном случае несколько подкачала.

На этом у меня все, как обычно буду рад вопросам и просто комментариям. Возможно кто-то подскажет более интересные аккумуляторы в таком размере и за вменяемые деньги.

www.kirich.blog

Аккумуляторы LiFePO4 Soshine1800mAh 18650 защищенные (2-Pack)

Аккумуляторы LiFePo4 постепенно завоёвывают популярность, мне они интересны в качестве зимнего велосвета. Во втором обзоре аккумуляторов такого формата будет тестирование аккумулятора на Imax B6, графики и прочая прелесть, для ознакомления с форматом LiFePo4 читайте мой предыдущий обзор.Кратко Ёмкость 1450мАч (получена разрядом 1А) вместо 1800(1500). Цена 5.64$ за банку. Защищённые.Сейчас стоимость доставки $30.90 (Speedpost Global Express).

За остальными характеристиками добро пожаловать под кат. Осторожно много букв и много фоток… Доставка и упаковка:С доставкой аккумуляторов из Китая сейчас наблюдаются определённые проблемы:ТрекингРодную упаковку ввиде блистера фасттех не положил, аккумуляторы положены в коробочки и обмотаны пупыркой. Присланы в мелком пакете.Упаковка - коробочка, обмотка пупыркойДостаточно свежей партии — указана дата 07.07.2013:Сравнение размеров

Характеристики с сайта производителя

В скобочках курсивом мой комментарий. Ссылка: http://www.soshine.com.cn/a31.aspxSoshine 18650 LiFePO4 3.2V Protected Battery :1800mAh Bar Code: 6951151512437 Model: 18650P-3.2-1800Lifepo4 soshine

Type:LiFePO4Nominal voltage: 3.2 V (напряжение отличное от LiIon)Nominal capacity: 1800 mAh (реально намерял 1450)Core cell weight: 39 grams (весы с БИКа 500х0.1г намеряли 39.9 гр., фасттех указывает 41гр)Size: 18.00*65.00mm Continuous Discharge: 10C / Pulse: 20C Typical fast charge current: 10A to 3.6V CC/CV Fast charge time: 15 minutes Cycle life at 10C discharge, 100% DOD: over 1,000 cycles

Quality LiFePO4 rechargeable cellIn Built Safety Circuitry (наличие платы защиты)Maximum capacity and reliabilityPositive nipple (выступающий кончик, в отличии от желтеньких)PCB Protected against: (характеристики платы защиты)Over charge ()Over dischargeOver current (short circuit)

Надписи на аккумуляторе:Название и дата производства:НазваниеОбещанная ёмкость:Обещанная ёмкостьРекомендуемый заряд и характеристики защиты и ограничения по использованию:Рекомендуемый заряд и характеристики защиты и ограничения по использованию

Итак аккумулятор интересен следующим:* Плата защиты;* 8А допустимы токи разряда;* Стандартно выступающий кончик;* Ёмкость 1450мАч.

Перейдём к тестированию:Тестовый стенд почти такой же как в предыдущем обзоре — Imax B6 (копия), USB to Uart для соединения с компьютером:Тестовый стенд - Imax B6 + USB to UART

График разряда Soshine 1800 LiFePo4:График разряда Soshine 1800 18650 LiFePo4 (imax B6 - 1A)

График разряда жёлтеньких LiFePo4 из предыдущего обзора:График разряда жёлтеньких LiFePo4 (imax B6 - 1A)

Другие графики:

График заряда Soshine 1800 18650 LiFePo4, режим Fast на рекомендованной 1.5А:График заряда Soshine 1800 18650 LiFePo4 (imax b6 fast 1.5A) Ради интереса посмотрим сколько можно дополнительно влить в аккумулятор, заряженный fast режимом, если заливать обычным режимом 300мА:График ДОзаряда Soshine 1800 18650 LiFePo4 (imax b6 0.3A) Было залито совсем немного, между режимами выдержал некоторое время. График разряда Soshine 1800 LiFePo4 прямо из коробки:График разряда Soshine 1800 LiFePo4 из коробки (imax b6 1.5А) Отдано меньше 1Ач

Тест разряда аккумулятора «За окном» при около нулевой температуре:Пришлось подготовить другой тестовый стенд, проводов от imax-а до окна не хватило:Тестовый стенд за окном. Терморегулятор и Imax b6Для чистоты эксперимента аккумулятор следует дозарядить. Заряжаю обычным режимом на 0.3А:Тест за окном: Заряжаю до полного током 0.3АЗа окном терморегулятор с БИКа показывает температуру:Температура за окномКрепим термодатчик на классическую синюю изоленту:Датчик температуры крепим синей изолентой к аккумуляторуОставлю аккумулятор отстывать до уличной температуры. Помещаем аккумулятор за окноКонтролирую по показаниям терморегулятора. Контроллируем температуруЖдать пришлось долго, следовательно контакт датчика и аккумулятора можно считать достаточно качественным.Разряжать начинаем при температуре 1.2 градуса С.За окном. Начало30 секунд:За окном. 30 секунд4 минуты:4 минуты61 минута:За окном. 61 минута73 минуты:За окном. 73 минутаГрафик разряда «за окном» током 1А:График разряда LiFePo4 за окном при околонулевых темпетатурах током 1АПосле того как imax-b6 сообщил что разряд (1А до 2v) окончен, я дал аккумулятору отдышаться пару часов, прогреться до комнатной температуры. Посмотрел сколько ещё осталось в аккумуляторе (разрядом 1А): График дополнительного разрадя аккумулятора, после разряда за окном. Разряд током 1А.После того как imax b6 сообщил что закончил работу Остаток зарядазамерял напряжение мультиметром:Измерение напряжения на аккумуляторе с помощью мультиметра.Все фонарики отказывались светить, видимо сработала защита.Запустил аккумулятор, залив 12mA (0.3A обычным режимом). Залито 12 мА током 0.3АНапряжение на аккумуляторе поднялось, защита отключилась.Теперь попробуем повторить отсечку разрядом с помощью фонариков.Сначала вставил в convoy S2, Convoy S2и устав ждать когда он наконец разрядит аккум (convoy мигал и сбрасывал на минимальный режим) вставил в налобник на XML с БИКА (2шт по 12$) (в нём видимо самый простой директ драйв без защиты от переразряда, светил ярче всего) Налобник с БИК на XML с директдрайвомИ фонарик ещё долго долго тускло светит, напряжение очень медленно падает.Налобник с БИК на XML с директдрайвом. Напряжение на аккумулятореНо я хотел дождаться отсечки… Думаю нужно было разряжать минимально возможным током на imax-b6 и заряжать совсем чуть-чуть… И так ещё прошел часик, а напряжение на аккумуляторе не собирается быстро падать… Налобник с БИК на XML с директдрайвом. Напряжение на аккумулятореМожет это скрытые производителем 1800-1450мА=350мА пытаются выходить подобным образом ;)… Чем бы фонарик поскорей разрядить… Фонарик на диодах.Видимо придётся доставать тяжёлую артиллерию — фонарик на 2АА на лампе… Ой как давно это уже было…Фонарик лампочный от 2АА.Тёплому ламповому монстру хватило секунды, лампочка мигнула 2 раза (пока контакт подбирал) и сразу погасла. Разряд аккумулятора с помощью лампочного фонарика (с использованием бокса 2х18650)Напряжение до было 2.55v. После сработала защита и мультиметр показывает 0v.

По окончании тестирования аккумулятора, его нужно зарядить — на сей раз пусть будет бережная обычная зарядка (0.3А, как рекомендует производитель).Заряд после тестов 0.3АГрафик заряда imax b6 обычным режимом током 0.3А.Видно эксперименты не прошли бесследно, влилось на 50-70 мА меньше чем до тестов :(

LiFePo4 и XMLXM-L зависимость тока от напряженияXM-L зависимость relative flux от токаЯ в домашних условиях намерял 1.6-1.5А на кнопке Convoy S2 (2.8А) на максимальном режиме, что примерно соответствует даташиту на XML.Для достижения максимального света с XML на LiFePo4 нужен специальный драйвер с бустом.

Некоторые размышление по использованию LiFePo4 в фонариках на XML в зимнее время года

* Это всего лишь мои умозаключения по нарытой в интернете информации и собственном опыте эксплуатации не претендующие на истину.Пока не встречал специальных драйверов для фонариков на LiFePo4, из имеющихся наиболее подходящими считаю direct drive без защиты от переразряда. Связано это во первых с низкими напряжениями на LiFePo4, которые при отрицательных температурах ещё больше проседают, и диодом XML, который на соответствующих напряжениях (около 3.1В) берёт не более 1.5А. Итак отсутствие защиты от переразряда на фонарике (обычно 2.8-3v) компенсируется protected банкой. При отрицательных температурах напряжение аккумулятора просаживается как раз в районе защиты фонарика. Столкнулся с таким поведением на Brinyte C8 — на желтеньких LiFePo4 из предыдущего обзора светил очень тускло — думаю отрубало по защите.Надеюсь появятся спец драйверы с bust-ом для LiFePo4 для фонариков на XML и получат распространения зарядки для лиферов типа за 2 бакса с БИКА.

Выводы в сравнении с желтенькимиК сожалению Imax b6 может разряжать током в максимум 1А, в реальных приложениях — фонарь на XML кушает 1.5А.Плюсы:* Ёмкость в 1.5 раза выше желтеньких, и в 1.5 раза ниже в 1.4 раза чем у TrustFire 2400 (у меня с Bic на 2000мАч). * По сравнению с желтенькими лиферами лучше держат ток разряда, меньше проседает напряжение. Если сравнивать с LiIon-ами напряжение после первоначального падения на уровень 3.1v держится стабильно почти до самого конца. LiIon напряжение с течением времени проседает. * Аккумулятор с платой защиты, защита от переразряда работает.Минусы:*Ёмкость не соответствует заявленной для эксплуатации в фонарях на XML, даташит на обозеваемый аккумулятор я не нашел, но если судить по спецификацям на AA лиферу разряжают единицами мА.*Ценник. По сравнению с недавно обозреваемыми 10EURO за 1шт реальных 2600 Enerpover от nkon.nl, работающих до -20, 9usd за 2шт народных трастфайеров с огоньком на 2000, которые зимой не работают, и красненького саньё на 2600 который я не стал прошлой зимой тестировать ;). Я купил и не жалею.

Что ещё можно было бы посмотреть:* График разряда в морозилке — лениво настраивать тестовый стенд на ноутбуке, стационарный компьютер двигать к холодильнику желания нет.* На одном графике собрать и отобразить Soshine 1800 лифер, жёлтенький лифер, графики по красненькому Soshine LiIon, данные по народному TrustFire 2400. Не очень понял предоставляет ли logView подобный функционал или придётся выгружать и делать в Excel.

Всем кто дочитал до конца

Общее фото девайсов участвовавших в написании обзора:Общее фото девайсов участвовавших в написании обзора

mysku.me


Смотрите также