Гигантские плавучие аккумуляторы СССР. Аккумулятор военный


Плавучие аккумуляторы СССР | Журнал Популярная Механика

Забытая технология, чуть было не поставившая мир на грань ядерной войны 50 лет назад, способна помочь человечеству справиться с энергетическим кризисом.

Дмитрий Мамонтов

26 марта 2013 15:33

В 1961 году США разместили в Турции баллистические ракеты средней дальности PGM-19 Jupiter с радиусом действия 2400 км. Подлетное время до Москвы у этих ракет составляло всего 10 минут. Неудивительно, что этот шаг очень встревожил советское правительство во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым. В мае 1962 года Хрущев побывал в Болгарии, где один из его сопровождающих, показав рукой в сторону Турции, сказал, что размещенные там ракеты способны нанести удар по крупным промышленным центрам СССР в течение 10−15 минут.

После возвращения из Болгарии Хрущев провел совещание Совета обороны и изложил там свою идею: если США разместили свои ядерные ракеты под боком у СССР, то почему бы Советскому Союзу не поступить таким же образом? Тем более что кубинский лидер Фидель Кастро давно просил советское правительство увеличить военное присутствие на Кубе. В результате летом 1962 года было принято политическое решение по отправке на Кубу мощной военной группировки, имеющей на вооружении ядерные ракеты Р-12 и Р-14, а также бомбардировщики Ил-28, способные нести ядерные бомбы. В начале сентября, когда переброска военной техники была в самом разгаре, президент Кеннеди заявил, что США не потерпят наличия ядерных ракет на Кубе, но Хрущев заверил его, что их там нет, а есть только научное оборудование. А 14 октября американский самолет-разведчик U2 сфотографировал то, что специалисты ЦРУ идентифицировали как стартовые позиции для ракет. Четырьмя днями позднее встревоженный Кеннеди в беседе с советским министром иностранных дел Громыко и послом в США Добрыниным потребовал от СССР убрать ракеты с Кубы. Но советские представители продолжали утверждать, что никаких ядерных ракет на Острове свободы нет.

Многочисленные учебники истории, так описывающие начало Карибского кризиса, поставившего мир на порог ядерной катастрофы, утверждают, что Хрущев и другие советские дипломаты лгали. На самом деле учебники ошибаются: советские политики говорили чистую правду.

В клещах энергоголода

В 1959 году на Кубе произошла революция и у руля встал Фидель Кастро, принявший ряд ключевых решений. Он национализировал банки, телефонную связь и энергетику, сахарные заводы и нефтепереработку. Многие из этих предприятий принадлежали американцам, и США в качестве ответного шага объявили Кубе экономическую блокаду, перестав покупать основной экспортный продукт (сахар) и поставлять энергоносители (нефть). Кубинский лидер обратился к СССР, и советское правительство, весьма заинтересованное в наличии идеологически близкого союзника у берегов США, приняло решение помочь.

Чтобы предотвратить простой при безветренной погоде, центральный диспетчерский пункт на основе спутниковых снимков и других погодных данных составляет карту ветров на следующие несколько суток. Исходя из этих данных, каждому ветрогенератору выдается команда на перемещение в соответствующую точку.

На Кубу были направлены танкеры с нефтью, а также зачастили советские технические специалисты, которые должны были наладить местную промышленность. Почти сразу стало понятно, что ключом к развитию Кубы станет энергия. Без энергии не будут работать никакие механизмы, и ни о какой промышленности, необходимой для нормального функционирования страны, не может быть и речи. Увы, на Кубе из энергоносителей были доступны разве что отходы переработки сахарного тростника. Кстати, они тоже шли в дело — советские специалисты спроектировали и построили на острове несколько теплоэлектростанций, работавших на сжигании растительной биомассы.

«Страна испытывала настоящий энергетический голод, — вспоминает бывший старший научный сотрудник Института металлохимии и органических соединений (ИМХО) Валентин Никаноров. — Один из моих московских коллег побывал там и рассказал о технических сложностях строительства местных электростанций. Ну и обмолвился, что местная электросеть, мол, еще долго не будет работоспособной, хоть вези с собой чемодан батареек. Вот эта фраза и натолкнула меня на плодотворную идею, с которой я обратился к руководству института».

Принцип действия

Самоходные ветровые платформы складывают лопасти и опоры и свои ходом перемещаются в назначенное место. Это делается в полностью автоматическом режиме, поскольку размещать такие ветропарки планируется в районах, закрытых для гражданских судов. Достигнув нужной точки, платформа стабилизируется, выпускает опоры и раскладывает лопасти турбин.

После этого к платформе стыкуется плавучий аккумулятор, который накапливает вырабатываемую энергию. После того, как процесс заряда полностью завершен, судно отстыковывается и в автоматическом режиме идет к портовому терминалу разряда, где сбрасывает накопленную энергию в систему. Если платформа не получает команды на переход в другую точку, на место отстыкованного аккумулятора становится следующий.

Внутри двух корпусов судна располагаются электрохимические ячейки аккумуляторов. Аноды их изготовлены из специального графита, а вот катоды уже не из кобальтата лития, как в «Проекте 15», а из марганцевой шпинели (манганата лития) — это более безопасно при заряде и разряде большими токами. На самом судне расположена только аппаратура управления процессами заряда/разряда, а сами преобразователи — в зарядных терминалах в порту или на платформах ветрогенераторов.

Двухкорпусные плавучие аккумуляторы — далекие потомки танкера «Проект 15», разработанного в Институте металлохимии и органических соединений в конце 1950-х годов. Современный вариант играет ключевую роль в проекте «бродячих» оффшорных ветрогенераторов бельгийской компании WindRunners.

Очень большие батарейки

Отдел электрохимии металлов и независимых источников питания (ЭМНИП), в котором работал Никаноров, занимался разработкой батареек. Но не тех, которые вставляли в приемники или фонари, а более крупных. Значительно более крупных: такие «батарейки» планировалось использовать для аварийного питания различной военной техники (станций наблюдения и разведки, ретрансляторов связи и РЛС) в труднодоступных местах. Почему не дизель? «Ну вот возьмите современные ноутбуки, — поясняет Валентин. — Большую часть времени они работают от сети, но иногда все-таки от батареек. Так и с военной техникой — для вывода дизеля на рабочий режим требуется несколько минут, а все это время ответственная военная техника- допустим, станция ПВО — не должна прекращать работу ни на секунду».

Гордостью института ЭМНИП стал проект гигантского автономного источника питания. «Что такое батарейка? — говорит Никаноров. — Это некая цистерна, наполненная электролитом, в который погружены электроды. Чем больше объем цистерны, тем больше энергии можно запасти в такой батарее. Вот мы и спроектировали батарею… в корпусе танкера».

Плавучий аккумулятор

Танкеры типа «Казбек» были самыми крупными в то время советскими нефтеналивными судами с водоизмещением 16250 т, дедвейтом 11800 т и объемов грузовых танков 14020 м³. С 1951 по 1961 год на верфях в Ленинграде, Николаеве и Херсоне было создано более 60 таких судов. Одно из них, построенное в 1959 году и названное «Проект 15» (по кодовому обозначению, которое дали этой программе в ИМХО), было не совсем обычным. Оно было оборудовано танками со специальной внутренней облицовкой, призванной уберечь электролит от загрязнения. Внутри танков размещались электрохимические ячейки с графитовыми анодами и катодами из металла с покрытием из кобальтата лития. В качестве электролита использовался раствор гексафторфосфата лития в смеси органических растворителей — этиленкарбоната и диэтилкарбоната. «Да, мы опередили весь мир на 25 лет, сделав литиевый аккумулятор еще в 1958 году! — грустно говорит Никаноров. — Но наша разработка по политическим причинам оказалась забыта».

Вместо традиционного для танкеров этого класса дизеля 8ДР 43/61 (завод «Русский дизель») мощностью 3800 л.с. «Проект 15» был оснащен 2,5-МВт электромотором. Это позволяло снизить шумы, что рассматривалось как немаловажное преимущество, поскольку плавучий аккумулятор в первую очередь предназначался для энергообеспечения различных прибрежных военных объектов — маяков, станций ретрансляции и РЛС. Танкер длиной 138, шириной 19,2 и осадкой 8 м имел электрическую емкость около 7 ГВт•ч. Для сравнения: такое количество электроэнергии дает в течение семи часов современный энергоблок АЭС с реактором РБМК-1000, работающий на полную мощность для обеспечения крупного промышленного города!

Только с танкером все намного проще — он просто причаливает и подключается к местной электросети. Для такого подключения «Проект 15» был оборудован целой электростанцией, преобразовывавшей напряжение в стандартные для распределительных ЛЭП 35/110 кВ. Немало внимания уделялось и безопасности: на танкере было установлено большое количество датчиков давления и температуры, данные с которых отслеживались при зарядке и разрядке.

Батарейки для Острова свободы

На 1962−1965 годы были намечены длительные испытания «Проекта 15», которые должны были проходить в северных районах и на Дальнем Востоке СССР. К этому времени в Мурманске смонтировали специальный зарядный терминал, и судно уже успело пройти предварительную полугодовую обкатку, зарекомендовав себя с лучшей стороны. «Конечно, трудности были, — вспоминает заместитель руководителя испытаний Виталий Крючкин. — Особенно много нареканий вызывала аппаратура преобразования энергии. Инженеры шеф-наладки просто не вылезали из блоков, практически там и ночевали, но все-таки довели оборудование до ума. А с электрохимией оказалось на удивление мало проблем. Несколько раз срабатывали аварийные клапаны давления и автоматы отключали зарядку, но это, в общем, штатные ситуации».

На снимке, сделанном американским самолетом-разведчиком, видны контейнеры на палубе одного из грузовых судов, идущих с Кубы в Советский Союз. Один из контейнеров «случайно» открыт, и внутри виден «самолет Ил-28». На самом деле это контейнер с катодами для аккумуляторов, замаскированный под бомбардировщик для того, чтобы окончательно убедить американскую разведку в блефе советского правительства — в том, что на Кубе действительно было ядерное оружие.

Директор ИМХО И.А. Вяземский после разговора с Никаноровым написал докладную, которую отправил руководству Минэнерго. Все это привело к тому, что в конце 1961 года руководитель Министерства строительства электростанций СССР Игнатий Новиков собрал совещание с участием расширенной группы ученых из ИМХО и АН СССР. После нескольких совещаний на самом высоком уровне с одобрения Хрущева было принято решение провести испытания в более мягких климатических условиях — на Кубе, хотя название испытаний оставили прежним («Анадырь»). «Проект 15» должен был заряжаться в Мурманске или в Севастополе, где начали строительство еще одного зарядного терминала, а затем идти на Кубу. Чтобы судно не простаивало в пункте назначения, планировалось построить на острове несколько накопителей — гигантских стационарных аккумуляторов. Электроды для этой цели были уже изготовлены и отправлены на Кубу в трюмах грузовых судов. Электролит планировалось доставить танкерами.

Запалы для скандала

Именно этим электродам и суждено было сыграть зловещую роль детонаторов мирового политического кризиса. «Аноды наших батареек были такими длинными 25-метровыми стержнями из графита, — вспоминает Валентин Никаноров. — Они довольно хрупкие, и, чтобы защитить от повреждений, их упаковывали в специальные транспортные контейнеры — большие цилиндры полутораметрового диаметра. Именно их-то американская разведка и приняла за баллистические ракеты Р-12. А катоды, пустотелые цилиндры из специального сплава с покрытием из кобальтата лития, упаковывались в контейнеры диаметром 2,5 м, и их американцы приняли за ракеты Р-14».

Неудивительно, что Хрущев, который был в курсе операции «Анадырь», категорически отрицал наличие на Кубе ядерных ракет. Однако он вскоре понял, какие возможности политического блефа открываются перед СССР и Кубой, если советские представители признают наличие на острове ядерного оружия, и пошел на попятную. Блеф, надо сказать, был разыгран мастерски и вошел во все учебники истории как реальная версия событий. В результате, как известно, Советскому Союзу удалось добиться как снятия угрозы вторжения на Кубу, так и вывода американских ядерных ракет из Турции.

www.popmech.ru

ВЕЧНЫЙ АККУМУЛЯТОР ИЗ СССР! (щелочной акб 1971г. выпуска работает как новый!) HD

НК-55 Щелочный никель-кадмиевый аккумулятор НК-55 Напряжение батареи — 1.2 В;НК-55 Номинальная ёмкость — 55 А/ч; Габаритные размеры - 113 х 59 х 240 мм; Масса аккумулятора с электролитом — 2.5 кг; Номинальный ток заряда — 14 А; Номинальный ток разряда — 5.5 А; Количество электролита — 0.48 л; Диаметр борнов (контактов) — М5. Аккумулятор поставляется сухим.

Щелочной никель-кадмиевый аккумулятор состоит из ламельных положительных окисно-никелевых и отрицательных кадмиевых электродов, разделенных пластиковыми сепараторами, обеспечивающими стабильной межэлектродный зазор и свободную циркуляцию электролита.

Электроды аккумуляторов соединены с токовыводом (борном) болтовым или сварным соединением. Борны выведены через отверстия в крышке аккумулятора и закреплены гайками. Уплотнение борнов осуществляется уплотнительным кольцом.

На крышке аккумулятора борны «+» и «-» выделены цветовой маркировкой колец.

Для заливки электролита на крышке аккумулятора имеется заливочное отверстие (горловина), закрытое пробкой с открывающейся крышкой.

Блок электродов помещен в стальной или пластмассовый бак.Преимущества щелочных никель-кадмиевых аккумуляторовШирокий диапазон рабочих температур (от -40 до +45 градусов С).

Сохранение работоспособности после длительного пребывания при температуре до -50 С.

Устойчивость к воздействию механических нагрузок, работоспособность после глубоких разрядов, кратковременных замыканий, длительного хранения.

Исключена возможность мгновенного отказа.Улучшенная активная масса аккумуляторов серии KL, КН а также НК-125П позволяет аккумуляторам заряжаться при напряжении не более 1,5 В на аккумулятор при работе в буферном режиме (параллельно с генератором или стабилизатором) и при этом в 3-4 раза снижается расход воды и, следовательно, периодичность обслуживания (не чаще одного раза в 3 месяца).

verv.su

Батарея военный термин - это... Что такое Батарея военный термин?

 Батарея военный термин (batterie, от франц. слова battre — бить) — в тактическом отношении Б. означает совокупность известного числа артиллерийских орудий с их прислугой, лошадьми, передками, зарядными ящиками и пр. материальной частью под начальством одного лица. Смотря по роду орудий, Б. могут быть: полевые, горные, осадные, крепостные и береговые. Полевые Б. по калибру орудий разделяются на легкие и батарейные (тяжелые), а по организации — на пешие (ездящие) и конные. Полевые пешие Б. в России, Австрии и Италии имеют по 8 орудий, а в Германии, Франции и Англии — по 6; в конных же Б. этих государств число орудий везде одинаково, а именно — 6; в горных Б. орудий бывает от 4—6; но в России — 8. Когда несколько полевых батарей, заняв рядом позицию, поступают под команду одного начальника, то они получают тоже общее название Б. В полевой артиллерии Б. есть наименьшая хозяйственная, административная и тактическая единица.

В фортификационном смысле Б. есть укрепление, занятое исключительно прикрываемой им артиллерию. Часть насыпи или стены, из-за которой собственно производится стрельба, называется фасом, а те части ее, которые служат лишь для прикрытия орудий, — эполементами. По цели расположения Б. эти бывают: полевые, осадные, береговые, а по способу постройки или положению орудий относительно местного горизонта — горизонтальные, полууглубленные и углубленные.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Батарея электрическая
  • Батарнэ

Смотреть что такое "Батарея военный термин" в других словарях:

  • Батарея, военный термин — (batterie, от франц. слова battre бить) в тактическом отношении Б. означает совокупность известного числа артиллерийских орудий с их прислугой, лошадьми, передками, зарядными ящиками и пр. материальной частью под начальством одного лица. Смотря… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Батарея (армия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Батарея. Французская батарея, 1805 год. (историческая реконструкция) …   Википедия

  • батарея — Немецкое – Batterie. Голландское – batterij. Французское – batterie (батарея). Слово «батарея» известно в русском языке с Петровского времени в форме «батария» как военный термин. В «Уставе воинском» 1714 г. слово «батарея» означает «место… …   Этимологический словарь русского языка Семенова

  • Гуляй-город — Эту статью предлагается разделить на Гуляй город и Вагенбург. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/9 августа 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и предлагается разнести… …   Википедия

  • Формирование (военное дело) — У этого термина существуют и другие значения, см. Формирование (значения) …   Википедия

  • Список аббревиатур —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии …   Википедия

  • Бригада — У этого термина существуют и другие значения, см. Бригада (значения). Пехотный бригадир (1793 год) …   Википедия

  • Структура вооружённых сил — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Вооружённые Силы (ВС) государства снабжаемые правительством оборонительные и боевые организац …   Википедия

  • Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Звено (тактическая единица) — У этого термина существуют и другие значения, см. Звено (значения). Штурмовка звеном «Ил 2 атакует», советские лётч …   Википедия

dic.academic.ru

Дешевая и качественная военных аккумулятор продукция от военных аккумулятор Производителей на Alibaba.com

Результаты поиска по запросу военных аккумулятор лития аккумулятор аккумулятор 60v 30ah li-ion аккумулятор 10s2p аккумулятор 36v аккумулятор 48 вольт лития аккумулятор Продукт/Услуга:

VRLA AGM Батареи, Автомобильного Аккумулятора, Глубокая батарея геля цикла, OPzV Гель батареи, Поезд батареи

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Торговая компания

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Военная гарнитура, тактические гарнитуру, гарнитуры, аккумулятор, военные зарядные устройства

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель, Торговая компания

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Литий-полимерный аккумулятор, велосипед, аккумулятор, power bank

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель, Торговая компания

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Литиевая ионная батарея, литий-полимерный аккумулятор, батарея E-bike, литиевая батарея

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель, Торговая компания

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Батареи, LiFePO4 батареи, Ni-MH, ni-cd аккумуляторы, литий-ионный аккумулятор

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Торговая компания

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

LiFePO4 батареи, аккумулятор литий фосфат железа, литиевая батарея, аккумуляторная батарея, аккумулятор

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Литиевая батарея, зарядное устройство, PCM, ni-mh аккумулятор, аккумулятор

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель, Торговая компания

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

литиевая батарея, Щелочная Батарея, Аккумуляторная батарея, никель-металл-гидридные батареи, Батарея с вкладками

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель, Торговая компания

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Литиевая батарея, Ebike комплект, электрический велосипед, портативный мощность генератора, power bank

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель, Офис покупка

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Lipo 7.4 В 1300 мАч, 7.4 В липо зарядное устройство, NiMH D9000 12 В, nimh 9.6 В 1600 мАч, d размер 10000 мАч 24 В

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Лев цилиндрическая батарея или решение аккумуляторной батареи, полимерный аккумулятор, аккумулятор lifepo4, батарея для скутера и аккумулятора для солнечных батарей, батарея для хранения солнечных батарей и батарея для гольфа

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

двухстороннее радио, уоки-токи, повторители, системы связи

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Торговая компания

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Аккумулятор ноутбука, адаптер, клавиатура ноутбука, ноутбук части, чехол для MacBook

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Литий-ионный аккумулятор, литий-полимерный аккумулятор, аккумулятор Lifepo4, аккумулятор никеля MH, power Bank

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Гибридная Автомобильная батарея, батарейный блок, стеклопакет, Power Bank, батарейный блок

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Двухстороннее радио, рация, повторитель, мобильный трансивер,

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель, Торговая компания

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Литиевая батарея, li-ion аккумулятор пакеты, литий-фосфатные батареи, аккумуляторной батареи питания

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

литий-полимерный аккумулятор, Lifepo4 аккумулятор, Литий-ионный аккумулятор, Ni-Mh батареи, аварийного модуля

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель, Торговая компания

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

Литиевая батарея, литий-полимерный аккумулятор, LiFePO4, аккумулятор, портативный источник питания

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель, Торговая компания

Подтверждение квалификации: Продукт/Услуга:

литий-Полимерный Аккумулятор, Банк силы, Цилиндрические Батареи, Батарея Высокой Скорости, Индивидуальные Ляторной Батареей

Страна/Регион: Китай Тип деятельности:

Производитель

Подтверждение квалификации: Результат поиска информации об этих продуктах и поставщиках уже переведен языковыми средствами для Вашего удобства. Если у Вас есть любое предложение по этой странице, пожалуйста, помогите нам улучшить его.All product and supplier information in the language(s) other than English displaying on this page are information of www.alibaba.com translated by the language-translation tool automatically. If you have any query or suggestion about the quality of the auto-translation, please email us at (email address). Alibaba.com and its affiliates hereby expressly disclaim any warranty, express or implied, and liability whatsoever for any loss howsoever arising from or in reliance upon any auto-translated information or caused by any technical error of the language-translation tool.

russian.alibaba.com