Почему в легковых авто нельзя использовать гелевые аккумуляторы. Автомобильные гелевые аккумуляторы


Почему в легковых авто нельзя использовать гелевые аккумуляторы

Чтобы добиться от самого распространенного на сегодняшний день свинцово-кислотной аккумуляторной батареи (АКБ) максимальной эффективности и долговечности, конструкторы придумали и внедрили ряд инновационных технологий.Мы рассмотрим некоторые из них на примере продукции, выпускаемой на заводах известной словенской компании ТАВ. Она сегодня поставляет на российский рынок широкий спектр стартерных батарей (бренды TAB и Topla) для всех категорий транспорта, включая легковые автомобили, внедорожники, грузовики и самую разнообразную мототехнику.

Один из этапов технологии ЕМТ — путем перфорации, а затем растягивания получают ленту для штамповки решетчатых пластин с требуемой конфигурацией ячеек.

ЗАЧЕМ БАТАРЕЕ «СЛЯБ»

Возвращаясь к технологиям, отметим, что она из целей, которые преследуют конструкторы — сделать свинцовые пластины аккумулятора как можно более тонкими и прочными. Здесь есть несколько способов. Так, например, литье по технологии непрерывной симметричной кристаллизации металла позволяет изготовить свинцовую ленту с заданными размерами. Далее эту заготовку, называемую «сляб», прокатывают, уменьшая ее толщину до 0,75−0,9 мм. После этого из полученной тонкой ленты методом специальной перфорации, а затем растягивания получают решетчатые пластины-электроды с требуемой конфигурацией ячеек, отличающиеся высокой прочностью и коррозионной стойкостью. Эта технология, получившая название Expanded Metal Technology (ЕМТ), позволяет, к тому же, свести к минимуму разброс геометрических и физических параметров пластин.

В свинец, из которого изготавливают решетки современных аккумуляторных пластин, сегодня добавляют различные металлы, например, кальций и олово.

НЕ ТРЕБУЙТЕ ДОЛИВА…

Большинство современных автомобильных аккумуляторов практически не требуют никакого обслуживания, в том числе долива воды. Добиться этого удалось благодаря нескольким способам. Один из них — добавка в состав пластин кальция и олова. Такой шаг, помимо радикального снижения «выкипания» электролита, позволил замедлить саморазряд аккумулятора более чем в шесть раз. Слабость таких устройств в том, что они не любят глубокого разряда: несколько разрядок «в ноль» и емкость падает чуть ли не вдвое-втрое. Поэтому производители аккумуляторов придумали так называемую гибридную технологию, или систему «кальций плюс». Суть ее в том, что положительные пластины аккумулятора содержат немного сурьмы, а также кадмий, а отрицательные токоотводы — добавку кальция. В последнее время вместо сурьмы в свинец пластин стали добавлять олово, медь, селен и прочие элементы, в том числе, даже серебро.

Современные необслуживаемые АКБ оснащаются двойной лабиринтной крышкой, с помощью которой пары электролита конденсируются и возвращаются в работу.

Еще один способ предотвращения выкипания электролита, а также обеспечения пожарной безопасности аккумулятора, заключается в использовании так называемой двойной лабиринтной крышки. Она представляет собой конструкцию из двух пластиковых плоскостей, между которыми организована система спиралеобразных каналов и газоотводов. С их помощью улавливаются, конденсируются и возвращаются в работу выделяющиеся в ходе работы аккумулятора пары электролита. В то же время, накапливающийся при работе аккумулятора в незначительных количествах горючий водород безопасно удаляется через специальные клапаны. АКБ данного типа относятся к категории необслуживаемых герметичных батарей, в обозначении которых присутствует аббревиатура SMF.

Идет процесс приготовления активной массы, которая затем наносится на пластины батарей. Рецептура этой пасты — ноу-хау компании ТАВ.

ПОГОВОРИМ О МАССЕ

Эффективность аккумулятора в огромной степени зависит не только от конструкции решеток электродов, но и от так называемой активной массы, которой они покрыты. Напомним, что в качестве активной массы положительного электрода используется перекись свинца PbO2, а активная масса отрицательного электрода — чистый (губчатый) свинец.

Чтобы продлить срок службы электродов, в состав пасты добавляют диоксид кремния. Это замедляет осыпание активной массы с электродов, увеличивая срок службы батареи. С этой же целью некоторые производители добавляют в состав пасты специальным образом обработанные синтетические волокна. Они значительно улучшают электрический контакт и механическое сцепление активной массы с решеткой аккумуляторной пластины. Волокна также повышают способность массы к слипанию и химическому взаимодействию с электролитом.

От короткого замыкания между пластинами электродов предохраняют так называемые конверты-сеператоры. На данный момент большинство производителей используют сепараторы из высокопрочного тонкого полиэтиленового полотна. Оно обладает высокой прочностью на прокол — для предотвращения «пробоя» в случае повышенной сульфатации. Одновременно сепаратор обязан обладать высокой электролитической проницаемостью.

После нанесения активной массы на решетки пластин они «упаковываются» в специальные конверты-сепараторы.

START-STOP И EFB

Несколько особняком стоят аккумуляторы, предназначенные для работы на машинах, оснащенных системой Start-Stop. Имеются в виду автомобили, «умеющие» ради экономии топлива автоматически глушить мотор на остановках и запускать его вновь при трогании. Во время остановок питание бортовых электропотребителей происходит исключительно за счет АКБ. Стандартная батарея в подобном режиме «живет» крайне недолго. Поэтому был создан специальный тип автомобильных аккумуляторов, способных работать на машинах с системой Start-Stop.

От прочих кислотных АКБ батарея типа Start-Stop отличается увеличенным объемом электролита, более массивными пластинами отрицательных электродов. Свинцовый сплав, из которого они состоят, обязательно содержит олово, а площадь активной поверхности увеличена. Конверты-сепараторы отличаются от «собратьев» улучшенной микропористой структурой. Перечисленные особенности «старт-стопных» батарей нашли свое отражение в специальном буквенном индексе EFB, который указывается на этикетках этого типа АКБ. Пример — аккумуляторы Topla Тор EFB Stop&Go.

Для машин, оснащенных системой Start-Stop, предназначены аккумуляторы с индексом EFB. Пример — аккумуляторы Topla Тор EFB Stop&Go.

СТЕКЛОВОЛОКНО С КИСЛОТНОЙ ПРОПИТКОЙ

Относительно недавно на рынке получили массовое распространение «гелевые» аккумуляторы. Принцип работы такой АКБ не отличается от традиционного аналога. Разница лишь в том, что в «гелевых» аккумуляторах электролит находится не в жидком состоянии, а в виде своего рода «желе» (созвучно с «gel electrolite»). У него в обычный кислотный электролит добавлена двуокись кремния, которая и вызывает загустение. Такие аккумуляторы характеризуются более длительным циклическим ресурсом без существенных потерь емкости. Однако есть один важный момент, который стоит помнить всем автолюбителям — гелевые АКБ никогда не используются в качестве стартерных батарей. Их применяют только как тяговые источники питания.

Совсем другое дело — AGM-аккумуляторы, получившие название от технологии Аbsorptive Glass Mat. Кстати, именно АКБ этого типа часто по ошибке называют «гелевыми». Электролит в батареях этого типа задействуется не в привычном нам жидком состоянии, а в связанном (адсорбированном) — он находится в своеобразной «губчатой» структуре из тонких стекловолоконных матов, разделяющих пластины. Сами пластины в корпусе АКБ размещаются очень плотно, поэтому у батарей такого типа конструктивно исключено осыпание пластин в случае глубокого разряда. Еще плюс — саморазряд бездействующего AGM-аккумулятора очень мал. Кроме всего прочего, он безопаснее и экологичнее обычной батареи — в случае опрокидывания или механического повреждения корпуса AGM-аккумулятора электролит из него уже не вытечет. К достоинствам АКБ такого типа относят и большой срок службы — до 10−12 лет. Пример — батареи TAB EcoDry AGM Stop&Go.

Самые долговечные и жизнестойкие — это аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM. Пример — батареи TAB EcoDry AGM Stop&Go.

…Все перечисленные технологии производства АКБ успешно освоены на заводах компании ТАВ. Выпускаемые ею стартерные батареи брендов TAB и Topla традиционно пользуются хорошим спросом в нашей стране, что во многом обусловлено их отменным качеством, высокой надежностью и привлекательной ценой. Она, кстати, нередко оказывается дешевле некоторых отечественных аккумуляторов, обладающих аналогичными параметрами.

 

Источник

zabarankoi.mirtesen.ru

Как заряжать гелевый аккумулятор. Зарядным устройством и от автомобиля

Новые технологии шагают по миру. Наверное скоро старые свинцовые батареи совсем сойдут на нет, их заменят AGM или GEL аккумуляторы. Но так ли идеальны эти новинки? Ведь минусов у них также предостаточно особенно у «гель» версии – из них самый основной это его зарядка. Если с зарядом AGM все более или менее понятно, то вот как дело обстоит с более продвинутым собратом. Сегодня решил написать статью – как заряжать гелевый аккумулятор, будет интересно читайте …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Знаю эта тема волнует многих автомобилистов, которые хотят уйти от свинцово-кислотных АКБ и поставить себе «новые технологии» под капот (повторюсь AGM или GEL — это не одно и тоже). Также хочется напомнить что гелевый аккумулятор от слова «ГЕЛЬ» а не гелий (ГАЗ), нужно усвоить для понимания чтобы не путали.

В самом начале вспомним строение.

Пару слов о строении

Не хочу сейчас размусоливать – давайте вспомним основные аспекты:

  • В таких АКБ также 6 изолированных банок (отсеков) как и в обычных кислотных. Каждая банка выдает около 2,1 Вольта, общее напряжение 12,6 – 12,7В
  • В строении пластин применяется очищенный свинец, поэтому сопротивление намного ниже чем у обычных батарей. А это способствует быстрому заряду и разряду. Поэтому пусковые токи могут доходить до 1000 Ач.
  • Вместо жидкого электролита, пластины запечатаны в специальный гель, он является удерживающим элементом для электролита (запечатывает его внутри), а также выступает диэлектриком (не дает пластинам с разными полюсами замкнуть). Еще один положительный момент – гель на заводе заливают жидким, после он становится в виде жесткой массы, она обволакивает пластины и не дает им осыпаться – поэтому такие АКБ устойчивы к глубоким разрядам.
  • Батарею можно ставить хоть набок хоть вверх ногами (главное — не замкнуть клеммы), электролит не вытечет, внутри АКБ есть своя атмосфера (она запечатана), корпус разрушать не желательно. По этой же причине выкипание электролита невозможно!
  • Не так сильно боится холода, конечно у него есть нижняя граница, но она в пределах – 50 градусов, что в средней полосе встретить сложно.

В общем просто чудо аккумулятор, выдает большие токи, не разряжается в мороз, доливать электролит не нужно и т.д. Но в чем его «Ахиллесова пята», где слабые места?

Как нужно заряжать

Минусы кроются уже в стоимости – стоит в 3 – 4 раза дороже чем стандартный аккумулятор. Но это не единственный и не такой страшный негативный момент. Можно закрыть глаза на цену и пользоваться такой батареей, ведь у него срок службы (при правильной эксплуатации) минимум в 3 – 4 раза больше.

Самый большой негативный момент – это зарядка гелевого аккумулятора! Он очень требователен к напряжению, если превысить допустимый порог то попросту за считанные часы его можно «убить».

Но для начала …

Сила тока. Ток как на любом другом АКБ, то есть должен колебаться в пределах от 10 до 30%. Если вам нужно правильно зарядить и не навредить батареи то ставьте 10% от емкости. Например — от 60 Ач – это 6А. если нужно подзарядить но срочно – то до 30%, а это 18A, от нашего примера. Тут думаю все понятно. Но вот напряжение, тут то что?

Напряжение. Все более сложно, гелевый вариант не терпит даже малейших превышений напряжения. Нормальным считается – 14,5 – 15,0Вольта. Если вы превышаете заряд даже на десятые доли Вольта, внутри запускаются процессы разрушения, которые его попросту выведут из строя, причем очень быстро.

Как влияет повышенное напряжение?

Очень просто – мы с вами знаем, что внутри находится – ГЕЛЬ. Это упругое, но твердое вещество, чем-то похоже на резину (только белого цвета). При нормальных температурах, и нормальных показателях заряда этот гель находится в одинаковом состоянии. Но вот только вы превышаете порог, скажем подаете – 15,5 – 16,0В, то гель начинает плавится – тает как масло и чем дольше вы его перезаряжаете, тем больше его разрушится.

Это приведет:

  • К снижению емкости, гелевая масса после того как расплавится не восстанавливается, она не затвердевает обратно.
  • Если совсем расплавить гель, то возможно перемкнут платины, ведь он еще и диэлектрик.

Вот и все после этого, можно выкидывать ваш чудо АКБ! Так просто его вывести из строя. Справедливости ради – стоит отметить что при низких температурах происходит почти тоже самое, гель замерзает становится — хрупким и ломким, поэтому крайне низкие температуры (за – 50 градусов Цельсия), также не желательны.

Режим сохранения заряда

Есть еще одна особенность – заряжать для сохранения заряда. На многих гелевых аккумуляторах он называется – Standby USE (ожидающий использования). Так как аккумулятор может храниться годами без подзарядки, его изредка нужно подзаряжать. Как пишут производители – достаточно раз в год. Так вот заряжать нужно специальным напряжением – от 13,5 до 13,8В.

При таком режиме – аккумулятор без ущерба для себя наберет энергию и вы можете еще на долгое время оставить его на «сохранение».

Так можно ли применять в авто или нет?

После прочитанного повисает справедливый вопрос – а можно ли и самое главное стоит ли применять для запуска двигателя автомобиля? Знаете ребята, вопрос не однозначный – с одной стороны высокие токи запуска, быстрая зарядка, нет испарения электролита одни плюсы. НО – вам нужно постоянно следить за реле-регулятора генератора (устройство которое регулирует напряжение и не дает перезаряда АКБ) – если оно выйдет из строя, гелевый АКБ буквально за день «угробите». Если на иномарках качество реле более-менее (хотя всякое бывает), то вот на наших ВАЗ, особенно на классическом приводе они очень часто выходят из строя. ДА и ставить гелевый аккумулятор на классику – нужно суметь, зачастую батарея будет стоять половину от стоимости авто.

Если уж очень «хочется, но колется» — как говорится в народе. Стоит посмотреть на специальные клеммы, знаете есть такие в которых установлены свои реле-регулятора, то есть получается двойная защита, на генераторе и на самой клемме (если один выйдет из строя, спасет второй). Правда стоят такие клеммы очень не дешево, да и найти их сложно.

ИТОГ

Что остается в итоге, а именно – как заряжать гелевый аккумулятор:

  • Если процесс происходит дома, тогда точным напряжением не выше 15В (а лучше 14,4В), током от 10 до 30% от емкости.

  • Если в машине, то стандартного генератора будет «за глаза», главное чтобы реле не пустило перезаряд, иначе быстрый выход и строя, купите клеммы с реле-регулятором (как дополнительную защиту).

Сейчас небольшое видео, смотрим.

НА этом заканчиваю, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

avto-blogger.ru

Гелевый аккумулятор: плюсы и минусы

Гелевый аккумулятор для автомобиля изобретен почти 50 лет назад. Распространение технология получила благодаря улучшенными (по сравнению с классическими «кислотными» батареями) характеристикам. При этом гелевые батареи используются при эксплуатации любого оборудования. Многочисленные медицинские и электротехнические приборы оснащены подобными элементами питания.

Что такое гелевый аккумулятор?

Каждый, кто не прогуливал уроки физики и химии еще будучи школьником, прекрасно понимает принцип работы простейшего аккумулятора. Использование нескольких ячеек со свинцовыми пластинами и жидким электролитом позволяет получить на выходе ток до 200А. В зависимости от емкости батареи и максимальной мощности пускового тока, аккумулятор способен провернуть стартер двигателя с большим рабочим объемом.Гелиевый аккумулятор функционирует по схожему принципу работы. Главное отличие в типе используемого электролита.

При использовании жидкого электролита в батарее образуются микроскопические поры, в которых возникают пузыри воздуха. Кислотный электролит не может в них проникнуть. Это приводит к неполному контакту свинцовых пластин и электролитической жидкости. Максимальный пусковой ток и емкость снижаются вплоть до критических значений.

Просмотрите интересное видео про гелевые аккумуляторы.

Для того чтобы максимально эффективно использовать ограниченное пространство корпуса, гелевый АКБ имеет особую конструкцию. Состояние электролита доводят до определенной густоты,либо используют особый наполнитель. Пластины из свинца могут иметь как классическую «плоскую», так и «спиралевидную» форму. Такое сочетание компонентов обеспечивает максимальный контакт металла и электролитической жидкости. Как результат – стабильный и больший срок службы. Тем не менее вес от этого не снижается. Однако подобный форм-фактор электролита приводит к значительному удорожанию готового элемента питания бортовой сети.

Использование подобного источника питания приобрело популярность благодаря особенностям в рекомбинации газа. Обычным зарядным устройством предусмотрен режим силы тока, равным 10% от его номинальной емкости. Жидкий электролит постепенно начинает «выкипать». Это свидетельствует о полном заряде. Гелевые автомобильные аккумуляторы способны рекуперировать выделяемый газ обратно в электролит. За счет густоты либо наполнения корпуса стеклотканью, газы не проходят через такой наполнитель. Как результат – однородная плотность на всем сроке эксплуатации.

Как обслуживать гелевый аккумулятор?

Периодическое обслуживание аккумулятора является ответственной частью подготовки автомобиля к зимнему сезону. При низких температурах емкость батареи падает, соответственно и пиковые значения пускового тока. Вкупе с повышенной густотой моторного масла, запуск двигателя может быть затруднен. Опытный водитель знает, что до наступления холодов проверяются не только системы электрооборудования на предмет утечки, но и показатель плотности электролита.Часто бывает так, что в жаркий летний период значительный объем жидкости выкипает ввиду легкого пуска мотора и постоянного перезаряда. Избыточный заряд вредит автомобильным аккумуляторам, собственно как и слишком глубокий разряд.

Распространенное мнение – просто долить дистиллированной воды. Делать это можно, но проверить плотность получившегося раствора без специального прибора невозможно.

В ряд достоинств и преимуществ гелевых аккумуляторов входит практически полное отсутствие необходимости системного обслуживания или проверки. Благодаря полностью герметичному корпусу утечка электролита полностью исключена. Для обеспечения нормальной работы необходимо следить за уровнем разряда в зимний период и состоянием клемм. При повышенных нагрузках на бортовую электросеть (фары, дворники, обогрев стекол, зеркал и салона) и коротких поездках мощности генератора не хватить для поддержания заряда АКБ на приемлемом уровне. Как результат – проблемы с запуском мотора. Клеммы не должны быть окислены для лучшего контакта и минимизации потерь силы тока при высоких нагрузках.

Заряжать гелевый аккумулятор необходимо без превышения максимально допустимого напряжения. Как правило, оно не превышает 14,5 вольт. Преимущество в виде рекомбинации газа, выделяемого при зарядке, становится недостатком при наступлении перезаряда. Реакция происходит слишком быстро, электролит не успевает восполняться и АКБ выходит из строя. При этом глубокий разряд этого вида аккумулятора не вызывает снижения емкости даже в долгосрочной перспективе. Несомненный плюс, учитывая что зарядное устройство со встроенным контроллером доступно в любом автомагазине по приемлемой цене.Для обеспечения лучшей теплоотдачи не рекомендуется содержать корпус батареи сильнозагрязненным. Для очистки достаточно протереть его ветошью, допускается использование моющих средств, не разъедающих пластик.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

Указанная информация позволяет сделать определенные выводы. Достоинства gel АКБ: способность переносить сильные разряды без потери мощности, неплохая эффективность и долгий срок эксплуатации. Для ленивого водителя приятным бонусом станет практически полное отсутствие необходимости в обслуживании. Электролит не контактирует с окружающей средой, следовательно при глубоком разряде не произойдет ровным счетом ничего. Важно не превысить максимально допустимое напряжение при заряде.

Условия эксплуатации несколько шире, чем у кислотно-свинцового собрата. Гелеобразный электролит не покинет корпус даже при экстремальных кренах кузова, переворотах, ускорениях. Кислоты быстро разъедают ЛКП автомобиля и провоцируют коррозию. Подкапотное пространство имеет неплохую защиту от воздействия внешней среды, выбирая гелевые аккумуляторы для авто снижается риск повреждений концентрированными кислотами.

Просмотрите видео про плюсы и минусы этих акб.

Важно упомянуть, что срок службы гелевого аккумулятора в авто, оснащенном мощными потребителями (усилители звука высокой мощности, подогревы сидений) значительно превосходит таковой у классического АКБ. Обычные аккумуляторные батареи не любят сильных разрядов и теряют емкость уже в первый год эксплуатации. Это большой плюс в пользу гелевого аккумулятора после установки серьезного звукового оборудования.Однако у гелевых аккумуляторов есть минусы. Основной – более высокая стоимость по сравнению с кислотными. Процесс производства электролита в виде геля требует добавления наполнителя.

Хорошо ознакомьтесь с требованиями производителя, особенно зарядные характеристики имеют значение. Зарядка гелевого аккумулятора должна производиться с соблюдением определенных правил. Лучше всего с этим справится специальное зарядное устройство.Высокий вес характерен для гелевых и кислотных батарей в одинаковой степени. На данный момент использование литиевых АКБ в автомобиле стало реальностью, правда, только для питания электродвигателей. Высокая стоимость не позволяет им выйти в сегмент обыкновенных аккумуляторов для двигателей внутреннего сгорания.

Основные элементы

Все обычные аккумуляторные батареи даже именитых брендов имеют схожую конструкцию. Маркировка подскажет, к какому типу относится конкретный гелевый АКБ. Устройство гелевого аккумулятора следующее:

  • Корпус из прочного пластика, разделенный на ячейки
  • Свинцовые пластины, спирали
  • Электролит
  • Клеммы

Часто можно встретить гелиевый АКБ с формой ячеек в виде стакана. Это маркетинговый ход, который никак не влияет на эксплуатационные характеристики. Данный элемент выделяет продукт конкретной компании на фоне плоских собратьев, при этом не несет полезных функций. В стандартном прямоугольном корпусе ячейки просто разделены между собой перегородками.

Надпись AGM на корпусе свидетельствует о том, что для удержания электролита используется стекловолокно. Такой аккумулятор обеспечит больший срок службы и количество циклов заряда-разряда, в зависимости от условий эксплуатации достигает 800.Технология GEL подразумевает добавление специальных компонентов, которые уменьшают текучесть электролита и делают из него густую массу. Описание аккумуляторов такого типа гласит о 1 200 циклах в идеальных условиях. При эксплуатации обслуживания не требуют, но стоят в 1,5 раза дороже.

Гелевые аккумуляторы плюсы и минусы у которых расположены стандартно продаются во всех автомагазинах. Клеммы различаются по диаметру (как правило в японских авто с небольшими двигателями клеммы уже). Расположение плюса возможно с каждой стороны батареи в зависимости от модели.

Современные автомобили оснащаются все большим количеством электрических компонентов. Для полноценного использования к АКБ предъявляются повышенные требования. Использование гелевых аккумуляторов целесообразно на новых автомобилях с наличием системы старт — стоп. Устойчивость к частым разрядам продлевает срок службы такой батареи, он превышает пять лет.Владельцы старых авто оценят низкий саморазряд и отсутствие необходимости обслуживать такую батарею в своем авто.

Интересные видео про гелевые аккумуляторы

Рекомендуем статьи на похожие темы

akbzona.ru

10 лучших автомобильных аккумуляторов — Рейтинг 2016 года (Топ 10)

Выбор аккумулятора и обзор популярных моделей российского рынка

Автор: Степан Кагнер

Причин искать новый аккумулятор для своего автомобиля может быть много. Основная – крайний износ или отказ старого: постоянно снимать на подзарядку батарею или «прикуривать» автомобиль по утрам людям быстро надоедает. При доработках автомобиля часто приходится устанавливать дополнительный аккумулятор или более емкий на замену штатному – это нужно для питания лебедки внедорожника или мощной аудиосистемы шоу-кара.

Что нужно знать при выборе аккумулятора? Во-первых, варианты его конструкции:

  • Свинцово-кислотные аккумуляторы – простейший и самый старый тип. Они состоят из шести банок, в которых свинцовые пластины погружены в раствор серной кислоты. Такие аккумуляторы дешевы, возможность замены электролита позволяет «реанимировать» их в ряде случаев. Ряд моделей, однако, выпускается необслуживаемыми (без возможности вывернуть пробки банок). Они стойко переносят перезаряд, но при глубоком разряде могут необратимо потерять емкость или вообще перестать набирать заряд (происходит разрушение пластин).
  • Гелевые аккумуляторы вместо жидкого электролита используют загущенную кремниевыми соединениями кислоту. Благодаря этому они не только герметичны, но и продолжают работать при любом угле наклона. Гелевые аккумуляторы способны сохранять работоспособность при глубоком разряде, но более требовательны к условиям заряда. Кроме того, их цена наиболее высока.
  • Выполненные по технологии AGM аккумуляторы сочетают в себе элементы конструкции и стандартных батарей, и гелевых: в них используется жидкий электролит, пропитывающий наполнитель (обычно – стекловолокно) между пластинами. Они могут работать практически при любом наклоне (переворачивать вверх дном не рекомендуется). Аккумуляторы AGM стойки к вибрациям, так как наполнитель не дает пластинам разрушаться. Но, в отличие от обычных и гелевых батарей, они чувствительны и к глубокому разряду, и к перезаряду одновременно.

Для старой машины лучшим вариантом станет дешевый свинцово-кислотный аккумулятор. Владельцу нового автомобиля, у которого нет оснований опасаться неисправности генератора, можно посоветовать аккумулятор, выполненный по технологии AGM: несмотря на требовательность к условиям цикла заряда/разряда, он обеспечит больший стартовый ток и быстрое восстановление заряда. Гелевые же аккумуляторы из-за высокой цены чаще всего становятся элементом тюнинга автомобилей. Благодаря высокой токоотдаче и переносимости сильного разряда их часто используют для питания мощных аудиосистем (штатный аккумулятор при этом отвечает за питание основной электрики автомобиля).

Также нужно знать полярность аккумулятора, то есть порядок расположения клемм на его корпусе. Большинство моделей автомобилей имеют слишком короткие или неудобно расположенные силовые провода, чтобы на них можно было ставить батареи «неправильного» типа. Если повернуть аккумулятор клеммами к себе, то у батареи с прямой («российской») полярностью плюсовая клемма будет находиться слева, у батареи с обратной («европейской») – справа.

Пусковой ток аккумулятора, указываемый на его этикетке, может измеряться по разным методикам:

  • EN (европейская методика измерения): измеряется максимальный ток, который аккумулятор может отдавать в течение 10 секунд при температуре -18˚С при напряжении не ниже 7,5 В;
  • DIN (немецкий промышленный стандарт): при той же температуре измеряется средний ток за 30 секунд, при этом напряжение не должно падать ниже 9 В;
  • SAE (американский стандарт): ток измеряется при -18˚С в течении 30 секунд, максимальное падение напряжения – 7,2 В.

Как видно из этого описания, наиболее жесткая методика измерения – стандарт DIN (аккумулятор, выдающий ток 365 А по DIN, по методике EN получит маркировку 600 А). Выбирая аккумуляторную батарею, следует ориентироваться на этот показатель, что позволит рассчитывать на уверенный запуск зимой.

Так как автомобильные аккумуляторы в пределах одной и той же производственной линейки могут иметь разную полярность, емкость и цену, мы за основу рейтинга возьмем наиболее востребованный вариант: аккумуляторы с емкостью от 55 до 70 А*ч.

Лучшие свинцово-кислотные аккумуляторы

Турецкая компания Mutlu – один из лидеров российского рынка. Среди бюджетных аккумуляторов линейка Silver Evolution получила заслуженное признание: усовершенствованная технология производства пластин позволила снизить саморазряд батареи и повысила стойкость аккумулятора к сульфатации. Отсюда – приличный ресурс даже при жесткой эксплуатации.

По результатам различных тестов продукция Mutlu редко попадает в число победителей. Тогда почему мы ставим этот аккумулятор на первое место? Рейтинг лучших автомобильных аккумуляторов формируется не только по характеристикам, которые можно определить в однократном тесте (пусковой ток на морозе, скорость набора заряда и так далее), но и по отзывам реально использующих аккумуляторы людей. Поэтому баллы зависят и от надежности, и от цены: доступный и крепкий «середнячок» хоть и не похвастается рекордными результатами, но прослужит долго и стабильно. С этим проблем у аккумуляторов Mutlu никогда не было.

Аккумулятор Silver Evolution выполнен необслуживаемым, доступа к заливным пробкам у владельца нет. Проконтролировать степень заряженности батареи владелец может через глазок встроенного ареометра с привычной цветовой шкалой «зеленый-белый-черный».

Пусковой ток аккумулятора – 420 А (EN) при емкости 55 А*ч. Этот показатель меньше, чем у двух других участников рейтинга, которые по баллам подошли к Mutlu практически вплотную. Решающие десятые доли балла аккумулятор получает за стабильное качество и низкую цену.

9.5 / 10

Рейтинг

Отзывы

Езжу с ним третий год без проблем. Один раз оставил машину с включенными габаритами, и, хоть меня и пугали тем, что аккумулятор умрет, ничего страшного не произошло – подзарядил, езжу дальше.

Актех (АТ) 55А3

3 620

Этот иркутский аккумулятор почти вплотную подошел к лидеру рейтинга, по показателю стартерного тока в 425 А (EN) даже слегка превзойдя «турка».

По результатам тестов различных изданий изделия Иркутского аккумуляторного завода также показывают себя наилучшим образом: они способны отдавать приличный ток не только в условиях, заданных стандартом измерения, но и при более сильных морозах. Поэтому аккумулятор «Актех» можно посоветовать в первую очередь жителям тех регионов, где зимние заморозки часты и продолжаются долго: Сибири, Дальнего Востока.

Минусом же «Актеха» на протяжении многих лет отмечают спринтерский характер: аккумулятор способен отдавать большой ток, но при равных условиях работы с конкурентами исчерпает свою емкость раньше. Поэтому поездка на автомобиле с неисправным генератором завершится раньше, чем могла бы: до автосервиса можно и не дотянуть. Это не является большим упреком в адрес создателей, все-таки преднамеренно высаживать батарею «в ноль» автовладелец будет только в крайнем случае. Но иметь в виду эту особенность при выборе аккумулятора стоит, за что и был снижен рейтинговый балл.

Конструкция аккумулятора – обслуживаемая, пробки легко выкрутить. Есть встроенный ареометр.

9.4 / 10

Рейтинг

Отзывы

Зимой этот аккумулятор меня никогда не подводил, а морозы у нас бывают и в -30. При этом стоит он приемлемо, и то, что такой качественный продукт делают в России, не может не радовать!

Зверь (ЗВ) 55АЗ

4 200

Тройку лидеров замыкает еще один аккумулятор, произведенный в Иркутске – «Зверь». Этот аккумулятор может похвастаться более современным дизайном и удобной ручкой для переноски, но для детали, которая 99% времени службы скрыта под капотом автомобиля, это не является решающим фактором при выборе.

При той же емкости в 55 ампер-часов «Зверь» лидирует по стартерному току: этот показатель, измеренный по методике EN, составляет 467 А. При этом по своим параметрам в экстремальных условиях он является лидером. В случае, когда на счету каждая лишняя секунда вращения электростартера на морозе, стоит задуматься о приобретении этого аккумулятора.

Конструкция также рассчитана на возможность обслуживания: промывки пластин, замены электролита. Для регулярного контроля состояния предусмотрен «глазок». К сожалению, общий балл «Зверю» пришлось снизить: он не может похвастаться ни стабильностью Mutlu, ни ценой «Актеха». Будь его стоимость ниже, он смог бы рассчитывать как минимум на второе место.

9.3 / 10

Рейтинг

Отзывы

Из имевшихся в магазине аккумуляторов у этого был самый высокий стартерный ток. Возможно, я и переплатил, но уверенность в том, что зимой не придется звонить в такси, опаздывая на работу, того стоит.

TYUMEN BATTERY STANDARD

3 400

Российский производитель продолжает завоевывать бюджетный сегмент рынка: занявший четвертое место в нашем рейтинге автоаккумулятор также произведен в Сибири. Для нового автомобиля, не склонного «подъедать» батарею по ночам, недорогой тюменский аккумулятор серии Standard станет хорошим выбором. Зимой он уверенно прокрутит стартер, даже если Вы умудрились залить масло с низкотемпературной вязкостью 15W – токоотдача здесь доходит до 500А, что даже выше, чем у аккумуляторов, занявших первые три места.

Почему же тогда снижен балл «Тюмени»? Мы не зря упоминали, что это «аккумулятор для исправных автомобилей» - глубокий разряд он переносит плохо, быстро теряя активную массу пластин. И, если при нормальной эксплуатации аккумулятора какое-то снижение емкости Вы сможете заметить года через три, то, высаживая «в ноль», достаточно скоро пойдете в магазин за новым. Максимальный ток, хотя и неплох по современным меркам, под нагрузкой падает с большой скоростью – шансы запустить двигатель с батареей, имеющей пускай и меньшую токоотдачу, но более выраженный характер стайера, будут выше.

Основные плюсы:

  • Невысокая цена.
  • Высокий пусковой ток – хорошая рекомендация для многих автомобилей с мощным мотором, но небольшим аккумуляторным отсеком.

Минусы:

  • Явная чувствительность к глубокому разряду.
  • Не самый большой долгожитель из представленных в рейтинге аккумуляторов.

9.2 / 10

Рейтинг

Отзывы

Хороший недорогой аккумулятор, приятно удивил способностью бодро крутить мотор зимой.

Самый дешевый участник рейтинга лучших свинцово-кислотных аккумуляторов, в принципе, полностью соответствует своей цене: грубо говоря, себестоимость года службы у него та же, что и у «Тюмени» или «Зверя». Ток холодной прокрутки здесь так же мал, как и у Mutlu (420А), но, в отличие от турецкого аккумулятора, «Торнадо» из Курска заметно чувствительнее к условиям эксплуатации, быстро «сдувается» на морозе и не любит глубокий разряд. Продолжая традицию предыдущего описания, самым точным описанием для курской батареи будет «аккумулятор для исправного недорогого автомобиля, который ездит по Геленджику». В таких условиях он проработает как минимум три сезона без проблем, а если повезет (качество здесь не назовешь самым стабильным) – то и дольше.

Основные плюсы:

  • Самая бюджетная цена на рынке.

Минусы:

  • Быстро садится под нагрузкой зимой.
  • Чувствителен к глубокому разряду.

8.9 / 10

Рейтинг

Отзывы

Для «жигуленка» это лучший недорогой аккумулятор. Покупать что-то дороже не вижу смысла. Помрет – куплю новый, невелика проблема.

Лучшие аккумуляторы AGM

Лишние представления концерну Bosch не нужны. Сомневаться в качестве этого аккумулятора не приходится – отзывы владельцев доказывают его достойный ресурс, а тесты автомобильных изданий – стабильные результаты.

К достоинствам этой аккумуляторной батареи можно отнести, в первую очередь, стойкость к длительному разряду слабым током: при редких поездках на автомобиле можно быть уверенным, что аккумулятор не будет быстро разряжаться. Благодаря современной технологии производства AGM-аккумулятор от Bosch быстро набирает заряд.

Но по сравнению с лидером теста он проиграл сразу по нескольким параметрам. При аналогичной цене в список минусоввошли и меньшая емкость (56 А*ч), и заметно меньший стартерный ток 480 А (EN). Кроме того, конструкторы почему-то не предусмотрели возможность контроля заряженности аккумулятора: контрольного «глазка» здесь нет. Поэтому общий балл пришлось снизить.

9.7 / 10

Рейтинг

Отзывы

«Бош» - это «Бош». Не самый дешевый, но зато по-настоящему качественный, лучший аккумулятор для автомобиля. Не могу припомнить, чтобы из-за него у меня были проблемы.

Кайнар Bars Premium 55 Ah

5 242

Второе место рейтинга неожиданно занял гость из Казахстана. При высоких характеристиках (стартерный ток 520 А (EN) при емкости 55 А*ч) он имеет самую низкую среди аналогов цену.

На российский рынок «Барсы» вышли не так давно и изначально получили смешанные оценки: при характеристиках на уровне среднестатистических они отличались не только низкой ценой, но и низкой стойкостью к морозам. При температурах ниже -25˚С их токоотдача резко падала.

Проведенная производителем «работа над ошибками» благотворно сказалась на качестве серии Premium, хотя и заметно увеличила цену батарей. Проблемы с обмерзанием казахстанских AGM-аккумуляторов не были отмечены.

Снижен рейтинг исключительно из-за сравнительно малого количества отзывов: возможно, в дальнейшем с распространением Bars Premium появится больше отрицательных отзывов. Пока же этот аккумулятор можно рекомендовать как недорогой и имеющий при этом солидный стартерный ток.

9.6 / 10

Рейтинг

Отзывы

Продавцы, кстати, утверждали, что он произведен в России. Но какая разница? Работает хорошо, зимой и сам заведусь, и, бывает, соседям помогу. Вот вам и «казах».

Для современных автомобилей, конструкторы которых любят совмещать объемистый двигатель с компактным аккумуляторным отсеком, эта батарея от Exide Technologies станет приятным сюрпризом: способность при 60 ампер-часах емкости отдать в нагрузку 680 ампер – это великолепный результат. Аккумулятор разрабатывался для эксплуатации на автомобилях с системой «старт-стоп», о чем производитель не преминул упомянуть и на наклейке. Отсюда и его характерные особенности – возможность быстро набирать емкость и отдавать большой импульсный ток, для автомобилей, постоянно глушащих и запускающих мотор в городском цикле, это наиболее актуально.

С другой стороны, этот автомобильный аккумулятор одновременно и один из самых дорогих, попавших в рейтинг лучших. Оценить же его преимущества на обычном городском автомобиле с самым распространенным объемом двигателя 1,5-1,6 л Вы просто не сможете, а что, бодро начав отдавать высокий ток, он быстро и сядет, заметить успеете неоднократно. Так что этот аккумулятор имеет достаточно специфический характер, в нашем же рейтинге, рассчитанном на среднестатистических автовладельцев, ему придется урезать баллы.

Основные плюсы:

  • Возможность кратковременно отдавать очень большой ток.
  • Быстрый прием заряда.

Минусы:

  • Быстрое падение емкости под нагрузкой.

9.5 / 10

Рейтинг

Отзывы

Мне, как и многим владельцам FX, проблемы с аккумулятором известны не понаслышке – места под него мало, и большинство батарей долго крутить 3,5 литра просто не могут. Был приятно удивлен «Тудором».

Banner Running Bull

9 700

Список участников рейтинга AGM-аккумуляторов замыкает 60-амперный Running Bull от достаточно хорошо известной австрийской марки. Данная модель может похвастаться пусковым током 640 ампер, что не просто значительно превосходит результаты половины AGM-батарей рейтинга (справедливости ради отметим, что и емкость у них несколько меньше), но и приближает аккумулятор к гелевым по токоотдаче.

Назвать Banner лучшим аккумулятором для зимы мешает тот факт, что свои характеристики на холоде он ощутимо снижает: хотя в рекламных материалах фирмы и указывается, что она поставляет свои изделия на конвейеры немецких автоконцернов, на языке невольно начинает крутиться язвительная шуточка про то, что с 41-го года австрийцы так и не приучились к русскому морозу. Окончательно же добила баллы «Бегущего быка» его неприличная цена.

Основные плюсы:

  • Великолепная токоотдача в тепле.

Минусы:

  • На месте производителя стоило бы написать на корпусе «гелевый», чтобы оправдать цену.

9.3 / 10

Рейтинг

Отзывы

Не доверяю дешевым батареям, как ни крути. Здесь же, по моим личным ощущениям, мощность и ресурс стоят своих денег.

Лучшие гелевые аккумуляторы

Optima Yellow Top 55 Ah

17 750

Американская фирма Optima – признанный эталон в сфере производства гелевых аккумуляторов. При их производстве применяется защищенная патентом технология спиральной укладки пластин, благодаря чему аккумуляторы Optima не только компактны, но и имеют легко узнаваемый вид из-за своих круглых банок.

Стартерный ток этого аккумулятора доходит до недостижимой для других типов батарей величины в 765 А. Способность к быстрой отдаче высокой мощности сделала аккумуляторы серии Yellow Top часто встречающимися элементами мощных аудиосистем: такой аккумулятор практически не дает просадок на резких скачках громкости звука. Небольшой вес и устойчивость к перегрузкам и вибрациям обеспечили «Оптиме» популярность и в автоспорте.

Единственным и, увы, серьезным недостаткомэтого аккумулятора остается его цена.

9.9 / 10

Рейтинг

Отзывы

Я стремлюсь по возможности покупать все самое лучшее. Аккумулятор для своего автомобиля тоже купил самый лучший. Поводов усомниться в своей репутации Optima за три года не давала.

Какой автомобильный аккумулятор лучше купить?

Автомобильный аккумулятор – это вещь, которая приобретается не на один год. При его выборе стоит опираться как на свои потребности и финансовые возможности, так и на отзывы владельцев: не факт, что аккумулятор, выделяющийся цифрами на этикетке, прослужит столько же, сколько более скромная модель. Поэтому при составлении рейтинга аккумуляторов мы стремились учесть все параметры: цену, стабильность, ток, емкость и ресурс, хотя зачастую это сделать трудно.

Обновлено: 14.10.2016

www.expertcen.ru

Чем заряжать гелевый аккумулятор, гелевый аккумулятор как зарядить

Двигатель любого автомобиля требует электроэнергии для своей работы. Если в процессе работы генератор, подключенный к двигателю, способен вырабатывать необходимую энергию, то для её накопления (и для запуска двигателя) используется аккумуляторная батарея.

Аккумулятор, каким его привыкли видеть многие автолюбители, представляет собой герметичный пластиковый короб, внутри которого содержится электролит и электроды, изготовленные, обычно, из свинцовых пластин. В процессе химической реакции, между электролитом и электродами образуется электрический ток. В аккумуляторе имеется несколько ячеек, соединенных последовательно, что позволяет поднять напряжение до требуемого уровня. Не так давно на рынке появились автомобильные аккумуляторы нового типа, это, так называемые, гелевые аккумуляторы. Данный тип широко набирает популярность, поэтому его достоинства и недостатки будут рассмотрены ниже.

Принцип работы гелевого аккумулятора

Гелевый аккумулятор по принципу работы ничем не отличается от простого свинцово-кислотного. В нем так же присутствует электролит, электроды, несколько ячеек. Основное различие между ними состоит в том, что электролит находится не в жидком, а желеобразном состоянии, откуда и произошло название «гелевый» (от слова «гель»).

Данный тип аккумуляторов делится на две группы:

  1. GEL – в кислоту добавляются компоненты, которые приводят к её загустению. Чаще всего это двуокись кремния.
  2. AGM – между электродами находится специальный материал из стекловолокна, который, подобно губке, содержит в себе кислоту.

Гелевые аккумуляторы, в силу своих особенностей, являются герметизированными (не путать с герметичными, так как в процессе работы присутствует небольшое выделение газов, которые стравливаются через спец клапан).

 Из-за того, что кислота находится в связанном состоянии (в виде геля или внутри сепаратора), такие аккумуляторы являются необслуживаемыми.

Для сохранения плотности электролита не требуется долив кислоты или дистиллированной воды.

Преимущества и недостатки

Из-за конструктивных особенностей, у гелевых аккумуляторов имеется ряд преимуществ перед простыми кислотно-свинцовыми:

  • Корпус гелевых аккумуляторов герметизирован, и они не требуют обслуживания.
  • Отсутствие ядовитых выделений во время зарядки. Пары водорода и кислорода, задерживаясь в геле (или в сепараторе) вступают в химическую реакцию с образованием воды. Данный процесс называется рекомбинацией газов.
  • Из-за того, что кислота находится в связанном состоянии, такие аккумуляторы могут работать в любом положении. В случае повреждения корпуса электролит не вытекает.

Но кроме неоспоримых плюсов, имеются так же и значительные недостатки:

  • Основным важным недостатком является их высокая чувствительность к напряжению в процессе зарядки. Напряжение не должно превышать 14.4 вольта, если напряжение заряда будет выше – электролит необратимо разрушается.
  • Аккумуляторы очень боятся короткого замыкания, даже кратковременное короткое замыкание может полностью вывести аккумулятор из работоспособного состояния.
  • Низкие температуры противопоказаны таким аккумуляторам. Электролит, будучи в желеобразном состоянии, ещё больше застывает и аккумулятор не может выдать нужный ток.

Особенности гелевых батарей

Гелевые аккумуляторы очень чувствительны к зарядному току. Большинство реле-регуляторов в автомобиле ограничивает напряжение от 13 до 16 вольт. Гель же начинает необратимо разрушаться при напряжении выше 14,4 вольт, что пагубно влияет на емкость аккумулятора и срок его службы.

Особенности зарядки

Исходя из этих особенностей, при зарядке гелевых батарей необходимо придерживаться следующих правил.

  1. Для зарядки гелевых батарей нужно специальное зарядное устройство, разработанное специально для такого типа аккумуляторов.
  2. Необходимо следить за напряжением зарядки, нельзя превышать пороговое значение 14,5 вольт.

Выбираем зарядное устройство

Большинство зарядных устройств, представленных на рынке, ориентированы на зарядку обычных кислотных аккумуляторов. Допускается использование таких зарядных устройств для зарядки гелевых батарей, если зарядное устройство будет выполнять некоторые требования:

  • Регулировка зарядного тока. Обычные свинцово-кислотные батареи требуют ток заряда 10-15% от емкости. Так, например, для аккумулятора емкостью 100 А*час, требуемый ток для зарядки составляет 10 Ампер. Эти же требования относятся к гелевым аккумуляторам. Многие автоматические зарядки могут неправильно опознать емкость батареи и задать не верный ток, что поведёт к уменьшению емкости батареи.
  • Постоянное напряжение. Как говорилось выше, аккумуляторы очень чувствительны к зарядному напряжению, поэтому необходимо, чтобы оно соответствовало рекомендуемому для зарядки. Необходимо обратить внимание и на буферное напряжение (режим поддержания заряда). При длительной эксплуатации с напряжением, например, 13,6 вольт для аккумуляторов типа AGM, срок службы батарей уменьшается примерно в 1,5 раза.

В общих чертах, для зарядки гелевого аккумулятора лучше всего выбирать специальное зарядное устройство, однако за неимением такого, допустимо заряжать и обычной зарядкой. Параметры для заряда можно найти в инструкции по эксплуатации и вручную задать на зарядном устройстве.

Как долго заряжать гелевый аккумулятор?

Периодичность подзарядки гелевых батарей составляет примерно 1-2 раза в год. Обязательно при этом полностью пройти цикл заряда, во избежание уменьшения емкости. При недостаточном заряде возникает так называемый «эффект памяти». Рассчитать время, которое потребуется для зарядки довольно просто. Допустим, имеется аккумулятор, емкостью 100А*часов, ток зарядки составляет 10 Ампер. Время, необходимое для полного заряда аккумулятора, при этом будет равняться 10 часам (100 А*час делим на ток в 10 Ампер).

Восстановление гелевого аккумулятора

При несоблюдении правил по эксплуатации и зарядке, гелевый аккумулятор выходит из строя. Иногда его можно восстановить. Чаще всего имеются две неисправности, это выход из строя аккумулятора в следствии долгого хранения полностью разряженным и порча в результате зарядки большим напряжением.

В результате длительного хранения полностью севшего аккумулятора, впоследствии, в процессе зарядки, он просто не будет брать нужный ток. Так, как внутреннее сопротивление таких батарей очень мало, то она способна принять большой ток заряда. Для «раскачки» необходима кратковременная подача большого тока (но не забывать, что напряжение должно быть в пределах нормы 14,5 вольт). После того, как на клеммах появится хоть какое то напряжение, зарядку следует продолжать уже обычным зарядным устройством. При зарядке большими токами следует следить за температурой аккумулятора, она не должна превышать 45 градусов. Если температура превышает этот порог – зарядку следует прекратить.

Если же батарея заряжалась большим напряжением, то электролит начинает пузыриться и гель будет отходить от пластин. В таком случае потребуется получить доступ к ячейкам батареи и добавить в ячейки по несколько миллилитров обычного электролита нормальной плотности. Делать это нужно в вакуумной камере. Электролит заполнит пустоту между гелем и электродами и можно будет попробовать поставить аккумулятор на зарядку.

 

advicelawyer.ru

Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов

Каждый водитель прекрасно понимает важность наличия надёжного, качественного аккумулятора для своего автомобиля. Ведь без этого устройства невозможно запустить двигатель транспортного средства, не будет обеспечиваться стабильная работа электроприборов авто.

Технологии шагают вперёд, с ними появляются новые разработки. Аккумуляторные батареи это не обошло стороной.

Разновидности АКБ

Автомобильная батарея представляет из себя герметичный пластиковый корпус, внутри которого находятся пластины-электроды и жидкий электролит. Наиболее популярная среди автолюбителей это кислотная батарея, которая содержит в себе, как правило, свинцовые пластины, между которых находится жидкость-электролит. Существуют различные разновидности электролитов, впрочем, пластины могут быть не только свинцовые, а состоящие из различных сплавов.

Принцип работы АКБ состоит в том, что за счет химической реакции между электродными пластинами и электролитом образуется электрический ток, который впоследствии используется различными приборами автомобиля. Но, кроме кислотных батарей, на рынке появились новые, современные, модифицированные АКБ.

 

AGM и GEL

Автомобильный гелевый аккумулятор содержит в себе раствор кислоты желеобразного вида. Для того чтобы электролит загустел, применяют различные технологии. Существуют следующие типы гелевых аккумуляторов: AGM, GEL. «Поглощающее стекловолокно» — именно так переводится на русский язык Absorptive Glass Mat. Это значит, что пространство между пластинами заполнено специальным веществом, которое не позволяет раствору серной кислоты растекаться, что обеспечивает её гелеподобное состояние.

В автомобильную батарею GEL добавляют двуокись кремния, именно за счет этого химического элемента раствор становится в виде геля. GEL расшифровывается как Gel Electrolite. Подобные АКБ называют «необслуживаемыми», за счет того, что гелевые батареи не нуждаются в доливе воды, как это делают с обычными АКБ на станциях техобслуживания, для того чтобы сохранить необходимую плотность электролита.

Особенности гелевых аккумуляторов

Устройство гелевого аккумулятора позволяют ему иметь некоторые преимущество по сравнению с обычной батареей. Связано это прежде все за счет:

  1. Большего количества пластин-электродов. Что позволяет таким видам АКБ выдерживать в несколько раз больше циклов разрядки-зарядки;
  2. В AMG батареях происходит рекомбинация газов. Это значит, что продукты химической реакции не выбрасываются в атмосферу, а накапливаются в порах стекловолокна. Во время подзарядки батареи эти газы становятся снова частью электролита.

Гелевый аккумулятор для автомобиля, сделанный по технологии GEL, не может похвастаться таким объёмом рекомбинации водорода, кислорода, как в AGM. Но такие батареи отличаются высокой продолжительностью работы и сроком службы. Они служат 10 лет и более.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

Не смотря на все достоинства и преимущества, гелевые автомобильные аккумуляторы уступают в популярности кислотным АКБ, так как имеют некоторые существенные недостатки.

Но начнём с плюсов и преимуществ:

  • Не требуют обслуживания;
  • За счет гелеобразного состояния электролита, такие АКБ могут работать в любом положении;
  • При повреждениях корпуса гель устойчиво сохраняет положение;
  • Увеличенный срок эксплуатации.

Минусы и недостатки:

  • Не выдерживают перезаряда;
  • Высокая стоимость;
  • Для подзаряда требуется использовать специальные зарядные устройства, которые будут обеспечивать нестабильность напряжения;
  • Критичны к температуре окружающей среды.

Подводя итоги можно сказать, что гелевые АКБ имеют как свои плюсы, так и определенные минусы. Они отлично подойдут в качестве аварийной системы энергоснабжения, энергоснабжения в циклических режимах, подойдут для бытового потребления электроэнергии. Но в качестве постоянного источника питания, гелевые аккумуляторы для авто в полной мере не подходят.

avtooverview.ru


Смотрите также