Справочник химика 21. Аккумулятор стартерный


Как выбрать стартерный аккумулятор - Выбор стартерного аккумулятора

Вновь к этой теме заставила обратиться необходимость систематизации накопленной за 11лет информации, пересмотра некоторых взглядов и некоторое наличие свободного времени в июле.Для начала- окончательную рекомендацию о замене аккумулятора должен выдавать всё-такиквалифицированный специалист в этой области, а не сосед по гаражу. Примерно 2-3% от людей, которые приезжают ко мне за аккумулятором, уезжают без него, но очень довольные, жмут руку и благодарят. Почему? Да потому, что при диагностике их автомобиля и, соответственно, аккумулятора, выяснилось, что проблема совсем не в аккумуляторе, а, например, в генераторе, стартере, грязнющих силовых контактах либо просто в элементарной забывчивости. Отсюда вытекает вторая рекомендация- при малейшей возможности приезжать за аккумулятором на томавтомобиле, на котором он будет эксплуатироваться- солидная специализированная фирма проводит диагностику транспортного средства (далее ТС) бесплатно (не потому, что так любит всех покупателей, а чтобы исключить «сюрпризы» со стороны вашего «железного коня» в будущем). Далее, ежели всё-таки точно установлено, что старый аккумулятор изношен, специалист измерит некоторые параметры ТС и задаст вам несколько уточняющихвопросов- отвечайте на них точно и без «понтов»- никто не будет интересоваться, допустим, вашей любимой позицией в сексе, всё, что спрашивают, имеет прямое отношение к выбору аккумулятора, каким бы диким вам вопрос ни казался! Но кое-что следует знать и самому, например: а) существует две основные технологии изготовления свинцовых кислотных стартерных аккумуляторов- малосурьмянистая и кальциевая. Принципиального отличия с точки зрения потребительских свойств у них нет- совершенно одинаково отдают накопленную энергию в стартер. Но для первой рекомендованное производителями напряжение подзарядки от генератора равно стандартным 14в, для второй рекомендовано 14,2в-14,5в. Таким образом, для кальциевого аккумулятора стандартное напряжение будет недостаточным для полноценной компенсации затраченной на старт порции энергии, и аккумулятор будет постепенно разряжаться, причем этот процесс идет очень медленно (месяцами!), причем опять-таки в силу огромного (примерно 3х кратного!) запаса по мощности этот процесс будет идти незаметно для потребителя, но ресурс аккумулятора при этом расходуется намного быстрей, чем при эксплуатации в полностью заряженном состоянии! К сожалению, малосурьмянистая технологияв современном аккумуляторостроении практически не применяется (кальциевая технология вытеснила её своей дешевизной, производительностью (штамповка вместо литья) и повторяемостью). Поэтому практически все импортные аккумуляторы изготовлены по кальциевой технологии. Осталось несколько производителей, которых можно пересчитать по пальцам одной руки, которые применяют гибридную технологию (при которой в общем случае более проблемная и склонная к осыпанию активной массы положительная пластина изготавливается малосурьмянистой, а беспроблемная отрицательная остается кальциевой).Получается аккумулятор с некоторыми промежуточными, но очень приятными свойствами- стандартные 14-14,2в для полноценной подзарядки и практически такой же малый расход воды при эксплуатации, как и у кальциевых.б) есть и отклонения от этих рекомендаций, например, если вы «дедушка-подснежник», который эксплуатирует свой автомобиль только 3-4 летних месяца, то лучше при любом осмысленном! напряжении генератора сделать выбор в пользу кальциевого аккумулятора- летом допускается эксплуатация аккумулятора с плотностью 1,25, т.е. заряженного на ¾, а при хранении их в прохладном месте саморазряд их практически отсутствует, а в вашем случае это соображение выступает на первый план.в) далее, в любом случае, если вам предстоит нормальная зимняя эксплуатация, следует отдать предпочтение аккумулятору с максимальным током холодной прокрутки и даже поставить аккумулятор большей емкости, чем стоял на вашем ТС изначально, но который влезает в ваш аккумуляторный отсек. Предвижу сразу возражения -«будет недозаряжаться!». Это бред, основанный на элементарном непонимании электрических процессов, происходящих в группе аккумулятор-стартер-генератор после старта (а именно после старта в течение нескольких минут! происходит процесс компенсации генератором энергии, затраченной на старт, и он никак не зависит от емкости аккумулятора и мощности генератора, а только от напряжения генератора (см.выше) и от состояния стартерной группы (т.е. заводится ли ваш ДВС с пол-оборота, как изложено в теории ДВС, или стартер должен в течение нескольких секунд тупо крутить двигатель, пока он не «схватится»!)г).обидный момент для владельцев 24вольтовых грузовиков (МАЗ, КамАЗ и все «европейцы»)- рекомендовано при выходе из строя одного из аккумуляторов менять два, ибо нереально подобрать ему «пару» даже с точно такой -же наклейкой- это будут два разных по внутреннему сопротивлению аккумулятора, напряжение генератора (28в) поделится не по 14в, как надо, а как уж получится, и вы можете получить дополнительные проблемы при эксплуатации в виде одного аккумулятора недозаряжающегося, а второго перезаряжающегося.д) пикантный нюанс, который многих ставит в тупик- «свежесть» аккумулятора. Здесь идет определенная подмена понятий и идеализация заводов-производителей. Все должны знать, и многие это знают, что эксплуатация аккумулятора должна начаться с состояния полной заряженности, т.е. с плотности электролита 1,27-1,28г/куб.см и НРЦ=12,72в и более, но многие подменяют это понятием «свежая», т.е. вчера сошедшая с конвейера. Хочу несколько разочаровать- многие заводы - изготовители летом выпускают с конвейера аккумуляторы недозаряженные (недоформованные), т.е. с плотностью 1,26, а то и 1,25. Делается это по низменным соображениям экономии электроэнергии и наивным соображениям, что потребитель перед началом эксплуатации зарядит аккумулятор. Поэтому покупать надо не дату выпуска, а те показатели, которые указаны выше (кстати, именно сейчас у нас «горячая пора»- все менеджеры, не разгибаясь, заряжают аккумуляторы на вверенных им складах, ибо зима уже не за горами).е) не покупайтесь на длительные (2-3года) гарантийные сроки. Гарантия распространяется только на заводской дефект, который навряд -ли «просидит» в изделии 2 или тем более 3года эксплуатации. А за 3 года аккумулятор либо будет изношен (что, понятно, не входит в гарантийные обязательства) либо вы просто не найдете гарантийный талон!По моей статистике, более 50% заводского дефекта проявляется при продажной диагностике аккумулятора и всё остальное- в течение первых полгода, максимум года эксплуатацииВсе эти соображения повторит вам квалифицированный продавец при выборе аккумулятора.Техническая сторона вроде понятна, переходим к психологии:а) Пора, наконец, понять, что квалифицированный продавец более вас заинтересован в том, чтобы у вас не было проблем в эксплуатации купленного аккумулятора, ибо нет, пожалуй другого товара, который бы так легко доставлялся к месту предъявления претензий (подъехал на машине, открыл капот и поливай!).Поэтому выражения «вам лишь бы продать!» обидны не столько несправедливостью (к этому уже привыкли!), а глупостью и нелогичностью.б) когда вы приезжаете с намерением купить конкретную торговую марку (например, VARTA или BOSCH (кстати, это ровно один и тот же аккумулятор, сделанный на одном и том же заводе, и производитель его- американская компания JOHNSON CONTROLS, у которой 8 заводов только в Европе, на которых одинаковое оборудование и технология, поэтому упираться на то, чтобы VARTA была именно немецкой, глупо- в Германии 2 завода (Ганновер и Цвикау) и не факт, что производство именно вашего типоразмера размещено там, а не, например в Руане, Саргемине (Франция) или Ческа Липа (Чехии), или Гуардамаре (Испания)- наберитесь терпения, выслушайте продавца- решение всё равно остается за вами, и, может быть, оно будет более разумным. Если услышите название незнакомой вам торговой марки или производителя, не кривите рот «я их не знаю!» -они вас не знают тоже, и от этого не страдают! Услышав производителя, например, Казахстан, опять-таки не морщитесь - в том же Талды-Кургане есть 2 завода, от продукции одного мы отказались еще 4-5лет назад, а другой (завод «КАЙНАР») с 17 апреля 2012г поставляет свою замечательную продукцию в Китай!!! Не из Китая, а в Китай! И он тоже вас не знает...в) никогда не вступайте в дискуссию с продавцом, исходя из своего опыта эксплуатации или стажа нахождения за баранкой- квалифицированный продавец специализированной фирмы всё равно знает об аккумуляторах больше, чем вы, и понять друг друга вы сможете только на общей платформе, т.е. на технических понятиях.Теперь самое главное- выбор продавца. Соображения следующие- аккумулятор достаточно важный узел автомобиля, чтобы не покупать его в случайных местах. Авторынок отпадает сразу- вы уверены, что найдете именно этого продавца на этом месте через месяц?! Фирмы, для которых аккумулятор- сопутствующий товар, например, к шинам или маслам, пригодны только для поставок на тендерах, где единственный критерий- низкая цена либо комплектность поставок (к примеру, 200шин и 30 аккумуляторов- таковы условия тендера!). Магазины автозапчастей, где аккумуляторы стоят рядом с какими-нибудь коленвалами и прочими железяками, просто не могут себе позволить иметь квалифицированного специалиста с кучей контрольно-диагностического дорогостоящего оборудования, которым надо ещё уметь пользоваться. Да ещё, напомню, многие аккумуляторы приходится перед продажей заряжать, а это взрыво-и кислотоопасное производство - как это делать в магазине!? Поэтому остаются специализированные стационарные фирмы, которые обеспечивают решение всего круга вопросов, возникающих в процессе эксплуатации аккумулятора, не прячась при этом за московских хозяев, чей-то сервисный центр или завод-изготовитель, да ещё для владельцев гарантийных автомобилей- их сервисные центры, в которых зачастую всё значительно дороже,далеко не всегда профессиональней, но в условиях гарантии на автомобиль записано, что все комплектующие изделия должны заменяться только у них. В общем, как говорится «избегайте случайных связей!»

Михаил Левитин

www.ds31.ru

Основные характеристики стартернои батареи

К основным характеристикам стартерной батареи относятся: электродвижущая сила (э. д. е.), внутреннее сопротивление, напряжение разряда, напряжение заряда, емкость, коэффициент отдачи по емкости, саморазряд и срок службы.

Электродвижущая сила. Э. д. с. аккумулятора Е равна разности потенциалов положительного и отрицательного электродов при разомкнутой внешней цепи.

Так, если плотность электролита составляет 1,27 г/см3, то э. д. с. аккумулятора равна 2,12 В.

Так как плотность электролита зависит от температуры, от температуры зависит и э. д. с. Однако влияние температуры на э. д. с. невелико и на практике им пренебрегают.

Э. д. с. можно измерить вольтметром с большим внутренним сопротивлением (не менее 300 Ом/В). Однако если измерить э. д. с. непосредственно после разряда и затем провести ее измерение после нескольких часов покоя, то результат будет неодинаков. Значение э. д. с. будет больше во втором случае. Это объясняется тем, что плотность электролита, уменьшившаяся у поверхности электродов при разряде, не может повыситься мгновенно после окончания разряда. Процесс выравнивания плотности определяется скоростью диффузии и идет постепенно. Для полного выравнивания плотности электролита по всему объему необходимо 10—12 ч. Э. д. с. при равенстве плотности электролита по всему объему называют равновесной электродвижущей силой.

По тем же причинам э. д. е., измеренная непосредственно после заряда, будет больше равновесной э. д. с.

Э. д. е., рассчитанная по плотности электролита, практически равна равновесной э. д. е., так как локальные изменения плотности электролита у поверхности электродов очень мало влияют на значение плотности электролита после ее выравнивания по всему объему.

Внутреннее сопротивление. Любой источник тока, в том числе и аккумулятор, имеет внутреннее сопротивление, которое противодействует прохождению через аккумулятор зарядного или разрядного тока.

Омическое сопротивление аккумулятора имеет ту же природу, что и сопротивление всех проводников. У заряженного аккумулятора оно составляет несколько тысячных долей ома. Однако по мере разряда меняется химический состав активной массы электродов и уменьшается плотность электролита, что вызывает изменение омического сопротивления аккумулятора. Удельное сопротивление губчатого свинца составляет 1,83- 104 Ом-см, двуокиси свинца — 74-Ю-4 Ом-см, а сульфата свинца — около 1,0-107 Ом-см.

Приведенные данные показывают, что продукт разряда (сульфат свинца) имеет значительно большее сопротивление, чем исходные материалы. Поэтому сопротивление электродов с увеличением разряженности аккумулятора растет.

График зависимости удельного сопротивления электролита от его плотности имеет явно выраженный минимум. При температуре электролита 20 °С удельное сопротивление имеет минимум при плотности электролита 1,22 г/см3, равный 1,35 Ом-см. Так как плотность электролита в процессе разряда изменяется примерно от 1,27 до 1,1 г/см3, то сопротивление электролита по мере разряда сначала несколько уменьшается, а затем растет.

На сопротивление электролита существенное влияние оказывает его температура, которая на остальные составляющие омического сопротивления практически не влияет. Понижение температуры вызывает повышение сопротивления электролита, особенно сильное в зоне отрицательных температур.

Таким образом, омическое сопротивление свинцового аккумулятора зависит от его разряженности и температуры электролита. Естественно, что омическое сопротивление аккумуляторной батареи зависит от тех же факторов, к которым добавляется еще сопротивление борнов и межэлементных соединений. Зависимость омического сопротивления батареи от разряженности при различных температурах электролита показывает общую тенденцию возрастания сопротивления с увеличением разряженности. При положительных температурах в зависимостях сопротивления от разряженности наблюдаются участки небольшого уменьшения сопротивления, вызванного переходом удельного сопротивления электролита через минимум. Это уменьшение сопротивления с понижением температуры исчезает.

Рис. 1. Зависимость удельного сопротивления электролита от его плотности (температура электролита 20 °С)

Кроме того, с понижением температуры уменьшается значение разряженности батареи, при котором начинается резкое увеличение сопротивления.

Если омическое сопротивление аккумулятора имеет ту же природу, что и сопротивление всех проводников, то физический смысл сопротивления поляризации следует пояснить особо. При рассмотрении факторов, влияющих на э. д. с. аккумулятора при прохождении через аккумулятор зарядного или разрядного тока, отмечалось изменение плотности электролита, находящегося в непосредственном контакте с электродами. При разряде плотность электролита у электродов уменьшается и уменьшается э. д. с. аккумулятора на величину, называемую э. д. с. поляризации разряда. При заряде происходит увеличение плотности и, следовательно, э. д. с. аккумулятора — на величину э. д. с. поляризации заряда. После прекращения заряда или разряда э. д. с. поляризации не исчезает мгновенно, она уменьшается постепенно по мере того, как в результате диффузии происходит выравнивание плотности электролита. В процессе заряда и разряда э. д. с. поляризации проявляется как падение напряжения внутри аккумулятора. Поэтому условно э. д. с. поляризации выражают через сопротивление поляризации, т. е. аналогично падению напряжения на омическом сопротивлении.

Рис. 2. Зависимость удельного сопротивления электролита от его температуры (плотность 1,26 г/см3 при температуре 25 °С)

Рис. 3. Зависимость омического сопротивления аккумуляторной батареи 6СТ-90

Сопротивление поляризации увеличивается с понижением температуры и уменьшается с повышением тока (как при разряде, так и при заряде).

Таким образом, внутреннее сопротивление аккумулятора увеличивается с увеличением разряженности, при уменьшении тока и понижении температуры электролита.

Напряжение разряда и заряда. При разряде аккумулятора его равновесная э. д. с. Е распределяется между внутренним участком цепи, где она преодолевает внутреннее сопротивление, и внешним, где посредством присоединенного потребителя (нагрузки) электрическая энергия преобразуется в другой вид энергии. Та часть э. д. е., которая при разряде приходится на внешний участок цепй, называется напряжением разряда аккумулятора Uр. Потери же на внутреннем участке носят название внутренних потерь напряжения RIP.

Зная характер изменения равновесной э. д. с. и внутреннего сопротивления от ряда факторов, можно сказать, что напряжение разряда уменьшается с увеличением разряженности аккумулятора, понижением температуры электролита, увеличением разрядного тока.

Перед началом разряда равновесная э. д. с. имеет значение Ео, соответствующее определенной плотности электролита. В начале разряда постоянным по силе током происходит резкое падение напряжения разряда (участок а—б) за счет внутренних потерь напряжения на омическом сопротивлении батареи. Затем происходит быстрое, но плавное снижение напряжения (участок б—в) за счет появления э. д. с. поляризации. Нарастание э. д. с. поляризации происходит до тех пор, пока не установится определенная разность концентраций электролита (у поверхности электродов и в общем объеме), обеспечивающая поступление к электродам необходимого для реакций количества кислоты. Следующий участок в—г характеризуется относительно медленным снижением напряжения в результате уменьшения равновесной э. д. с. из-за общего снижения плотности электролита. К концу разряда, когда активные вещества на поверхности электродов превращаются в сульфат свинца, а к находящимся в глубине доступ электролита затруднен, увеличиваются омическое сопротивление и э. д. с. поляризации, а напряжение разряда быстро падает (участок г—д). При прекращении разряда напряжение повышается скачком на величину омических потерь (участок д—е). При этом происходит плавное уменьшение э. д. с. поляризации за счет выравнивания плотности электролита у поверхности электродов и в общем объеме (участок е—ж). Поэтому на этом участке происходит плавное увеличение э. д. е., значение которой приближается к значению равновесной э. д. с.

Рис. 4. Изменение напряжения свинцово-кислотного аккумулятора: а — разряд; б — заряд

Перед началом заряда равновесная э. д. с. также имеет какое-то начальное значение Ео, соответствующее плотности электролита в аккумуляторе. В начале заряда постоянной силы током наблюдаются те же процессы, что и в. начале разряда, но протекают они в обратном направлении. Сначала (участок а—б) происходит резкое увеличение напряжения заряда по отношению к э. д. с. на величину падения напряжения на омическом сопротивлении. Участок б—в характеризуется нарастанием э. д. с. поляризации, связанным с быстрым увеличением плотности электролита у поверхности электродов. Затем (участок в—г) напряжение нарастает медленно, что обусловлено ростом равновесной э. д. с. благодаря общему увеличению плотности электролита. К концу заряда, когда почти весь сульфат свинца

превратился в двуокись свинца на положительном электроде и в губчатый свинец на отрицательном, в электролите происходит главным образом разложение воды. В результате разложения воды увеличивается э. д. с. поляризации аккумулятора, что приводит к увеличению напряжения заряда (участок г—д). На участке д—е происходит уже только разложение воды, сопровождающееся появлением на поверхности электролита пузырьков газа (кислорода и водорода). На этом участке напряжение остается постоянным. Обильное газовыделение («кипение» электролита) и постоянство напряжения служат признаком конца заряда.

При прекращении заряда напряжение скачком падает на величину падения напряжения на омическом сопротивлении (участок е—ж). Затем происходит плавное уменьшение э. д. с. поляризации, которое исчезает при полном выравнивании плотности электролита во всем объеме (участок ж—з).

Напряжение батареи при разряде будет равно сумме напряжений ее аккумуляторов за вычетом падения напряжения на межэлементных соединениях. При заряде падение напряжение на межэлементных соединениях суммируется с напряжениями аккумуляторов.

В эксплуатации наиболее важно, чтобы аккумуляторная батарея обеспечивала надежное питание стартера при пуске двигателя. Однако при понижении температуры в результате действия рассмотренных выше факторов разрядное напряжение понижается (рис. 1.10). Это является одной из основных причин затрудненного пуска двигателя в холодное время года.

Емкость. В зависимости от количества активных веществ и электролита аккумулятор одним и тем же током может разряжаться различное время. Количество электричества, которое аккумулятор отдает при разряде, называется емкостью.

Рис. 5. Зависимость напряжения аккумуляторной батареи (на 10-й секунде разряда) от температуры электролита при стартерном режиме разряда

При определенном количестве активных веществ и электролита емкость в значительной степени зависит от коэффициента использования веществ, определяемого отношением массы расходуемых активных веществ к их полной массе.

Теоретически для получения 1А-ч электричества необходимо 4,46 г двуокиси свинца, 3,87 г свинца и 3,66 г серной кислоты. Однако у современных стартерных батарей активных веществ содержится в 2 раза больше.

Важнейшими факторами, влияющими на коэффициент использования активных веществ, являются пористость активной массы, толщина электродов, плотность и температура электролита, режим разряда.

Повышение пористости активной массы позволяет улучшить условия поступления электролита в глубь электродов и за счет этого увеличить количество веществ, участвующих в реакциях.

Уменьшение толщины электродов позволяет значительно увеличить коэффициент использования активной массы, особенно при токах разряда большой величины. У тонких электродов внутренние слои активной массы используются эффективнее, чем у толстых.

С увеличением плотности электролита коэффициент использования активной массы растет. Однако повышенная плотность приводит к снижению срока службы батарей. Поэтому плотность электролита определяют условия эксплуатации аккумуляторных батарей.

Различают длительные режимы разряда, при которых разряд производят небольшими токами в течение нескольких часов (например, 10- и 20-часовой режимы разряда), и короткие или стар-терные, при которых разряд длится несколько минут большими токами.

Увеличение тока разряда уменьшает коэффициент использования активной массы и, следовательно, емкость. При больших :токах разряда поверхностные слои электродов быстро превращаются в сульфат свинца, который закупоривает поры, и внутренние слои активной массы почти не участвуют в реакциях.

Для сравнения различных стартерных батарей введено понятие номинальной емкости. Под ней понимают емкость, которую должна отдать полностью заряженная батарея в установленном режиме разряда. Для стартерных батарей номинальная емкость С2о задается в 20-часовом режиме при температуре электролита 25 °С током такой величины, при котором через 20 ч напряжение на 12-вольтовой батарее снижается до 10,5 В.

Например, если емкость 12-вольтовой аккумуляторной батареи в 20-часовом режиме разряда 90 А-ч, это означает, что при разряде батареи током 4,5 А (0,05 С20) при температуре электролита 25 °С до напряжения 10,5 В время разряда составит не менее 20 ч.

При стартерных режимах разряда емкость не рассчитывается. Для оценки характеристик батарей в стартерных режимах пользуются напряжением и продолжительностью разряда. Разрядный ток обычно задается численно равным утроенному значению номинальной емкости.

Понижение температуры электролита приводит к уменьшению емкости. Это является следствием увеличения вязкости электролита, вызывающего повышение сопротивления поляризации и омического сопротивления. При больших токах разряда влияние температуры электролита на емкость сказывается сильнее.

Чтобы восстановить емкость аккумуляторной батареи, отданную при разряде, необходимо в режиме заряда сообщить батарее несколько большую емкость. Это объясняется тем, что часть энергии при заряде идет на побочные процессы, например на процесс разложения воды. Отношение числа ампер-часов, отданных при разряде, к числу ампер-часов, полученных батарей при заряде, называется коэффициентом отдачи по емкости. Для стартерных батарей он равен 0,85 при длительных режимах разряда.

Саморазряд. Аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной цепи, самопроизвольно разряжается. Такой разряд батареи называется саморазрядом.

Во время эксплуатации батарей бывают нормальный и повышенный саморазряды. Нормальный саморазряд — явление естественное и неизбежное в отличие от повышенного.

Нормальный саморазряд новых аккумуляторных батарей (кроме необслуживаемых) при температуре электролита 20± ±5°С не должен превышать 10% номинальной емкости за 14 сут. Для необслуживаемых (малообслуживаемых) батарей саморазряд не должен превышать 10 % за 90 сут.

Нормальный саморазряд аккумулятора происходит по следующим причинам. Решетка положительного электрода, состоящая из свинца, не полностью контактирует с активной массой (двуокисью свинца), и между свинцом решетки и активной массой в присутствии электролита из-за различного химического состава материалов электрода возникает разность потенциалов. Иными словами, в этих местах образуются гальванические элементы, которые сами, находясь в состоянии разряда, постепенно разряжают электрод.

Рис. 6. Зависимость емкости аккумуляторной батареи от температуры электролита: 1 — разряд номинальным током; 2 — разряд током стартерного режима

Решетка отрицательного электрода, состоящая из свинца, и его активная масса (губчатый свинец) представляют собой два электрода, между которыми также возникает разность потенциалов, вызывающая саморазряд.

Кроме этого, причинами нормального саморазряда являются трудноудаляемые примеси металлов, содержащиеся в материалах, из которых изготовляют электроды, и примеси, находящиеся в электролите. Наиболее подвержен саморазряду отрицательный электрод.

Одной из причин нормального саморазряда является также то, что плотность электролита, находящегося в нижней части аккумулятора, всегда немного больше плотности электролита, находящегося в его верхней части. Поэтому между верхней и нижней частями электродов возникает разность потенциалов, приводящая к саморазряду.

Повышенный саморазряд аккумуляторных батарей происходит по следующим причинам.

При небрежной заливке электролита в аккумуляторы, а также при бурном газовыделении наружная поверхность аккумулятора может оказаться смоченной электролитом, что значительно увеличивает саморазряд. Величина такого саморазряда в некоторых случаях превышает 5—10 % емкости батареи в сутки.

Причиной повышенного саморазряда батареи может служить также применение дистиллированной воды или электролита, содержащих вредные примеси.

Содержание в электролите даже незначительных количеств меди и особенно железа намного увеличивает саморазряд батареи.

В процессе эксплуатации саморазряд аккумуляторных батарей постепенно увеличивается и резко возрастает к концу срока их службы.

Саморазряд батарей в значительной степени зависит от температуры электролита. С понижением температуры электролита он уменьшается и при отрицательных температурах у новых батарей практически прекращается.

Срок службы. При соблюдении правил эксплуатации, определяемых инструкцией по эксплуатации «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные», заводами-изготовителями гарантируются определенные (гарантийные) сроки службы батарей. Гарантируется нормальная работа аккумуляторных батарей в течение 18 мес со дня ввода батарей в эксплуатацию. Так как срок службы зависит от пробега (интенсивности эксплуатации) автомобиля, на котором эксплуатируется аккумуляторная батарея, то в пределах гарантийного срока службы оговаривается гарантийная наработка, которая должна быть не более 60 тыс. км.

Это означает, что батарея, вышедшая из строя в пределах гарантийного срока службы и имеющая наработку более 60 тыс. км, гарантийной замене не подлежит.

Фактические сроки службы батарей, не имеющих технологических дефектов и эксплуатирующихся с соблюдением установленных правил, значительно превышают гарантийные. Минимальный срок службы зависит от наработки и считается нормальным, если составляет 24 мес при наработке не более 90 тыс. км и 12 мес при наработке от 90 тыс. до 150 тыс. км.

Читать далее: Подготовка батареи к эксплуатации

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Аккумуляторы стартерные - Справочник химика 21

    Решетки прочих типов аккумуляторов (стартерных, радио и др.) [c.127]

    Таким образом, при разряде аккумулятора стартерным током на холоду в первую секунду используется только около 60% развиваемой аккумулятором мощности при дальнейшем разряде коэффициент использования снижается еще больше. [c.558]

    Марки авиационных батарей расшифровываются следующим образом А — авиационная, АО — аэродромного обслуживания, САМ — стартерная авиационная моноблочная, АСА — аэродромная стартерная авиационная цифры, стоящие впереди, указывают на число аккумуляторов, а позади букв — на номинальную емкость батареи в ампер-часах. Буква М в обозначении говорит о том, что батарея модернизирована (напрнмер, батарея 12-АСА-ИОМ). [c.884]

    Стартерные аккумуляторы фирмы сУа а (ГДР) [c.896]

    Коррозионная стойкость свинцово-сурьмяного сплава повышается при наличии у него мелкокристаллической структуры. Образованию такой структуры способствуют быстрое охлаждение металла при литье, термическая обработка и присутствие в металле некоторых примесей. Такие примеси могут служить модификаторами (регуляторами кристаллизации). Выполняя функции центров кристаллизации, они способствуют образованию мелкокристаллического сплава. В этом случае на его поверхности образуются более плотные защитные пленки, закрывающие межкристаллитные прослойки и вызывающие пассивирование металла. Модификаторами могут быть примеси серебра, серы, фосфора и др. В производстве сплава модификатором является сера в чистом виде (0,03%) или в виде эбонита. При отливке тонких решеток для некоторых типов стартерных аккумуляторов представляет практический интерес добавление в свинцово-сурьмяный сплав небольших количеств серебра и мышьяка. [c.76]

    Цель работы — ознакомиться с принципиальной технологической схемой изготовления пастированных пластин свинцовых стартерных аккумуляторов получить зарядно-разрядные электрические характеристики в тех или иных условиях формирования и разряда, а также найти коэффициент использования активных масс изучить влияние концентрации серной кислоты на напряжение и емкость аккумулятора при разряде. В содержание ряда вариантов работы входит изготовление одного или нескольких макетов свинцового аккумулятора с последующим испытанием в заданных условиях. [c.214]

    Собранный таким образом макет аккумуляторов разряжают при плотности тока, указанной в соответствующем варианте работы. Разрядное напряжение регистрируют на ленте самопишущего вольтметра, потенциалы положительного и отрицательного электродов замеряют периодически с помощью кадмиевого электрода сравнения и высокоомного вольтметра так, как это описано выше. Конечное напряжение при разряде макета составляет 1,60 В, т. е. несколько ниже напряжения 1,75 В, установленного при разряде промышленных образцов свинцовых стартерных батарей в расчете на один аккумулятор. [c.218]

    Для стартерных аккумуляторов (для автомобилей, авиации и др.) необходимы минимальный вес и объем, механическая прочность, достаточная для того, чтобы выдержать толчки, тряску и вибрацию, плотная укупорка, предохраняющая от разбрызгивания электролита, но допускающая выход газов при заряде. Такие аккумуляторы собирают только из намазных пластин и сборку их осуществляют в баках из пластмассы или эбонита с крышками. Чем выше требуются характеристики при разрядах большими токами (стартерный короткий режим), тем тоньше берут пластины. Срок службы аккумуляторов при этом уменьшается, В табл. 61 приведены данные о некоторых важнейших типах свинцовых аккумуляторов. [c.476]

    В табл. 68 и 69 приведены рецепты паст для стартерных аккумуляторов. [c.502]

    По характеру задания требуется батарея стартерного типа. Следует взять свинцовую батарею, так как ламельные щелочные аккумуляторы не обеспечат заданный перепад напряжения, а безламельные щелочные аккумуляторы будут слишком дорогими. Готовой батареи такой емкости в каталогах нет. По заданному режиму получаем, что батарея должна состоять из шести свинцовых аккумуляторов. Учитывая требование минимального объема, примем пластины наименьшей толщины (положительные — 2,25 мм и отрицательные— 2,0 мм). [c.588]

    Возможность работы в стартерном режиме обусловлена очень малым внутренним сопротивлением свинцовых аккумуляторов. [c.97]

    X. и. т. используют во мн. областях техники и народного хозяйства, напр, гальванич. элементы - для автономного питания переносных радиоприемников, стартерные аккумуляторные батареи - для автомобилей. Кол-во первичных элементов и аккумуляторов, изготовляемых ежегодно во всем мире, исчисляется миллиардами. [c.249]

    Свинцовые аккумуляторы, в принципе, состоят из следующих основных частей положительных пластин из диоксида свинца, нанесенного на решетки-токоотводы из свинцово-сурьмяного сплава отрицательных пластин из свинцовой губки, также нанесенной на токоотводы-решетки, электролита—раствора серной кислоты, сепараторов — микропористых изоляторов, разделяющих положительные и отрицательные пластины, и сосудов с крышками. Детали свинцовых стартерных автомобильных батарей изображены на рис. 144. [c.355]

    Расход свинца на 1 А-ч номинальной емкости аккумуляторов, г стартерные аккумуляторы 30—44 стационарные аккумуляторы 131—104 г мотоциклетные аккумуляторы 65. [c.415]

    Расход активной массы на I А-ч номинальной емкости, г положительные электроды для стартерных аккумуляторов 9,5—11,0, положительные электроды для стационарных аккумуляторов 7,3—7,7, отрицательные электроды для стартерных аккумуляторов 8—10, отрицательные электроды для стационарных аккумуляторов 14,2. [c.415]

    Отношение масс активная масса/токоотвод пластины, г положительные электроды стартерных аккумуляторов 1,03—1,32, отрицательные электроды стартерных аккумуляторов 1,0—1,43. [c.415]

    Размеры пластин стартерных аккумуляторов, мм высота 119, 125, 135,5 ширина 143 толщина положительных пластин 1,8—2,6 отрицательных пластин 1,7—2.8. [c.416]

    При зарядке аккумулятора эти же процессы идут в противоположном направлении - справа налево за счет пропускания постоянного тока от внешнего источника, отрицательный полюс которого присоединяется к аноду, а положительный - к катоду. Несмотря на относительно большую массу, свинцовые аккумуляторные батареи остаются практически незаменимыми стартерны-ми источниками тока, обеспечивающими относительно постоянное напряжение в 2 В на одну ячейку и выдерживающими высокие, порядка сотен ампер, токи разряда. [c.220]

    Режимы работы конвейерных сушил при сушке свеженамазанных пластин аккумуляторов стартерного типа [c.232]

    Поверхностные и коробчатые пластины применяются в стационарных аккумуляторах панцирные пластины используются главным образом а тяговых и электрокарных батареях а иам 1зные (положительные и отрицательные) — в стартерных батареях. [c.885]

    Разряд герметичных аккумуляторов можно проводить мгновенно (импульсный режим), в течение нескольких минут (стартерный режим) и. наконец, медленно, в течение 10—15 ч (длительный режим). Разрядное напряжение аккумулятора ири эксплуатации его длительными режимами изменяется довольно равномерно, что очень хорошо отражается на сроке служоы и эмиссионной способности электронных ламп. [c.901]

    В качестве электролита в свинцовых аккумуляторах применяется серная кислота, содержащая 27—39% Н2504. Стартерные аккумуляторы, например, в заряженном состоянии содержат кислоту плотностью 1,285 г/см , при работе на сильных морозах плотность кислоты увеличивают до 1,30 г/см1 Качество кислоты должно соответствовать требованиям ГОСТ на аккумуляторную кислоту. Для разбавления кислоты должна применяться дистиллированная вода. [c.83]

    Свинцовые аккумуляторы пользуются наибольшим спросом среди вторичных химических источников тока. Многообразие их электрических и эксплуатационных параметров в зависимости от назначения обеспечивается прежде всего различием технологии и конструкции электродных пластин. Наибольшее распространение получили стартерные аккумуляторы с пастиро-ванными пластинами, которые изучаются в предлагаемой лабораторной работе. [c.213]

    Дайте обоснование выбора оптимальной плотности серной кислоты стартерного свинцового аккумулятора. Какое влияние и почему оказывает копце(гтрация электролита на срок службы свинцового аккумулятора  [c.298]

    Выбор режима формирования (концентрация кислоты, температура и плотность тока) основан на следующем использование тока при формировании выше в более слабом электролите, формирование заканчивается раньше. При более концентрированном электролите начальная емкость полученных пластин несколько выше. Отрицательные пластины, отформированные при более низких температурах, имеют более развитую поверхность свинцовой губки и, поэтому, большую емкость, особенно при разрядах с высокой плотностью тока. Положительные пластины получаются более прочными, если формирование производится при более высокой температуре. Влияние температуры и плотности тока взаимосвязаны — чем в )1ше плотность тока, тем большую температуру можно допустить при формировании. В табл. 71 приведены примеры режимов, принятых при формировании пластин для стартерных аккумуляторов. [c.506]

    Аккумуляторы этого типа включают следующие основные части сосуды с крышками отрицательные пластины из свинцовой губки, нанесенной на решетки — токоотводы из свинцово-сурь-мяного сплава положительные пластины, выполненные из диоксида свинца и также нанесенные на решетки — токоотводы сепараторы — микропористые пленки, разделяющие положительные и отрицательные пластины. На рис. 7.4 представлен стартерный свинцовый аккумулятор. [c.280]

    В ГОСТ регламентированы значения некоторых характеристик стартериых аккумуляторных батарей для транспорта емкостью от 45 до 215 А-ч. Эти характеристики легко определить из обозначения батареи. Так, батарея 6СТ-90 состоит из 6 аккумуляторов и дает номинальное напряжение 6-2 В = 12 В, номинальную емкость при 20-часовом режив1е разряда (/ = 0,05) 90 А-ч емкость при 10-часовом режиме разряда на 10% ниже и составляет 81 А-ч. Стартерный ток численно равен утроенному значению номинальной емкости (3-90== 270 А). [c.97]

    Обычно стартерные аккумулятор а работают в буферном режиме, т. е. после частичной отдачи емкости при запуске двигателя они подзаряжаются от автомобильного генератора при постоянном напряжении (2,45 или 2,37 В). Как правило, зарядная [c.98]

    Аккумуляторы с ламельнымн электродами выпускают емкостью от 2 до 1000 А-ч. Они применяются для питания электродвигателей шахтных электровозов, электрокар, погрузчиков, для питания шахтерских ламп, установок связи и в радиотехнике. По сравнению со свинцовыми стартерными аккумуляторами НК и НЖ аккумуляторы прочнее, лучше сохраняются при перерывах в работе, имеют большой ресурс (до 1500 циклов заряд— разряд) и срок службы (8—10 лет). Однако удельные характеристики этих аккумуляторов хуже, чем свинцовых, так как меньше напряжение разомкнутой цени. НЖ аккумуляторы хуже свинцовых работают при низких температурах и имеют большой саморазряд. НК аккумуляторы лишены этих недостатков, но ввиду дороговизны и дефицитности кадмия их применение ограничено. [c.99]

    Аккумуляторы с панцирными положительными и пастирован-нъши отрицательными пластинами в основном применяются за границей для питания моторов электропогрузчиков, электрокар и электровозов . Они хорошо переносят тряску и имеют большой срок службы. При разрядах токами небольшой плотности их удельные характеристики не уступают получаемым у аккумуляторов с положительными пастированными пластинами, но они невыгодны для стартерных разрядов при высоких плотностях тока. Аккзшу-ляторы с пастированными пластинами разной толщины применяют для всех назначений. [c.358]

    Таким образом, чтобы воспользоваться формулой Пейкерта, необходимо провести два разряда аккумулятора при различных плотностях тока и отсюда найти коэффициент р. В аккумуляторах обычных конструкций при разрядах на холоду током высокой плотности (стартерным режимом) емкость, как правило, ограничивает [c.362]

    ГОСТ 959—71 на стартерные автомобильные аккумуляторы предусматривает определение емкости при разрядах длительным и стартерным режимами, начального напряжения при разряде, саморазряда, срока службы, герметичности под давлением (20 кПа) устойчивости к тряске и испытаний на перёзаряд. Для проведения большинства определений существу(Ьт автоматические испытательные стенды. [c.381]

    Для питания средств связи, фонарей и других целей в небольшом количестве выпускают таблеточные аккумуляторы, в которых активные массы запрессованы в открытые сверху плоские перфорированные тарелочки. Тарелочки с положительной и отрицательной активной массой диаметром 45 мм перекладывают сепараторами из ткани или нетканых волокнистых материалов и собирают столбиком, в котором все тарелочки. одного знака заряда включены параллельно. Столбики помещают в пластмассовые корпуса (рис. 163). Благодаря большой открытой поверхности таблеточные аккумуляторы можно использовать в качестве стартерных (СНЖТ). [c.387]

    За единицу сравнения прннйты показатели стартерных свинцовых аккумуляторов для грузовых автомобилей как наиболее массового вида продукции. [c.414]

    Использование положительной активной массы стартерных аккумуляторов при разряде 10 ч режимом при 30° С 43—47%. Использование отрицательной активной массы стартерных аккумуляторов при разряде (—18° С) стартерным режимом 6—7% (10%). Использование Н2504 в стартерных аккумуляторах при разрядах 10-часовым режимом 56—78%. [c.415]

    В соответствии с областями и особенностями применения различают стартерные, тяговые, стационарные, авиационные и другие ЭА. Основное внимание в этой книге будет уделено характеристикам стационарных и тяговых аккумуляторов, с середины 70-х годов ведутся широкие исследования, направленные на улучшение параметров свинцовых аккумуляторов ц облегчение их обслуживания. Так, созданы необслуживаемые (безуходные) и малоуходные ЭА, в которых для снижения газовыделения и соответственно потерь воды применяются решетки с уменьшенным содержанием сурьмы, либо решетки из свинцово-кальциевого сплава. Кроме того, в некоторых Эд используется либо матричный (из стекловолокна), либо желеобразный электролит, содержащий загустители силикагель, алюмогель и др., [9 11 35 42]. Водород и кислород, выделяющиеся при заряде, взаимодействуют на катализаторе с образо. ванием воды, стекающей в электролит. [c.200]

chem21.info


Смотрите также